Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | д\з | примечание |
Раздел 1 Введение | | 2 |
| Урок 1 Язык и общество. | П1стр 6 Стр 140 | 1 курс 52 час |
| Самостоятельная работа Реферат Языковой портрет современника | | |
| Урок 2 Практическое занятие Выполнение заданий по обобщению знаний о современном русском языке как науке и анализу методов языкового исследования | Записи в тетради Реферат Языковой портрет современника | |
Раздел 2. | Язык и речь. Функциональные стили речи | | |
| Урок 1 Язык и речь. Виды речевой деятельности Речевая ситуация и ее компоненты. | Стр 9 п2 Записи в тетради | |
| Самостоятельная работа Языковой вкус. Языковая норма. Языковая агрессия | | |
| Урок 2 Функциональные стили речи и их особенности | П6-7стр 56,29 | |
| Урок 3 Диагностическая контрольная работа | П8 ,стр 50 | |
| Урок 4 Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования | Стр 32 | |
| Урок 5 Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования | Стр 32 упр5 | |
| Самостоятельная работа. Реферат Устная и письменная форма существования русского языка и сферы их применения. | | |
| Урок 6 Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля | Стр 35упр 9 | |
| Самостоятельная работа. Реферат Деятельность М.В. Ломоносова в развитии и популяризации русского литературного языка | | |
| Урок 7 Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля | Реферат Языковые особенности научного стиля | |
| Самостоятельная работа. Реферат Языковые особенности научного стиля | | |
| Урок 8 Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. | Стр 39упр 11-12 | |
| Самостоятельная работа. Реферат Виды делового общения , их языковые особенности | | |
| Урок 9 Публицистический стиль речи, его назначение. | Стр 42упр 14 | |
| Самостоятельная работа. Языковой портрет современника | | |
| Урок 10 Художественный стиль речи, его основные признаки: | Стр 45упр 16 | |
| Самостоятельная работа. Реферат. Особенности художественного стиля | | |
| | | |
| Урок 11 Текст как произведение речи. Признаки, структура текста . . | Реферат Экспрессивные средства в художественном тексте | |
| Самостоятельная работа. Реферат Экспрессивные средства в художественном тексте | | |
| | | |
| Урок 12Практическое занятие Анализ структуры текста | П5 стр 22 | |
| Урок 13 Практическая работа Определение типа, стиля,жанра текста | Реферат текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю | |
| Самостоятельная работа. Реферат текст и его значение. Типы текстов по смыслу и стилю | | |
| Урок 14 Функционально-смысловые типы речи | П6 стр 27 | |
| Урок 15 Практическая работа Изучение особенности построения текста разных функциональных типов | Стр 61 | |
| Урок 16 Практическая работа Анализ основных стилевых разновидностей письменной и устной речи | Стр 64 | |
| Урок 17 Лингвостилистический анализ текста. | Упр 21,22,25 | |
| Урок 18 Практическое занятие 21 Составление связного рассказа на лингвистическую тему | | |
Раздел3 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | | |
| Урок 1 . Звук и фонема. Фонетические единицы. Звук и фонема. . | Стр 64-66 | |
| Урок 2 Фонетический разбор слова. . | Стр 69 упр 23 | |
| Урок 3 Практическая работа 22 Выявление закономерностей функционирования фонетической системы русского языка | Стр 19 п 11 | |
| Самостоятельная работа Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. | | |
| Урок 4 Орфоэпические нормы: произносительные нормы и нормы ударения . | Стр 83 п14 | |
| Самостоятельная работа Реферат Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. | | |
| Урок 5Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных . | Упр 24 стр 61 | |
| Самостоятельная работа Функционирование звуков языка в тексте: звукопись, анафора, аллитерация. | | |
| Урок 6 Правописание о/епосле шипящих и ц. | Упр 27 стр 68 | |
| Урок 7 Практическая работа23 Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | Упр 38 стр 79 | |
| Самостоятельная работа Словарь современногочеловека | | |
| Урок 8 Правописание приставок | Упр 49 правило | |
| Урок 9 Правописание приставок на з- / с-. Правописание и/ыпосле приставок | Упр 113 правило | |
| Урок 10 Практическая работа24 Фонетический, орфоэпический и графический анализ слова. | упр 116 реферат Русское письмо и его эволюция | |
| Самостоятельная работа Реферат Русское письмо и его эволюция | | |
| | | |
Раздел 4 | Лексикология и фразеология | | |
