СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочная деятельность педагога

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка по теме "Контрольно-оценочная деятельность педагога"

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочная деятельность педагога»

Контрольно – оценочная деятельность педагога «Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку»  В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям»  

Контрольно – оценочная деятельность педагога

«Тот, кого я учу, — это, прежде всего, живой человек, ребенок, а потом ученик. Оценка, которую я ставлю ему — это не только измеритель его знаний, но, прежде всего, мое отношение к нему как к человеку»

В.А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

 

Контроль  – это часть процесса обучения. Контроль  - это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Контроль

это часть процесса обучения.

Контроль - это выявление и сравнение (на определенном этапе обучения) результата учебной деятельности с требованиями, которые задаются к этому результату программой. Причем, контроль знаний и умений конкретного ученика предусматривает оценку этих знаний и умений только по результатам его личной учебной деятельности.

Основная цель контроля и оценки знаний учащихся - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике. В задачу  контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Основная цель контроля

и оценки знаний учащихся - определение качества усвоения учащимися учебного материала, уровня овладения ими знаниями, умениями и навыками, предусмотренными учебной программой по математике.

В задачу контроля входит также определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний позволяет:  определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.

Для учителя

контроль знаний позволяет:

  • определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.
Для ученика контроль знаний позволяет:  привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание,  скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.

Для ученика контроль знаний позволяет:

  • привести в систему усвоенный за определенное время учебный материал,
  • обобщить его,
  • выделить главное,
  • акцентировать на нем внимание,
  • скорректировать в случае необходимости отдельные знания и в оценке и отметке увидеть результаты своей деятельности.
 -  мотивированным;  -  систематическим и регулярным;  -  разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу;  -  быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся;  -  базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

-  мотивированным; -  систематическим и регулярным; -  разнообразным по формам, включать всех учащихся в работу; -  быть всесторонним и объективным на основе дифференцированного подхода к учащимся; -  базироваться на единстве требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся.

Виды контроля  по функциям в учебном процессе Предварительный контроль; Текущий контроль: Тематический контроль; Итоговый контроль.

Виды контроля по функциям в учебном процессе

Предварительный контроль;

Текущий контроль:

Тематический контроль;

Итоговый контроль.

Предварительный контроль Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Предварительный контроль

Предварительный контроль обычно проводят в начале учебного года, полугодия, четверти, на первых уроках нового раздела учебного предмета или вообще нового предмета.

Текущий контроль Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения. Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся.

Текущий контроль

Текущий контроль – наиболее оперативная, динамичная и гибкая проверка результатов обучения.

Его основная цель – анализ хода формирования знаний и умений учащихся.

Тематический контроль Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы. Назначение : систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу.

Тематический контроль

Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы.

Назначение : систематизировать и обобщить материал всей темы; путем повторения и проверки знаний предупредить забывание, закрепить его как базу.

Итоговый контроль Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года.

Итоговый контроль

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года.

Форма проведения контроля Устная; Письменная; Комбинированная.

Форма проведения контроля

Устная;

Письменная;

Комбинированная.

Методы контроля знаний, навыков и умений    Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся. Устный;  Комбинированный опрос; Проверка на основе письменных, графических и практических работ; Программированный; Стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль; Тестовая проверка; Зачёты; Экзамены.

Методы контроля знаний, навыков и умений

Методы контроля - способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учителя и учащихся.

  • Устный;
  • Комбинированный опрос;
  • Проверка на основе письменных, графических и практических работ;
  • Программированный;
  • Стандартизированный (машинный и безмашинный) контроль;
  • Тестовая проверка;
  • Зачёты;
  • Экзамены.
Устный опрос Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Устный опрос

Устный опрос требует устного изложения учеником изученного материала, связного повествования о конкретном объекте окружающего мира. Такой опрос может строиться как беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, сообщение о наблюдении или опыте.

Приемы устного опроса Светофор (используются сигнальные карточки красного и зеленого цвета) а) базовый опрос: красный сигнал – «я ничего не знаю», зеленый сигнал – «знаю»; б) творческий опрос: красный сигнал – «не хочу отвечать», зеленый – «хочу ответить»

Приемы устного опроса

Светофор (используются сигнальные карточки красного и зеленого цвета)

а) базовый опрос: красный сигнал –

«я ничего не знаю», зеленый сигнал – «знаю»;

б) творческий опрос: красный сигнал – «не хочу отвечать», зеленый – «хочу ответить»

Опрос по цепочке (рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа) Программируемый опрос (ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных) Взаимоопрос  (ученики опрашивают друг друга по базовым листам)

Опрос по цепочке (рассказ одного ученика прерывается в любом месте и передается другому жестом учителя. И так несколько раз до завершения ответа)

Программируемый опрос (ученик выбирает один верный ответ из нескольких предложенных)

Взаимоопрос (ученики опрашивают друг друга по базовым листам)

Идеальный опрос (почти шутка)  Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет, - значит, сэкономили время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Идеальный опрос (почти шутка)

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Опроса нет, - значит, сэкономили время и силы. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Ученики поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо…

Письменный опрос Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа -небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях

Письменный опрос

Письменный опрос заключается в проведении различных самостоятельных и контрольных работ. Самостоятельная работа -небольшая по времени (15-20 мин) письменная проверка знаний и умений школьников по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса. Одной из главных целей этой работы является проверка усвоения школьниками способов решения учебных задач; осознание понятий; ориентировка в конкретных правилах и закономерностях

Приемы письменного опроса Выборочный контроль (проверяются работы учащихся выборочно, чьи работы будут проверены никто из детей не знает. Очень удобный вид контроля при большой занятости учителя) Фактологический диктант (диктант проводится по базовым вопросам. На партах только чистый лист и ручка. Работа ведется в быстром темпе.

