КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
для проведения промежуточной аттестации в форме
дифференцированного зачета в 2024 — 2025 учебном году
очной формы обучения по специальности 38.02.08 Торговое дело.
по учебному предмету
ОУПб.10 Химия
Курс 1, Группа ТД-11, ТД-12, ТД-13.
2025 год
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Комплект контрольно-оценочных средств (далее КОС) по учебному предмету ОУПб.10 Химия предназначен для проведения промежуточной аттестации по основной профессиональной образовательной программе очной формы обучения по специальности 38.02.08 Торговое дело с целью оценки учебных достижений обучающегося, уровня усвоения знаний и освоения умений в форме дифференцированного зачета в соответствии с учебным планом.
Зачет проводится в форме собеседования.
Время выполнения задания - 30 минут.
Комплект контрольно-оценочных средств направлен на оценку учебных достижений в соответствии с требованиями к результатам обучения по итогам освоения учебного материала по учебному предмету.
В ходе проведения зачета проверяются следующие результаты обучения:
Умения: | | | | |
У1 | Называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатурам. |
У2 | Составлять различные типы углеродных цепочек. Определять по структурной формуле вещества его принадлежность к определённому классу. Составлять структурные формулы простейших изомеров. |
У3 | Определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии. |
У4 | Характеризовать: s-, p-, d- элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и свойства органических соединений. |
У5 | Объяснять зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в Периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения. |
У6 | Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций. |
У7 | Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. |
Знания: | | | | |
З 1 | Роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества. |
З 2 | Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, атомные s-, p-, d- орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, дисперсные системы, электролитическая диссоциация, кислотно-оснóвные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии. |
З 3 | Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, закон постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева, закон Гесса, закон Авогадро. |
З 4 | Основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических и неорганических соединений. |
З 5 | Классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений. |
З 6 | Природные источники углеводородов и способы их переработки. |
З 7 | Вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства. |
Общие компетенции | | | | |
ОК 1 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 2 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 3 | Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. |
ОК 4 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 5 | Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей. |
ОК 6 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать. |
ОК 7 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. |
Личностные результаты | | | | |
ЛР. 1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР. 2 | Готовый использовать свой личный и профессиональный потенциал для защиты национальных интересов России. |
ЛР. 3 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР. 4 | Принимающий семейные ценности своего народа, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР. 5 | Занимающий активную гражданскую позицию избирателя, волонтера, общественного деятеля. |
ЛР. 6 | Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных профессиональную жизнестойкость. |
ЛР. 7 | Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
Краткая характеристика процедуры проведения.
КОС состоит из 60 вопросов, каждому студенту предлагается на выбор по два вопроса (один теоретического характера, другой практического характера). На подготовку по вопросам выделяется по 15 минут, по истечении которых каждый студент публично отвечает на поставленные вопросы. При этом каждый студент имеет возможность дополнить ответы других студентов, заработав дополнительный балл к своему ответу.
Студенты вправе использовать справочный материал:
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде.
Непрограмируемый калькулятор.
Оценивание результатов освоения знаний, умений, общих компетенций осуществляется по следующим критериям:
«отлично» - ответ показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа; умение приводить примеры современных проблем изучаемой области.
«хорошо» - ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается одна - две неточности в ответе.
«удовлетворительно» - ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры; недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа; неумение привести пример развития ситуации, провести связь с другими аспектами изучаемой области.
«неудовлетворительно» - ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа; незнание современной проблематики изучаемой области.
Комплект контрольных заданий.
Вопросы для проведения собеседования на зачете:
Теоретические вопросы:
Предмет и задачи химии. Основные понятия химии (химический элемент, атом, молекула, вещество, аллотропия). Основные законы химии (закон постоянства состава вещества, закон Авогадро, закон сохранения массы вещества, периодический закон Д.И. Менделеева).
Строение Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств в системе и ее значение. Строение атома химического элемента. Привести пример на элементах 1-3 периода ПСХЭ Д.И. Менделеева.
