СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Контрольно-оценочные средства для дифференцированного зачета по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии

Нажмите, чтобы узнать подробности

КОС по дисциплине "Основы философии" разработаны на основе рабочей учебной программы и ФГОС для специальностей СПО

Просмотр содержимого документа
«Контрольно-оценочные средства для дифференцированного зачета по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии»

21





Коми Республикаса йöзöс велöдан министерство

Министерство образования Республики Коми


«Печораса промышленнöй да экономическöй техникум»

уджсикасö велöдан канму учреждение

(УВКУ «ППЭТ»)

государственное профессиональное образовательное учреждение

«Печорский промышленно-экономический техникум»

(ГПОУ «ППЭТ»)


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе



Н.В. Черткова


«02» сентября 2016 г.



КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ЗАЧЕТА

по учебной дисциплине

ОГСЭ.01. ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

основной профессиональной образовательной программы

по специальностям среднего профессионального образования:

13.02.03 Электрические станции, сети и системы 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений 09.02.02 Компьютерные сети 19.02.10 Технология продукции общественного питания 34.02.01 Сестринское дело




Форма обучения: очная

Курс 2 Семестр 2 (09.02.01)

Курс 3 Семестр 1 (13.02.03; 08.02.01; 19.02.10; 34.02.01)











Печора, 2016 год



РАССМОТРЕНО

на заседании предметной (цикловой) комиссии

«Общественно-экономические дисциплины»


ОДОБРЕНО

Методическим советом

ГПОУ «ППЭТ»

Председатель ПЦК


Председатель методического совета


Е.С.Сахненкео



О.Э.Фокина

29.08.2016 г.


01.09.2016 г.





Организация-разработчик:


ГПОУ «Печорский промышленно-экономический техникум»


Разработчик: Сахненко Е.С., преподаватель общественных дисциплин






Контрольно-оценочные средства для дифференцированного зачета по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии разработаны на основе рабочей учебной программы дисциплины ОГСЭ.01. Основы философии и Федерального государственного образовательного стандарта для всех специальностей среднего профессионального образования

























ПАСПОРТ


Назначение:

Комплект контрольно – оценочных средств предназначен для контроля и оценки результатов освоения по учебной дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования. Контрольно-оценочные средства составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для всех специальностей среднего профессионального образования.

Дифференцированный зачет по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии проводится в форме тестирования. Тестовые задания охватывают все разделы учебной программы. Тесты включают задания первого и второго уровня усвоения. Разработано 2 варианта теста. На вы­пол­не­ние дифференцированного зачета от­во­дит­ся 60 мин. При оценке тестовых заданий используется балльная система.

Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результатов

Умения:


У1. Ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста

Определять значение философии как основы мировоззрения современного человека

Знания:


З1. Знать основные категории и понятия философии

Называть основные категории и понятия философии и раскрывать их сущность

З2. Знать роль философии в жизни человека и обществ

Определять и анализировать функции и философии, направленные на развитие человека и общества

З3.Знать основы философского учения о бытии

Знать сущность ОВФ и содержание основных онтологических представлений в философии

З4. Знать сущность процесса познания


Знать сущность ОВФ и содержание основных гносеологических представлений в философии

З5. Знать основы научной, философской и религиозной картин мира


Знать содержание антропологической проблематики в философии; философское, научное и религиозное представления о картине мира и мироздания

З6. Знать условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды


Знать основные социально-философские проблемы взаимоотношения человека и общества

З7. Знать социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий


Знать содержание глобальных проблем и пути их решения

Специалист должен обладать следующими общими компетенциями (ОК 1-10):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Дифференцированный зачет по дисциплине ОГСЭ.02 История проводится в форме тестирования. Тестовые задания охватывают все разделы учебной программы. Тесты включают задания первого и второго уровня усвоения. Разработано 2 варианта теста. На вы­пол­не­ние дифференцированного зачета от­во­дит­ся 90 мин. При оценке тестовых заданий используется балльная система.

