Контрольно-измерительные материалы
по литературе для 5 класса
Контрольная работа № 1 по темам «УНТ», «Древнерусская литература», «Русская литература XVII и XIX века».
Цель: проверить уровень усвоенности материала по темам «УНТ», «Древнерусская литература», «Русская литература XVII и XIX века».
Кодификаторы проверяемых умений:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
- различать фольклорные и литературные произведения;
- обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения;
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст;
- различать фольклорные и литературные произведения;
- выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- понимать тематику изученных произведений ДРЛ и литературы 18 века;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию изученных произведений, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- правильно определять жанровую природу художественных произведений (в пределах изученных жанров)
Вариант I.
Часть I
1. Как переводится слово «фольклор»?
1) индивидуальное поэтическое творчество
2) народное знание, народная мудрость
3) авторское произведение
4) старинное творчество
2. Какое высказывание о книге указывает на связь времен?
1) Книга –духовное завещание одного поколения другому.
2) «Чтение –вот лучшее учение» (А.С.Пушкин).
3) «Читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать» (В.Г.Белинский)
4) «Книги должны готовить нас к жизни, дополнять ее и делать более разнообразной, но они не должны заменять жизнь» (Драган Еремич).
3. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибку в предложенных фрагментах:
1) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.
2) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.
3) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сырую землю.
4) Его смерть –на конце иглы, та игла –в яйце, то яйцо –в утке, та утка –в зайце, тот заяц –в кованом ларце, а тот ларец -на вершине старого дуба.
4. Что не является жанром древнерусской литературы?
1) житие
2) ода
3) летопись
4) поучения
5. Кому принадлежат ниже приведенные слова?
«...прошлое должно служить современности».
1) В.Г.Белинскому
2) А.С.Пушкину
3) Д.С.Лихачеву
4) Н.М.Карамзину
6. О ком писал Н.М.Карамзин?
Рожденный под хладным небом северной России,
С пламенным воображением,
Сын бедного рыбака сделался отцом российского красноречия и
вдохновенного стихотворства.
1) о Крылове
2) о Жуковском
3) о Пушкине
4) о Ломоносове
7. Какое историческое событие отражено в басне И.А.Крылова «Волк на псарне»?
1) Отечественная война 1812 года
2) отмена крепостного права
3) набег печенегов в лето 6476
4) Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
8. В.А.Жуковский написал сказку «Спящая царевна».
В чем заслуга Жуковского-сказочника?
1) Написал народную сказку.
2) Использовал сюжеты немецкой сказки, которые нашел у братьев Гримм.
3) Использовал сюжеты французской сказки, которые нашел у Шарля Перро.
4) Сделал важный шаг вперед в литературной обработке сказки.
Часть II
1. Как называется традиционная часть басни, в которой заключен основной авторский вывод?
Ответ __________________________
2. Укажите жанр произведения В.А.Жуковского «Кубок».
Ответ __________________________
3. Ознакомьтесь с фрагментами сказок, в которых рассмотрены ее особенности.
«Жили-были старик да старуха...» _____________
«Елена прекрасная» _________________________
«шел-шел» _________________________________
«Тут и сказке конец, а кто слушал, молодец»_____
Вставьте вместо пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка:
1) повтор
2) зачин
3) концовка
4) постоянный эпитет
Пример какой особенности сказки не приведен выше?
Ответ_____________________ (запишите словом).
4. Подчеркните те глаголы, которые использует В.А.Жуковский в произведении «Кубок», чтобы передать характер морской стихии.
Кипит, журчит, ревет. Воет, свищет, шепчет, бьет, шипит, переливается, бунтует, спит, клокочет, извергнуться хочет, стонет, ласкает, летит.
Часть III
1. Напишите мини-сочинение «Подвиг в моем понимании!
Вариант II
1. Как переводится слово «фольклор»?
1) индивидуальное поэтическое творчество
2) народное знание, народная мудрость
3) авторское произведение
4) старинное творчество
2. Какое высказывание о книге указывает на связь времен?
1) Книга –духовное завещание одного поколения другому.
2) «Чтение –вот лучшее учение» (А.С.Пушкин).
