Общая часть |
Предмет | Русский язык | Класс | 5 |
Тема урока | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
Тип урока | Урок контроля знаний |
Цель | Определить границы знания и «незнания» по теме, уровень изученного материала |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знать основные нормы русского литературного языка, применять изученные орфограммы, соблюдать основные правила пунктуации | Приобретение культурно-компонентного опыта: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить, организовать достижение целей, развитие рефлексивного мышления, наличие контрольно-оценочной самостоятельности | Положительное отношение к правильной, точной и богатой устной и письменной речи как показателю общей |
Коррекция нарушений развития ребенка (в соответствии с картой динамики развития ребенка | Развивать фонематический слух. Учить дифференцировать звуки речи, сходные по месту или способу образования. Развивать функции фонематического анализа. |
Основные понятия и термины | Нормы русского литературного языка, орфограмма, пунктограмма |
Образовательные ресурсы | https://akademius.narod.ru/vibor-rus/html |
Методы обучения | Анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная |
Организационная структура урока |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | Формируемые умения |
I.Мотивация (самоопреде-ление) к учебной деятель- ности 2.Актуализация знаний и пробное учебное действие | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Контролирует деятельность учащегося. Мотивирует на активную деятельность Сообщает тему урока, акцентирует внимание на изученных правилах | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. | К – планирует учебное сотрудничество с учителем; задает вопросы, высказывает и обосновывает свою точку зрения; Л – положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся Р – планирует совместно с учителем или самостоятельно необходимые действия; П — осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения и классификации |
3.Выявление места и причины затруднения | Ознакомление с текстом диктанта | Читает текст диктанта, обращает внимание на абзацы, на проблемные места в тексте. | Слушают и выполняют задание учителя | Р – принимает и сохраняет учебную задачу; осознает правило контроля и успешно использует его в решении учебной задачи К – задает вопросы, высказывает и обосновывает свою точку зрения; старается с точностью выражать свои мысли Л – осознает свои трудности и стремится к их преодолению П — устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы |
| Физкультминутка | Вот мы руки развели, Словно удивились. И друг другу до земли в пояс поклонились | Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, ниже наклонись, после встань и улыбнись | | Выполняет элементарные физические упражнения | Л — понимает значение профилактики утомления организма |
3.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | Написание диктанта | Берег быстро темнел, становился голубым, синим, лиловым. На суше уже наступил вечер. В море было еще светло. Глянцевая зыбь отражала чистое небо. Но все же вечер чувствовался и тут. Выпуклые стекла незаметно загоревшихся сигнальных фонарей на крыльях парохода были настолько темные и толстые, что днем невозможно было отгадать их цвет. Они теперь стали просвечивать зеленым и красным и ярко светились. Синий город с куполообразной крышей городского театра и колоннадой Воронцовского дворца возник как-то сразу и заслонил горизонт. Водянистые звезды портовых фонарей жидко отражались в светлом и неподвижном озере гавани. (В. П. Катаев.) | Определяет для себя учебные задачи Слушает учителя и пишет | П — извлекает необходимую информацию из беседы с учителем, систематизирует собственные знания. Р – планирует (в сотрудничестве с учителем) необходимые действия К – строит небольшие монологические высказывания Л – осознает свои возможности в учении |
4. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта | Реализация усвоенных способов учебной деятельности. Выполнение заданий, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления | Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е. 1. Сделать синтаксический разбор 4 предложения 2. От прилагательных чистый, темный, толстый, красный образовать краткую форму. 3. Разобрать по составу прилагательные радостный, праздничной | Работает с заданием, подбирает примеры, выбирают слова по определенным опознавательным признакам | Л — осваивает творческие виды деятельности, участвует в созидательном процессе П — выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме |
5.Закрепление с комментированием во внешней речи. | Проверка диктанта | Чтение и проверка написанного Контролирует выполнение задания, обращает внимание на наличие в словах опознавательных признаков Контролирует самостоятельную деятельность учащегося, контролирует правильность работы с текстом | Находит и исправляет ошибки в правописании слов, Проверяет правильность выполнения работы | Л — приобретают новые знания, умения, совершенствуют имеющиеся. П — читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах on-line словарей, презентации, учебников Р – контролирует учебные действия, замечает допущенные ошибки; осознает правило контроля и успешно использует его в решении учебной задачи К – осуществляет совместную деятельность с учителем с учетом конкретных учебно-познавательных задач, задает вопросы для уточнения |
Л - Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности; понимает, в чем значение знаний для человека. П — приобретает умения использовать знания в практической деятельности и повседневной жизни; устанавливает взаимосвязь между объемом приобретенных знаний, умений и навыков и операционных, аналитических умений Р - оценивает свою работу, объем приобретенных знаний и уровень их усвоения, исправляет и объясняет ошибки К — формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) | Заключительная беседа по вопросам | Что нового узнали? Какие трудности встретили? Оцените свою работу на уроке: Сегодня на уроке я слушал.... Я сумел... Я успевал (не успевал) …, потому что.... Мне было легко (трудно)...... Я думаю, что я справился (не справился)...... | Определяет свое эмоциональное состояние на уроке. |