Спецификация
контрольных измерительных материалов для проведения
в 2024 году промежуточной аттестации
по учебному предмету «Русский язык»
Назначение КИМ - оценить достижение обучающимися планируемых, предметных и метапредметных результатов по русскому языку обучающихся 4 класса на конец 1 четверти 2024-2025 учебного года.
Содержание контроля соответствует разделам федеральной рабочей программы по русскому языку.
https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html?ysclid=lsanke43fo797013258%23/sections/1002010#/sections/1002001
20.9.8. Орфография и пунктуация.
Повторение правил правописания, изученных в 1, 2, 3 классах. Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки; различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове; контроль при проверке собственных и предложенных текстов
20.9.6. Морфология
Имя существительное: общее значение, вопросы, употребление в речи. Падеж имён существительных. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Имя прилагательное. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного (повторение).
Глагол: общее значение, вопросы, употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Настоящее, будущее, прошедшее время глаголов. Изменение глаголов по временам, числам. Род глаголов в прошедшем времени. Частица «не», её значение.
20.9.7. Синтаксис.
Предложения с однородными членами: без союзов, с союзами «а», «но», с одиночным союзом «и». Интонация перечисления в предложениях с однородными членами. Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое
20.9.9. Развитие речи.
Повторение и продолжение работы, начатой в предыдущих классах: отражение основной мысли в заголовке.
Условия проведения контрольной работы
Контрольная работа по русскому языку в 4 классе содержит типовое контрольное задание: диктант с грамматическим заданием. Дополнительные материалы и оборудование не используются. Присутствие ассистента не предусмотрено. На выполнение всей работы отводится 45 минут.
Структура контрольной работы
№ задания | Контролируемые элементы содержания (КЭС) | Оцениваемые результаты (кодификатор) | Связь с УУД | Уровень | Вес задания | Время |
1 | Орфография. Пунктуация Диктант | Умение писать текст под диктовку, соблюдая в практике письма изученные орфографические и пунктуационные нормы Умение самостоятельно проверять текст диктанта, исправление ошибок, если они есть Умение проверять правильность работы с одновременным орфографическим проговариванием диктанта учителем, внесение исправлений | ПУУД: анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы. РУУД: понимать и сохранять учебную задачу, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления, выполнять учебное задание в соответствии с правилом, выполнять самопроверку. | Б | 7 | 30 мин |
2 | Синтаксис. Грамматическое задание | Умение распознавать однородные члены предложения | ПУУД: Выделять предложения с однородными членами РУУД: соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц | П | 4 | 3 мин |
3 | Развитие речи. Грамматическое задание | Умение распознавать основную мысль текста при его письменном предъявлении; адекватно формулировать основную мысль в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотреблени | ПУУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей. | В | 5 | 5 мин |
4 | Синтаксис Грамматическое задание | Умение распознавать главные члены предложения Умение распознавать части речи | ПУУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков. РУУД: планирование, определение последовательности действий для решения задачи, | Б | 3 | мин |
Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом
Проверка работ проводится с помощью приложенных к работе верных ответов и ключей оценивания.
№ задания | Количество баллов |
1 | Соблюдение орфографических норм | | Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка). Возможно наличие одного-двух исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами | 4 | Допущено не более двух орфографических ошибок (в их числе возможна одна однотипная ошибка). Возможно наличие трёх исправлений неверного написания на верное в словах с орфограммами | 3 | Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора написания заключены в грамматических (в роще, в поле; колют, борются) и фонетических (шило, жизнь; чаща, чайник) особенностях данного слова. Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое слово или его форму (вода – воды; рот – ротик; головка – голова; устный – уста). Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная | Допущено три-четыре ошибки | 2 | Допущено пять ошибок | 1 | Допущено более пяти ошибок | 0 | Соблюдение пунктуационных норм | | Пунктуационных ошибок нет | 3 | Допущена одна ошибка | 2 | Допущено две ошибки | 1 | Допущено более двух ошибок | 0 | Максимальный балл | 7 | |
2 | Верно найдено предложение, при переписывании отсутствуют ошибки, правильно обозначены однородные сказуемые | 4 | Верно найдено предложение, при переписывании допущена одна орфографическая или одна пунктуационная ошибка, правильно обозначены однородные сказуемые | 3 | Верно найдено предложение, при переписывании допущены одна-две орфографические и одна пунктуационная ошибки, или две орфографические ошибки при отсутствии пунктуационных, или две пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических, правильно обозначены однородные сказуемые | 1 | Предложение найдено неверно. ИЛИ Верно найдено предложение, при переписывании отсутствуют ошибки, неправильно обозначены однородные сказуемые. ИЛИ Верно найдено предложение, при переписывании допущено более двух орфографических и одной пунктуационной ошибок, правильно обозначены однородные сказуемые | 0 | Максимальный балл | 4 | |
3 | Основная мысль определена верно, полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении | 5 | Основная мысль определена верно, но недостаточно полно; предложение построено правильно (соблюдён порядок слов), в нём употреблены слова в свойственном им значении. | 3 | Основная мысль не определена / определена неверно | 0 | Максимальный балл | 2 | |
4 | Верно обозначены главные члены предложения. Верно определены все части речи в предложении | 3 | Верно обозначен только один главный член предложения и верно определены все части речи в предложении. ИЛИ Верно обозначены главные члены предложения, но допущено 2-3 ошибки в определении частей речи | 2 | Верно обозначены главные члены предложения ИЛИ Верно определены все части речи в предложении | 1 | Все главные члены предложения обозначены неверно / не обозначены | 0 | Максимальный балл | 3 | |
.
Рекомендуемая шкала перевода баллов в отметку.
Школьная отметка | «5» | «4» | «3» | «2» |
Количество баллов | 15-19 | 10-14 | 5-9 | 0-4 |
Уровень | Высокий | повышенный | базовый | низкий |
Диктант
Однажды осенью я шёл домой из школы. И вдруг у подъезда нашего дома увидел крошечного щеночка. Он сидел перед входной дверью. Малыш жалобно пищал. Я осторожно погладил его. Щенок лизнул мою руку. Он был такой грустный! Я завернул его в шарф и понёс домой.
Мама и папа были рады моей чудесной находке. Я назвал своего маленького дружка Ником. Доктор в клинике сделал ему прививки. Теперь Ник живёт с нами. А я каждый день гуляю с ним в парке после уроков.
Грамматические задания:
1. Найди в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это
предложение и подчеркни в нём однородные сказуемые.
2. Определи и запиши основную мысль текста.
3. Выпиши из текста 11-е предложение. Подчеркни в нём главные члены. Над каждым
словом напиши, какой частью речи оно является.
Ключи к грамматическому заданию
Я завернул его в шарф и понёс домой.
Нужно заботиться о животных и быть готовым к неожиданным находкам.
сущ. предл. сущ. глаг. мест. сущ.
Доктор в клинике сделал ему прививки.