Критерии оценки дифференцированного зачета по дисциплине

Тесты включают:

  1. Часть 1 включает 10 заданий с выбором ответа, каждое из которых оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов –10 баллов

  2. Часть 2 состоит из 50 заданий на сопоставление понятий. Каждый правильный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов – 50 баллов

Максимальная положительная оценка – 60 баллов, минимальная положительная оценка – 16 баллов.

55- 60 баллов

оценка «5»

40 - 54 баллов

оценка «4»

16- 39 баллов

оценка «3»

0 - 15 баллов

оценка «2»

















ВАРИАНТ 1


Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы  по   обществознанию  даётся 90 минут.

Работа состоит из 2 частей, включающих 60 заданий.

Часть 1 включает 10 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из заданий на сопоставление и направлена на знание терминов, понятий, личностей, истории философии

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются



Часть 1

А1. Система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

  1. мировоззрение

  2. мировосприятие

  3. миросозерцание

  4. миропонимание

А2. Формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью является:

  1. мифология

  2. философия

  3. религия

  4. искусство

А3. Учение о сущности познания называется:

  1. онтология

  2. гносеология

  3. антропология

  4. аксиология

А4.То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как

  1. стагнация

  2. изменение

  3. статичность

  4. неизменность

А5. Функциональное свойство мозга, отображение действительности:

  1. чувствительность

  2. психическое отражение

  3. раздражительность

  4. сознание

А6. Особое существо, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным:

  1. индивид

  2. индивидуальность

  3. личность

  4. человек

А7. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том:

  1. Стоит ли рождаться?

  2. Стоит ли жить?

  3. Стоит ли умирать?

  4. Стоит ли взрослеть?

А8. Продукт целенаправленной, разумно организованной совместной деятельности больших групп людей:

  1. коллектив

  2. общество

  3. публика

  4. толпа

А9. Сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности людей:

  1. политическая

  2. экономическая

  3. социальная

  4. духовная

А10. Совокупность представлений о будущем:

  1. геронтология

  2. футурология

  3. уфология

  4. психология



Часть 2

I. Выбрать правильное определение понятия

1

Философия

1. Античное учение о природе и материи.

2. Учение о безмятежности духа и свободе.

3. Учение о всеобщих закономерностях, которым подчинено как бытие, так и мышление человека, процесс познания.

4. Духовное оружие рабочего класса.

2

Мифология

1. Наука о человеке.

2. Учение о синтезе философии, религии и науки.

3. Античное учение о природе и материи.

4.Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании.

3

Натурфилософия

1. Философия природы, особенностью которой является 
преимущественно умозрительное истолкование природы, 
рассматриваемое в ее целостности.

2. Наделение явлений мира свойствами человека.

3. Учение о синтезе философии, религии и науки

4. Наука о человеке

4

Пантеизм

1.Приписывание материальным предметам сверхъестественных  свойств.

2. Учение о всеобщей одушевленности.

3. Учение, отождествляющее природу и бога.

4. Учение, утверждающее, что высшее благо – в наслаждениях.

5

Аксиология

1. Учение о бытии.

2. Учение о познании мира.

3. Отрицание познаваемости мира.

4. Учение о ценностях.

II.Указать имя философа, соответствующее

указанному периоду в истории философии

1

Античная философия

1. Кант

2. Спиноза

3. Аристотель

4. Декарт

2

Средневековая философия

1. Фейербах

2. Платон

3. Ф. Аквинский

4. Гельвеций

3

Возрождение

1. Эпикур

2. Гегель

3. Локк

4. Макиавелли

4

Новое время

1. Бэкон
2. Сократ
3. Гераклит
4. Руссо

5

Немецкая классическая философия

1. Кузанский
2. Фихте
3. Дидро
4. Юм

III. Выбрать имя автора философского учения

1

Учение о призраках (идолах) рода, пещеры, рынка и театра

1. Декарт
2. Бэкон
3. Лейбниц
4. Спиноза

2

Учение о первичных и вторичных качествах

1. Локк
2. Декарт
3. Протагор
4. Аристотель

3

Учение о реальном существовании единичных вещей, понятия – лишь имена единичных вещей

