I. Организация начала урока. Создание благоприятной атмосферы Учитель приветствует учащихся, желает доброго дня, передавая радость от встречи с девятиклассниками, настраивает на работу. II. Целеполагание Объявляются тема и цель урока. Учащиеся формулируют задачи урока, делают необходимые записи в контрольных тетрадях. III. Первичное чтение текста учителем Учитель правильно, с соблюдением орфоэпических и пунктуационных норм, читает текст для ознакомления с ним учащихся. На пороге весны Бывалый охотник отправился в лес поглядеть, заметно ли там приближение весны, и осмотреть места прошлогодних тетеревиных токов. Приехал он на маленький полустанок, надел лыжи — и прямо в лес. Весна чувствовалась не только в воздухе. Небо уже по-весеннему голубело, и по нему, как льдинки в весенний разлив, плыли лёгкие белые облака. Охотник сел на пень отдохнуть. Кругом было тихо, только где-то далеко в лесу, как серебряный колокольчик, звенел голосок синицы — первая песня весны. Вдруг среди лесной тишины раздались хруст снега и шум раздвигаемых веток. Кто-то с трудом продирался сквозь чащу березняка. Но кто же это? Человеку незачем ходить по таким местам. И вот из чащи березняка у самой полянки показалось что-то большое, тёмное. Неужели лошадь? Зачем же она забрела сюда? Но это была не лошадь, а огромный лось. Он вышел из мелколесья на полянку и, высоко подняв голову, огляделся. Как он был хорош, весь освещённый весенним солнцем, на белом фоне березняка! Лось постоял секунду, чутко прислушиваясь. А потом широко зашагал по краю полянки, как-то странно поматывая головой, будто стараясь что-то сбросить. Впереди густо росли несколько толстых берёзок. Лось не обошёл их, а полез между стволами, всё так же мотая головой. И тут один рог у него отломился и застрял, качаясь в ветвях. Из березняка лось вышел только с одним рогом и не торопясь скрылся в лесу. Вот почему он так странно мотал головой, словно стряхивая что-то. Это лесной великан сбрасывал свой головной убор. Весна идёт — время обновляться! (240 слов.) На доске записываются трудные для восприятия и записи слова: тетеревиные тока мелколесье березняк Анализ текста по вопросам: Определите стиль текста. (Художественный) К какому жанру речи относится текст? (Рассказ) Определите основной тип речи текста. (Повествование) Какой ещё тип речи представлен в тексте? (Описание) Охарактеризуйте композиционную структуру текста. (Завязка, развитие действия, кульминация, развязка) Подберите другие названия для рассказа. («Случай в лесу», «Пора обновляться!») Самостоятельное составление учащимися плана изложения. Примерный план: 1. Заметно ли приближение весны в лесу?. 2. Весна чувствовалась везде. 3. Охотник сел отдохнуть. 4. Кто же продирался сквозь чащу березняка? 5. Странное поведение лося. 6. Весна идёт – пора обновляться! VI. Повторное чтение текста учителем. Самостоятельная работа учащихся. Учащиеся работают над созданием чернового варианта изложения (25 минут) VIII. Самостоятельная работа учащихся. Девятиклассники редактируют и корректируют черновой вариант изложения. IX. Создание чистового варианта изложения. X. Сбор тетрадей. Вопросы по тексту изложения. XI. Рефлексия учебной деятельности. |