СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Контрольно-измерительный материал для контроля знаний по дисциплине: Биология
ГБПОУ БГТК
Контрольно-измерительные материалы
по дисциплине «Биология»
по специальностям
для обучающихся 1курса
2019
Пояснительная записка
Данные контрольно-измерительные материалы, могут использоваться для оценки уровня и качества освоения учебной дисциплины при промежуточном и административном контроле.
КИМ состоит из трёх частей с 14 текстовых заданий разной сложности:
Часть 1 (А) – 1 уровень сложности. Время выполнения по 2 мин. на задание; часть 2 (В) – 2 уровень сложности. Время выполнения – по 5 мин. на задание; часть 2 (С) – 3 уровень сложности. Время выполнения – по 7.5 мин. на задание.
Распределение заданий по разделам дисциплины
Наименование раздела | № заданий |
Раздел 1.Учение о клетке | А1, А3, В2 |
Раздел 2.Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов | В1 |
Раздел 3. Основы генетики и селекции | А5, А6 |
Раздел 4. Эволюционное учение | А8, А10 |
Раздел 5. История развития жизни на земле | А2, А4 |
Раздел 6. Основы экологии | А7, А9, С1 |
Раздел 7. Бионика | С2 |
Критерии оценок
Часть 1 (А)
За каждое верное выполненное заданий А1-А10 выставляется 1 балл. Максимальное число баллов за правильно выполненные задания этой части — 10 баллов
Часть 2 (В)
За верное выполнение заданий В1 — В2 выставляется 2 балла. Если в ответе содержится одна ошибка, то один балл. За неверный ответ или ответ, содержащий 2 и более ошибок, выставляется 0 баллов.
Максимальное число баллов за верно выполненные задания этой части — 4 балла.
Часть 3 (С)
За верное выполнение задания С выставляется по 3 балла. Максимальное число баллов за верно выполненные задания этой части — 6 баллов.
Оценка «отлично» выставляется студенту при набранных 18-20 баллах.
Оценка «хорошо» выставляется при 15-17 набранных баллах.
Оценка «удовлетворительно» выставляется при 12-10 набранных баллах
Оценка неудовлетворительно ставится, если набрано от 9 и менее баллов.
Вариант 1
ЧАСТЬ 1
А1. Используя какой оптический прибор можно увидеть внутреннее строение хлоропластов?
ручную лупу 3) световой микроскоп
негативную лупу 4) электронный микроскоп
А2. О единстве органического мира свидетельствует
сходство особей одного вида
клеточное строение организмов
обитание организмов в природных и искусственных сообществах
разнообразие видов в природе
А3. В лизосомах клетки, как и в митохондриях, происходит
фотосинтез 3) энергетический обмен
хемосинтез 4) пластический обмен
А4. Среди названных групп организмов укажите прокариот
растения 3) грибы-паразиты
животные 4) цианобактерии
А5. Ген дальтонизма — рецессивный, сцепленный с полом. Укажите генотип мужчины с нормальным цветовым зрением.
XdXd 2) XDXd 3) XdY 4) XDY
A6. Модификационная изменчивость у организмов одного вида
обеспечивает приспособленность к условиям среды обитания
приводит к нарушениям пластического обмена веществ
появляется случайно у отдельных особей
является результатом генных мутаций
А7. Бактерии, потребляющие органические вещества отмерших организмов, по способу питания называют
паразитами 3) хемотрофами
сапротрофами 4) симбионтами
А8. Дифференцировке вида на популяции способствует
способ питания отдельных особей
саморегуляция
изоляция групп особей
забота о потомстве
А9. Сохранение в процессе эволюции особей с полезными в определенных условиях признаками — это результат
естественного отбора 3) борьбы за существование
популяционных волн 4) дрейфа генов
А10. Гомологичными органами у животных являются крылья бабочки и крылья
летучей мыши 3) летучей рыбы
пчелы 4)воробья
ЧАСТЬ 2
В1. Какие из названных продуктов питания человека содержат много углеводов?
свёкла 2) сыр 3) хлеб
4) творог 5)картофель 6)рыба
|
|
|
В2. Установите соответствие между строением, функцией органоидов клетки и их видом.
