I вариант
Появление на Севере Западной Сибири людей соотносят с эпохой:
А) неолита Б) мезолита
В) палеолита Г) энеолита
Хозяином Верхнего мира у обских угров является?
А) Мир – Сусне Хум Б) Куль - Отыр
В) Торум Г) Хынь - Ики
Важнейшими промысловыми животными в таёжном Обь – Иртышье были?
А) медведь, олень, лиса Б) соболь, лось, куница
В) бобр, медведь, белка Г) северный олень, бобр и лось
Назовите хозяйку Среднего мира в представлениях ханты и манси
А) Иштар Б) Калтащ
В) Бастет Г) Гера
Какой московский князь требовал от новгородцев «серебра закаменьского»?
А) Дмитрий Донской Б) Василий III
В) Юрий Долгорукий Г) Иван Калита
Жители Коды не платили ясака до:
А) 1114 Б) 1534 В) 1644 Г) 1784
Сколько самостоятельных административных единиц входило в «сборную» волость Кодские городки:
А) 3 Б) 9
В) 6 Г) 18
Какая фамилия кодских хантов принадлежит к тор –ёх «соровому народу»:
А) Хатыловы Б) Яркины
В) Нюляковы Г) Ангашуповы
Определите самую северную кодскую волость:
А) Чемашевская Б) Шеркальская
В) Нагакарская Г) Ендырская
В каком году была построена церковь Живоначальной Троицы в Кодском городке?
А) 1600 Б) 1500 В) 1660 Г) 1560
Последствия христианизации:
А) разрушение святилищ
Б) усиление разрыва между высшими и низшими слоями общества
В) полное искоренение язычества
Г) русификация сибирских народов
Миссия христианизации осуществлялась под руководством?
А) патриарха Никона Б) митрополита Макария В) Ф.Лещинского Г) Г. Распутина
Часть II
Определите какие товары были, (данные внесите в таблицу):
А) предметами ввоза
Б) предметами вывоза
1 Сабли
2 Рыбий зуб
3 бобровая струя
4 серебряное блюдо
Соотнесите волости и распространённые в них фамилии:
Чемашевская А) Лазарев
Шеркальская Б) Алексеев
Естыльская В) Пеленкин
Нагакарская Г) Алачев
Малоатлымская Д) Маремьянин
Большеатлымская Е) Костин
3. Когда и в результате каких событий прекратило существование Кодское княжество?
4. По приведённой ниже характеристике определите, о каком ссыльном XVIII века идёт речь?
Высочайшим указом от 8 апреля 1728 года предписывалось самого князя, его жену, сына Александра и дочерей Марию и Александру под строжайшим караулом доставить к новому месту жительства. В Берёзове светлейшего князя и его детей поселили в острог – тюрьму, находившуюся в бывшем Воскресенском монастыре.
II вариант
В эпоху неолита в таёжном Приобье человек научился изготавливать:
А) керамику Б) гипс
В) фарфор Г) кирпич
Хозяином Нижнего мира у манси является?
А) Мир – Сусне Хум Б) Куль - Отыр
В) Торум Г) Хынь - Ики
Важнейшими промысловым занятием в таёжном Обь – Иртышье было?
А) охота Б) бортничество
В) рыболовство Г) собирательство
Назовите младшего сына Торума, занимающего важное место в Среднем мире в представлениях ханты и манси
А) Хынь - Ики Б) Мир – сусне - хум
В) Шамаш Г) Сина
Торговля с Югрой подробно описана в трудах путешественника?
А) Ибн - Фадлан Б) ал - Гарнати
В) Прокопия Кесарийского Г) Афанасия Никитина
Нападение на Пермь «безверних вогуличей» состоялось:
А) 1114 Б) 1455 В) 1644 Г) 1784
Назовите правителя Кодского княжества:
А) Бардак Б) Кучум
В) Алач Г) Самар
Какой род Мось ёх считает своим тотемом лесную шишку:
А) Китуровы Б) Миляховы
В) Лысковы Г) Савины
На помощь Ермаку в Сибирь был направлен отряд стрельцов под командованием:
А) Ивана Кольцо Б) Саввы Болдыря
В) Ивана Сукина Г) Семёна Болховского
В каком году был основан русский город Берёзов?
А) 1490 Б) 1500 В) 1593 Г) 11603
Последствие включения Югры в систему мировой торговли:
А) полное истребление куньих
Б) усиление разрыва между высшими и низшими слоями общества
В) наладилось производство серебряной посуды
Г) небывалый расцвет северной торговли
Первым митрополитом Сибирским и Тобольским стал?
