КОНТРОЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА 4 КЛАССС-УМК-21 век.
1 четверть.
НОЧНАЯ РАДУГА
Однажды ночью я увидел радугу!
В летнюю ночь мы с товарищем сидели у костра на берегу реки. Надвинулась туча и затянула все небо. Пошел мелкий, но сильный дождь. Мы спрятались в шалаш.
Скоро дождь почти перестал. И я увидел над рекой радугу. Только она была не цветная, а молочно-белая. Среди черных туч появился просвет, а в него выглядывала луна.
Я не спал и любовался светящей в темноте ночной радугой.
(По В.Баталову)-70 слов.
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Вариант-1.
1.Выпиши из диктанта все слова с орфограммой «Мягкий знак на конце слов после шипящих». Обозначь орфограмму.
2.Запиши букву предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нем поставить.
А)Свежий ветер пахнет полынью васильками мятой.
Б)Дремучими лесами покрыты Урал Приуралье и Сибирь.
В)На кустах на траве на былинках на соломинках блестят нити осенней паутины.
Вариант-2.
1.Выпиши из диктанта слово с орфограммой «Разделительный мягкий знак». Запиши еще два слова с этой орфограммой. Обозначь орфограмму.
2. Запиши букву предложения и укажи количество запятых, которые нужно в нем поставить.
А) Заяц выбрал местечко посуше раскопал снег лег в новую нору уложил на спине уши и заснул.
Б)Искры костра взвивались падали шипели.
В)Солнце выглянуло из-за туч поиграло лучами но скоро опять исчезло.
ДИКТАНТ №2.
ОКТЯБРЬ
Осень пришла и в лес. Листья раскрасились в яркие цвета. Лес был очень красив.
Подули сердитые ветры. Они срывали желтые, красные, бурые листья с веток, носили их по воздуху и швыряли на землю.
Скоро лес поредел. Ветки стали голыми. Земля под деревьями покрылась разноцветными листьями. Прилетели с дальнего севера последние стаи птиц.
Но были и погожие, ясные дни. Нежаркое солнышко светило ласково. Оно прощалось с лесом. Листья становились жесткими и хрупкими. Тут и там под листьями виднелись грузди, маслята.
По В.Бианки-80 слов.
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Вариант-1.
1.Выпиши из диктанта 3 слова на орфограмму-«Правописание парной согласной в корне слова»-подбери проверочные слова.
2.Подчеркни грамматическую основу в предложении:
-Прилетели с дальнего севера последние стаи птиц.
3. Укажи части речи в данном предложении.
Вариант-2.
1.Выпиши из диктанта 3 слова на орфограмму-«Правописание безударной гласной в корне слова»-подбери проверочные слова.
2.Подчеркни грамматическую основу в предложении:
-Земля под деревьями покрылась разноцветными листьями.
3.Укажи части речи в данном предложении.
2 ЧЕТВЕРТЬ.
ДИКТАНТ №1.
ЕЖИК
По лесной тропинке торопится, бежит в свою норку еж. Осенью у ежей мало добычи. Не найдешь червей и лягушек. Не отыщешь жуков и гусениц.
Днем и ночью таскает еж в нору листочки и мягкий мох, готовит себе теплое зимовье. Скоро спрячется зверек в своем логове и проспит там всю зиму. Накроет норку снежный сугроб. Никто не найдет, не разбудит ежа. Будет зимовать колючий в теплой норке до весны. Будут ем сниться лесные ежиные сны.
(По И.Соколову-Микитову)-75 слов.
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
Вариант-1.
1.Запиши глаголы в два столбика. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.
-тян-м, корм-м, вар-м, зна-м, пиш-м, смотр-м, ход-м, стира-м
1-спряжение:
2-спряжение-
2.Выпиши из текста 3 слова с орфограммой-«тся-ться-в глаголах».
ВАРИАНТ-2.
1.Запиши глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Обозначь личные окончания.
(Образец: желать-желаешь).
-варить, вертеть, начинать, читать
2.Выпиши из текста 3 слова с орфограммой «Разделительный мягкий знак».
ДИКТАНТ-2.
ЗИМА
Укрываются от стужи и метели птицы в густом ельнике. Спят под снегом и медведь, и бурундук, и еж, и барсук. Не встретишь бабочек и муравьев. В норке между корнями спит ящерица. Вымерло все кругом.
Но лес только кажется мертвым и пустым. Вот лисица оставила ровную строчку следов. Тут проскакал зайчишка.
Идешь и читаешь свежую лесную «газету». Каждый след своими буквами записан. Хочешь узнать лесные новости, надо учиться понимать особую азбуку.
(По Ю.Фролову).-71 слово.
ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
ВАРИАНТ-1.
1.Запиши глаголы в 2 столбика. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.
-вян…т, смотр…м, повисн…т, морга..м, готов…м, гон…м, дыш…м, зна…м
2.Выпиши из текста 3 слова с орфограммой-«тся-ться»-в глаголах.
ВАРИАНТ-2.
1.Запиши глаголы в форме 2-го лица единственного числа. Обозначь личные окончания.
(Образец-желать-желаешь).
-смотреть, дышать, бегать, кормить