Состав и строение вещества. Химическая формула. Относительная атомная и молекулярная масса. Массовая доля элемента в химическом соединении.
Типы химической связи (ионная, ковалентная, металлическая, водородная), механизм образования, свойства веществ с различными химическими связями. Привести пример схемы образования каждого типа связи.
Дисперсные системы: состав, классификации, примеры веществ, свойства веществ.
Теория электролитической диссоциации. Ионы. Электролиты, неэлектролиты. Реакции ионного обмена. Составление реакций ионного обмена путем составления их полных и сокращенных ионных уравнений.
Оксиды (классификация, химические свойства, способы получения)
Основные положения теории электролитической диссоциации (формулировка и их сущность). Записать уравнение в ионном виде (по выбору учителя).
Кислоты в свете теории электролитической диссоциации (понятие «кислоты», их свойства и значение). Записать уравнения реакций в ионном виде, подтверждающие свойства кислот.
Основания в свете теории электролитической диссоциации (понятие «основания», их свойства и значение). Записать уравнения реакций в ионном виде, подтверждающие свойства оснований.
Соли в свете теории электролитической диссоциации (понятие «соли», их свойства и значение). Записать уравнения реакций в ионном виде, подтверждающие свойства солей.
Оксиды в свете теории электролитической диссоциации (понятие «оксиды», их свойства и значение). Записать уравнения реакций в ионном виде, подтверждающие свойства оксидов.
Классификации химических реакций (по количеству и составу реагентов и продуктов реакции, по изменению степени окисления, но тепловому эффекту, по наличию катализатора, по фазовому состоянию и т.д.). Привести примеры уравнений реакций к каждой классификации.
Скорость химической реакции, факторы влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Привести пример способов смещения химического равновесия на реакции синтеза аммиака.
Металлы (положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение атома, физические и химические свойства, применение). Привести примеры химических реакций металлов на конкретных примерах (уравнения записать в молекулярном и ионном виде). Сплавы (виды, их применение).
Способы получения металлов (общие этапы производства, виды металлургии с примерами). Коррозия металлов (понятие, виды коррозии и способы защиты от коррозии).
Неметаллы (положение в ПСХЭ Д.И. Менделеева, строение атома, физические и химические свойства, применение). Привести примеры химических реакций неметаллов на конкретных примерах (уравнения записать в молекулярном и ионном виде).
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова (предпосылки создания, положения теории и их пояснение с примерами, ее значение для развития химии).
Номенклатура органических соединений отдельных классов (насыщенные, ненасыщенные и ароматические углеводороды, спирты, фенолы, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты и др.)
Классификация химических реакций в органической химии.
Алканы (состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, способы получение, применение).
Алкены и алкины (состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, способы получение, применение).
Алкадиены и арены (состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, способы получение, применение).
Спирты (состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, способы получение, применение).
Альдегиды (состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, способы получение, применение).
Карбоновые кислоты (состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, способы получение, применение).
Углеводы (состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, способы получение, применение).
Азотсодержащие органические соединения – амины (состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, способы получение, применение).
Азотсодержащие органические соединения – аминокислоты, белки (состав, строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства, способы получение, применение).
Пластмассы и волокна (классификация, свойства, способы получения, отдельные представители и их значение).
Практические задания:
Решите задачу. Вычислите массу соли, образованной при взаимодействии уксусной кислоты массой 12 г. с гидроксидом натрия.
Определите с помощью характерных реакций каждое из трех неорганических веществ: хлорид калия, сульфат калия, карбонат калия.
Определите с помощью характерных реакций каждое из трех органических веществ: глицерин, крахмал, глюкоза.
Решите задачу. Вычислите объем водорода, необходимого для взаимодействия с 6 л. азота (при н.у.).
Проведите реакции, подтверждающие характерные химические свойства кислот на примере соляной кислоты.
Получите реакцией обмена гидроксид меди Сu(ОН)2. Выполнение опыта: к раствору CuSO4 по каплям добавляем раствор NaOH до выпадения голубого осадка гидроксида меди (II). Запишите уравнения молекулярной и ионной реакции.