А) архиепископ Корнилий Б) митрополит Макарий
В) патриарх Никон Г) Ф. Лещинский
Часть II
Соотнесите богов с миром их обитания (данные внесите в таблицу):
А) Верхний мир
Б) Средний мир
В) Нижний мир
1 Калтащ
2 Мир – сунне - хум
3 Торум
4 Хынь - Ики
Соотнесите княжества с представителями княжеских династий:
Кодское княжество А) Бардак
Белогорское Б) Сенгеп
Казымское В) Самар
Сосьвинское Г) Алачев
Обдорское Д) Талыба
Сургутское Е) князья Обдорские
Какому российскому учёному – энцеклопедисту принадлежат слова:
«…могущество России да будет прирастать Сибирью»?
О каком ссыльном XVIII века идёт речь?
«По собранным мною (в 1842 -1849 г.г.) в Берёзове преданиям от разных старых людей, - писал Н.А. Абрамов, - был он слабого здоровья, ходил с костылём и носил постоянно бархатные сапоги. Когда они несколько поизнашивались, то отдавал бедным жителям: мущины или мальчики из голенищ выбирали и шили себе жилеты, а женщины – верхи к чабакам (женская тёплая шапка)»
Кодификатор
элементов содержания диагностической работы по региональной истории
для проведения оценки качества предметных достижений в 10 классе
в общеобразовательных учреждениях ХМАО - Югры
Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания среднего общего образования по истории (Приказ Минобразования РФ № 1236 от 19.05.1998 г.) с учетом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089), на основании школьного компонента региональной истории (адаптивная программа «Октябрьский район с древности до наших дней»).
Код разде-ла | Код контроли-руемого элемента | Элементы содержания, проверяемые заданиями работы |
| Тема 1. ВВЕДЕНИЕ | |
| 1.1 | Очерки истории Коды |
| Тема 2. Древняя Кода | |
1 | 2.1 | Древние люди Нижней Оби Заря металла |
| 2.2 | Зарождение традиций промыслового хозяйства. |
| 2.3 | Калтащ – инки. Языческие ритуалы и обычаи |
| Тема 3. Средневековье Коды. | |
| 3.1 | Пришельцы из Приуралья |
| 3.2 | Кодское княжество |
| 3.3 | Ипатьевская летопись об угричах |
| 3.4 | Таёжные городки |
| 3.5 | Обские вассалы Москвы |
| 3.6 | Кодские ханты |
| 3.7 | Кодский князь в военных походах XVI века |
| 3.8 | Кодский этнографический ареал |
| Тема 4. Вассальная зависимость Кодских князей | |
| 4.1 | Закат Кодского княжества |
| 4.2 | Кодские ханты в XVII веке |
| 4.3 | Этнические связи Кодских хантов |
| 4.4 | Троицкая обитель |
| 4.5 | Тест «Кодский этнографический ареал» |
| Тема 5. Кода в составе Российской империи 18 век | |
| 5.1 | Органы управления по сведениям краеведа В.Т. Кузьмина |
| 5.2 | Население Кодского ареала (Е.П. Мартынова) |
| 5.3 | Род занятий населения Кодского ареала |
| 5.4 | Ссыльные. Отравители и колдуны |
| 5.5 | Общественная деятельность купцов. |
| 5.6 | Инородные управы. Устав Сперанского в действии |
| 5.7 | Особенности традиционного хозяйства кодских хантов |
| 5.8 | Особенности традиционной культуры |
| 5.9 | Тест «Особенности традиционного хозяйства и культуры кодских хантов» |
Спецификация диагностической работы
для проведения оценки качества предметных достижений
учащихся 10 класса по региональной истории
в общеобразовательных учреждениях ХМАО - Югры
Цель диагностической работы:
оценить общеобразовательную подготовку по региональной истории в 10 классе средней школы общеобразовательных учреждений с целью установления соответствия качества подготовки требованиям региональных образовательных стандартов и выявления динамики результативности обучения истории;
выявить элементы содержания курса, вызывающих наибольшие затруднения.
Документы, определяющие содержание диагностической работы.
Содержание диагностической работы соответствует нормативным документам:
Обязательному минимуму содержанию основного и среднего (полного) общего образования по математике (Приказ МО от 19.05.1998 г. № 1236);
Региональному компоненту государственного стандарта среднего образования.
Программа Н.Н. Баранова «История ХМАО – Югры с древности до наших дней»
При этом учитываются структура учебного курса, определенная утвержденной программой и избранный учителем учебник, а также время проведения работы.
Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к диагностической работе:
№ п/п | Авторы учебника/учебного | Название учебника |
1 | Н.Н. Баранов | История ХМАО – Югры с древности до наших дней. |
2 | А. Зыков | История Сибири |
3 | Е. Мартынова | Очерки истории и культуры хантов |
Характеристика структуры и содержания диагностической работы
Работа охватывает содержание курса региональной истории России с древности по XIX век включительно. Общее число заданий в работе – 16. Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа (один верный ответ из четырех предложенных). С их помощью проверяется базовый уровень подготовки учеников – знание дат, фактов, объяснение значения понятий, терминов, характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение извлекать информацию из исторических источников, также задание № 8 относится к повышеному уровню знаний.
Часть 2 состоит из 3 заданий повышенного уровня сложности с кратким ответом или в виде сочетания букв или цифр.
Часть 3 включает 2 задания высокого уровня сложности. Задания этой части требуют развернутых ответов. Они проверяют умение анализировать исторические источники, классифицировать и систематизировать факты, давать описание и объяснение исторических событий, явлений.
Распределение заданий по частям диагностической работы
Части работы | Количество заданий | Уровень сложности1 | Тип заданий |
Часть 1 | 11 (с № 1 по № 7; №№ 9- 12) | Б | С выбором ответа |
Часть 2 | 3 ( часть I № 8; часть II № 13, № 14) | П | С кратким ответом |
Часть 3 | 2 ( № 15, №16) | В | С развернутым ответом |
6. Распределение заданий диагностической работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности
Содержание материалов по региональной истории представлено в работе по разделам, определенным с учетом общей периодизации и хронологических рамок. Это разделы:
1) каменный век - начало XV в., 2) XV - XVI века, 3) XVII век, 4)XVIII век. При этом рассматриваются разные аспекты региональной истории – экономика и социальные отношения; внутренняя и внешняя политика Сибири и государства в целом; история материальной и духовной культуры.
В соответствии с названными выше нормативными документами в диагностической работе представлены как содержательные элементы знаний, так и требуемые познавательные умения. Проверяются следующие элементы подготовки по истории учащихся 10 класса:
1. Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией.
2. Знание фактов (места, обстоятельств, участников событий), работа с фактами.
3. Работа с источниками:
3.1. Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь)
4. Объяснение, анализ исторических событий:
4.1. Объяснение исторических понятий, терминов
4.2. Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий
4.3. Указание характерных, существенных признаков событий, явлений
4.4. Объяснение причин и следствий событий
4.5. Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку
7. Распределение заданий диагностической работы по умениям и видам познавательной деятельности в обоих вариантах:
Элементы подготовки | Часть 1 ( количество и № теста) | Часть 2 (№ теста) | Часть 3 (№ теста) |
1.0. Знание дат, работа с хронологией | 2 ( № 6, № 10) | | |
2.0. Знание фактов, работа с фактами | 4 (№№ 1,2,7,12) | | |
3.1. Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь) | | | 1 ( № 16) |
4.1. Объяснение исторических понятий, терминов | 3 (№ 3, № 5, № 9) | | |
4.2. Соотнесение фактов и обобщенных знаний, понятий | | 1(№ 13) | |
4.3. Указание характерных, существенных признаков событий, явлений | | 1(№ 14) | |
4.4. Объяснение причин и следствий событий | 3 ( № 4,№8, №11) | | |
4.5. Систематизация, группировка фактов, | | | 1 (№ 15) |
8. Время выполнения работы. На выполнение диагностической работы отводится 45 минут, инструктаж занимает не более 5 минут.
9. Система оценивания результатов выполнения отдельных заданий и работы в целом.
Задания тестового характера считаются выполненными, если выбранные ответы совпадают с указанными авторами ключами, каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом.
Задание с развернутым ответом оценивается экспертом с учетом правильности и полноты ответа, количество баллов за решение ученика выставляется следующим образом:
0,5 балла выставляется за неполный ответ
1 балл за полный ответ
2 балла за полный ответ и правильное рассуждение в продолжение ответа, при условии аккуратной, чёткой записи на принципах соблюдения единого орфографического режима.
Результаты выполнения работы на базовом и повышенном уровнях анализируется раздельно. Подведение итогов выполнения работы проводится на основе полученных значений коэффициента полноты (%) с переводом в бальную оценку. : «5» - 90%-100; «4» - 75%-89%; «3» - 57%-74%.
10. Дополнительные материалы и оборудование.
Дополнительные материалы не используются, за исключением специально оговоренных случаев.
11. Принципы составления диагностической работы:
Принцип соответствия. Диагностическая работа в целом и отдельные ее задания должны соответствовать документам, перечисленным в пункте 2, а также времени проведения, особенностям реализации программы в конкретном учебном заведении.
