СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно - измерительный материал по русскому языку для 3 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит контрольные диктанты с грамматическим заданием и контрольные списывания.

Просмотр содержимого документа
«Контрольно - измерительный материал по русскому языку для 3 класса»

Приложение 3

Контрольно – измерительный материал по русскому языку

УМК «Школа России»

(авторы учебника Канакина В.П., Горецкий В.Г)

3 класс



Входной контрольный диктант по теме «Повторение»

Цель: повторение и систематизация изученного во 2 классе.


Осенний лес

Октябрь. Деревья давно сбросили желтые листья. В лесу идет дождь, и листва на дорожках не шуршит под ногами. Дрозды кружились над рябиной. Они клевали гроздья сладких ягод. В дубках кричали сойки. Над елью пискнула синичка. Рябчики пролетели в лесную чашу.

Слова для справок: сбросили, рябчик.

З а д а н и я:

1) подчеркнуть главные члены в любом предложении;

2) подобрать к любому из выделенных слов 1—2 однокоренных и обозначить корень;

3) указать части речи в любом предложении.

 

Контрольный диктант № 1 по теме «Предложение»

Осенью

Мы часто ходим в ближний лесок. Красив русский лес осенью. Яркие краски радуют глаз. Падают сухие листья. Земля покрылась пёстрым ковром. Шуршит под ногами пожухлая трава. В лесу смолкли птичьи песни. Вода в лесных ручьях чистая. Хорошо дышать свежим воздухом.

Слова для справок: ходим, воздухом.

Грамматическое задание:

  1. Запишите цифрой, сколько слов в первом предложении.

  2. Слова русский, листья разделите для переноса.

  3. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу, выпишите словосочетания.





Контрольный диктант № 2 по теме «Слово в языке и речи»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.


Прощание с осенью

В октябре стоит сырая погода. Весь месяц льют дожди. Дует осенний ветер. Шумят в саду деревья.

Ночью перестал дождь. Выпал первый снег. Кругом светло. Всё вокруг стало нарядным. Две вороны сели на берёзу. Посыпался пушистый снежок. Дорога подмёрзла. Хрустят листья и трава на тропе у дома.

Слова для справок: стало, подмёрзла.

Грамматическое задание

  1. В первом предложении подчеркните подлежащее и сказуемое, определите части речи.

  2. Выпишите из текста два однокоренных слова, выделите в них корень.

  3. Выпишите из текста слово, в котором букв больше, чем звуков.



Контрольное списывание № 1 по теме «Состав слова»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.




В лютый зимний холод всякая птица спешит к жилью человека. Там легче добыть пищу. Голод убивает обычный страх. Люди перестают пугать осторожную лесную живность. Тетерев и куропатка залетают в хранилища с зерном. Русаки ночью постоянно скачут в сад и огород. Ласки устраивают охоту на мышей в подвалах. Беляки прибегают щипать душистое сено из стогов.

Однажды через открытую дверь в сторожку влетела синичка. Она стала клевать крошки на столе.

По В.Бианки

Слова для справок: постоянно.

Грамматическое задание:

1. Разберите по составу слова сторожка, зимний, душистое.

  1. Подберите однокоренные слова к слову лесную.

  2. Выпишите из текста два глагола с приставками. Приставки выделите.



Контрольное списывание № 2 по теме «Правописание корней слов»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.




Снеговик

Стоит чудесный зимний день. Падает лёгкий снег. Деревья одеты в белые шубки. Спит пруд под ледяной коркой. Яркое солнце на небе.

Выбежала группа ребят. Они стали лепить снеговика. Глазки сделали ему из светлых льдинок, рот и нос из морковки, а брови из угольков. Радостно и весло всем!

Грамматическое задание:

  1. В первом предложении подчеркните главные члены и укажите части речи.

  2. Разберите слова по составу: вариант 1 – зимний, шубки; вариант 2 – белые, морковки.

  3. Найдите в тексте и запишите по одному слову с проверяемым безударным гласным звуком в корне, парным по глухости-звонкости согласным, непроизносимым согласным. Рядом запишите проверочные слова.



Контрольный диктант № 3 по теме «Правописание частей слова»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.


Оляпка

Декабрь. Мороз. Кругом лежит снег. На деревьях пушистые снежинки. С берёз и осин листья давно опали. Только на дубах желтеют листья. Тишина.

Вдруг донеслась весёлая песня. Я оглянулся. На берегу реки сидела птичка. Я шагнул к ней. Птичка кинулась в воду и пропала. Я решил, что она утонула. Но кто это бежит по дну речки? Это оляпка или водяной воробей.

Слова для справок: оляпка, водяной.

