Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации по изобразительному искусству
Назначение контрольных измерительных материалов (КИМ)
КИМ предназначены для определения уровня подготовки обучающихся 6 класса по ИЗО «Искусство в жизни человека» за учебный год.
2. Документы, определяющие содержание КИМ
-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
-Программа Б.М.Неменского Изобразительное искусство.
-Учебник: А.С.Питерских, Г.Е.Гуров. «Искусство в жизни человека» изобразительное искусство, под редакцией Б.М.Неменского.
Структура КИМ
Каждый вариант итоговой работы по изобразительному искусству для 6 класса состоит из 3 частей и включает в себя 16 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Таблица 1. Распределение заданий по частям работы
№ | Части работы | Количество заданий | максимальныйбалл | Тип задания |
1 | Основная часть А | 12 | 12 | С выбором ответа |
2 | Основная часть В | 3 | 16 | С кратким ответом с установлением соответствия |
3 | дополнительная часть С | 1 | 5 | Творческое задание |
| итого | 16 | 33 | |
Распределение заданий работы по содержанию
Таблица №2 Распределение заданий по содержанию
Разделы, включенные в работу | Вся работа | Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 |
Виды изобразительного искусства и основы образного языка | 4(100%) | 3 | 1 | |
Мир наших вещей. Натюрморт. | 3(75%) | 3 | | |
Вглядываясь в человека. Портрет. | 4(67%) | 3 | 1 | |
Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж. | 5(125%) | 3 | 1 | 1 |
итого | 16 | 12 | 3 | 1 |
В работе представлены задания различных уровней сложности: базового и повышенного.
Задания базового уровня включены в обязательную часть работы А и представляют собой 12 тестовых заданий с выбором ответа. Они проверяют знание и понимание содержания материала, изучающегося в течение года.
Задания повышенного уровня включены в основную часть В(задания с кратким ответом и нахождением соответствия) и дополнительную часть С (задание творческого характера). Оно требует от учащихся умения создать художественное произведение (пейзаж, натюрморт, портрет).
Таблица №3 Распределение заданий по уровню сложности
Уровень сложности заданий | Количество заданий | Максимальный балл |
базовый | 12 | 12 |
повышенный | 4 | 21 |
итого | 16 | 33 |
Проверяемые элементы содержания КИМ
Работа по изобразительному искусству включает в себя контролируемые элементы содержания следующих разделов: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», «Мир наших вещей. Натюрморт», «Вглядываясь в человека. Портрет», «Человек и пространство в изобразительном искусстве. Пейзаж».
По каждому разделу предлагаются задания базового и повышенного уровней усвоения учебного материала. В зачете соотношение числа заданий по контролируемым элементам содержания темы определяется учебным временем, отводимым на их изучение в рабочей программе. План, по которому конструируется вариант зачета, обеспечивает диагностику освоения всех содержательных элементов.
Перечень требований к уровню подготовки учащихся по изобразительному искусству
Код | Требования к уровню подготовки учащихся |
1 | знать/различать/понимать: |
1.1 | называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства; |
1.2 | пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы; |
1.3 | видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе; |
1.4 | навыкам создания пейзажных зарисовок; |
1.5 | различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива; |
1.6 | навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения; |
1.7 | различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.); |
1.8 | определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле; |
1.9 | пользоваться графическими материалами (карандаш), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники; |
2 | различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм; |
2.1 | различать и характеризовать виды портрета; |
2.2 | понимать и характеризовать основы изображения головы человека; |
2.3 | пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами; |
2.4 | видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти; |
2.5 | видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов; |
2.6 | использовать графические материалы в работе над портретом; |
2.7 | использовать образные возможности освещения в портрете; |
2.8 | пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке; |
2.9 | называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения; |
Система оценивания работы.
За каждый верный ответ при выполнении заданий с выбором ответа основной части А учащийся получает 1 балл. Максимальный балл за выполнение задания части А – 12 баллов
Оценка выполнения задания с кратким ответом (часть В) зависит от правильного распределения материалов (4 балла), правильного соответствия (4 балла) и правильного определения видов ИЗО (за каждый правильный вид – 0,5 баллов, итого – 8). Максимальный балл за выполнение задания части В – 16 баллов
Задание части С творческого характера (выбор одного варианта из трех) определяется экспертным путем и оценивается по пяти критериям:
Выбор темы, общее настроение работы, ее название
Композиция
Наличие перспективы, пропорции
Проработка деталей
Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)
Максимальный балл за выполнение задания части С составляет 5 баллов.
Выполнение учащимися работы в целом определяется суммарным баллом, полученным ими по результатам выполнения всех заданий работы. Максимальный балл за выполнение всей работы – 33 балла, за задания базового уровня сложности – 12 баллов, повышенного уровня – 21 балл.
баллы | Менее 10 | От 11 до 23 | От 23 до 29 | От 30 до 33 |
отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Время выполнения варианта работы
На выполнение итоговой работы отводится 40-45 минут.