3) «Читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать» (В.Г.Белинский)
4) «Книги должны готовить нас к жизни, дополнять ее и делать более разнообразной, но они не должны заменять жизнь» (Драган Еремич).
3. Опираясь на знания содержания сказок «Царевна-лягушка» и «Иван –крестьянский сын и чудо-юдо», найдите ошибку в предложенных фрагментах:
1) В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-крестьянский сын.
2) Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушачью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой.
3) Тут Иван-крестьянский сын выскочил из кузнецы, поднял змеиху да со всего размаху ударил ее о сырую землю.
4) Его смерть –на конце иглы, та игла –в яйце, то яйцо –в утке, та утка –в зайце, тот заяц –в кованом ларце, а тот ларец -на вершине старого дуба.
4. Что не является жанром древнерусской литературы?
1) житие
2) ода
3) летопись
4) поучения
5. Какая из сказок А.С. Пушкина заканчивается словами: «Сказка –ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»?
1) «Сказка о золотом петушке»,
2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»,
3) «Сказка о попе и его работнике Балде»
6.Какой волшебный предмет есть в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»?
1) яблоко,
2) хрустальный гроб,
3) зеркальце
7. Описание природы в художественном произведении называется
1) пейзаж
2) портрет
3) сюжет
8 Назови художника, который написал картину «Бурлаки на Волге»
1) И.Репин,
2) В.Васнецов.
3) И.Левитан
Часть 2.
1. Вставь пропущенные прилагательные
Один по утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит
И ________блеск едва скользит,
По _____________волнам,
Я убегал к _____________реке.
2 Дописать имя и отчество поэтов
1) Лермонтов __________________________,
2) Некрасов _____________________________,
3) Гоголь____________________________
3. Назовите имя и фамилию няни А.С. Пушкина.
Ответ: _______________________________________________
4. Соотнеси описание или поступки литературного героя с его именем
1 «…большую часть времени проводил в оранжерее с микроскопом и не допускал никакого беспорядка» | а) Полковник («Бородино» М.Ю. Лермонтов) |
2 «рождён был хватом. Слуга царю, отец солдатам» | б) Алёша («Чёрная курица, или Подземные жители» А.Погорельский) |
3 «мальчик умненький, миленький, учился хорошо и все его любили и ласкали» | в) Директор ботанического сада (В.М. Гаршин «Attalea princeps») |
Часть 3.
1. Напишите мини-сочинение «Подвиг в моем понимании!
Контрольная работа № 2 по литературе XX века
Цель: проверить уровень усвоенности материала по теме «Литература XX века».
Кодификатор планируемых умений:
- понимать тематику изученных произведений;
- понимать проблематику изученных произведений;
- определять идею изученных произведений;
- находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение);
- правильно определять жанровую природу художественных произведений (в пределах изученных жанров)
- анализировать произведения в соответствии жанрово-родовой природе художественного текста;
1.Кто из русских писателей 20 века получил Нобелевскую премию в области литературы?
а)А.П.Платонов; в)А.И.Куприн;
б)К.Г.Паустовский; г)И.А.Бунин.
2.Имя какого русского поэта связано с селом Константиново Рязанского уезда?
а)А.А.Блок; в)Н.М.Рубцов;
б)С.А.Есенин; г)В.Ф.Боков.
3.Кто из писателей 20 века «принадлежит к поколению, которое пришло в литературу, опалённое войной»?
а)Л.Н.Андреев; в) Е.И.Носов;
б)П.П.Бажов; г)А.И.Куприн.
4.Как называется главная книга П.П.Бажова?
а) «Уральские сказки»;
б) «Рассказы для детей»;
в) «Малахитовая шкатулка»;
г) «Вечера на хуторе близ Диканьки».
5.Чей это портрет?(Имя героя ,название произведения, автор).
«...Худенький, веснушчатый мальчик, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея.Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведённые острой иглой, и делали его похожими на состарившегося карлика».
6.Укажите название изобразительно-выразительного средства: «Метелица ковром шелковым стелется»
а)метафора; в)олицетворение;
б)сравнение; г)эпитет.