СТРОЕНИЕ, ФУНКЦИИ | | ОРГАНОИДЫ |
| ||||
| |
|
| ||||
| |
|
| ||||
| | |
| ||||
| | |
| ||||
| | |
| ||||
А | Б | В | Г | Д | |||
| | | | |
ЧАСТЬ 3
С1. Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарный контроль, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.
С2. Почему агроэкосистема менее устойчива, чем природная экосистема? Укажите не менее 3-х причин.
Вариант 2
ЧАСТЬ 1
А1. В клетках растений, в отличие от клеток животных и грибов, происходит
1) выделение 3) дыхание
2) питание 4) фотосинтез
A2. На каком рисунке изображена митохондрия?
А3. Фаза деления, в которой хроматиды расходятся к полюсам клетки, —
1) анафаза 3) профаза
2) метафаза 4) телофаза
А4. Готовыми органическими веществами питаются организмы
автотрофы 3) хемотрофы
гетеротрофы 4) фототрофы
А5. Благодаря непрямому развитию у животных ослабляется конкуренция между
особями разных видов
популяциями разных видов
личинками и взрослыми формами
4) взрослыми особями вида
А6. Как называют особей, образующих один сорт гамет и не дающих расщепления признаков в потомстве?
1)мутантными
гетерозисными
гетерозиготными
гомозиготными
А7. Определите генотип особи жёлтой фигурной тыквы, если при её самоопылении в F1 расщепление признаков по фенотипу соответствовало 9:3:3:1
1)АА ВВ 2)Аа ВВ 3)Аа ВЬ 4)АА ВЬ
А8. Модификационная изменчивость особей вида способствует
сохранению нормы реакции признака
освоению новой среды обитания
приспособлению к условиям среды
усилению обмена веществ
А9. Новые виды в природе возникают в результате искусственного отбора
приспособленности организмов и искусственного отбора
ненаследственных и сезонных изменений в природе
наследственной изменчивости и естественного отбора
ненаследственной изменчивости и колебаний численности популяций
А10. Благодаря какой форме отбора сохраняются в современной природе кистеперые рыбы?
1)методической 3) стабилизирующей
2)движущей 4) разрывающей
ЧАСТЬ 2
В1. Установите соответствие между характеристикой отбора и его видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА | | ВИД ОТБОРА |
| |
|
| |
|
| | |
| | |
| | |
| | |
А | Б | В | Г | Д | Е |
|
|
|
|
|
|
В2. Установите последовательность этапов эмбрионального развития животного.
1)появление мезодермы
2)формирование двух зародышевых листков
3)образование бластомеров
4)образование тканей и органов
|
|
|
|
ЧАСТЬ 3
С1. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх характеристик.
С2. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А — наличие меланина в клетках кожи, а — отсутствие меланина в клетках кожи — альбинизм), а гемофилии — сцеплено с полом (Хн — нормальная свёртываемость крови, Xh — гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины — альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
Вариант 3
ЧАСТЬ 1
А1. Генеалогический метод используют в науке для
получения генных и геномных мутаций
изучения влияния воспитания на онтогенез человека
исследования наследственности и изменчивости человека
изучения этапов эволюции органического мира
А2. «Размножение клеток происходит путём их деления...» — положение теории
онтогенеза 3) эволюционной
клеточной 4) мутационной
A3. Какую функцию выполняет в клетке эндоплазматическая сеть?
синтеза ДНК 3) транспорта веществ
синтеза иРНК 4) образования рибосом
А4. Чем зигота отличается от гаметы?
двойным набором хромосом
одинарным набором хромосом
образуется в результате мейоза
образуется в результате митоза
А5. Сходство зародышевого развития позвоночных животных свидетельствует о (об) их
способности к обмену веществ
зависимости от окружающей среды
клеточном строении
родстве
А6. Особей относят к одному виду, если
они имеют одинаковый набор хромосом
между ними устанавливаются биотические связи
они обитают в одной среде
у них возникают разнообразные мутации
А7. Разнообразие видов растений и животных в природе возникло в результате
искусственного отбора
хозяйственной деятельности человека
действия движущих сил эволюции
модификационной изменчивости
А8. Частное изменение в строении особей вида, способствующее приспособлению к определённым условиям среды обитания, называют
ароморфозом 3) конвергенцией
дегенерацией 4) идиоадаптацией
А9. Каков характер взаимоотношений организмов разных видов, нуждающихся в одинаковых пищевых ресурсах?