| Урок 1 Слово в лексической системе языка. | Реферат СМИ и культура речи | |
| Самостоятельная работа реферат СМИ и культура речи | | |
| Урок 2Русская лексика с точки зрения ее происхождения | | |
| Самостоятельная работа Реферат Исторические изменения в структуре слова | Реферат Исторические изменения в структуре слова | |
| Урок 3 Русская лексика с точки зрения ее происхождения | Стр 104,стр 68п18 | |
| Самостоятельная работа Старославянизмы и их роль в развитии русского языка | | |
| Урок 4 Русская лексика с точки зрения ее употребления | Реферат Синонимия в русском языке. | |
| Самостоятельная работа Реферат Синонимия в русском языке. Типы синонимов. Роль синонимов в организации речи | | |
| Урок 5 Практическая работа Наблюдение над функционированием лексических единиц в собственной речи | Стр 89 | |
| Урок 6 Практическая работа Лингвистическое исследование лексических и фразеологических единиц — | Стр 92 | |
| Урок 7 Активный и пассивный словарный запас | п20 стр 109 | |
| Самостоятельная работа Реферат В. И. Даль как создатель «Словаря живого великорусского языка». | | |
| Урок 8 Фразеологизмы. | П21стр 113 | |
| Урок 9 Отличие фразеологизма от слова | П21 сооб:Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке | |
| Самостоятельная работа Русская фразеология как средство экспрессивности в русском языке | | |
| Урок 10 Практическая работа Лексический и фразеологический анализ слова. | П22 стр 117 | |
| Самостоятельная работаРеферат Стилистическое использование профессиональной и терминологической лексики в произведениях художественной литературы | | |
| Урок 11 Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление | П22 упр 66 | |
| Урок 12 Лексические нормы. Лексические ошибки и их исправление | П22упр 67 | |
| Урок 13 Афоризмы. Лексикофразеологический разбор | Стр 119 | |
| Урок 14 Практическая работа Наблюдение над изобразительно-выразительными средствами лексики | Стр 119тест | |
Раздел 5 | Морфемика, словообразование, орфография | | |
| Урок 1 Понятие морфемы как значимой части слова. Многозначность морфем. Синонимия и антонимия морфем. Морфемный разбор слова. | П23 | |
| Урок 2 Практическая работа Наблюдение над значением морфем и их функциями в тексте. | Стр 123 | |
| Самостоятельная работа Реферат Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. | Реферат Строение русского слова. Способы образования слов в русском языке. | |
| Урок 3 Способы словообразования Словообразование знаменательных частей речи. | П24-25 упр 74 | |
| Урок 4 Способы словообразования Словообразование знаменательных частей речи. | П24-25 упр 74 | |
| Урок 5 Практическая работа Морфемный, словообразовательный, этимологический анализ | П25 упр 76 | |
| Урок 6 Практическая работа Анализ одноструктурных слов с морфемами-омонимами; | Стр 139 | |
| Урок 7Подробное изложение с творческим заданием | нет | |
| Урок8 Подробное изложение с творческим заданием | нет | |
| 2 курс 30час | | |
| Самостоятельная работа реферат Слова-омонимы в морфологии русского языка | | |
| .Урок 9 Правописание сложных слов | Стр130 | |
| Самостоятельная работа Реферат Учение о частях речи в русской грамматике | | |
| | | |
| Урок 10 Правописание чередующихся гласных в корнях слов | П28 таблица упр 85 | |
| Самостоятельная работа реферат Культурно-речевые традиции русского языка и современное состояние русской устной речи. | | |
| Урок 11. Практическое занятие Образование слов и форм слов разных частей речи | Стр 139 тест | |
| Урок12 Правописание приставок при- / пре-. Правописание сложных слов. | П28 таблица Реферат Грамматические нормы русского языка. | |
| Самостоятельная работа Реферат Грамматические нормы русского языка. | | |
Раздел 6 | Морфология и орфография | | |
| Урок 1Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция | П 29 | |
| . | | |
| Урок 2 Практическая работа Анализ и характеристика общего грамматического значения, морфологических и синтаксических признаков слов разных частей речи | П30 стр 142-147 сооб.Ученые, внесшие вклад в развитие морфологии | |
| Самостоятельная работа Ученые, внесшие вклад в развитие морфологии | | |
| Урок 3 Имя существительное. | П30упр 91 | |
| Самостоятельная работа . Лексико-грамматические разряды имен существительных (на материале произведений художественной литературы | | |
| | | |
| Урок 4 Имя прилагательное | П31упр 93 | |
| Самостоятельная работа .Прилагательные, их разряды, синтаксическая и стилистическая роль (на примере лирики русских поэтов). | | |
