СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью,с ТМНР по учебному предмету "Окружающий социальный мир", 6 класс вариант 2
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ И ИТОГОВАЯ И АТТЕСТАЦИЯ
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии) по учебному предмету «Окружающий социальный мир» в 6 классе проводится на основании выявленных у обучающихся умений в доступной форме по овладению планируемыми личностными и предметными результатами освоения ФАООП.
Критерии оценивания:
0 баллов- действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем.
1 балл- смысл действия обучающийся понимает недостаточно (в минимальном объеме), связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию и с контролирующей помощью учителя.
2 балла- обучающийся преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно.
3 балла- обучающийся способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя.
4 балла- обучающийся способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя.
5 баллов- обучающийся самостоятельно применяет действие в любой ситуации
Промежуточная аттестация
1.Город.
1.1. Представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города
Цель: оценить сформированность представления об улицах, площадях, зданиях города, реках, протекающих на территории города
Диагностический материал: картинки с изображением проспекта, улицы, переулка, картинки с изображением вокзалов (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), картинки с изображением разных зданий (больница, поликлиника, парикмахерская, почта, магазин, жилой дом, театр), картинки с изображением площадей, парков города, рек, протекающих на территории города, картинки с изображением назначения зданий; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением проспекта, улицы родного города, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение. Если ребенок владеет вербальной речью, педагог поочередно показывает картинки с изображением проспектов, улиц родного города и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением разных зданий (больница, поликлиника, парикмахерская, почта, магазин, жилой дом, театр), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди больницу (поликлинику, парикмахерскую, почту, магазин, жилой дом, театр)» / «Покажи больницу (поликлинику, парикмахерскую, почту, магазин, жилой дом, театр)» / «Где больница (поликлиника, парикмахерская, почта, магазин, жилой дом, театр)?» / «Посмотри, где больница (поликлиника, парикмахерская, почта, магазин, жилой дом, театр)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог поочередно показывает картинки с изображением зданий и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения зданий, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Для чего нужна больница (поликлиника, парикмахерская, почта, магазин, жилой дом, театр)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог поочередно показывает картинки с изображением зданий и предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, для чего нужна больница (поликлиника, парикмахерская, почта, магазин, жилой дом, театр)?».
4.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением площади, парка, реки, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди площадь (парк, реку)» / «Покажи площадь (парк, реку)» / «Где площадь (парк, река)?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог поочередно показывает картинки с изображением площади, парка, реки и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
1.2. Представление о правилах поведения в общественных местах и на улице
Цель: оценить сформированность представления о правилах поведения в общественных местах и на улице
Диагностический материал: картинки с изображением правил поведения в общественных местах, картинки с изображением правил поведения на улице; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением правил поведения в общественных местах, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди, как нужно вести себя в магазине (театре, автобусе)» / «Покажи, как нужно вести себя в магазине (театре, автобусе)» /«Посмотри, как нужно вести себя в магазине (театре, автобусе)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, как нужно вести себя в магазине (театре, автобусе)».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением правил поведения на улице, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, как нужно вести себя на улице (при переходе на другую сторону дороги)» / «Покажи, как нужно вести себя на улице (переходить дорогу)» / «Посмотри, как нужно вести себя на улице (переходить дорогу)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, как нужно вести себя на улице (переходить дорогу)».
2.Дом, квартира, двор.
2.1. Представление о частях дома
Цель: оценить сформированность представления о частях дома
Диагностический материал: картинки с изображением частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол); картинки с изображением назначения частей дома, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди стену (крышу, окно, дверь, потолок, пол) / «Покажи стену (крышу, окно, дверь, потолок, пол)» / «Где стена (крыша, окно, дверь, потолок, пол)?» / «Посмотри, где стена (крыша, окно, дверь, потолок, пол)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением частей дома и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения частей дома, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Для чего нужна стена (крыша, окно, дверь, потолок, пол)?. Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением назначения частей дома и просит рассказать о назначении частей дома.