хищник — жертва 3) конкуренция
паразит — хозяин 4) взаимопомощь
А10. Поле следует считать агроценозом, так как в нём, в отличие от природного биогеоценоза,
имеются цепи питания
преобладают монокультуры
происходит круговорот веществ
обитают различные виды
ЧАСТЬ 2
В1. Установите последовательность этапов эволюции растений.
возникновение псилофитов
появление многоклеточных водорослей
появление голосеменных
возникновение папоротниковидных
возникновение покрытосеменных
появление одноклеточных водорослей
В2. Установите последовательность процессов, протекающих с участием тРНК. присоединение аминокислоты к тРНК
образование водородных связей между комплементарными нуклеотидами иРНК и тРНК
перемещение тРНК с аминокислотой к рибосоме
отрыв аминокислоты от тРНК
|
|
|
|
ЧАСТЬ 3
С1. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.
С2. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
Вариант 4
ЧАСТЬ 1
А1. Для обнаружения изменений, происходящих с хромосомами в клетках в процессе митоза, используется метод
микроскопии 3) меченых атомов
пересадки генов 4) центрифугирования
А2. В клетке происходит синтез и расщепление органических веществ, поэтому её называют единицей
строения 3) роста
жизнедеятельности 4) размножения
A3. Дезоксирибоза является составной частью
аминокислот 3) иРНК
белков 4) ДНК
А4. У плодовой мухи, дрозофилы, в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках число хромосом
1) 12 2)4 3)8 4) 10
А5. Индивидуальное развитие любого организма от момента оплодотворения до завершения жизнедеятельности — это
филогенез 3) партеногенез
онтогенез 4) эмбриогенез
А6. Сколько типов гамет может образоваться в результате нормального гаметогенеза у особи с генотипом АаВb?
1) один 2) два 3) три 4) четыре
А7. Изменение окраски шерсти зайца-русака осенью и весной — это пример проявления изменчивости
мутационной
комбинативной
генотипической
модификационной
А8. Одна из причин приспособленности бактерий к выживанию состоит в том, что они
в неблагоприятных условиях превращаются в споры
питаются готовыми органическими веществами
используют в процессе дыхания кислород
живут в кислородной среде
А9. Резкое возрастание численности особей в популяции, при котором возникает недостаток ресурсов, приводит к
обострению борьбы за существование
появлению мутаций
возникновению модификаций
появлению комбинативной изменчивости
А10. Почему кактусы выживают в условиях пустыни?
у них приостанавливается фотосинтез
их корни глубоко уходят в почву
они запасают воду в видоизменённых стеблях
у них активизируется дыхание
ЧАСТЬ 2
В1. Чем пластический обмен отличается от энергетического?
энергия запасается в молекулах АТФ
расходуется энергия, запасённая в молекулах АТФ
синтезируются органические вещества
происходит расщепление органических веществ
конечные продукты обмена — углекислый газ и вода
в результате реакций обмена образуются белки
|
|
|
В2. Укажите признаки проявления общей дегенерации у животных.
общий подъём организации
снижение интенсивности жизнедеятельности
упрощение общей организации
отсутствие органов пищеварения при паразитизме
приспособления частного характера
упрощение нервной системы в связи с сидячим образом жизни
|
|
|
ЧАСТЬ 3
С1. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.
С2. Какое значение имеют мутации для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх характеристик.