| Урок 5 Имя числительное | П32упр 105 сооб Критерии выделения частей речи | |
| Самостоятельная работа . Критерии выделения частей речи | | |
| Урок 6 Местоимение. Значение местоимения | П33 упр108 сооб Синонимия местоименных форм | |
| Самостоятельная работа Стилистические возможности местоимения Самостоятельная работа . Синонимия местоименных форм | | |
| Урок7 Глагол. Грамматические признаки глагола | П34 упр 114 таблица | |
| Самостоятельная работа Категория наклонения глагола и ее роль в текстообразовании | | |
| Урок 8.Практическое занятие Наблюдение над значением словоформ разных частей речи и их функциями в тексте | Таблица стр 200 | |
| Урок9 Глагол. Грамматические признаки глагола | П34 упр 115 | |
| Урок 10 Причастие как особая форма глагола | П35 | |
| Урок 11Образование действительных и страдательных причастий | Стр 204-205 | |
| Урок 12Практическое занятие Выявление нормы употребления сходных грамматических форм в письменной речи обучащихся | Стр 207 | |
| Урок 13 Правописание суффиксов и окончаний причастий. | Стр 208 таблица сооб Употребление причастий в текстах разных стилей. | |
| Самостоятельная работа Употребление причастий в текстах разных стилей. Синонимия причастий | | |
| Урок 14 Причастный оборот и знаки препинания в предложении с причастным оборотом. | Стр 205 упр 119(1-9) | |
| Урок 15 Практическое занятие Наблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | Стр 114,200,208 таблица | |
| Самостоятельная работа Вопрос о причастии и деепричастии в русской грамматике | | |
| Урок 16Деепричастие как особая форма глагола . | Стр 213 | |
| Самостоятельная работа Стилистические возможности причастия и деепричастия | | |
| Урок 17 . Деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом. . | Стр 213 упр 127 | |
| Урок 18Наречие. Грамматические признаки наречия | П36 сооб Стилистические возможности наречия | |
| Самостоятельная работа Стилистические возможности наречия | | |
| Урок 19Степени сравнения наречий. | Стр 216-219 упр 131 | |
| Урок 20Практическое занятие Использование способа разграничения слов-омонимов, принадлежащих к разным частям речи. | Стр 221 табл ,сооб Основные выразительные средства морфологии | |
| Самостоятельная работа Основные выразительные средства морфологии | | |
| Урок 21Морфологический разбор наречия . | Стр 220-222 упр 332 | |
| Урок 22Слова категории состояния (безлично-предикативные слова). | П37 | |
| Самостоятельная работа Реферат Наречия и слова категории состояния: семантика, синтаксические функции, употребление | | |
| Урок 23Служебные части речи Предлог как часть речи. | П38 табл 42 | |
| Самостоятельная работа Грамматические нормы русского языка | | |
| Урок 24Союз как часть речи. Правописание союзов. тексте | Стр 239 упр 148 | |
| Урок25 Междометия и звукоподражательные слова. | П39 стр 252 | |
| Урок 26Контрольный тест | Анализ ошибок в тесте | |
| 3 курс 32 час | | |
| Урок 27 Практическое занятиеНаблюдение над функционированием правил орфографии и пунктуации в образцах письменных текстов. | Стр 255 тест составить словарно-орфографическую диктовку | |
| Урок 28. 26Практическое занятие . Сопоставление лексического и грамматического значения слов. | Упр156 стр 254 | |
| | | |
| Самостоятельная работа . История развития морфологии как отдельного раздела русского языка | | |
Раздел 7 | Синтаксис и пунктуация | | |
| Урок1 Основные единицы синтаксиса. Словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое. | П40 стр 258 | |
| Урок 2.Практические занятия Особенности употребления словосочетаний Синонимия словосочетаний | П41 упр 158 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Роль словосочетания в построении предложения | | |
| Урок 3Практические занятия Наблюдение над существенными признаками словосочетания | Стр 266 упр 155 сооб :Роль словосочетания в построении предложения | |
| Урок 4 Простое предложение. Виды предложений по цели высказывания; восклицательные предложения. Интонационное богатство русской речи | П 42 сооб: Логическое ударение | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Логическое ударение. Прямой и обратный порядок слов. Стилистические функции и роль порядка слов в предложении | | |
| Урок 5Практическое занятие Составление связного высказывания с использованием предложений определенной структуры на лингвистическую тем | Стр 268-269 упр 166 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Синонимия составных сказуемых. Единство видовременных форм глаголов-сказуемых как средство связи предложений в тексте. | | |