1. Руссо
2. Оккам
3. Кузанский
4. Кант

4

Учение о синтезе веры
и разума

1. Ф. Аквинский
2. Платон
3. Шеллинг
4. Августин

5

Учение, утверждающее, 
что счастье – цель человеческой жизни

1. Бруно
2. Гоббс
3. Эпикур
4. Маркс

IV. Указать период времени, 
соответствующий данному философскому учению (направлению)

1

Схоластика

1. Возрождение
2. Античность
3. Средние века
4. Немецкая классическая философия

2

Номинализм

1. Новое время
2. Средние века
3. Современная западная философия
4. Русская философия 19-20 вв.

3

Экзистенциализм

1. Античность
2. Современная западная философия
3. Средние века
4. Русская философия 19-20 вв.

4

Психоанализ

1.Немецкая классическая философия

2.Современная западная философия

3.Средневековая философия

4.Русская философия

5

Позитивизм

1. Современная западная философия
2. Новое время
3. Возрождение
4. Античность

V. Что составляло главный философский интерес в соответствующий период

1

Античность

1. Бог
2. Космос
3. Язык
4. Человек и общество

2

Средние века

1. Гуманизм
2. Теория познания
3. Бог
4. Критика капитализма

3

Возрождение

1. Язык
2. Гуманизм
3. Критика капитализма
4. Поиск методов научного познания

4

Новое время

1. Теория познания
2. Геоцентризм
3. Человек и общество
4. Гуманизм

5

Немецкая классическая философия

1. Жизнь в соответствии с разумом, который автономен от природы
2. Язык
3. Гуманизм
4. Критика капитализма

VI. Что есть человек в понимании философов разных исторических периодов

1

Античность

1. Существо, в котором бессознательное господствует над 
сознательным

2. Существо разумное и действующее по законам разума

3. Микрокосмос

4. Проявление общественных отношений

2

Средние века

1. Духовное существо, связанное с Богом, посредством веры
2. Проявление общественных отношений
3. Микрокосмос
4. Существо волевое и страстное

3

Возрождение

1. Существо разумное и действующее по законам разума
2. Проявление общественных отношений
3. Духовное существо, связанное с Богом посредством веры
4. Человек – творец, художник, перенимающий на себя творческую 
функцию Бога.

4

Новое время

1. Существо волевое и страстное
2. Микрокосмос
3. Существо, интересующееся наукой, ищущее новые методы познания 
мира
4. Проявление общественных отношений

5

Русская философия 
XIX-XX вв.

1. Существо, в котором бессознательное господствует над 
сознательным

2. Человек – творец, художник, перенимающий на себя творческую 
функцию Бога.

3. Микрокосмос

4. Человек – единение всех духовных сил – чувственных, рациональных, 
эстетических, нравственных, религиозных

VII. Что есть общество в понимании философов разных исторических периодов

1

Античность

1. Совокупность людей, живущих по законам справедливости
22. «Град земной», стремящийся к «граду небесному»
3. Коммуникация, устанавливаемая в дискуссии
4. Система социальных действий людей, смысл которых определяется 
выработкой ценностей

2

Средние века

1. «Град земной», стремящийся к «граду небесному»
2. Люди, живущие в соответствии с ими же установленным 
общественным договором
3. Совокупность людей, живущих по законам справедливости
4. Коммуникация, устанавливаемая в дискуссии

3

Немецкая классическая философия

1. Закономерное развитие абсолютной идеи в сфере человеческого 
мышления и истории

2. Люди, живущие в соответствии с ими же установленным 
общественным договором

3. Совокупность людей, живущих по законам справедливости

4. Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой 
деятельности

4

Марксизм

1. Коммуникация, устанавливаемая в дискуссии

2. Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой 
деятельности

3. Совокупность людей, живущих по законам справедливости

4. «Град земной», стремящийся к «граду небесному»