7.Узнайте стихотворение по рифме(автор,название).
а)птицы-луны-жницы-тишины.
б)лесной-поясной-берёзкам-дорожкам.
8.Из какого произведения и какого писателя взят этот пейзаж:
«Дрогнули готовые распуститься деревья. Где-то в невидимом, но почти осязаемом небе сшиблись широкими лбами тёмные облака. Неяркая вешняя молния сиганула в лесную тёплую мглу, и первый трескучий гром чисто и смело прокатился над миром.
9.Дайте определение сказа.
10.К какому типу относятся рассказы Н.Н.Носова?
11.Что объединяет произведения В.Ф.Бокова, Н.М.Рубцова, В.И.Белова? Каково отношение авторов к поднятой в их произведениях теме? Докажите примерами.
Итоговый тест за курс 5 класса.
Цель: проверить знания учащихся по литературе за год. Выявить проблемы в знаниях учащихся с целью предупреждения ошибок.
Время проведения: 40 минут
Контрольно-измерительные материалы.
Часть 1
Для заданий А1 – А8 обведите номер правильного ответа. |
А1. Что из перечисленного ниже не является родом литературы?
эпос
фантастика
лирика
драма
А2. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок:
Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
поэма
ода
басня
баллада
А3. «Несмотря на то что большая часть народных посвящена простейшим и привычным предметам домашнего обихода, а также домашним животным и природным явлениям, они раскрывают поэтическую сторону в этих предметах и явлениях, открывая полный простор для творческой фантазии народа. Для многих характерна иносказательная или метафорическая природа построения».
О каком жанре фольклора идёт речь в приведённом отрывке?
прибаутка
поговорка
считалка
загадка
А4. Какое из перечисленных ниже произведений следует назвать фантастическим?
«Хирургия»
«Тёплый хлеб»
«Васюткино озеро»
«Чёрная куриа, или Подземные зрители»
А5. Укажите лишнее произведение,
«Руслан и Людмила»
«Зимнее утро»
«Зимняя дорога»
«Няне»
А6. Какое из названных произведений является произведением древнерусской литературы?
«Никита»
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
«Муму»
«Заколдованное место»
А7. Что из перечисленного ниже не является элементом сюжета художественного произведения?
завязка
кульминация
абзац
эпилог
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5. |
- Ну-с, раскройте рот пошире... - говорит он, подходя с щипцами к дьячку. - Сейчас мы его... тово... Раз плюнуть... Десну подрезать только... тракцию сделать по вертикальной оси... и все... (подрезывает десну) и все...
- Благодетели вы наши... Нам, дуракам, и невдомек, а вас господь просветил...
- Не рассуждайте, ежели у вас рот раскрыт... Этот легко рвать, а бывает так, что одни только корешки... Этот - раз плюнуть... (Накладывает щипцы.) Постойте, не дергайтесь... Сидите неподвижно... В мгновение ока... (Делает тракцию.) Главное, чтоб поглубже взять (тянет)... чтоб коронка не сломалась...
- Отцы наши... Мать пресвятая... Ввв...
- Не тово... не тово... как его? Не хватайте руками! Пустите руки! (Тянет.) Сейчас... Вот, вот... Дело-то ведь не легкое...
- Отцы... радетели... (Кричит.) Ангелы! Ого-го... Да дергай же, дергай! Чего пять лет тянешь?
- Дело-то ведь... хирургия... Сразу нельзя... Вот, вот... Вонмигласов поднимает колени до локтей, шевелит пальцами, выпучивает глаза, прерывисто дышит... На багровом лице его выступает пот, на глазах слезы. Курятин сопит, топчется перед дьячком и тянет... Проходят мучительнейшие полминуты - и щипцы срываются с зуба. Дьячок вскакивает и лезет пальцами в рот. Во рту нащупывает он зуб на старом месте.
- Тянул! - говорит он плачущим и в то же время насмешливым голосом. - Чтоб тебя так на том свете потянуло! Благодарим покорно! Коли не умеешь рвать, так не берись! Света божьего не вижу...
- А ты зачем руками хватаешь? - сердится фельдшер. - Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова... Дура!
- Сам ты дура!
- Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил! (Дразнит.) "Не умеешь, не умеешь!" Скажи, какой указчик нашелся! Ишь ты... Господину Египетскому, Александру Иванычу, рвал, да и тот ничего, никаких слов... Человек почище тебя, а не хватал руками... Садись! Садись, тебе говорю!
- Света не вижу... Дай дух перевести... Ох! (Садится.) Не тяни только долго, а дергай. Ты не тяни, а дергай... Сразу!
- Учи ученого! Экий, господи, народ необразованный! Живи вот с этакими... очумеешь! Раскрой рот... (Накладывает щипцы.) Хирургия, брат, не шутка... Это не на клиросе читать... (Делает тракцию.) Не дергайся... Зуб, выходит, застарелый, глубоко корни пустил... (Тянет. ) Не шевелись... Так... так... Не шевелись... Ну, ну... (Слышен хрустящий звук.) Так и знал!
Вонмигласов сидит минуту неподвижно, словно без чувств. Он ошеломлен... Глаза его тупо глядят в пространство, на бледном лице пот.
- Было б мне козьей ножкой... - бормочет фельдшер. - Этакая оказия!
Придя в себя, дьячок сует в рот пальцы и на месте больного зуба находит два торчащих выступа.
- Парршивый черт... - выговаривает он. - Насажали вас здесь, иродов, на нашу погибель!
- Поругайся мне еще тут... - бормочет фельдшер, кладя в шкаф щипцы. - Невежа... Мало тебя в бурсе березой потчевали... Господин Египетский, Александр Иваныч, в Петербурге лет семь жил... образованность... один костюм рублей сто стоит... да и то не ругался... А ты что за пава такая? Ништо тебе, не околеешь!
Дьячок берет со стола свою просфору и, придерживая щеку рукой, уходит восвояси...
B1. Напишите фамилию автора произведения, из которого взят этот отрывок.
Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В2. Назовите жанр произведения, из которого взят этот отрывок.
Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В3. Определите тему, основную мысль текста.
Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В4. Найдите ключевые слова, характеризующие героев.
Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В5. Определите стиль и тип текста, докажите своё мнение.
Ответ_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания А8, В6 – В10. |
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
А8. О чём это стихотворение? Обведите номер варианта ответа, который
не может быть верным для данного вопроса.
о любви
о любви к родине
о грусти
об одиночестве
В6. Напишите фамилию автора этого стихотворения.
Ответ_________________________________________
В7. Определите размер этого стихотворения. Ответ запишите одним словом, без указания количества стоп.
Ответ_________________________________________
В8. Выпишите из текста метафоры в порядке их следования в тексте, через запятую без пробела.
Ответ__________________________________________
В9. Определите типы рифмовки в стихотворении.
Ответ_______________________________________________________________________________________________________________
В10. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («голубые ставни», «серенький ситец»)? Ответ запишите в форме множественного числа.
Ответ__________________________________________
Часть 4
С1. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам известны? Назовите их. Какие из них вы читали? Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.
Напишите об этом небольшое сочинение (8–10 предложений) на отдельном подписанном листе.
Вариант II
Часть: А
Для заданий А1 – А8 обведите номер правильного ответа. |
А1. Что из перечисленного ниже не является родом литературы?
эпос
фантастика
лирика
драма
А2. Укажите жанр произведения, из которого взят отрывок: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич».
Сказка
Поэма
Ода
былина
А3. «Это коротенькая притча; сама же говорит, что «голая речь не пословица». Это суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком, и пущенное в оборот… Кто её сочинил – не ведомо никому; но все её знают и ей покоряются. Это сочинение и достояние общее, как и самая радость и горе, как выстраданная целым поколением опытная мудрость, высказавшаяся таким приговором…»
О каком жанре фольклора идёт речь в приведённом отрывке?
прибаутка
поговорка
пословица
загадка
А4. Какое из перечисленных ниже произведений следует назвать фантастическим?
«Кавказский пленник»
«Чёрная курица, или Подземные жители»
«Косцы»
«Никита»
А5. Укажите лишнее произведение,
«Полтава»
«Медный всадник»,
«Зимняя дорога»,
«Борис Годунов»
А6. Какое из названных произведений является произведением древнерусской литературы?