Принцип дифференциации. В диагностической работе выделяется уровень минимальных требований и повышенный уровень освоения материала региональной истории. Объем заданий базового (минимальных требований) уровня составляет 57-74% работы.
Принцип полноты предполагает проверку сформированности основных видов деятельности, предусмотренных адаптивной программой модуля. Однако отдельный вариант диагностической работы не претендует на полноту проверки по всем элементам содержания школьного курса, пройденного к моменту проведения диагностики, в силу ограниченности времени выполнения задания учениками. Подбор заданий для варианта диагностической работы определяется по наиболее важным темам, в соответствии с пройденными к моменту проверки элементами содержания.
Принцип равнозначности вариантов диагностической работы. Все варианты равнозначны по сложности, подбор элементов для проверки определяется соответственно обобщенному кодификатору работы и одинаковы для разных вариантов одной работы.
Принцип дополнительности. Варианты диагностической работы включают разные виды заданий, например, с выбором ответа, задания на установление соответствия, со свободным ответом.
12. Специфика проверки диагностической работы.
Результаты выполнения заданий с одним вариантом ответа проверяются экспертами на основе таблицы ответов.
Результаты выполнения заданий с развернутым ответом проверяются учителями истории с учётом пункта 9.
Рекомендации по проверке и оцениванию диагностической работы для учителя.
Инструктаж по структуре и порядку выполнения диагностической работы проводит учитель не более 5 минут, которые включаются в основное время выполнения работы (45 минут).
Задания тестового характера считаются выполненными, если выбранные ответы совпадают с указанными авторами ключами, каждое правильно выполненное задание оценивается одним баллом.
Задание с развернутым ответом оценивается учителем с учетом правильности и полноты ответа, количество баллов за решение ученика выставляется следующим образом:
0,5 балла выставляется за неполный ответ
1 балл за полный ответ
2 балла за полный ответ и правильное рассуждение в продолжение ответа, при условии аккуратной, чёткой записи на принципах соблюдения единого орфографического режима.
Результаты выполнения работы на базовом и повышенном уровнях анализируется раздельно. Подведение итогов выполнения работы проводится на основе полученных значений коэффициента полноты (%) с переводом в бальную оценку. : «5» - 90%-100; «4» - 75%-89%; «3» - 57%-74%. Следовательно, оценки выставляются:
«5» - 14-16 баллов
«4» - 12-13 баллов
«3» - 9 – 11 баллов
«2» - менее 9 баллов, но с учётом рекомендаций для заданий повышенного и высокого уровней.
Ключи к диагностической работе для учащихся 10 класса по региональной истории.
№ задания | Объект проверки и виды деятельности | Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | Знание фактов (места, обстоятельства, участники событий), работа с фактами | В | А |
2 | Знание фактов (места, обстоятельства, участники событий), работа с фактами. | В | Б |
3 | Объяснение, анализ исторических событий - объяснение исторических понятий, терминов | Г | А |
4 | Объяснение причин и следствий событий | Б | Б |
5 | Объяснение, анализ исторических событий - объяснение исторических понятий, терминов | Г | Б |
6 | Знание фактов (места, обстоятельства, участники событий), работа с фактами | В | Б |
7 | Знание фактов (места, обстоятельства, участники событий), работа с фактами | Б | В |
8 | Объяснение причин и следствий событий | Г | В |
9 | Объяснение, анализ исторических событий - объяснение исторических понятий, терминов | А | Г |
10 | Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией | А | В |
11 | Объяснение причин и следствий событий | Г | Г |
12 | Знание фактов (места, обстоятельства, участники событий), работа с фактами | В | А |
13 | Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку Знание дат, периодов наиболее значительных явлений, процессов, работа с хронологией. | А- 1,2 Б-3 В -4 | А – 3 Б - 1, 2 В - 4 |
14 | Систематизация, группировка фактов, понятий, явлений по указанному признаку | 1Е 2Д 3Б 4Г 5В 6А | 1Г 2В 3Б 4Д 5Е 6А |
15 | определение дат, событий, личностей, о которых идет речь | Александр Меншиков | М.В.Ломоносов |
16 | Поиск информации в источнике (определение дат, событий, личностей, о которых идет речь) | Последствия мятежа 1636 года. В 1643 году кодских князей обвинили в несоблюдении православных обычаев | Граф Остерман |
1 Б – базовый уровень
П – повышенный уровень
В – высокий уровень
Максимова Е.В., Максимов И.Ю. Диагностическая работа по региональной истории
Страница 20