Дополнительные материалы и оборудование
Дополнительные материалы и оборудование: бланк ответа, простой карандаш, альбомный лист, линейка, ластик, пластилин, стек, салфетка.
Ключ к тестовой работе
№ задания | I вариант | II вариант |
А1 | Б | Б |
А2 | Б | В |
А3 | В | В |
А4 | А | Б |
А5 | В | В |
А6 | В | А |
А7 | Б | Б |
А8 | Б | Б |
А9 | В | Б |
А10 | Б | А |
А11 | В | А |
А12 | А | В |
Б1 | 1.Глина, мрамор, металл, гипс 2.уголь, пастель, карандаш, сангина | 1.Кисть, темпера, акварель, холст. 2.уголь, пастель, карандаш, сангина |
Б2 | А4Б3В1Г2 | А5Б3В4Г2Д1 |
Б3 | АИН БД ГЗ ЖО ВЕЛМ КП | АИН БД ГЗ ЖО ВЕЛМ КП |
Демонстрационный вариант
итоговой работы для обучающихся 6 класса по изобразительному искусству
(для оценки индивидуальных достижений обучающихся)
Тема: «Искусство в жизни человека»
Вариант 1
Инструкция по выполнению работы
На выполнение зачетной работы по изобразительному искусству даётся 40 минут. Работа состоит из 3-х частей.
Часть А (основная) состоит из 12 заданий с выбором ответа.
Часть В (основная) состоит из двух заданий, одно из которых запись ответов, а другое – установление соответствия. Часть С представляет собой практическую работу по созданию пейзажа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ на каждое задание основной части А оценивается одним баллом. Задание основной части -1 оценивается 2 баллами, а части В-2 – 6 баллами. Дополнительная часть С оценивается пятью баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. От этого будет зависеть Ваша отметка.
Баллы | Менее 10 | От10 до 16 | От 16 до 23 | От 23 до 25 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Часть А (В заданиях предполагается только один правильный ответ)
А1: Какой из этих видов искусств не относится к изобразительным?
А) Скульптура Б) Дизайн В) Живопись Г) Графика
А 2: Основные цвета это –
А) цвета, которые есть в природе
Б) цвета, которые нельзя получить путём смешения красок
В) цвета, которые образуются путём смешения других цветов
А 3: Произведения какого вида искусства имеют трехмерный объём:
А) архитектура, Б)графика, В)скульптура, Г)живопись;
А 4: Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению неодушевленных предметов, размещенных в единой среде и объединенных в группу:
А) натюрморт, Б) пейзаж, В) портрет;
А 5: Светотень - это:
А) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
Б) тень, уходящая в глубину;
В) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.
А 6: Правила и закономерности изображения предметов и объектов в пространстве.
А) конструкция Б) объем В) перспектива
А 7: Портрет художника или скульптора, выполненный им самим.
А) портрет Б) автопортрет В) скульптура
А 8: Разворот головы персонажа в «профиль» - это:
А) вид спереди; Б) вид сбоку; В) вид пол-оборота.
А 9: Разновидностями какого жанра могут быть: городской, морской, сельский, индустриальный.
А) портрет Б) натюрморт В) пейзаж
А 10: Назовите имя художника.
Его картина «Впечатление. Восходящее солнце» дала название целому художественному направлению - «импрессионизм». Он жил во Франции (1840-1926). Писал преимущественно пейзажи, в которых стремился передать непрерывное изменение освещения. Краски и формы в его картинах как бы вибрируют, почти растворяются.
В Эрмитаже хранятся его работы «Берег реки», «Поле маков» и другие.
А) Огюст Ренуар Б) Клод Моне В) Эдуард Мане
А 11: Вставь пропущенное слово в данное определение.
Портрет, пейзаж, натюрморт - это ... изобразительного искусства.
А) Виды Б) Типы В) Жанры Г) Группы
А 12: Определите, какое из произведений относится к жанру портрета?
А)
Б)
В)
Часть В. (При выполнении части В внимательно читайте условия выполнения заданий)
B 1: Сгруппируй материалы: глина, уголь, пастель, мрамор, металл, карандаш, гипс, сангина. Запишите в нужную строку
Материалы скульптуры:______________________________________________
Графические материалы:______________________________________________
B 2: Соотнесите имя великого портретиста с его произведением, вписав соответствующую букву напротив фамилии.
А)
Б)
В)
1. И.Крамской | |
2. Рембрандт | |
3. И.Репин | |
4. Леонардо да Винчи | |
Г)
В 3: Заполните таблицу, определив, к каким видам изобразительного искусства относятся данные произведения.
1. Живопись | |
2. Графика | |
3. Скульптура | |
4. Архитектура | |
5. Декоративно-прикладное | |
6. Дизайн | |
А) | | Б) | | В) | |
Г) | | Д) | | Е) | |
Ж) | | З) | | И) | |
К) | | Л) | | М) | |
Н) | | О) | | П) | |
| | | | | |
Часть С
С 1: Выполните одно из трех заданий
1) Нарисуй пейзаж в графике. Озаглавь работу.