Грамматическое задание:

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 – третье, вариант 2 – десятое.

  2. Разберите по составу слова осинка, переход.

  3. Найдите в тексте и подчеркните два слова с безударными гласными в корне, которые можно проверить.



Контрольное списывание № 3 по теме «Имя существительное»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.


Летом

Мой товарищ Витя гости летом у брата. Село Юрьево стоит на берегу реки. Заиграет утром луч солнца, а друзья уже у реки. А вот и первая рыбка – ёрш. Ловили мальчики и крупную рыбу. Попадался окунь, лещ, сом.

Ребята часто ходили в лес за грибами. Однажды они зашли в лесную глушь. Тишина. Только в овраге журчал ключ. Много грибов набрали мальчики в лесной чаще.

Грамматическое задание:

  1. Запишите по два имени существительных женского, мужского и среднего рода.

  2. Запишите пять имён существительных с шипящим звуком на конце.

  3. Разберите оп составу слова рыбка, тишина, лесною.



Контрольный диктант № 4 по теме «Правописание окончаний имён существительных»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил, применять полученные знания на практике.


Летучая мышь


Мы открыли гараж и увидели летучую мышь. Это интересное животное. Днём летучая мышь спит. Широкие крылья закрывают зверька, как плащ. Гаснет последний солнечный луч. Наступает ночь. Летучие мыши ищут добычу.

Учёные пытались объяснить замечательную способность зверька находить дорогу в темноте. Залепляли глазки, нос. Мышь облетала опасные места. Когда мышь пищит, тончайший звук доходит до преграды и идёт назад. Чуткие ушки зверька ловят сигнал.

Грамматическое задание:

  1. Определите падеж имён существительных в последнем предложении.

  2. В первом предложении слово гараж разберите как часть речи.

  3. Разберите по составу слова интересное, глазки, находит.





Контрольный диктант № 5 по теме «Имя прилагательное»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил.



Весна

Над полями и лесами светит яркое солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реке лёд. В долинах зажурчали звонкие ручьи. Надулись на деревьях смолистые почки. На ивах появились мягкие пуховки.

Выбежал на опушку робкий заяц. Вышла на поляну старая лосиха с лосёнком. Вывела медведица на первую прогулку своих медвежат.

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните в предложении главные члены, выпишите словосочетания: вариант 1- четвёртое предложение, вариант 2 – пятое.

  2. Замените прилагательные антонимами и запишите получившиеся словосочетания: вариант 1 – трусливый мальчик, узкий ручей; вариант 2 – старательный ученик, высокий куст.

  3. Определите род, число и падеж имён прилагательных в словосочетаниях сосновую шишку, крепким клювом.



Контрольный диктант № 6 по теме «Глагол»

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил.



Апрель

Это случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили.

Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал весёлый, говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ёжик. Ёж осенью нашёл это укромное местечко. Он ещё не хотел вставать. Но холодный ручей забрался в сухую постельку и разбудил ежа.

По Г.Скребицкому.

Грамматическое задание:

  1. Разберите предложение по членам: вариант 1 –седьмое, вариант2 – девятое.

  2. Разберите слова по составу: вариант 1 –засветило, утренний, берёзки; вариант 2 – развесили, весёлый, местечко.

  3. Определите время, число, лицо глаголов побежал, взглянешь, принесу.



Итоговое контрольное списывание № 4


Поднялось солнце и осветило окрестности золотистым праздничным светом. Наступило ясное летнее утро. Зеленели пастбища, темнел лес, белые крупные облака медленно проплывали по небесной синеве. Вдалеке блеснуло озеро, поросшее по берегам тростником. Узкая дорожка, обсаженная березками, взбегала на пригорок к усадьбе. Деревья сада скрывали широкую лестницу дом с колоннами. Только край зеленой крыши и аккуратный балкончик приветливо выглядывали, маня подъехавшего путешественника каким - то тихим уютом.


Грамматическое задание:

  1. В шестом предложении подчеркнуть грамматическую основу, указать части речи над всеми словами.

  2. Разобрать по составу слова: золотистым, берёзками.

  3. Выписать словосочетания из первого предложения.



Итоговый контрольный диктант

Ц е л ь: выявить сформированность навыков правописания слов с учетом изученных правил.

Весенее утро

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет дрок. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький здоровый запах полыни.

Всё радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

По А.Куприну

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста два слова с безударными гласными в корне. Рядом запишите проверочные слова.

  2. Выпишите из текста два слова с приставками. Приставки выделите.

  3. Разберите предложения по членам: вариант 1 – второе, вариант 2 – третье.