5

ХХ век

1. Система социальных действий людей, смысл которых определяется 
выработкой ценностей

2. Совместная деятельность людей

3. Совокупность людей, живущих по законам справедливости

4. «Град земной», стремящийся к «граду небесному»

VIII. Как изменялось отношение человека к природе вместе с развитием философии

1

Античность

1. Природа – сила, противостоящая человеку
2. Природа – органическая часть космоса
3. Природа создана Богом по его проекту
4. Человек должен подчинить природу

2

Средние века

1. Природа – мир переживаний человека
2. Природа создана Богом по его проекту
3. Природа – сложная система, для которой характерны неравновесные 
состояния
4. Природа – органическая часть космоса

3

Возрождение

1. Природа – результат целесообразной упорядочивающей 
деятельности демиурга

2. Бог и природа – одно и то же

3. Природа – поприще активной практической деятельности человека

4. Природа – наш дом, который должен обустраиваться по законам 
рациональности

4

Новое время

1. Природа – сила, противостоящая человеку. Человек должен 
подчинить ее себе
2. Природа – мир переживаний человека
3. Природа – органическая часть космоса
4. Природа – наш дом, который должен обустраиваться по законам 
рациональности

5

ХХ век

1. Бог и природа – одно и то же

2. Природа – сила, противостоящая человеку

3. Природа – органическая часть космоса

4. Природа – наш дом, который должен обустраиваться по законам 
рациональности, с учетом возможных последствий деятельности 
человека

IХ. Определить, какой тезис подходит к той или иной общественной функции философии

1

Гуманистическая функция

1. Философия помогает осмыслить жизнь и укрепить свой дух

2. Вопрос о социальном идеале тесно связан с вопросом о характере 
взаимоотношений философии и политического режима

3. Знание философии способствует формированию у человека важных 
качеств культурной личности – ориентации на истину, доброту

4. Философия проявляет обостренный интерес к бытию человека

2

Социально-аксиологическая функция

1. Философия разрабатывает представления о ценностях и формирует 
представления и социальном идеале

2. Философия, осуществляя собственное человеческое начало в 
человеке, тем самым служит и божественному, и материальному 
началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности.

3. Формирование философского мышления есть формирование таких 
ценных качеств культурной личности как самокритичность, 
критичность, сомнение

4. Философия помогает осмыслить жизнь и укрепить свой дух

3

Культурно-воспитательная функция

1. Философия предельно внимательно относится к человеку

2. С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и 
составляют единство задачи по интерпретации социальной 
действительности

3. Философия должна способствовать формированию гуманистических 
ценностей

4. Знание философии способствует формированию у человека важных 
качеств культурной личности – ориентации на истину, доброту

4

Объяснительно-информационная функция

1. Любая философская система содержит в себе момент оценки 
исследуемого объекта

2. Философия существует не иначе как во имя человека

3. Философия есть сложная динамическая информационная система, 
созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью 
получения новой информации

54. Философия вырабатывает у людей общезначимые представления о 
ценностях жизни

5

Мировоззренческая функция

1. Особенно остро оценочная функция философии проявляется в 
переходные периоды общественного развития

2. Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, 
соответствующего современному уровню науки, исторической 
практике и интеллектуальным требованиям человека

3. Философия во главу угла ставит мудрость и любовь к человеку

4. Философия предельно внимательно относится к человеку

Х. В какой философский период были сделаны соответствующие философские открытия

1

Античность

1. Сократ формулирует идею души человека, понимающейся как разум

2. Макиавелли создает один из первых вариантов политологии, 
понимаемой как общественная мораль

3. Ф. Бэкон разрабатывает индуктивный метод
4. Н. Кузанский отождествляет Бога с мировым целым.

2

Средние века

1. Декарт развивает дедуктивный метод
2. Оккам трактует универсалии как знаки, которыми человек замещает 
объекты
3. Аристотель развивает теорию форм
4. Гегель создает диалектическую логику.