| Урок 6 Грамматическая основа простого двусоставного предложения. | П43 табл 46 сооб:синонимия простых предложений | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа . Реферат Синонимика простых предложений | | |
| Урок 7Второстепенные члены предложения | П44 упр 180 табл 50 | |
| Урок 8Синонимия согласованных и несогласованных определений. | Упр 179 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Обстоятельства времени и места как средство связи предложений в тексте | | |
| Урок 9Односоставное и неполное предложение. Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего | П45,46 упр 187 | |
| Урок 10 Односоставные предложения с главным членом в форме сказуемого | Стр 275 | |
| Урок 11 Практические занятия Упражнения по синтаксической синонимии: | Упр 174 сооб:одно-составные предложения в русском языке | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Односоставные предложения в русском языке: особенности структуры и семантики | | |
| Урок 12 Односложное простое предложение. Предложения с однородными членами и знаки препинания в них | П47 | |
| Урок 13 Однородные и неоднородные определения | Стр 305 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Синонимика ряда однородных членов предложения с союзами и без союзов. | | |
| Урок 14 Употребление однородных членов предложения в разных стилях речи. | упр 191 сооб: Предложения с однородными членами и их функции в речи | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Предложения с однородными членами и их функции в речи | | |
| Урок 15Предложения с обособленными и уточняющими членами | П48 сооб: . Обособленные члены предложения и их роль в организации текста | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа . Обособленные члены предложения и их роль в организации текста | | |
| Урок 16 Обособление определений. Синонимия обособленных и необособленных определений. | Стр 308-310 | |
| Урок17 Обособление приложений | Стр 309 | |
| Урок 18 Обособление дополнений | Стр 311 упр 193 | |
| Урок 19 Обособление обстоятельств. Роль сравнительного оборота как изобразительного средства языка | Стр 312 упр 194 | |
| Урок 20 Уточняющие члены предложения. Стилистическая роль обособленных и необособленных членов предложения. | Упр 196 стр 314-316 | |
| . Урок 21 Знаки препинания при словах, грамматически несвязанных с членами предложения . | П50 сооб: Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Структура и стилистическая роль вводных и вставных конструкций | | |
| Урок 22 Практическое занятие Анализ ошибок и недочетов в построении простого (сложного) предложения | П50 упр 201 стр 319 | |
| Урок 23 Знаки препинания при обращении | П49 упр 198 | |
| Урок 24 Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении..Употребление сложносочиненных предложений в речи | П51-52 упр 202 Синонимика сложных предложений-сооб. | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа . Использование сложных предложений в речи | | |
| Урок 25 Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в разных типах и стилях речи | П53 упр 209 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа . Синонимика сложных предложений | | |
| Урок 26 Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в речи. | Стр 354 табл.58 | |
| Урок 27Практическое занятие . Составление схем простых и сложных предложений и составление предложений по схемам. | Упр 215 сооб:Русская пунктуация и ее назначение | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа . Русская пунктуация и ее назначение | | |
| Урок 28 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи. | П 57 упр 220 | |
| | | |
| . 29Практическое занятие Применение синтаксического и пунктуационного разбора простого предложения | П58 табл 60; сооб: Способы введения чужой речи в текст | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Способы введения чужой речи в текст | | |
Способы передачи чужой речи | Урок 30 Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге. | П58 упр 222 | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа Монолог и диалог. Особенности построения и употребления. | | |
| | | |
| Промежуточная аттестация в форме экзамена | | |
| Всего часов --171 Из них обязательная аудиторная нагрузка-114 час В том числе практических занятий-31 Самостоятельной работы-57 час | | |