2.2. Представление о территории двора
Цель: оценить сформированность представления о территории двора
Диагностический материал: картинки с изображением частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон), картинки с изображением назначения частей территории двора, картинки с изображением правил безопасности и поведения во дворе; картинки, пиктограммы
Порядок проведения :
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением частей территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди место для отдыха (игровую площадку, спортивную площадку, место для парковки автомобилей, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон) / «Покажи место для отдыха (игровую площадку, спортивную площадку, место для парковки автомобилей, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон)» / «Где место для отдыха (игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон)?» / «Посмотри, где место для отдыха (игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением частей территории двора и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения частей территории двора, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), куда ставят автомобили (где играют, сажают цветы)», «Найди (покажи, посмотри), где выбивают ковры (куда относят мусор)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, для чего нужна парковка для автомобилей (игровая (спортивная) площадка, газон, контейнеры для мусора)».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением правил безопасности и поведения во дворе, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди, что можно делать во дворе» /«Покажи, как нужно вести себя во дворе». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что можно делать во дворе» /«Скажи, как нужно вести себя во дворе».
3.Предметы быта
3.1. Представление об электробытовых приборах
Цель: оценить сформированность представления об электроприборах
Диагностический материал: картинки с изображением электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, магнитофон, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер), картинки с изображением назначения электробытовых приборов, картинки с изображением правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами (что можно, что нельзя); картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, блендер, магнитофон, электрический чайник, фен, кондиционер), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди телевизор (утюг, лампу, вентилятор, обогреватель, магнитофон, микроволновую печь, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер) / «Покажи телевизор (утюг, лампу, вентилятор, обогреватель, магнитофон, микроволновую печь, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер)» / «Где телевизор (утюг, лампа, вентилятор, магнитофон, обогреватель, микроволновая печь, магнитофон, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер)?» / «Посмотри, где телевизор (утюг, лампа, вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, магнитофон, блендер, электрический чайник, фен, кондиционер)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением электробытовых приборов и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения электробытовых приборов, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевые инструкции, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), где хранят продукты», «Найди (покажи, посмотри), чем гладят белье»,«Найди (покажи, посмотри), чем сушат волосы», «Найди (покажи, посмотри), чем обогревают помещение, «Найди (покажи, посмотри), где кипятят воду», «Найди (покажи, посмотри), что используют для обогрева (охлаждения) помещения», «Найди (покажи, посмотри), чем перемешивают продукты», «Найди (покажи, посмотри), в чем греют еду», «Найди (покажи, посмотри), где смотрят мультфильмы и кинофильмы», «Найди (покажи, посмотри), что используют для освещения помещения», «Найди (покажи, посмотри), что используют для слушания музыки».Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию«Назови, где хранят продукты (кипятят воду, смотрят мультфильмы и кинофильмы, чем гладят белье, сушат волосы, обогревают помещение, в чем греют еду, что используют для обогрева (охлаждения) помещения, освещения помещения, слушания музыки».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением правил техники безопасности при пользовании электробытовыми приборами, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, что можно делать»
3.2. Представление о предметах мебели
Цель: оценить сформированность представления о предметах мебели
Диагностический материал: картинки с изображением предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод), картинки с изображением назначения предметов мебели, картинки с изображением помещений (кухня, спальная, кабинет и др.); картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение):«Найди стол (стул, диван, шкаф, полку, кресло, кровать, табурет, комод) / «Покажи стол (стул, диван, шкаф, полку, кресло, кровать, табурет, комод)» / «Где стол (стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод)?» / «Посмотри, где стол (стул, диван, шкаф, полку, кресло, кровать, табурет, комод)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением предметов мебели и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол картинки с изображением назначения предметов мебели, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевые инструкции, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), на чем сидят», «Найди (покажи, посмотри), на чем спят», «Найди (покажи, посмотри), где хранят одежду, книги». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, на чем сидят (спят, где хранят одежду, книги)».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением предметов мебели, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), какая мебель на кухне (в спальне, в гостиной и т.п.)».