Приемы письменного опроса

Выборочный контроль (проверяются работы учащихся выборочно, чьи работы будут проверены никто из детей не знает. Очень удобный вид контроля при большой занятости учителя)

Фактологический диктант (диктант проводится по базовым вопросам. На партах только чистый лист и ручка. Работа ведется в быстром темпе.

Тренировочная контрольная работа (работа проводится как обычно, но оценки в журнал ставятся по желанию учащихся) Релейная контрольная работа (контрольная работа проводится по текстам ранее решенных задач. Д/з дается избыточным массивом; чем больше решил, тем больше вероятность на контрольной работе получить знакомую задачу.)

Тренировочная контрольная работа (работа проводится как обычно, но оценки в журнал ставятся по желанию учащихся)

Релейная контрольная работа (контрольная работа проводится по текстам ранее решенных задач. Д/з дается избыточным массивом; чем больше решил, тем больше вероятность на контрольной работе получить знакомую задачу.)

Своя опора (ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы) Особое задание  (продвинутые ученики имеют право на выполнение особо сложного задания, учитель подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться этим правом)

Своя опора (ученик составляет авторский опорный конспект всей ранее изученной темы)

Особое задание (продвинутые ученики имеют право на выполнение особо сложного задания, учитель подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться этим правом)

Оценивание Оценка – не отметка (учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика) Расширение поля отметок (учитель увеличивает свой «оценочный арсенал», введение своей «валюты», которая в дальнейшем обменивается на отметку) Кредит доверия (в некоторых случаях учитель ставит оценку «в кредит»)

Оценивание

Оценка – не отметка (учитель отмечает вслух или жестом каждый успех ученика)

Расширение поля отметок (учитель увеличивает свой «оценочный арсенал», введение своей «валюты», которая в дальнейшем обменивается на отметку)

Кредит доверия (в некоторых случаях учитель ставит оценку «в кредит»)

Как оценивать? Как оценивать? Что оценивать? С какой целью оценивать работу ученика на уроке? (следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи )

Как оценивать?

Как оценивать?

Что оценивать?

С какой целью оценивать работу ученика на уроке?

(следует оценивать всякую деятельность детей, направленную на добывание знаний и прежде всего успехи )

Взаимооценка Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля взаимооценки

Взаимооценка

Рефлексивная контрольно-оценочная деятельность при организации коллективно-учебной деятельности предполагает включение каждого учащегося в действие взаимоконтроля взаимооценки

Норма оценивания устных ответов умение четко и логично излагать материал, глубину содержания выступления, манеру изложения, умение отвечать на вопросы.

Норма оценивания устных ответов

  • умение четко и логично излагать материал,
  • глубину содержания выступления,
  • манеру изложения,
  • умение отвечать на вопросы.
Оценка творческих работ  содержание, оформление, насколько интересна слушателям и т.д.

Оценка творческих работ

  • содержание,
  • оформление,
  • насколько интересна слушателям и т.д.
Формирование самооценки  у учащихся  дать рецензию ответа по следующему алгоритму: достоинства ответа, замечания, дополнения, исправления, общий вывод.

Формирование самооценки у учащихся

дать рецензию ответа по следующему алгоритму:

  • достоинства ответа,
  • замечания,
  • дополнения,
  • исправления,
  • общий вывод.
Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки?  иметь четкое представление о цели учебной деятельности; иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности; четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе; понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.

Какие же принципы следует положить в основу формирования у детей умения самооценки?

  • иметь четкое представление о цели учебной деятельности;
  • иметь четкое представление о познавательных результатах своей учебной деятельности;
  • четко представлять, какими навыками и умениями он должен владеть в том или ином классе;
  • понимать, что самооценка нужна для того, чтобы процесс его учения становился сознательным, а следовательно, более эффективным.
Памятка для учащихся «Рефлексия урока»    Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ... Мне больше всего удалось ... За что я могу себя похвалить? За что я могу похвалить одноклассников? Что приобрёл? Что меня удивило? Для меня было открытием то, что ... Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

Памятка для учащихся «Рефлексия урока»

  • Наш урок подошёл к концу, и Я хочу сказать ...
  • Мне больше всего удалось ...
  • За что я могу себя похвалить?
  • За что я могу похвалить одноклассников?
  • Что приобрёл?
  • Что меня удивило?
  • Для меня было открытием то, что ...
  • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
 Систематический контроль  знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.

Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.