2) Попробуй создать свой натюрморт, чтобы он рассказал зрителю о тебе
3) Попробуй создать скульптурный портрет литературного героя (по желанию) При оценивании учитывается:
1) Выбор темы, общее настроение работы, ее название
2) Композиция
3) Наличие перспективы, пропорции
4) Проработка деталей
5) Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)
Тема: «Искусство в жизни человека»
Вариант 2
Инструкция по выполнению работы
На выполнение зачетной работы по изобразительному искусству даётся 40 минут. Работа состоит из 3-х частей.
Часть А (основная) состоит из 12 заданий с выбором ответа.
Часть В (основная) состоит из двух заданий, одно из которых запись ответов, а другое – установление соответствия. Часть С представляет собой практическую работу по созданию пейзажа.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Правильный ответ на каждое задание основной части А оценивается одним баллом. Задание основной части В-1 оценивается 2 баллами, а части В-2 – 6 баллами. Дополнительная часть С оценивается пятью баллами. Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. От этого будет зависеть Ваша отметка.
Баллы | Менее 10 | От10 до 16 | От 16 до 23 | От 23 до 25 |
Отметка | 2 | 3 | 4 | 5 |
Часть А (В заданиях предполагается только один правильный ответ)
А1: Какой из этих видов искусств не относится к изобразительным?
А) Скульптура Б) Дизайн В) Живопись Г) Графика
А 2: Дополнительные цвета это –
А) цвета, которые есть в природе
Б) цвета, которые нельзя получить путём смешения красок
В) цвета, которые образуются путём смешения других цветов
А 3: Произведения какого вида искусства имеют трехмерный объём:
А) архитектура, Б)графика, В)скульптура, Г)живопись;
А 4: Жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению природы:
А) натюрморт, Б) пейзаж, В) портрет;
А 5: Светотень - это:
А) отражение света от поверхности одного предмета в затенённой части другого;
Б) тень, уходящая в глубину;
В) способ передачи объёма предмета с помощью теней и света.
А 6:Строение предмета - это.
А) конструкция Б) объем В) перспектива
А 7: Как называется вид, пейзажа с изображением моря.
А) лирический Б) марина В) эпический
А 8: Разворот головы персонажа в «профиль» - это:
А) вид спереди; Б) вид сбоку; В) вид пол-оборота.
А 9: Разновидностями какого жанра могут быть батальный, мифологический:
А) портрет Б) исторический В) пейзаж
А 10: Назовите имя художника.
1877—1878 годах этот художник написал четыре портрета ЖанныСамари, каждый из которых и размерами, и композицией, и колоритом существенно отличается от других. Жанна Самари до своего замужества жила недалеко от мастерской Ренуара на улице Фрошо и часто приходила к нему позировать.
Этот портрет Жанны Самарисчитается одним из наиболее импрессионистических портретов во всём творчестве художника. Жанна, одновременно улыбающаяся и задумчивая, изображена в изысканном зелёно-голубом платье на розовом фоне. Актриса опирается подбородком на левую руку, запястье которой обрамлено браслетом. Её рыжеватые волосы чуть разлетаются в разные стороны.
В Эрмитаже хранятся его картины «Девушка с веером», «В саду», «Дама в черном».
А) Огюст Ренуар Б) Клод Моне В) Эдуард Мане
А 11: Вставь пропущенное слово в данное определение.
Скульптура, живопись, графика - это ... изобразительного искусства.
А) Виды Б) Типы В) Жанры Г) Группы
А 12: Определите, какое из произведений относится к жанру натюрморта?
А)
Б)
В)
Часть В. (При выполнении части В внимательно читайте условия выполнения заданий)
B 1: Сгруппируй материалы: кисть, уголь, пастель, темпера, акварель, карандаш, холст, сангина. Запишите в нужную строку
Материалы живописи:______________________________________________
Графические материалы:______________________________________________
B 2: Соотнесите имя великого портретиста с его произведением, вписав соответствующую букву напротив фамилии.
А)
Б)
В)
Г)
1. И.Крамской | |
2. Рембрандт | |
3. И.Репин | |
4. Леонардо да Винчи | |
В 3:Заполните таблицу, определив, к каким видам изобразительного искусства относятся данные произведения.
1. Живопись | |
2. Графика | |
3. Скульптура | |
4. Архитектура | |
5. Декоративно-прикладное | |
6. Дизайн | |
А) | | Б) | | В) | |
Г) | | Д) | | Е) | |
Ж) | | З) | | И) | |
К) | | Л) | | М) | |
Н) | | О) | | П) | |
| | | | | |
Часть С
С 1: Выполните одно из трех заданий
1) Нарисуй пейзаж в графике. Озаглавь работу.
2) Попробуй создать свой натюрморт, чтобы он рассказал зрителю о тебе
3) Попробуй создать скульптурный портрет литературного героя (по желанию) При оценивании учитывается:
1) Выбор темы, общее настроение работы, ее название
2) Композиция
3) Наличие перспективы, пропорции
4) Проработка деталей
5) Использованная фактура (штрихи, линии, пятна)