Фамилия Имя ____________________________________________________________ 10 класс
Контрольная работа по теме
«Текст. Информационно-смысловая переработка текста».
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
(1) Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2) Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3) Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками.
(4) Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5) Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе. (6) Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7) Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8) Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?
(9) Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10) Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11) Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12) И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13) Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать. (14) Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15) Зачем? (16) С какой целью?
(17) Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18) А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку? (19) Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20) И она действительно всё мне тогда объяснила. (21) Кроме человека. (22) А его объяснить не смогла. (23) Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания. (24) Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.
− (25) Для работы. − (26) Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать. (27) Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28) Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29) Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным.
(30) Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их. (31) Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32) Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33) И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.
(По Б.Л. Васильеву*)
* Борис Львович Васильев (1924–2013) – советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Система оценивания контрольной работы
Данная контрольная работа полностью соответствует требованиям подготовки выпускников к государственной итоговой аттестации в формате единого государственного экзамена в части 2, представляющей собой сочинение по прочитанному тексту.
Примерный круг проблем: | Авторская позиция: |
Проблема смысла жизни человека. (В чём заключается смысл жизни человека? Почему в человеке природой заложено больше энергии, чем в животных?) | Смысл жизни человека заключается в труде, «упорном, ежедневном, исступлённом». «Огромный, многократно превышающий потребности запас энергии» дан человеку, чтобы трудиться, в том числе интеллектуально: искать ответы на поставленные жизнью вопросы, а не только обеспечивать необходимые жизненные потребности. |
Проблема отличия смысла существования человека от смысла существования животного. (В чём заключается отличие смысла существования человека от смысла существования животного?) | Смысл существования человека заключён в труде, связанном с поисками ответа на духовно значимые вопросы, не ограниченном обеспечением жизненных потребностей. Смысл существования животного ограничен реализацией жизненных потребностей. |
Проблема определения задачи искусства в жизни общества. (В чём заключается задача искусства в жизни общества?) | Задача искусства – «продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать». |
Проблема роли науки и искусства в объяснении смысла человеческой жизни. (Способны ли наука и искусство объяснить смысл существования человека?) | Искусство способно объяснить смысл существования человека, что обусловлено особой природой искусства, имеющего отношение к духовной сфере, а наука этого сделать не может. |
№ | Критерии оценивания письменной работы | Баллы |
I | Содержание сочинения |
К1 | Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста |
| Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулирована верно | 1 |
| Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно. Указание к оцениванию Если обучающийся не сформулировал или сформулировал неверно позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, то такая работа по критериям К2 и К3 оценивается 0 баллов | 0 |
|
К2 | Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста |
| Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Указана смысловая связь между приведёнными примерами- иллюстрациями. Дано пояснение к ней | 3 |
| Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведено 2 примера-иллюстрации из прочитанного текста, важных для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к каждому из примеров-иллюстраций. Смысловая связь между приведёнными примерами-иллюстрациями не указана, или не дано её пояснение, или дано неверное пояснение | 2 |
| |
| Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована с опорой на исходный текст. Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста. Дано пояснение к этому примеру-иллюстрации. | 1 |
| |
| Приведён 1 пример-иллюстрация из прочитанного текста, важный для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, но пояснение к нему отсутствует. ИЛИ Ни одного примера-иллюстрации из прочитанного текста, важного для понимания позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста, не приведено. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста прокомментирована без опоры на исходный текст. ИЛИ Вместо комментария дан простой пересказ исходного текста. ИЛИ Вместо комментария процитирован большой фрагмент исходного текста. ИЛИ Позиция автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не прокомментирована. Указания к оцениванию Если обучающийся при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста привёл пример-иллюстрацию, но не пояснил его, то такой пример-иллюстрация не засчитывается. Если обучающийся при комментировании позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста допустил фактическую ошибку, то данная ошибка учитывается при оценивании работы по критерию «Фактическая точность речи» (К4) | 0 |
|
КЗ | Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста |
| Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано и обосновано. Приведён пример-аргумент | 2 |
Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста сформулировано и обосновано. Пример-аргумент не приведён. ИЛИ Приведён пример-аргумент, но собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста заявлено формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). | 1 |
Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста заявлено лишь формально (например, «Я согласен / не согласен с автором»). ИЛИ Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста не сформулировано и не обосновано. Пример-аргумент не приведён. ИЛИ Формулировка и (или) обоснование собственного отношения к позиции автора (рассказчика) не соответствуют указанной проблеме исходного текста. Указания к оцениванию 1. Источником для примера-аргумента служит читательский, историко-культурный или жизненный опыт. 2. Не принимаются в качестве содержательной основы для примера-аргумента комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра | 0 |
II | Речевое оформление сочинения |
К4 | Фактическая точность речи |
| Фактические ошибки отсутствуют | 1 |
| Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 |
К5 | Логичность речи |
| Логические ошибки отсутствуют | 2 |
| Допущена одна логическая ошибка | 1 |
| Допущено две логические ошибки или более | 0 |
К6 | Соблюдение этических норм | |
| Этические ошибки отсутствуют | 1 |
В работе приводятся примеры экстремистских и/или иных запрещённых к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей / имеются высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации (пропаганда фашизма, антигосударственных идей, нетрадиционных ценностей, употребление нецензурной брани, иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащихся в нормативных словарях, и т.д.) | 0 |
III | Грамотность сочинения |
К7 | Соблюдение орфографических норм |
| Орфографических ошибок нет | 3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 |
| Допущены три-четыре ошибки | 1 |
| Допущено пять ошибок или более | 0 |
К8 | Соблюдение пунктуационных норм |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 |
| Допущены три-четыре ошибки | 1 |
| Допущено пять ошибок или более | 0 |
К9 | Соблюдение грамматических норм |
| Грамматических ошибок нет | 3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 |
| Допущены три-четыре ошибки | 1 |
| Допущено пять ошибок или более | 0 |
К10 | Соблюдение речевых норм |
| Речевых ошибок нет | 3 |
| Допущены одна-две ошибки | 2 |
| Допущены три-четыре ошибки | 1 |
| Допущено пять ошибок или более | 0 |
Максимальное количество баллов за выполнение письменной работы (К1-К10) | 22 |
При оценке грамотности (К7-К10) следует учитывать объём сочинения. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом 150 слов или более.
Если в сочинении 99 слов или менее, то такая работа не засчитывается и оценивается нулём баллов, задание считается невыполненным.
При оценке сочинения объёмом от 100 до 149 слов количество допустимых ошибок четырёх видов (К7-К10) уменьшается.
Два балла по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 - орфографических ошибок нет;
К8 - пунктуационных ошибок нет;
К9 - грамматических ошибок нет;
К10 - речевых ошибок нет.
Один балл по этим критериям ставится в следующих случаях:
К7 - допущено не более двух ошибок;
К8 - допущено не более двух ошибок;
К9 - допущено не более двух ошибок;
К10 - допущено не более двух ошибок.
Высший балл по критериям К7-К10 за работу объёмом от 100 до 149 слов не ставится.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа по всем аспектам проверки (К1-К10) оценивается 0 баллов.
Если в работе, представляющей собой частично переписанный или пересказанный исходный текст, содержатся фрагменты текста обучающегося, то при проверке учитывается только количество слов, которое принадлежит обучающемуся.
Рекомендации по переводу первичных баллов в оценку
Оценка | «2» | «3» | «4» | «5» |
Первичный балл | 0 - 11 | 12 - 15 | 16 - 19 | 20 - 22 |