Вариант 5
ЧАСТЬ 1
А1. Один из признаков отличия живого от неживого — это способность к
изменению размеров 3) разрушению
самовоспроизведению 4) неограниченному росту
А2. В животной клетке отсутствуют
лизосомы
пластиды
элементы комплекса Гольджи
центриоли клеточного центра
A3. Из остатков азотистого основания, дезоксирибомы и фосфорной кислоты состоит
нуклеотид РНК 3) нуклеотид ДНК
тРНК 4) иРНК
А4. Специализированные клетки — гаметы отличаются от соматических тем, что они
диплоидные 3) гибридные
гаплоидные 4) гетерозиготные
А5. На какой стадии развития насекомые активно питаются и растут, но не способны к размножению?
яйца 3) куколки
личинки 4) взрослого насекомого
А6. Укажите генотип особи, гомозиготной по двум парам доминантных генов.
АаВВ 3) ааВВ
ААВЬ 4) ААВВ
А7. В каких клетках млекопитающих мутации наиболее опасны для потомства?
соматических 3) половых
эпителиальных 4) нервных
A8. Оболочка растительной клетки
осуществляет синтез белков
отграничивает содержимое клетки от окружающей среды
служит местом накопления ферментов
обеспечивает образование в клетке органических веществ
А9. Папоротниковидные растения, в отличие от цветковых, размножаются с помощью
спор 3)почкования
корней 4) корнеклубней
А10. Сходство стадий индивидуального развития зародышей животных — это доказательства эволюции
эмбриологические
палеонтологические
сравнительно-анатомические
молекулярно-генетические
ЧАСТЬ 2
В1. Какие из перечисленных примеров можно характеризовать как идиоадаптации?
асимметричные цветки у львиного зева
развитие корнеклубней у георгина
появление покровных тканей у растений
развитие клубней у картофеля
образование тканей и органов у растений
образование плода у цветковых растений
|
|
|
В2. Установите соответствие между процессом, протекающим в клетке, и органоидом, для которого он характерен.
ПРОЦЕСС | | ОРГАНОИД |
| ||||
| |
|
| ||||
| |
|
| ||||
| | |
| ||||
| | |
| ||||
| | |
| ||||
А | Б | В | Г | Д | |||
|
|
|
|
|
ЧАСТЬ 3
С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которые их содержат, исправьте их.
Согласно хромосомной теории наследственности
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый ген занимает определённое место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным набором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.
С2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.
Вариант 6
ЧАСТЬ 1
А1. Ископаемые остатки организмов изучает наука
биогеография 3) сравнительная анатомия
эмбриология 4) палеонтология
А2. Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн?
эволюции 3) клеточную
хромосомную 4) эмбриогенеза
A3. К двумембранным органоидам клетки относят
митохондрии и пластиды
рибосомы и клеточный центр
лизосомы и вакуоли
ЭПС и аппарат Гольджи
А4. В профазе митоза длина хромосомы уменьшается за счёт
редупликации 3) денатурации
спирализации 4)транскрипции
А5. Как называют одну из стадий зародышевого развития позвоночного животного?
онтогенез 3)гаструла
филогенез 4) метаморфоз
А6. Генотипы женского и мужского организмов у человека различаются
числом хромосом в соматических клетках
набором половых хромосом
числом и строением аутосом
числом хромосом в половых клетках
А7. Характеристика ареала, занимаемого видом в природе — это его критерий
1)морфологический 3) биохимический
2)физиологический 4) географический
А8. Сложные отношения между особями одного вида, разных видов и с неживой природой называют
естественным отбором
искусственным отбором
видообразованием
борьбой за существование
А9. Какое значение в жизни бабочки павлиний глаз имеют яркие пятна на крыльях?
отпугивание врагов
слияние с окружающей средой
подражание другим видам
поглощение солнечных лучей
А10. Причина модификационной изменчивости признаков у организмов — изменение
генов 3) хромосом
условий среды 4) генотипа
ЧАСТЬ 2
В1. Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о
биогенной миграции атомов
родстве организмов
происхождении растений и животных от общего предка
Появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад
сходном строении клеток всех организмов
взаимосвязи живой и неживой природы
|
|
|
В2. В экосистеме дубравы саморегуляция проявляется в
сокращении числа деревьев в результате вырубки
минерализации почвы дождевыми червями
усыхании деревьев при устойчивой засухе
зависимости численности белок от урожая желудей
полном уничтожении волками популяции кабанов
ограничении роста численности мышей хищниками
|
|
|
ЧАСТЬ 3
На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2 полный развёрнутый ответ.