3

Возрождение

1. Ф. Бэкон разрабатывает индуктивный метод
2. Эпикур развивает философию гедонизма
3. Н. Кузанский отождествляет Бога с мировым целым
4. Гоббс считает всех людей от природы равными

4

Новое время

1. Гегель развивает метод восхождения от абстрактного к конкретному
2. Маркс считает, что практика является критерием истины
3. Декарт развивает дедуктивный метод
4. Сартр создает вариант экзистенциализма с ценностями свободы, 
гуманизма, социальной ответственности

5

XIX-XX вв.

1. Гегель создает диалектическую логику.
2. Лейбниц создает учение о монадах
3. Фихте воспевает свободу и активность человека
4. Сартр, Камю, Бовуар реализуют потенциал экзистенциализма в своих 
литературных произведениях




Ключ. Вариант 1


Часть

Задание

Ответ

(Вариант 1)

Количество

баллов

Часть 1

А1

1

1


А2

2

1


А3

3

1


А4

2

1


А5

4

1


А6

4

1


А7

2

1


А8

2

1


А9

2

1


А10

2

1

Часть 2




Раздел I

1

3

1


2

4

1


3

1

1


4

1

1


5

4

1

Раздел II

1

3

1


2

3

1


3

4

1


4

1

1


5

2

1

Раздел III

1

2

1


2

2

1


3

3

1


4

1

1


5

3

1

Раздел IV

1

3

1


2

1

1


3

2

1


4

1

1


5

2

1

Раздел V

1

2

1


2

3

1


3

2

1


4

3

1


5

4

1

Раздел VI

1

3

1


2

1

1


3

4

1


4

3

1


5

4

1

Раздел VII

1

1

1


2

1

1


3

1

1


4

3

1


5

1

1

Раздел VIII

1

3

1


2

2

1


3

3

1


4

1

1


5

4

1

Раздел IХ

1

4

1


2

1

1


3

4

1


4

3

1


5

2

1

Раздел Х

1

1

1


2

2

1


3

1

1


4

3

1


5

1

1

Итого



60








ВАРИАНТ 2

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы  по   обществознанию  даётся 90 минут.

Работа состоит из 2 частей, включающих 60 заданий.

Часть 1 включает 10 задания с выбором ответа. К каждому заданию даётся 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Часть 2 состоит из заданий на сопоставление и направлена на знание терминов, понятий, личностей, истории философии

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то вы можете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются

Часть 1

А1. Учение о сущности познания называется:

  1. онтология

  2. гносеология

  3. антропология

  4. аксиология

А2. Функциональное свойство мозга, отображение действительности:

  1. чувствительность

  2. психическое отражение

  3. раздражительность

  4. сознание

А3. Продукт целенаправленной, разумно организованной совместной деятельности больших групп людей:

  1. коллектив

  2. общество

  3. публика

  4. толпа

А4. Система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру

  1. мировоззрение

  2. мировосприятие

  3. миросозерцание

  4. миропонимание

А5. Совокупность представлений о будущем:

  1. геронтология

  2. футурология

  3. уфология

  4. психология

А6. Вопрос о смысле жизни – это вопрос о том:

  1. Стоит ли рождаться?

  2. Стоит ли жить?

  3. Стоит ли умирать?

  4. Стоит ли взрослеть?

А7. Особое существо, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным:

  1. индивид

  2. индивидуальность

  3. личность

  4. человек

А8. Формой мировоззрения, отличающейся рациональностью, системностью, логичностью является:

  1. мифология

  2. философия

  3. религия

  4. искусство

А9.То общее, что присуще всем формам движения, есть не что иное, как

  1. стагнация

  2. изменение

  3. статичность

  4. неизменность

А10. Сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности людей:

  1. политическая

  2. экономическая

  3. социальная

  4. духовная




Часть 2

I. Выбрать правильное определение понятия

1

Философия

1. Античное учение о природе и материи.