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»
«Песнь о вещем Олеге»
«Песнь о Роланде»
А7. Что из перечисленного ниже не является элементом сюжета художественного произведения?
завязка
кульминация
абзац
эпилог
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания В1 – В5. |
Бедной собачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно; один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее легонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку. Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебываясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг… Всю ночь он возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее каким-то радостным и тихим сном.
Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей. Первое время она была очень слаба, тщедушна и собой некрасива, но понемногу справилась и выравнялась, а месяцев через восемь, благодаря неусыпным попечениям своего спасителя, превратилась в очень ладную собачку испанской породы, с длинными ушами, пушистым хвостом в виде трубы и большими выразительными глазами. Она страстно привязалась к Герасиму и не отставала от него ни на шаг, все ходила за ним, повиливая хвостиком. Он и кличку ей дал – немые знают, что мычанье их обращает на себя внимание других, – он назвал ее Муму. Все люди в доме ее полюбили и тоже кликали Мумуней. Она была чрезвычайно умна, ко всем ласкалась, но любила одного Герасима.
B1. Напишите фамилию автора произведения, из которого взят этот отрывок.
Ответ__________________________________________________
В2. Назовите жанр произведения, из которого взят этот отрывок.
Ответ___________________________________________________
В3. Определите тему, основную мысль текста.
Ответ___________________________________________________
В4. Найдите ключевые слова, характеризующие героев.
Ответ___________________________________________________
В5. Определите стиль и тип текста, докажите своё мнение.
Ответ_____________________________________________________
Часть 3
Прочитайте текст и выполните задания А8, В6 – В10. |
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда,-
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.
До сегодня еще мне снится
Наше поле, луга и лес,
Принакрытые сереньким ситцем
Этих северных бедных небес.
Восхищаться уж я не умею
И пропасть не хотел бы в глуши,
Но, наверно, навеки имею
Нежность грустную русской души.
Полюбил я седых журавлей
С их курлыканьем в тощие дали,
Потому что в просторах полей
Они сытных хлебов не видали.
Только видели березь да цветь,
Да ракитник, кривой и безлистый,
Да разбойные слышали свисты,
От которых легко умереть.
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
Потому так и днями недавними
Уж не юные веют года…
Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда.
А8. О чём это стихотворение? Обведите номер варианта ответа, который не может быть верным для данного вопроса.
о природе
о родном крае
о грусти
об одиночестве
В6. Напишите фамилию автора этого стихотворения.
Ответ_________________________________________
В7. Определите размер этого стихотворения. Ответ запишите одним словом, без указания количества стоп.
Ответ_________________________________________
В8. Выпишите из текста метафоры в порядке их следования в тексте, через запятую без пробела.
Ответ__________________________________________
В9. Определите рифмовку стихотворения.
Ответ__________________________________________
В10. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («край забытый», «суховатой липой»)? Ответ запишите в форме множественного числа.
Ответ__________________________________________
Часть 4
С1. Какие произведения, в которых центральной является тема детства, вам известны? Назовите их. Какие из них вы читали? Какие из них вам понравились, а какие не понравились? Обоснуйте свою точку зрения по одному прочитанному произведению.
Напишите об этом небольшое сочинение (8–10 предложений) на отдельном подписанном листе.
Контрольные оценочные материалы
Кодификатор
элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения контрольной работы по литературе за год в 5 классе
Предмет: литература, 5 класс.
Учебник: Литература. 5 кл. Учебник для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе. В 2 ч./ В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013
Вид контроля: итоговый.
Тема: Контрольная работа за год.
Перечень элементов предметного содержания, проверяемых на контрольной работе.
