Контрольно-учетный урок по теме «Дыхание»
Цель: проверить знания учащихся по теме «Дыхание»
Задачи:
1.Образовательные: выявить знания учащихся о значении дыхания; о роли дыхания в жизнедеятельности человека; о взаимосвязи систем органов в дыхании.
2.Развивающие: Развитие понятий «система органов», «дыхательная система», «трахеи», «легкие»; развитие умений сравнивать, обобщать, систематизировать. Развитие мышления.
3.Воспитательные: формирование научного мировоззрения, формированием здорового образа жизни, знакомство с факторами, влияющими на организм человека.
Образовательные результаты:
Личностные: формирование познавательного интереса, ценности здорового и безопасного образа жизни, реализация установок здорового образа жизни и правил поведения в чрезвычайных ситуациях.
Метапредметные: умение находить информацию в различных источниках и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, умение определять понятия, классифицировать, делать выводы, структурировать материал, объяснять и доказывать, устанавливать причинно-следственные связи.
Предметные: выделение особенностей строения: тканей, органов и систем органов, ориентация в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей,
Тип урока: контрольно-учетный.
Методы: словесные (беседа), наглядные (демонстрация изобразительных пособий).
Основные понятия: система органов, гортань, трахея, бронхи, альвеолы, легочная плевра, воздухоносные пути, диафрагма.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Опрос.
Работа с дидактическими карточками:
Диктант
1. продолговатый мозг
2. газообмен
3. гортань
4. трахея
5. кровь
6. дыхание
Вариант 1.
7. бронхи
8. легкие
9. носовые раковины
10 носоглотка
11. носовая полость
12. надгортанник
1. Какую функцию выполняет дыхательная система?
2. Отдел воздухоносных путей между гортанью и бронхами?
3. Что обеспечивает поступление кислорода в ткани и удаление углекислого газа из них?
4. Куда попадает воздух через ноздри?
5.Что увеличивает внутреннюю поверхность носовой полости?
6. Куда попадает воздух из полости носа через носоглотку и глотку?
7. Что защищает вход в гортань при проглатывании пищи?
Вариант 2.
1. Что обеспечивает поступление кислорода в ткани и удаление углекислого газа из них?
2.Что относится к органам дыхания?
3. Что служит для проведения воздуха из глотки в трахею?
4. Где расположен центр слюноотделения?
5. Как называется процесс газообмена между организмом и внешней средой, связанный с поступлением кислорода и выделением углекислого газа?
6. Что служит для проведения воздуха из глотки в трахею?
7. Воздухопроводящие пути после трахеи, представляют собой «скелет» лёгких.
Работа по заданиям у доски:
А) задание по карточке.
Определите последовательность процессов, которые происходят при вдохе и выдохе. Вдох отметьте +, выдох -.
А. Увеличение объёма легких и уменьшение в них давления воздуха.
Б. Сокращение межрёберных мышц и диафрагмы.
В. Движение наружного воздуха в легкие.
Г. Удаление из легких части воздуха.
Д. Расслабление дыхательных мышц.
Е. Уменьшение объёма грудной клетки и грудной полости.
Ж. Сжатие легких и повышение в них давления.
Е. Расширение грудной клетки и грудной полости.
Б) Заполнить пропуски в таблице:
Органы дыхательной системы | Строение | Функции |
-- | Две полости с хрящевой перегородкой | Проведение, согревание, увлажнение воздуха |
Гортань | -- | Образование звуков |
Трахея | Хрящевая трубка | -- |
-- | Хрящевая трубка | -- |
-- | Состоит из альвеол | -- |
В) Соотнесите орган и выполняемую им функцию:
Орган
1.Носовая полость
2. Гортань
3. Трахея и бронхи
4.Лёгкие
5.Плевра
Выполняемая функция
а) выстилает наружную поверхность легких;
б) газообмен;
в) увлажнение воздуха, задерживание пыли;
г) образование голоса
д) трубка 10-15 см, обеспечивающая свободное прохождение воздуха.
Ответ:
Ответить на доп.вопросы: Почему легкие не могут самостоятельно совершать дыхательные движения? Почему для организма жизненно важно поддерживать постоянство газового состава крови? Какие процессы происходят в легочных пузырьках?
3.Самостоятельная работа.
1 вариант
1. Укажите путь молекул углекислого газа при газообмене в легких.
Перечислить последовательно цифры ответов.
А) Превращение венозной крови в артериальную
Б) Превращение артериальной крови в венозную
В) К кислород в химической связи с гемоглобином
Г) Стенка легочного пузырька
Д) Стенка капилляра
Е) Углекислый газ в плазме крови
Ж) Воздух в легочном пузырьке (альвеоле)
2.Опишите гортань по плану:
· Расположение
· Функции
· Особенности строения
2 вариант
1. Укажите путь молекул кислорода при газообмене в тканях.
Перечислить последовательно цифры ответов.
А) Стенка капилляра
Б) Тканевые клетки
В) Кислород в химической связи с гемоглобином
Г) Межклеточная жидкость
Д) Расходование кислорода на окислительные процессы
Е) Превращение артериальной крови в венозную
Ж) Превращение венозной крови в артериальную
2.Опишите легкие по плану:
· Расположение
· Функции
· Особенности строения
3 вариант
1. Укажите путь молекул кислорода при газообмене в легких.
Перечислить последовательно цифры ответов.
А) Превращение венозной крови в артериальную
Б) Превращение артериальной крови в венозную
В) Кислород в химической связи с гемоглобином
Г) Стенка легочного пузырька
Д) Стенка капилляра
Е) Углекислый газ в плазме крови
Ж) Воздух в легочном пузырьке (альвеоле)
2.Опишите трахею по плану:
· Расположение
· Функции
· Особенности строения
4.Домашнее задание.