С1. Какую роль играют бактерии в круговороте веществ в природе?
С2. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров.
Вариант 7
ЧАСТЬ 1
А1. Как называют отрасль хозяйства, которая получает различные вещества на основе использования микроорганизмов, клеток и тканей других организмов?
бионика 3) микология
биотехнология 4) растениеводство
А2. Главное отличие клеток прокариот от эукариот состоит в
отсутствии ядерного вещества в цитоплазме
наличии рибосом на эндоплазматической сети
наличии органоидов движения
отсутствии оформленного ядра
А3. Характеристика условий обитания разных видов лютиков — это пример критерия видов
физиологического 3) экологического
географического 4) генетического
А4. Сокращение кормовых ресурсов при возрастании численности особей популяции приводит к
обострению борьбы за существование
появлению мутаций
дрейфу генов
появлению комбинативной изменчивости
А5. Пример аналогичных органов —
когти кошки и ногти обезьяны
глаза осьминога и человека
чешуя ящерицы и перо птицы
ноги бабочки и жука
А6. Какая из ископаемых форм человека принадлежит к современным людям?
кроманьонец 3) австралопитек
питекантроп 4)синантроп
А7. Какое влияние оказала интенсивная охота древних людей на биоразнообразие планеты?
природные ландшафты подверглись эрозии
увеличилась численность хищников
расширились ареалы растительноядных животных
сократилось видовое разнообразие и численность копытных
А8. Какой набор хромосом получают гаметы при созревании половых клеток?
полиплоидный 3) диплоидный
гаплоидный 4) тетраплоидный
А9. Новые сочетания генов, которые возникают в процессе мейоза и оплодотворения, служат причиной изменчивости
хромосомной 3) комбинативной
модификационной 4) мутационной
А10. Укажите неверное утверждение.
Идиоадаптации ведут к
росту численности вида
расселению особей на новые территории
общему подъёму организации
возникновению приспособлений к среде обитания
ЧАСТЬ 2
В1. В процессе мейоза происходит
деление эукариотических клеток
формирование прокариотических клеток
уменьшение числа хромосом вдвое
сохранение диплоидного набора хромосом
образование двух дочерних клеток
развитие четырех гаплоидных клеток
| | |
В2. Какие из перечисленных примеров относят к ароморфозам?
появление однопалых конечностей у лошади
возникновение теплокровности у позвоночных
появление полового размножения
развитие подушечек на пальцах у кошачьих
развитие членистых конечностей у членистоногих
серебристая окраска рыб, обитающих в верхних слоях водоёмов
| | |
ЧАСТЬ 3
На задание С1 дайте краткий свободный ответ, а на задания С2 полный развёрнутый ответ.
С1. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.
С2. Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.
Вариант 8
ЧАСТЬ 1
А1. На каком уровне организации живого осуществляется в природе круговорот веществ?
клеточном
организменном
популяционно-видовом
биосферном
А2. В состав всех живых организмов входят нуклеиновые кислоты, что свидетельствует о
многообразии живой природы
единстве органического мира
приспособленности организмов к факторам среды
взаимосвязи организмов в природных сообществах
А3. На подготовительной стадии энергетического обмена исходными веществами являются
аминокислоты 3) моносахариды
полисахариды 4) жирные кислоты
А4. Способность к хемотрофному питанию характерна для некоторых
бактерий 3)растений
животных 4) грибов
А5. Чем зигота отличается от гаметы?
наличием клеточного центра
наличием ядра
набором хромосом
наличием митохондрий
А6. Парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и контролирующие проявление окраски семян гороха, относят к генам
аллельным 3) рецессивным
доминантным 4) сцепленным
А7. Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?