3.3. Представление о предметах посуды и кухонного инвентаря
Цель: оценить сформированность представления о предметах посуды и кухонного инвентаря
Диагностический материал: картинки с изображением предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, нож), картинки с изображением назначения предметов посуды, картинки с изображением предметов кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка), картинки с изображением назначения предметов кухонного инвентаря; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди тарелку (стакан, кружку, ложку, вилку, нож, кастрюлю, сковороду, чайник, нож) / «Покажи тарелку (стакан, кружку, ложку, вилку, нож, кастрюлю, сковороду, чайник)» / «Где тарелка (стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник)?» / «Посмотри, где тарелка (стакан, кружка, ложка, вилка, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением предметов посуды и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол картинки с изображением назначения предметов посуды, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевые инструкции, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), из чего едят», «Найди (покажи, посмотри), чем едят», «Найди (покажи, посмотри), из чего пьют», «Найди (покажи, посмотри), в чем варят», «Найди (покажи, посмотри), на чем жарят», «Найди (покажи, посмотри), чем режут», «Найди (покажи, посмотри), из чего наливают». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, из чего едят (пьют, чем едят, режут, в чем варят, на чем жарят)».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением предметов кухонного инвентаря (терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди терку (овощечистку, разделочную доску, дуршлаг, половник, открывалку) / «Покажи терку (овощечистку, разделочную доску, дуршлаг, половник, открывалку)» / «Где терка (овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка)?» / «Посмотри, где терка (овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением предметов кухонного инвентаря и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
4.Педагог кладет на стол картинки с изображением назначения предметов кухонного инвентаря, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевые инструкции, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), из на чем режут»,
«Найди (покажи, посмотри), чем открывают банки», «Найди (покажи, посмотри), чем чистят овощи», «Найди (покажи, посмотри), чем накладывают пищу», «Найди (покажи, посмотри), с помощью чего промывают ягоды, макароны». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, на чем режут (чем открывают банки, чистят овощи, накладывают пищу, с помощью чего промывают ягоды, макароны)».
3.4. Представление о предметах интерьера
Цель: оценить сформированность представления о предметах интерьера
Диагностический материал: картинки с изображением предметов интерьера (люстра, настольная лампа, ваза, штора, статуэтка, скатерть, зеркало), картинки с изображением назначения предметов интерьера; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением предметов интерьера (люстра, настольная лампа, ваза, штора, статуэтка, скатерть, зеркало), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди люстру (настольную лампу, вазу, штору, статуэтку, скатерть, зеркало) / «Покажи люстру (настольную лампу, вазу, штору, статуэтку, скатерть, зеркало)» / «Где люстра (настольная лампа, ваза, штора, статуэтка, скатерть, зеркало)?» / «Посмотри на люстру (настольную лампу, вазу, штору, статуэтку, скатерть, зеркало)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением предметов интерьера и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол картинки с изображением назначения предметов интерьера, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевые инструкции, понятные ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), что стелют на стол», «Найди (покажи, посмотри), во что ставят цветы», «Найди (покажи, посмотри), что вешают на окна», «Найди (покажи, посмотри), что вешают на потолок», «Найди (покажи, посмотри), что ставят на стол (на полку, в шкаф)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что стелют на стол (во что ставят цветы, что вешают на окна, на потолок, что ставят на стол (на полку, в шкаф)».
3.5. Представление о предметах аудио, видеотехники и средствах связи
Цель: оценить сформированность представления об аудио, видеотехнике и средствах связи
Диагностический материал: картинки с изображением аудио, видеотехники и средств связи (сотовый телефон, телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер), картинки с изображением назначения предметов интерьера; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением аудио, видеотехники и средств связи (сотовый телефон, телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди сотовый телефон (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер)» / «Покажи сотовый телефон (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер)» / «Где сотовый телефон (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер)?» / «Посмотри на сотовый телефон (телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением аудио, видеотехники и средств связи и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
Педагог кладет на стол картинки с изображением назначения аудио, видеотехники и средств связи, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевые инструкции, понятные ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), что нужно, чтобы позвонить», «Найди (покажи, посмотри), что нужно, чтобы послушать музыку»,«Найди (покажи, посмотри), что нужно, чтобы посмотреть фильм (мультфильм)», «Найди (покажи, посмотри) …». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, для чего нужен телефон (планшет, видеоплеер, плеер, компьютер)».
4.Предметы и материалы, изготовленные человеком.
4. 1. Представление о бумаге
Цель: оценить сформированность представления о бумаге
Диагностический материал: листы бумаги разной плотности, фактуры (глянцевая, бархатная), пластилин, деревянная дощечка, кусок пластика; картинки (мнемокартинки) с изображением свойств бумаги (рвется, мнется, намокает), картинки (мнемокартинки) с изображением свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость), картинки с изображением предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.), картинки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов, картинки с изображением инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол) и других инструментов (молоток, лопата, вилка); картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
Педагог кладет на стол перед ребенком листы бумаги разной плотности, фактуры (глянцевая, бархатная), пластилин, деревянную дощечку, кусок пластика, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди бумагу» / «Покажи бумагу» / «Где бумага?» /«Посмотри на бумагу».