2. Учение о безмятежности духа и свободе.

3. Учение о всеобщих закономерностях, которым подчинено как бытие, так и мышление человека, процесс познания.

4. Духовное оружие рабочего класса.

2

Мифология

1. Наука о человеке.

2. Учение о синтезе философии, религии и науки.

3. Античное учение о природе и материи.

4.Фантастическое отражение действительности в первобытном сознании.

3

Натурфилософия

1. Философия природы, особенностью которой является 
преимущественно умозрительное истолкование природы, 
рассматриваемое в ее целостности.

2. Наделение явлений мира свойствами человека.

3. Учение о синтезе философии, религии и науки

4. Наука о человеке

4

Пантеизм

1.Приписывание материальным предметам сверхъестественных  свойств.

2. Учение о всеобщей одушевленности.

3. Учение, отождествляющее природу и бога.

4. Учение, утверждающее, что высшее благо – в наслаждениях.

5

Аксиология

1. Учение о бытии.

2. Учение о познании мира.

3. Отрицание познаваемости мира.

4. Учение о ценностях.

II.Указать имя философа, соответствующее

указанному периоду в истории философии

1

Античная философия

1. Кант

2. Спиноза

3. Аристотель

4. Декарт

2

Средневековая философия

1. Фейербах

2. Платон

3. Ф. Аквинский

4. Гельвеций

3

Возрождение

1. Эпикур

2. Гегель

3. Локк

4. Макиавелли

4

Новое время

1. Бэкон
2. Сократ
3. Гераклит
4. Руссо

5

Немецкая классическая философия

1. Кузанский
2. Фихте
3. Дидро
4. Юм

III. Выбрать имя автора философского учения

1

Учение о призраках (идолах) рода, пещеры, рынка и театра

1. Декарт
2. Бэкон
3. Лейбниц
4. Спиноза

2

Учение о первичных и вторичных качествах

1. Локк
2. Декарт
3. Протагор
4. Аристотель

3

Учение о реальном существовании единичных вещей, понятия – лишь имена единичных вещей

1. Руссо
2. Оккам
3. Кузанский
4. Кант

4

Учение о синтезе веры
и разума

1. Ф. Аквинский
2. Платон
3. Шеллинг
4. Августин

5

Учение, утверждающее, 
что счастье – цель человеческой жизни

1. Бруно
2. Гоббс
3. Эпикур
4. Маркс

IV. Указать период времени, 
соответствующий данному философскому учению (направлению)

1

Схоластика

1. Возрождение
2. Античность
3. Средние века
4. Немецкая классическая философия

2

Номинализм

1. Новое время
2. Средние века
3. Современная западная философия
4. Русская философия 19-20 вв.

3

Экзистенциализм

1. Античность
2. Современная западная философия
3. Средние века
4. Русская философия 19-20 вв.

4

Психоанализ

1.Немецкая классическая философия

2.Современная западная философия

3.Средневековая философия

4.Русская философия

5

Позитивизм

1. Современная западная философия
2. Новое время
3. Возрождение
4. Античность

V. Что составляло главный философский интерес в соответствующий период

1

Античность

1. Бог
2. Космос
3. Язык
4. Человек и общество

2

Средние века

1. Гуманизм
2. Теория познания
3. Бог
4. Критика капитализма

3

Возрождение

1. Язык
2. Гуманизм
3. Критика капитализма
4. Поиск методов научного познания

4

Новое время

1. Теория познания
2. Геоцентризм
3. Человек и общество
4. Гуманизм

5

Немецкая классическая философия

1. Жизнь в соответствии с разумом, который автономен от природы
2. Язык
3. Гуманизм
4. Критика капитализма

VI. Что есть человек в понимании философов разных исторических периодов


Античность

1. Существо, в котором бессознательное господствует над 
сознательным

2. Существо разумное и действующее по законам разума

3. Микрокосмос

4. Проявление общественных отношений


Средние века

1. Духовное существо, связанное с Богом, посредством веры
2. Проявление общественных отношений
3. Микрокосмос
4. Существо волевое и страстное


Возрождение

1. Существо разумное и действующее по законам разума
2. Проявление общественных отношений
3. Духовное существо, связанное с Богом посредством веры
4. Человек – творец, художник, перенимающий на себя творческую 
функцию Бога.