единообразия
расщепления
сцепленного наследования
независимого наследования
А8. Недостаток йода в организме может привести к
кретинизму 3) базедовой болезни
микседеме 4) сахарному диабету
А9. Видом называют группу особей,
скрещивающихся и дающих плодовитое потомство
обитающих в одном природном сообществе
обитающих на общей территории
принадлежащих к одному сорту или породе
А10. Сперматозоид, в отличие от яйцеклетки, не имеет
запаса питательных веществ
клеточной оболочки
обособленного ядра
митохондрий
ЧАСТЬ 2
В1. Установите соответствие между процессом, наблюдаемым в природе, и формой борьбы за существование, которую он характеризует.
ПРОЦЕСС ФОРМА БОРЬБЫ
состязание между особями популяции 1)внутривидовая
за территорию 2)межвидовая
использование жилища одного вида другим
соперничество между особями за самку
вытеснение из местообитания чёрной
крысы серой крысой
охота лисицы на грызунов
А | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
В2. Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена.
образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)
расщепление молекул крахмала до дисахаридов
образование углекислого газа и воды
образование молекул глюкозы
|
|
|
|
ЧАСТЬ 3
С1. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.
С2. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм — d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Вариант 9
ЧАСТЬ 1
А1. Изучение строения мельчайших органоидов клетки и крупных молекул стало возможным после изобретения
1)ручной лупы
2)электронного микроскопа
3)штативной лупы
4)светового микроскопа
А2. Сходство строения и жизнедеятельности клеток всех организмов свидетельствует о (об) их
родстве 3) эволюционном процессе
многообразии 4) приспособленности
А3. Химическую основу хромосомы составляет молекула
рибонуклеиновой кислоты
липида
дезоксирибонуклеиновой кислоты
полисахарида
А4. Образование из одной материнской клетки двух клеток с диплоидным набором хромосом характерно для процесса
митоза 3) созревания яйцеклетки
кроссинговера 4) мейоза
А5. В результате какого процесса формируется генотип потомства?
онтогенеза 3) сперматогенеза
овогенеза 4) оплодотворения
А6. Свойство организмов приобретать новые признаки — это
наследственность 3) развитие
раздражимость 4) изменчивость
А7. Женщина со светлыми (а) прямыми (b) волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим тёмные курчавые волосы. Определите генотип их ребёнка, имеющего светлые и прямые волосы.
1) АаВb 2) Ааbb 3) ааbb 4) ааВb
А8. Модификационная изменчивость
обеспечивает приспособленность к изменениям условий среды
приводит к нарушениям обмена веществ у организмов
понижает интенсивность процессов жизнедеятельности
ведёт к появлению новых комбинаций генов
А9. Фактор эволюции, проявляющийся в обострении конкуренции между особями одного или разных видов, называют
естественным отбором
борьбой за существование
модификационной изменчивостью
методическим отбором
А10. Макроэволюция, в отличие от микроэволюции, ведёт к
усилению конкуренции существующих видов
образованию новых видов растений и животных
образованию крупных таксономических групп
ослаблению действия движущих сил эволюции
ЧАСТЬ 2
В1. Какие процессы жизнедеятельности происходят в ядре клетки?
образование веретена деления
формирование лизосом
удвоение молекул ДНК
синтез молекул иРНК
образование митохондрий
формирование субъединиц рибосом
| | |
В2. Какие из перечисленных примеров относят к идиоадаптациям?
наличие воскового налёта на листьях клюквы
яркая сочная мякоть у плодов черники
наличие млечных желёз у млекопитающих
появление полной перегородки в сердце у птиц
уплощенная форма тела у скатов
двойное оплодотворение у покрытосеменных растений
| | |
ЧАСТЬ 3
С1. Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?
С2. Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрёл в процессе длительной эволюции
Вариант 10
ЧАСТЬ 1
А1. Наука о многообразии организмов и распределении их по родственным группам —
1)цитология 3) систематика
2)селекция 4) биогеография
А2. Немецкие учёные М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных учёных, сформулировали
1) закон зародышевого сходства
2) хромосомную теорию наследственности
3)клеточную теорию
4)закон гомологических рядов
А3. Рибонуклеиновые кислоты в клетках участвуют в
1) биосинтезе белков
2) регуляции обмена жиров
3) образовании углеводов
4) хранении наследственной информации
А4. Каков генотип человека, если его фенотип — светловолосый, голубоглазый (эти признаки рецессивные)?