1.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди толстую (тонкую, глянцевую, матовую, бархатную) бумагу» / «Покажи толстую (тонкую, глянцевую, матовую, бархатную) бумагу» / «Где толстая (тонкая, глянцевая, бархатная) бумага» / «Посмотри на толстую (тонкую, глянцевую, матовую, бархатную) бумагу».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки (мнемокартинки) с изображением свойств бумаги (рвется, мнется, намокает) и картинки (мнемокартинки) с изображением свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди свойства бумаги» / «Покажи свойства бумаги» /«Где свойства бумаги?» / «Посмотри на свойства бумаги». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Покажи и назови свойства бумаги».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди, что сделано из бумаги» / «Покажи, что сделано из бумаги» / «Где предметы из бумаги?» / «Посмотри, что сделано из бумаги». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что сделано из бумаги».
4.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол), картинки с изображением других инструментов (молоток, лопата, вилка), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди, какими инструментами работают с бумагой» /«Покажи, какими инструментами работают с бумагой» / «Посмотри, какими инструментами работают с бумагой». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, какими инструментами работают с бумагой».
4.2. Представление о дереве
Цель: оценить сформированность представления о дереве
Диагностический материал: картинки (мнемокартинки) с изображением свойств дерева (прочность, твѐрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит), картинки (мнемокартинки) с изображением свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость), картинки с изображением предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери и др.), картинки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов, картинки сизображением инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор) и других инструментов (ножницы, лопата, вилка); картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки (мнемокартинки) с изображением свойств дерева (прочность, твѐрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит), картинки (мнемокартинки) с изображением свойств резины (эластичность, непрозрачность, водонепроницаемость), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди свойства дерева» /«Покажи свойства дерева» / «Где свойства дерева?» / «Посмотри на свойства дерева». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию:«Покажи и назови свойства дерева».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди, что сделано из дерева» / «Покажи, что сделано из дерева» / «Где предметы из дерева?» / «Посмотри, что сделано из дерева». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что сделано из дерева».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево (молоток, пила, топор), картинки с изображением других инструментов (ножницы, лопата, вилка), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение):«Найди, какими инструментами работают с деревом» / «Покажи, какими инструментами работают с деревом» / «Посмотри, какими инструментами работают с деревом». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, какими инструментами работают с деревом».
4.3. Представление о ткани
Цель: оценить сформированность представления о ткани
Диагностический материал: картинки (мнемокартинки) с изображением свойств стекла (прозрачность, хрупкость), картинки (мнемокартинки) с изображением свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвѐтся), картинки с изображением предметов, изготовленных из ткани (одежда, скатерть, штора, постельное бельѐ), картинки с изображением инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла), картинки с изображением инструментов (молоток, ложка); картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки (мнемокартинки) с изображением свойств стекла (прозрачность, хрупкость), картинки (мнемокартинки) с изображением свойств ткани (мягкая, мнется, намокает, рвѐтся), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди свойства ткани» / «Покажи свойства ткани» / «Где свойства ткани?» / «Посмотри на свойства ткани». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови свойства ткани».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением предметов, изготовленных из разных материалов, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди, что сделано из ткани» / «Покажи, что сделано из ткани» / «Где предметы из ткани / «Посмотри, что сделано из ткани». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что сделано из ткани».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла), других инструментов (ложка, молоток), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди, какими инструментами работают с тканью»/ «Покажи, какими инструментами работают с тканью» / «Посмотри, какими инструментами работают с тканью». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, какими инструментами работают с тканью».
Итоговая аттестация
1.Страна.
1.1. Представление о государстве Россия и государственной символике
Цель: оценить сформированность представления о государстве Россия и государственной символике
Диагностический материал: картинки с изображением государственной символики (герб, флаг), фото президента РФ, министра иностранных дел, столицы государства и других городов, аудиозапись гимна РФ и других государств; карта мира; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением государственной символики (герб, флаг), фото президента РФ, министра иностранных дел, столицы государства и других городов, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди герб (флаг, президента РФ, столицу РФ)» / «Покажи герб (флаг, президента РФ, столицу РФ)» / «Где герб (флаг, президент РФ, столица РФ)?» / «Посмотри, где герб (флаг, президент РФ, столица РФ)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением государственной символики, фото и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевые инструкции (графическое изображение): «Послушай музыку и узнай гимн РФ».
3.Педагог кладет на стол (вешает на доску) перед ребенком карту мира, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи) на карте Россию».
2.Традиции, обычаи.