Новое время

1. Существо волевое и страстное
2. Микрокосмос
3. Существо, интересующееся наукой, ищущее новые методы познания 
мира
4. Проявление общественных отношений


Русская философия 
XIX-XX вв.

1. Существо, в котором бессознательное господствует над 
сознательным

2. Человек – творец, художник, перенимающий на себя творческую 
функцию Бога.

3. Микрокосмос

4. Человек – единение всех духовных сил – чувственных, рациональных, 
эстетических, нравственных, религиозных

VII. Что есть общество в понимании философов разных исторических периодов


Античность

1. Совокупность людей, живущих по законам справедливости
2. «Град земной», стремящийся к «граду небесному»
3. Коммуникация, устанавливаемая в дискуссии
4. Система социальных действий людей, смысл которых определяется 
выработкой ценностей


Средние века

1. «Град земной», стремящийся к «граду небесному»
2. Люди, живущие в соответствии с ими же установленным 
общественным договором
3. Совокупность людей, живущих по законам справедливости
4. Коммуникация, устанавливаемая в дискуссии


Немецкая классическая философия

1. Закономерное развитие абсолютной идеи в сфере человеческого 
мышления и истории

2. Люди, живущие в соответствии с ими же установленным 
общественным договором

3. Совокупность людей, живущих по законам справедливости

4. Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой 
деятельности


Марксизм

1. Коммуникация, устанавливаемая в дискуссии

2. Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой 
деятельности

3. Совокупность людей, живущих по законам справедливости

4. «Град земной», стремящийся к «граду небесному»


ХХ век

1. Система социальных действий людей, смысл которых определяется 
выработкой ценностей

2. Совместная деятельность людей

3. Совокупность людей, живущих по законам справедливости

4. «Град земной», стремящийся к «граду небесному»

VIII. Как изменялось отношение человека к природе вместе с развитием философии


Античность

1. Природа – сила, противостоящая человеку
2. Природа – органическая часть космоса
3. Природа создана Богом по его проекту
4. Человек должен подчинить природу


Средние века

1. Природа – мир переживаний человека
2. Природа создана Богом по его проекту
3. Природа – сложная система, для которой характерны неравновесные 
состояния
4. Природа – органическая часть космоса


Возрождение

1. Природа – результат целесообразной упорядочивающей 
деятельности демиурга

2. Бог и природа – одно и то же

3. Природа – поприще активной практической деятельности человека

4. Природа – наш дом, который должен обустраиваться по законам 
рациональности


Новое время

1. Природа – сила, противостоящая человеку. Человек должен 
подчинить ее себе
2. Природа – мир переживаний человека
3. Природа – органическая часть космоса
4. Природа – наш дом, который должен обустраиваться по законам 
рациональности


ХХ век

1. Бог и природа – одно и то же

2. Природа – сила, противостоящая человеку

3. Природа – органическая часть космоса

4. Природа – наш дом, который должен обустраиваться по законам 
рациональности, с учетом возможных последствий деятельности 
человека

IХ. Определить, какой тезис подходит к той или иной общественной функции философии


Гуманистическая функция

1. Философия помогает осмыслить жизнь и укрепить свой дух

2. Вопрос о социальном идеале тесно связан с вопросом о характере 
взаимоотношений философии и политического режима

3. Знание философии способствует формированию у человека важных 
качеств культурной личности – ориентации на истину, доброту

4. Философия проявляет обостренный интерес к бытию человека


Социально-аксиологическая функция

1. Философия разрабатывает представления о ценностях и формирует 
представления и социальном идеале

2. Философия, осуществляя собственное человеческое начало в 
человеке, тем самым служит и божественному, и материальному 
началу, вводя и то, и другое в форму свободной человечности.