1)Ааbb 3)AaBb
2)ааВВ 4)aabb
А5. Поворот участка хромосомы на 180 градусов относится к мутациям
геномным
полиплоидным
хромосомным
точковым
А6. Наследственная изменчивость и борьба за существование — это
движущие силы эволюции
причина биологического регресса
идиоадаптация
результаты эволюции
А7. К результатам эволюции относят
борьбу за существование и естественный отбор
приспособленность и многообразие видов
мутационную и комбинативную изменчивость
модификационную и коррелятивную изменчивость
А8. Расширение ареала зайца-русака на протяжении XX века — это пример
дегенерации
ароморфоза
биологического прогресса
биологического регресса
А9. При каких условиях возникает конкуренция между двумя видами?
если соседствуют два вида со сходными экологическими потребностями
если два близкородственных вида долго проживают на одной территории
если два близкородственных вида проживают на смежных территориях
если один вид выступает для другого в качестве ресурса
А10. Какие ароморфозы позволили древним пресмыкающимся освоить наземную среду обитания?
роговой покров, способ размножения
пятипалая конечность, живорождение
покровительственная окраска, способность к регенерации
четырёхкамерное сердце, теплокровность
ЧАСТЬ 2
В1. Какие функции выполняет в клетке плазматическая мембрана?
придаёт клетке жёсткую форму
отграничивает цитоплазму от окружающей среды
служит матрицей для синтеза иРНК
обеспечивает поступление в клетку ионов и мелких молекул
обеспечивает передвижение веществ в клетке
участвует в поступлении веществ путём фагоцитоза и пиноцитоза
|
|
|
В2. К факторам эволюции относят
кроссинговер
мутационный процесс
модификационную изменчивость
изоляцию
многообразие видов
естественный отбор
|
|
|
ЧАСТЬ 3
С1. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака «маленькие глаза», выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков (1,2, 3, 4, 5).
С2. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему.
Ключи к тесту
ВАРИАНТ 1
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 |
4 | 2 | 3 | 4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 145 | 21212 |
С1. Объясните, почему говядину, которая не прошла санитарный контроль, опасно употреблять в пищу в недоваренном или слабо прожаренном виде.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Почему агроэкосистема менее устойчива, чем природная экосистема? Укажите не менее 3-х причин.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2—3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3—4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ВАРИАНТ 2
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 |
4 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | 3 | 3 | 3 | 3 | 121112 | 3214 |
С1. Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трёх характеристик.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2—3 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3—4 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С2. У человека наследование альбинизма не сцеплено с полом (А — наличие меланина в клетках кожи, а — отсутствие меланина в клетках кожи — альбинизм), а гемофилии — сцеплено с полом (Хн — нормальная свёртываемость крови, Xh — гемофилия). Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от брака дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины — альбиноса, больного гемофилией. Составьте схему решения задачи.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает:
3) фенотипы детей: внешне нормальная по обеим аллелям девочка, но носительница генов альбинизма и гемофилии; внешне нормальный по обеим аллелям мальчик, но носитель гена альбинизма. |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не I содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не 1 содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ВАРИАНТ3
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 |
3 | 2 | 3 | 1 | 4 | 1 | 3 | 4 | 3 | 2 | 621435 | 1324 |
С1. Объясните, с чем связано большое разнообразие сумчатых млекопитающих в Австралии и отсутствие их на других континентах.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С2. У гороха посевного жёлтая окраска семян доминирует над зелёной, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с жёлтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим жёлтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с жёлтыми семенами и выпуклыми плодами, 58 — с жёлтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелёными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелёными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает:
АаВb, ААВЬ — 63 — жёлтые семена, выпуклые плоды, Ааbb, ААЬЬ — 58 — жёлтые семена, плоды с перетяжкой, ааВb — 18 — зелёные семена, выпуклые плоды, ааbb — 20 — зелёные семена, плоды с перетяжкой;
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ВАРИАНТ 4
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | B1 | B2 |
1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 1 | 4 | 1 | 1 | 3 | 236 | 346 |
С1. Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника? Назовите не менее двух причин.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но. содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Какое значение имеют мутации для эволюции органического мира? Укажите не менее трёх характеристик.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ВАРИАНТ 5
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 |
2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 4 | 3 | 2 | 1 | 1 | 124 | 21221 |
С1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, которые их содержат, исправьте их.