Код | Описание элементов предметного содержания |
1.1 | Малые жанры фольклора / Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта / Поговорка как образное выражение. Загадка как метафора, вид словесной игры. |
1.2 | Темы природы, Родины, войны в русской литературе. Образы детства. Образы животных. |
1.3 | Литература как искусство словесного образа. Литература и мифология. Литература и фольклор. |
1.4 | Художественный образ. Персонаж. Литературный герой. Героический характер. Главные и второстепенные персонажи. Лирический герой. Природные образы, образы предметов |
1.5 | Художественный вымысел. Правдоподобие и фантастика. |
1.6 | Сюжет и композиция. |
1.7 | Авторская позиция. Заглавие произведения. Эпиграф. |
1.8 | Тематика и проблематика. Идейно-эмоциональное содержание произведения. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в литературе. Юмор. Сатира. |
1.9 | Художественная речь. Поэзия и проза. Изобразительно-выразительные средства (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, гипербола, антитеза, аллегория). Художественная деталь. Стихотворные размеры. Ритм, рифма. Строфа. |
1.10 | Литературные роды и жанры. |
1.11 | Древнерусская литература, её жанры и формы. |
1.12 | Русская литература XIX века. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Нравственные искания героев русской литературы. |
1.13 | Литература XX века. |
Перечень элементов метапредметного содержания, проверяемых на контрольной работе.
Код | Описание элементов метапредметного содержания |
2.1 | Умение осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения. (Регулятивные) |
2.2 | Умение понимать тематику, проблематику, идею изученных произведений. (Познавательные) |
2.3 | Умение различать стих и прозу как формы художественной речи (Познавательные) |
2.4 | Умение находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение) (Регулятивные) |
2.5 | Умение различать образ автора и лирического героя в произведении (Познавательные) |
2.6 | Умение определять пафос произведения (в пределах изученного: героический, комический, трагический). (Познавательные) |
2.7 | Умение выделять элементы композиции и сюжета (Познавательные) |
2.8 | Умение различать произведения древнерусской и новой русской литературы. (Познавательные) |
2.9 | Умение выбирать произведения для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками (Познавательные) |
2.10 | Умение различать жанры древнерусской литературы в пределах изученного (Познавательные) |
2.11 | Умение правильно определять родовую природу художественных произведений (в пределах изученного). (Познавательные) |
2.12 | Умение правильно определять жанровую природу художественных произведений (в пределах изученных жанров). (Познавательные) |
2.13 | Умение создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сочинения-рассуждения. (Коммуникативные) |
2.14 | Умение работать с художественным текстом, делая из него выписки с конкретными целями. (Коммуникативные) |
2.15 | Умение воспроизводить историко-литературную информацию из учебника (Познавательные) |
Перечень требований к уровню подготовки обучающихся
Код | Описание требований к уровню подготовки обучающихся |
3.1 | Понимать тематику, проблематику, идею изученных произведений |
3.2 | Различать стих и прозу как формы художественной речи |
3.3 | Находить в анализируемом тексте средства художественной выразительности |
3.4 | Определять пафос произведения |
3.5 | Характеризовать особенности сюжета и композиции |
3.6 | Определять род и жанр художественных произведений |
3.7 | Создавать собственный текст на необходимую тему с учётом норм литературного языка |
3.8 | Работать с художественным текстом |
3.9 | Воспроизводить историко-литературную информацию из учебника |
Спецификация КИМ
для проведения контрольной работы по литературе за год
Предмет: литература, 5 класс
Учебник: Литература. 5 кл. Учебник для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе./В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – М.: Просвещение, 2013
Вид контроля: итоговый.
Тема: Контрольная работа за год.
Назначение контрольной работы: оценить уровень освоения каждым учащимся класса содержания тем разделов «УНТ», «ДРЛ», «Литература XVIII века», «Литература XIX века», «Литература XIX века»..
Содержание контрольных измерительных заданий определяется содержанием федерального компонента государственого стандарта основного общего образования и рабочей программы учебного предмета «Литература» по темам разделов «УНТ», «ДРЛ», «Литература XVIII века», «Литература XIX века», «Литература XX века».
Контрольная работа состоит из 4-х частей: Часть 1 (А 1 – А 7) содержит задания с выбором ответа; Часть 2 (А8, В1 – В 5) содержит задания с кратким ответом – анализ фрагмента эпического произведения; Часть 3 (В6 – В 10) содержит задания с кратким ответом – анализ лирического произведения; Часть 4 (С 1) представляет собой мини сочинение по предложенным вопросам.