Решите задачу. Найдите молекулярную формулу углеводорода, если массовая доля углерода в нем составляет 80%, а массовая доля водорода- 20%. Относительная плотность данного газа по водороду равна 15.
Решите задачу. При сгорании 2,3г. вещества образовалось 4,4г. CO2 и 2,7г.- H2O. Плотность паров этого вещества по водороду равна 23.
Решите задачу. Какой объем сернистого газа получится при сгорании 1кг. серы? (н.у.)
Решите задачу. Вычислите тепловой эффект химической реакции горения СО, если в реакцию вступило 5,6г. СО2 и выделилось 71,5 кДж теплоты.
Запишите реакции, подтверждающие качественный состав данного неорганического вещества — H2SO4.
Запишите реакции подтверждающие характерные свойства неорганических кислот.
Решите задачу. Вычислите образовавшуюся массу уксусной кислоты, если в реакцию с этаналем вступил аммиачный раствор оксида серебра, содержащего 5 моль Ag2О
Запишите качественные реакции, доказывающие, что глюкоза является альдегидоспиртом.
Решите задачу. Термохимическое уравнение реакции горения фосфора:
4P + 5O2 = 2P2O5 + 3010кДж
Сколько теплоты выделится при сгорании 31г фосфора?
Запишите реакции подтверждающие характерные свойства оснований (гидроксидов).
Запишите реакции подтверждающие характерные свойства неоганических солей.
Решите задачу на нахождение массовой доли продукта реакции от теоретически возможного: При взаимодействии этаналя массой 22г с водородом получили этанол массой 20 г. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции.
Выполните задание. Какие из веществ, молекулы которых приведены ниже, относятся к альдегидам: С3Н8, С3Н7ОН, СН3СОН, С2Н6, НСОН, СН3СООН, НСООН, СН3-СОО-С2Н5? Выпишите их. По какому признаку вы выбрали эти вещества? Дайте им названия.
Выполните задание. Напишите структурные формулы следующих веществ: а) 2,4 диметилпентановая кислота; б) 3-метилпентанол-3; в) 2,3 –диметилбутаналь; г) 2,2 –диметилпропановая кислота; д) пропанол-2
Запишите все возможные изомеры вещества состава С5Н12. Дайте им названия
Составьте электронно-графические схемы строения атома кальция, брома.
Напишите уравнение реакции в молекулярной, полной ионной и
сокращенной ионной формах: азотная кислота + гидроксид кальция = нитрат кальция + вода
Напишите цепочку превращений: хлор → соляная кислота → хлорид натрия → хлорид серебра.
Определить массовую долю всех химических элементов в молекуле серной кислоты.
Напишите структурные формулы органических веществ:
а) 2-метилбутан, б) 2,3-диметилпентен-1, в) гексадиен-1,5, г) 2-метил-3-этилоктин-4, д) 2,2-диметилбутанол-1, е) 2,3,3-триметилгептановая кислота.
Напишите структурные формулы приведенных ниже соединений:
а) 2-метилпропановая кислота б) 2-метил-3-пропилпентановая кислота в) щавелевая кислота | г) уксусная кислота д) 2,2-диметилбутановая кислота е) 2,4-диметилпентановая кислота |
Напишите структурные формулы приведенных ниже спиртов:
а) 2-метилбутанол-1 б) 2-метилпропанол-2 в) циклогексанол | г) 2,3-диметилпентанол-2 д) 2-метил-3-этилгексанол-1 е) 2,2,3-метилпентанол-1 |
Напишите структурные формулы приведенных ниже соединений:
а) 2-метилпропаналь б) 2-метил-3-пропилпентаналь в) фармальдегид | г) ацетальдегид д) 2,2-диметилбутаналь е) 2,4-диметилпентаналь |
Из предложенного перечня выберите два типа реакции, к которым можно отнести взаимодействие магния с раствором серной кислоты (обоснуйте ответ):
1) каталитическая, 2) гомогенная, 3) обратимая, 4) ОВР, 5) реакция замещения.