2.1. Представление о празднике, традициях
Цель: оценить сформированность представления о празднике, традициях
Диагностический материал: картинки с изображением праздников, картинки с изображением атрибутов праздников, картинки с изображением школьных традиций; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением праздников (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, Международный женский день, Рождество, Пасха), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди Новый год (День защитника Отечества, День Победы, Международный женский день, Рождество, Пасху) /«Покажи Новый год (День защитника Отечества, День Победы, Международный женский день, Рождество, Пасху)» / «Где Новый год (День защитника Отечества, День Победы, Международный женский день, Рождество, Пасха)?» / «Посмотри, где Новый год (День защитника Отечества, День Победы, Международный женский день, Рождество, Пасха)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением праздников и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол картинки с изображением атрибутов праздников, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевые инструкции, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), что относится к Новому году (Дню защитника Отечества, Дню Победы, Международному женскому дню, Рождеству, Пасхе». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что относится к Новому году (Дню защитника Отечества, Дню Победы, Международному женскому дню, Рождеству, Пасхе».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением школьных традиций (каникулы, День знаний, День открытых дверей, Последний учебный день), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди каникулы (День знаний, День открытых дверей, Последний учебный день) / «Покажи каникулы (День знаний, День открытых дверей, Последний учебный день)» / «Где каникулы (День знаний, День открытых дверей, Последний учебный день)?» / «Посмотри, где каникулы (День знаний, День открытых дверей, Последний учебный день)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением школьных традиций и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
3.Транспорт.
3.1. Представление о наземном транспорте
Цель: оценить сформированность представления о наземном транспорте
Диагностический материал: картинки с изображением транспортных средств (поезд, трамвай, автомобиль, автобус, велосипед, троллейбус), картинки с изображением назначения транспортных средств, картинки с изображением составных частей транспортных средств (колеса, руль, кузов, мотор; паровоз, вагоны, колеса); картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением транспортных средств (поезд, трамвай, автомобиль, автобус, велосипед, троллейбус), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди поезд (трамвай, автомобиль, автобус, велосипед, троллейбус) /«Покажи поезд (трамвай, автомобиль, автобус, велосипед, троллейбус)» / «Где поезд (трамвай, автомобиль, автобус, велосипед, троллейбус)?» / «Посмотри, где поезд (трамвай, автомобиль, автобус, велосипед, троллейбус)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением транспортных средств и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения транспортных средств, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, для чего нужен поезд (трамвай, автомобиль, автобус, велосипед, троллейбус) / «Покажи, для чего нужен поезд (трамвай, автомобиль, автобус, велосипед, троллейбус)» / «Посмотри, для чего нужен поезд (трамвай, автомобиль, автобус, велосипед, троллейбус)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, для чего нужен поезд (трамвай, автомобиль, автобус, велосипед, троллейбус)».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением составных частей транспортных средств (колесо, руль, кузов, паровоз, вагон), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение):
«Найди колесо (руль, кузов, паровоз, вагон) / «Покажи колесо (руль, кузов, паровоз, вагон)» / «Где колесо (руль, кузов, паровоз, вагон)?» / «Посмотри, где колесо (руль, кузов, паровоз, вагон)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением составных частей транспортных средств и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением составных частей транспортных средств (колесо, руль, кузов, паровоз, вагон) и картинки с изображением автомобиля и поезда, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), что относится к поезду (автомобилю)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что относится к поезду (автомобилю)».
4.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), что относится к рельсовому (безрельсовому) транспорту». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что относится к рельсовому (безрельсовому) транспорту».