3. Формирование философского мышления есть формирование таких 
ценных качеств культурной личности как самокритичность, 
критичность, сомнение

4. Философия помогает осмыслить жизнь и укрепить свой дух


Культурно-воспитательная функция

1. Философия предельно внимательно относится к человеку

2. С конструктивно-ценностными задачами философии переплетаются и 
составляют единство задачи по интерпретации социальной 
действительности

3. Философия должна способствовать формированию гуманистических 
ценностей

4. Знание философии способствует формированию у человека важных 
качеств культурной личности – ориентации на истину, доброту


Объяснительно-информационная функция

1. Любая философская система содержит в себе момент оценки 
исследуемого объекта

2. Философия существует не иначе как во имя человека

3. Философия есть сложная динамическая информационная система, 
созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью 
получения новой информации

4. Философия вырабатывает у людей общезначимые представления о 
ценностях жизни


Мировоззренческая функция

1. Особенно остро оценочная функция философии проявляется в 
переходные периоды общественного развития

2. Одна из главных задач философии – разработка мировоззрения, 
соответствующего современному уровню науки, исторической 
практике и интеллектуальным требованиям человека

3. Философия во главу угла ставит мудрость и любовь к человеку

4. Философия предельно внимательно относится к человеку

Х. В какой философский период были сделаны соответствующие философские открытия


Античность

1. Сократ формулирует идею души человека, понимающейся как разум

2. Макиавелли создает один из первых вариантов политологии, 
понимаемой как общественная мораль

3. Ф. Бэкон разрабатывает индуктивный метод
4. Н. Кузанский отождествляет Бога с мировым целым.


Средние века

1. Декарт развивает дедуктивный метод
2. Оккам трактует универсалии как знаки, которыми человек замещает 
объекты
3. Аристотель развивает теорию форм
4. Гегель создает диалектическую логику.


Возрождение

1. Ф. Бэкон разрабатывает индуктивный метод
2. Эпикур развивает философию гедонизма
3. Н. Кузанский отождествляет Бога с мировым целым
4. Гоббс считает всех людей от природы равными


Новое время

1. Гегель развивает метод восхождения от абстрактного к конкретному
2. Маркс считает, что практика является критерием истины
3. Декарт развивает дедуктивный метод
4. Сартр создает вариант экзистенциализма с ценностями свободы, 
гуманизма, социальной ответственности


XIX-XX вв.

1. Гегель создает диалектическую логику.
2. Лейбниц создает учение о монадах
3. Фихте воспевает свободу и активность человека
4. Сартр, Камю, Бовуар реализуют потенциал экзистенциализма в своих 
литературных произведениях



Ключ. Вариант 2


Часть

Задание

Ответ

(Вариант 1)

Количество

баллов

Часть 1

А1

2

1


А2

4

1


А3

2

1


А4

1

1


А5

2

1


А6

2

1


А7

4

1


А8

2

1


А9

2

1


А10

2

1

Часть 2




Раздел I

1

3

1


2

4

1


3

1

1


4

1

1


5

4

1

Раздел II

1

3

1


2

3

1


3

4

1


4

1

1


5

2

1

Раздел III

1

2

1


2

2

1


3

3

1


4

1

1


5

3

1

Раздел IV

1

3

1


2

1

1


3

2

1


4

1

1


5

2

1

Раздел V

1

2

1


2

3

1


3

2

1


4

3

1


5

4

1

Раздел VI

1

3

1


2

1

1


3

4

1


4

3

1


5

4

1

Раздел VII

1

1

1


2

1

1


3

1

1


4

3

1


5

1

1

Раздел VIII

1

3

1


2

2

1


3

3

1


4

1

1


5

4

1

Раздел IХ

1

4

1


2

1

1


3

4

1


4

3

1


5

2

1

Раздел Х

1

1

1


2

2

1


3

1

1


4

3

1


5

1

1

Итого



60