Согласно хромосомной теории наследственности
1. Гены располагаются в хромосомах в линейном порядке. 2. Каждый ген занимает определённое место — аллель. 3. Гены одной хромосомы образуют группу сцепления. 4. Число групп сцепления определяется диплоидным набором хромосом. 5. Нарушение сцепления генов происходит в процессе конъюгации хромосом в профазе мейоза.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: Ошибки допущены в предложениях:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С2. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья — над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает:
1 — АаВВ (розовые цветки, узкие листья); 1 — АаВb (розовые цветки, промежуточные листья); 1 — ааВВ (белые цветки, узкие листья); 1 — ааВb (белые цветки, промежуточные листья). |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ВАРИАНТ 6
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | B1 | B2 |
4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 2 | 4 | 4 | 1 | 2 | 235 | 246 |
С1. Какую роль играют бактерии в круговороте веществ в природе?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Какие ароморфозы позволили птицам широко распространиться в наземно-воздушной среде обитания? Укажите не менее трёх примеров.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) особенности строения, связанные с полётом: полые кости, превращение передних конечностей в крылья; 2) особенности, обеспечившие высокий уровень обмена веществ и теплокровность: 4-х камерное сердце, особое строение органов дыхания (лёгкие и воздушные мешки), потребление большого количества пищи и др.; 3) развитие центральной нервной системы (передний мозг, мозжечок), сложное поведение (перелёты, забота о потомстве и др.). |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ВАРИАНТ 7
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 |
2 | 4 | 3 | 1 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 | 3 | 136 | 235 |
С1. Какое молоко, стерилизованное или свеженадоенное, прокиснет быстрее в одних и тех же условиях? Ответ поясните.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
С2. Красная окраска ягоды земляники (А) неполно доминирует над белой, а нормальная чашечка (В) неполно доминирует над листовидной. Гены располагаются в разных хромосомах. Определите тип скрещивания, генотипы родителей, а также генотипы и фенотипы потомства, полученного от скрещивания растения земляники с розовыми ягодами и промежуточной формой чашечки, с растением, имеющим красные ягоды и листовидную чашечку. Составьте схему решения задачи.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает:
1 ААВb — красные ягоды, промежуточная чашечка, 1 АаВb — розовые ягоды, промежуточная чашечка, 1 ААbb — красные ягоды, листовидная чашечка, 1 Ааbb — розовые ягоды, листовидная чашечка. |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ВАРИАНТ 8
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 |
4 | 2 | 2 | 1 | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 12122 | 2413 |
С1. Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трёх доказательств.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С2. У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм — d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину, с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ВАРИАНТ 9
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 |
2 | 1 | 3 | 1 | 3 | 4 | 4 | 3 | 2 | 3 | 346 | 125 |
С1 Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм человека?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С2. Приведите не менее трёх прогрессивных биологических признаков человека, которые он приобрёл в процессе длительной эволюции
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
ВАРИАНТ 10
А1 | А2 | А3 | А4 | А5 | А6 | А7 | А8 | А9 | А10 | В1 | В2 |
3 | 3 | 1 | 4 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 1 | 246 | 246 |
С1. По родословной человека, представленной на рисунке, установите характер наследования признака «маленькие глаза», выделенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы родителей и потомков (1,2, 3, 4, 5).
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (правильный ответ должен содержать следующие позиции) | Баллы |
Схема решения задачи включает:
|
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 3 |
Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 3 |
С2. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Элементы ответа: 1) массовое выползание дождевых червей на поверхность почвы наблюдается после сильного дождя, при котором ходы дождевых червей заполняются водой; 2) содержание кислорода в почве уменьшается, дыхание червей затрудняется, и они мигрируют. |
|
Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок | 2 |
Ответ включает 1 из названных выше элементов, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки | 1 |
Ответ неправильный | 0 |
Максимальный балл | 2 |
37