3.2. Представление о воздушном транспорте
Цель: оценить сформированность представления о воздушном транспорте
Диагностический материал: картинки с изображением транспортных средств, относящихся к воздушному транспорту (самолет, вертолет, воздушный шар), картинки с изображением назначения воздушного транспорта, картинки с изображением составных частей самолета (корпус (крылья, хвост), шасси, мотор); картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением транспортных средств, относящихся к воздушному транспорту (самолет, вертолет, воздушный шар), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди самолет (вертолет, воздушный шар) / «Покажи самолет (вертолет, воздушный шар)» / «Где самолет (вертолет, воздушный шар)?» / «Посмотри, где самолет (вертолет, воздушный шар)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением транспортных средств, относящихся к воздушному транспорту, и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения транспортных средств, относящихся к воздушному транспорту, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, для чего нужен самолет (вертолет, воздушный шар) / «Покажи, для чего нужен самолет (вертолет, воздушный шар)» / «Посмотри, для чего нужен самолет (вертолет, воздушный шар)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию:«Назови, для чего нужен самолет (вертолет, воздушный шар)».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением составных частей самолета (корпус (крылья, хвост), шасси, штурвал), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди корпус (крылья, хвост) (шасси, штурвал) / «Покажи корпус (крылья, хвост) (шасси, штурвал)» / «Где корпус (крылья, хвост) (шасси, штурвал)?» / «Посмотри, где корпус (крылья, хвост) (шасси, штурвал)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением составных частей самолета и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
3.3. Представление о водном транспорте
Цель: оценить сформированность представления о водном транспорте
Диагностический материал: картинки с изображением транспортных средств, относящихся к водному транспорту (катер, лодка, корабль (пароход, теплоход)), картинки с изображением назначения водного транспорта, картинки с изображением составных частей корабля (корпус, палуба, якорь, штурвал), картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением транспортных средств, относящихся к водному транспорту (катер, лодка, корабль (пароход, теплоход)), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди катер (лодку, корабль (пароход, теплоход)) / «Покажи катер (лодку, корабль (пароход, теплоход))» / «Где катер (лодка, корабль (пароход, теплоход))?» /«Посмотри, где катер (лодка, корабль (пароход, теплоход))». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением транспортных средств, относящихся к водному транспорту, и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2..Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения транспортных средств, относящихся к водному транспорту, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, для чего нужен катер (лодка, корабль (пароход, теплоход)) / «Покажи, для чего нужен катер (лодка, корабль (пароход, теплоход))» / «Посмотри, для чего нужен катер (лодка, корабль (пароход, теплоход))».
Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию:
«Назови, для чего нужен катер (лодка, корабль (пароход, теплоход))».
3.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением составных частей корабля (корпус, палуба, якорь, штурвал), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди корпус (палубу, якорь, штурвал) / «Покажи корпус (палубу, якорь, штурвал)» / «Где корпус (палуба, якорь, штурвал)?» / «Посмотри, где корпус (палуба, якорь, штурвал)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением составных частей корабля и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
3.4. Представление о космическом транспорте
Цель: оценить сформированность представления о космическом транспорте
Диагностический материал: картинки с изображением транспортных средств, относящихся к космическому транспорту (космическая ракета, космический аппарат), картинки с изображением назначения космического транспорта; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением транспортных средств, относящиеся к космическому транспорту (космическая ракета, космический аппарат), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди космическую ракету (космический аппарат)» /
«Покажи космическую ракету (космический аппарат)» / «Где космическая ракета (космический аппарат)?» / «Посмотри, где космическая ракета (космический аппарат)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением транспортных средств, относящихся к космическому транспорту, и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения транспортных средств, относящихся к космическому транспорту, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, для чего нужна космическая ракета (космический аппарат)» / «Покажи, для чего нужна космическая ракета (космический аппарат)» / «Посмотри, для чего нужна космическая ракета (космический аппарат)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, для чего нужна космическая ракета (космический аппарат)»
3.5. Представление о специальном транспорте
Цель: оценить сформированность представления о специальном транспорте
Диагностический материал: картинки с изображением транспортных средств, относящихся к специальному транспорту (пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина), картинки с изображением назначения специального транспорта; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением транспортных средств, относящихся к спецмальному транспорту (пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди пожарную машину (машину скорой помощи, полицейскую машину)» / «Покажи пожарную машину (машину скорой помощи, полицейскую машину)» / «Где пожарная машина (машина скорой помощи, полицейская машина)?» / «Посмотри, где пожарная машина (машина скорой помощи, полицейская машина)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением транспортных средств, относящихся к специальному транспорту, и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения транспортных средств, относящихся к специальному транспорту, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, для чего нужна пожарная машина (машина скорой помощи, полицейская машина) / «Покажи, для чего нужна пожарная машина (машина скорой помощи, полицейская машина)» / «Посмотри, для чего нужна пожарная машина (машина скорой помощи, полицейская машина)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, для чего нужна пожарная машина (машина скорой помощи, полицейская машина)».
3.6. Представление об общественном транспорте
Цель: оценить сформированность представления об общественном транспорте
Диагностический материал: картинки с изображением транспортных средств, относящихся к общественному транспорту (самолѐт, поезд, корабль, автобус, такси, маршрутное такси, трамвай, троллейбус, метро), картинки с изображением правил поведения в общественном транспорте; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением транспортных средств, относящихся к общественному транспорту (самолѐт, поезд, корабль, автобус, такси, маршрутное такси, трамвай, троллейбус, метро) и специальному транспорту (пожарная машина, машина скорой помощи, полицейская машина), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди, что относится к общественному транспорту)» / «Покажи, что относится к общественному транспорту)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением транспортных средств, относящихся к специальному транспорту, и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что относится к общественному транспорту».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением правил поведения в общественном транспорте, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди, что можно делать в общественном транспорте» / «Покажи, что можно делать в общественном транспорте» /«Посмотри, что можно делать в общественном транспорте». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что можно делать в общественном транспорте».