Распределение заданий по уровням сложности, проверяемым элементам предметного, метапредметного содержания, уровню подготовки, типам заданий представлено в таблице 1.
Таблица 1
№ задания | Обозначение задания в работе | Уровень | Что проверяется | Тип задания | Примерное время выполнения задания |
Часть 1 |
1 | А 1 | Базовый | 1.3; 2.8; 2.10 3.6; | Задание с выбором ответа | 1 мин. |
2 | А 2 | Базовый | 1.10; 2.12; 2.3; 3.2; | Задание с выбором ответа | 1 мин. |
3 | А 3 | Базовый | 1.1; 2.1; 3.1; | Задание с выбором ответа | 1 мин. |
4 | А 4 | Базовый | 1.5; 1.8; 2.12; 2.15; 3.4; | Задание с выбором ответа | 1 мин. |
5 | А 5 | Базовый | 1.2; 1.4; 2.11; 2.15 3.1; 3.2; | Задание с выбором ответа | 1 мин. |
6 | А 6 | Базовый | 1.8; 1.11; 1.14; 2.10 3.4; 3.5; | Задание с выбором ответа | 1 мин. |
7 | А 7 | Базовый | 1.7; 2.7 3.5; | Задание с выбором ответа | 1 мин. |
8 | А 8 | Базовый | 1.9; 2.2; 3.1; | Задание с выбором ответа | 2 мин. |
Часть 2 |
9 | В 1 | Базовый | 1.4; 2.15; 3.1; 3.6; | Задание с кратким ответом | 2 мин. |
10 | В 2 | Базовый | 1.10; 1.12; 2.12 3.6; | Задание с кратким ответом | 2 мин. |
11 | В 3 | Базовый | 1.4; 2.15 3.1; 3.5; 3.8; | Задание с кратким ответом | 2 мин. |
12 | В 4 | Базовый | 1.4; 1.8; 2.4; 2.6; 3.4; | Задание с кратким ответом | 3 мин. |
13 | В 5 | Базовый | 1.4; 2.2; 3.1; 3.5; 3.8 | Задание с кратким ответом | 3 мин. |
Часть 3 |
14 | В 6 | Базовый | 1.12; 2.15 3.9; | Задание с кратким ответом | 3 мин. |
15 | В 7 | Повышенный | 1.9 2.15 3.2; 3.3; 3.8; | Задание с кратким ответом | 3 мин. |
16 | В 8 | Повышенный | 1.9; 2.4; 3.3; | Задание с кратким ответом | 2 мин. |
17 | В 9 | Повышенный | 1.9; 2.15 3.2; | Задание с кратким ответом | 2 мин. |
18 | В 10 | Повышенный | 1.9; 2.4; 3.3; | Задание с кратким ответом | 2 мин. |
Часть 4 |
19 | С 1 | Повышенный | 1.2; 1.6; 2.5; 2.9; 2.13; 2.14 3.1; 3.7; 3.8; 3.9 | Мини сочинение по предложенным вопросам. | 7 мин. |
Оценка правильности выполнения задания | | Базовый | Выполнение теста на знание информации и применение репродуктивных способов деятельности | Работа по устранению ошибок с помощью учителя (справочных материалов) | |
| Повышенный | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. | |
На выполнение работы отводится 40 минут: 9 минут – часть 1; 12 мин. – часть 2; 12 мин. – часть 3; 7 мин. – часть 4.Каждому учащемуся предоставляется распечатка заданий.
Задания в контрольной работе оценивается в зависимости от сложности задания разными количеством баллов. Таблица 2.