3.7. Представление о профессиональной деятельности людей, работающих на транспорте
Цель: оценить сформированность представления о профессиональной деятельности людей, работающих на транспорте
Диагностический материал: картинки с изображением транспортных средств (автобус, самолет, поезд), картинки с изображением профессий людей, работающих на транспорте, картинки с изображением деятельности людей, работающих на транспорте; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением профессий людей, работающих на транспорте (водитель, кондуктор, машинист, проводник, капитан, матрос, летчик, стюардесса), привлекает внимание ребенка, показывает поочередно картинки с изображением транспортных средств (автобус, самолет, поезд) и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение):«Найди, кто работает на автобусе (самолете, поезде)» / «Покажи, кто работает на автобусе (самолете, поезде)» / «Посмотри, кто работает на автобусе (самолете, поезде)».Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию:«Назови, кто работает на автобусе (самолете, поезде)».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением деятельности людей, работающих на транспорте, привлекает внимание ребенка, показывает поочередно картинки с изображением водителя, кондуктора, машиниста, проводника, капитана, матроса, летчика, стюардессы и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Найди, что делает водитель (кондуктор, машинист, проводник, капитан, матрос, летчик, стюардесса)» / «Покажи, что делает водитель (кондуктор, машинист, проводник, капитан, матрос, летчик, стюардесса)» / «Посмотри, что делает водитель (кондуктор, машинист, проводник, капитан, матрос, летчик, стюардесса)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что делает водитель (кондуктор, машинист, проводник, капитан, матрос, летчик, стюардесса)».
4.Школа.
4. 1. Представление о помещениях школы
Цель: оценить сформированность представления о помещениях школы, умения их находить.
Диагностический материал: картинки с изображением помещений школы (класс, кабинет логопеда, медицинский кабинет, спортивный зал, столовая, туалет, сенсорная комната, актовый зал), картинки с изображением назначения помещений школы; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением помещений школы (класс, кабинет логопеда, медицинский кабинет, спортивный зал, столовая, туалет, сенсорная комната, актовый зал), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): ««Найди класс (кабинет логопеда, медицинский кабинет, спортивный зал, столовую, туалет, сенсорную комнату, актовый зал) / «Покажи класс (кабинет логопеда, медицинский кабинет, спортивный зал, столовую, туалет, сенсорную комнату, актовый зал)» / «Где класс (кабинет логопеда, медицинский кабинет, спортивный зал, столовая, туалет, сенсорная комната, актовый зал)?» / «Посмотри на класс (кабинет логопеда, медицинский кабинет, спортивный зал, столовую, туалет, сенсорную комнату, актовый зал)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением помещений школы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения помещений школы, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), что делают в классе (кабинете логопеда, медицинском кабинете, спортивном зале, столовой, туалете, сенсорной комнате, актовом зале)» / «Найди (покажи, посмотри), для чего нужен класс (кабинет логопеда, медицинский кабинет, спортивный зал, столовую, туалет, сенсорную комнату, актовый зал)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением помещений школы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что делают в классе (кабинете логопеда, медицинском кабинете, спортивном зале, столовой, туалете, сенсорной комнате, актовом зале)».
3.Педагог вместе с ребенком ходят по школе. Педагог предлагает ребенку найти помещение школы (класс, кабинет логопеда, медицинский кабинет, спортивный зал, столовая, туалет, сенсорная комната, актовый зал).
4.2. Представление о профессиональной деятельности людей, работающих в школе
Цель: оценить сформированность представления о профессиях людей, работающих в школе Диагностический материал: картинки с изображением людей разных профессий (учитель класса, медицинская сестра, директор, уборщица, учитель труда, учитель музыки, учитель физкультуры), работающих в школе, фотографии работников школы; картинки, пиктограммы Порядок проведения пробы:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением людей разных профессий, работающих в школе (учитель класса, медицинская сестра, директор, уборщица, учитель труда, учитель музыки, учитель физкультуры), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): ««Найди учителя класса (медицинскую сестру, директора, уборщицу, учителя труда, учителя музыки, учителя физкультуры) / «Покажи учителя класса (медицинскую сестру, директора, уборщицу, учителя труда, учителя музыки, учителя физкультуры)» / «Где учитель класса (медицинская сестра, директор, уборщица, учитель труда, учитель музыки, учитель физкультуры)?» / «Посмотри на учителя класса (медицинскую сестру, директора, уборщицу, учителя труда, учителя музыки, учителя физкультуры)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением помещений школы и предъявляет речевую инструкцию:«Назови, кто это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком фотографии работников школы, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри на) учителя класса (медицинскую сестру, директора, уборщицу, учителя труда, учителя музыки, учителя физкультуры)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно фотографии работников школы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, кто это».
4.3. Представление о территории школы
Цель: оценить сформированность представления о территории школы
Диагностический материал: картинки с изображением участков территории школы (спортивная площадка, игровая площадка, газоны, гараж), картинки с изображением назначения участков территории школы, картинки (мнемокартинки) с изображением правил поведения на территории школы; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением участков территории школы (спортивная площадка, игровая площадка, газоны, гараж), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): ««Найди спортивную площадку (игровую площадку, газон, гараж) /«Покажи спортивную площадку (игровую площадку, газон, гараж)» / «Где спортивная площадка (игровая площадка, газон, гараж)?» / «Посмотри на спортивную площадку (игровую площадку, газон, гараж)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением участков территории школы и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения участков территории школы, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди (покажи, посмотри), что делают на спортивной площадке (игровой площадке)», «Найди (покажи, посмотри), для чего нужен газон (гараж)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением участков территории школы и предъявляет речевую инструкцию: «Скажи, что делают на спортивной площадке (игровой площадке)», «Скажи, для чего нужен газон (гараж).
4.4. Представление о распорядке школьного дня
Цель: оценить сформированность представления о распорядке школьного дня, умение планировать день
Диагностический материал: картинки (пиктограммы) с изображением уроков (занятий); картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки (пиктограммы) с изображением уроков (занятий), режимных моментов, привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): ««Найди занятие по музыке (математике, физкультуре и т.д.)» / «Покажи занятие по музыке (математике, физкультуре и т.д.)» / «Где занятие по музыке (математике, физкультуре и т.д.)?» /«Посмотри занятие по музыке (математике, физкультуре и т.д.)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением уроков (занятий) и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, какое это занятие».
2.Педагог привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию (графическое изображение): «Составь сегодняшний день». Педагог называет последовательность уроков, режимных моментов, ребенок составляет расписание дня.
4.5. Представление о школьных принадлежностях
Цель: оценить сформированность представления о школьных принадлежностях
Диагностический материал: картинки (пиктограммы) с изображением школьных принадлежностей (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования), картинки с изображением назначения школьных принадлежностей; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением школьных принадлежностей (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди школьную доску (парту, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилку, резинку, фломастер, пенал, ручку, линейку, краски, пластилин, альбом для рисования)» / «Покажи школьную доску (парту, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилку, резинку, фломастер, пенал, ручку, линейку, краски, пластилин, альбом для рисования)» / «Где школьная доска (парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования)?» /«Посмотри на школьную доску (парту, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилку, резинку, фломастер, пенал, ручку, линейку, краски, пластилин, альбом для рисования)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением школьных принадлежностей и предъявляет речевую инструкцию: «Назови, что это».
2.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением назначения школьных принадлежностей (школьная доска, парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение): «Найди, для чего нужна школьная доска (парта, мел, ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования)». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог показывает поочередно картинки с изображением школьных принадлежностей и предъявляет речевую инструкцию:
«Назови, для чего нужно это».
4.6. Представление о дружеских взаимоотношениях
Цель: оценить сформированность представления о дружеских взаимоотношениях
Диагностический материал: сюжетные картинки с изображением дружеских взаимоотношений (помогать другу, делиться с ним угощением, слушать друга, играть, отдыхать вместе с ним, не ссориться, не обижать друга), недружеских отношений; картинки, пиктограммы
Порядок проведения:
Ребенок сидит за столом. Педагог сидит (стоит) рядом с ребенком.
1.Педагог кладет на стол перед ребенком картинки с изображением дружеских взаимоотношений (помогать другу, делиться с ним угощением, слушать друга, играть, отдыхать вместе с ним, не ссориться, не обижать друга), привлекает внимание ребенка и предъявляет речевую инструкцию, понятную ребенку (графическое изображение):
«Найди дружеское отношение к приятелю)» / «Покажи дружеское отношение к приятелю» / «Где дружеское отношение к приятелю?». Если ребенок владеет вербальной речью, педагог предъявляет речевую инструкцию: «Назови дружеское отношение к приятелю».