Таблица 2
№ задания | Количество баллов |
1 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
2 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
3 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
4 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
5 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
6 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
7 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
8 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
9 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
10 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
11 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
12 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
13 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
14 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
15 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
16 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
17 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
18 | 1 балл – правильный ответ 0 баллов - неправильный ответ Максимальное количество баллов: 1 |
19 | 4 балла – дан развёрнутый ответ в объёме не менее 8 предложений, речевых и фактических ошибок нет; 3 балла - Ответ дан, но неполно / текст содержит 1–2 речевые и/или фактические ошибки 2 балла - Ответ дан, но неполно, фрагментарно / текст содержит 3 – 4 речевые и/или фактические ошибки / смысл высказывания затемнен / менее 10 предложений 1 балл - Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного предложения; имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих понимание написанного 0 баллов - Ответа нет / не соотносится с вопросом Максимальное количество баллов: 4 |
Оценка правильности выполнения задания | После проверки работы учителем учащиеся анализируют свои ошибки, оценивают степень правильности выполнения работы, соотносят с отметкой учителя. |
Итого | 22 балла |
Перевод баллов к 5-балльной отметке представлен в таблице 3
Таблица 3
Баллы | Отметка |
22-19 | «5» |
18-15 | «4» |
14-11 | «3» |
10-5 | «2» |
4-0 | «1» |
Показатели уровня освоения каждым обучающимся 5 класса содержания тем разделов «УНТ», «ДРЛ», «Литература XVIII века», «Литература XIX века» по предмету «Литература» определены в таблице № 4
Таблица № 4
Код требования к уровню подготовки | № задания контрольной работы | Предметный результат не сформирован | Предметный результат сформирован на базовом уровне | Предметный результат сформирован на повышенном уровне |
3.1 | 3, 5, 8, 9, 11, 13, 19 | Учащимся выполнены задания частично | Учащимся выполнено без ошибок 4-5 заданий | Задания выполнены в полном объёме и без ошибок |
3.2 | 2, 5, 15, 17 | Учащимся задания не выполнены или выполнены частично | Учащимся выполнено без ошибок 2 задания | Задания выполнены в полном объёме и без ошибок |
3.3 | 15, 16, 18 | Учащимся задания не выполнены или выполнены частично | Учащимся выполнено без ошибок 2 задания | Задания выполнены в полном объёме и без ошибок |
3.4 | 4, 6, 12, | Учащимся задания не выполнены или выполнены частично | Учащимся выполнено без ошибок 2 задания | Задания выполнены в полном объёме и без ошибок |
3.5 | 6, 7, 13 | Учащимся задания не выполнены или выполнены частично | Учащимся выполнено без ошибок 2 задания | Задания выполнены в полном объёме и без ошибок |
3.6 | 1, 9, 10 | Учащимся задания не выполнены или выполнены частично | Учащимся выполнено без ошибок 2 задания | Задания выполнены в полном объёме и без ошибок |
3.7 | 19 | Ответ дан в нескольких словах, не составляющих законченного предложения; имеется 5 или более речевых ошибок, затрудняющих понимание написанного | Ответ дан, но неполно / текст содержит 1–2 речевые и/или фактические ошибки | Дан развёрнутый ответ в объёме не менее 8 предложений, речевых и фактических ошибок нет |
3.8 | 14, 19 | Учащимся задания не выполнены или выполнены частично | Учащимся выполнено без ошибок 2 задания | Задания выполнены в полном объёме и без ошибок |
Показатели сформированности у обучающихся 5 класса метапредметных умений определены в таблице 5
Таблица 5
Код метапредметного результата | № задания контрольной работы | Продемонстрировал сформированность | Не продемонстрировал сформированность |
2.1 | 3 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.2 | 8, 13 | Сделано 1 – 2 задания | Задания не сделаны, или выполнено 1 |
2.3 | 2 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.4 | 12, 16, 18 | Выполнено 2 – 3 задания | Выполнено менее двух заданий |
2.5 | 19 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.6 | 12 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.7 | 7 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.8 | 1 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.9 | 19 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.10 | 1, 6 | Выполнено 1 – 2 задания | Задания не выполнены, или выполнено 1 |
2.11 | 5 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.12 | 4, 10 | Выполнено 1 – 2 задания | Задания не выполнены, или выполнено 1 |
2.13 | 19 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.14 | 19 | Задание выполнено | Задание не выполнено |
2.15 | 4, 5, 14 | Выполнено 2 – 3 задания | Выполнено менее двух заданий |
| Оценка правильности выполнения задания | Результаты обучения учащимся анализируются и аргументируются | В большинстве случаев результаты обучения учащимся не комментируются |