Контрольный тест: «Россия в первой половине XIX века». Вариант 1.
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События | Годы |
А) Тильзитский мир | 1) 1807 |
Б) Реформа «Об обязанных крестьянах» | 2) 1802 |
В) Указ «О вольных хлебопашцах» | 3) 1842 |
| 4) 1801 |
| 5) 1803 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
1) учреждение министерств
2) реформа государственной деревни П. Д. Киселёва
3) создание Государственного совета
4) начало царствования Александра I
Ответ:
3. Запишите термин, о котором идёт речь.
«Созданные в начале XIX в. органы центрального управления, имевшие единоличных руководителей, подчинявшихся непосредственно императору».
Ответ:
4. Какие территории вошли в состав России в первой половине XIX в.? Найдите в приведённом ниже списке две территории и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Западная Сибирь
2) Прибалтика
3) герцогство Варшавское
4) Финляндия
5) Крым
Ответ:
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, обозначают представителей общественных движений.
1) народники 2) отходники 3) западники 4) славянофилы 5) декабристы
Ответ:
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) При Николае I происходит ужесточение режима в государстве.
2) В России учреждается Третье отделение Собственной Е. И. В. Канцелярии, принимается «чугунный» цензурный устав.
3) Русская армия подавила Венгерскую революцию.
4) к середине XIX века Россию за реакционную внешнюю политику стали называть за рубежом «Жандарм Европы».
Номер предложение, содержащего |
тезис 1 | факт 1 | | тезис 2 | факт 1 |
| | | |
7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Население некоторых российских городов до начала «Великих реформ» (тыс. человек)
Год | Санкт-Петербург | Одесса | Москва |
1811 | 336 | 58 | 270 |
1860 | ок. 500 | 119 | 352 |
Начала суждений | Варианты завершения суждений |
A) В первой половине XIX в. наибольшим по численности из городов, представленных в таблице, было население Б) За годы, представленные в таблице, удвоилось население В) Население Москвы почти в 3 раза превышало население Одессы в | 1) Москвы 2) в 1811 г. 3) Одессы 4) в 1860 г. 5) Санкт-Петербурга |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
8. Рассмотрите изображение.
События, связанные с появлением этой медали, произошли в годы правления
1) Екатерины II
2) Павла I
3) Александра I
4) Николая I
9. Запишите слово, пропущенное в схеме. В ответ запишите только название населенного пункта.
Ответ:
10. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XIX в.? Укажите номера, которыми они обозначены.
1) балет «Лебединое озеро»
2) комедия «Бригадир»
3) повесть «О Ерше Ершовиче»
11. Создателем, какого из приведённых памятников культуры был П. И. Чайковский? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Ответ:
Прочтите отрывок из речи российского императора.
«Нет сомнения, что крепостное право, в нынешнем его положении у нас, есть зло, для всех ощутительное и очевидное, но прикасаться к нему теперь, было бы делом ещё более губительным. Покойный император , в начале своего царствования, имел намерение дать крепостным людям свободу, но потом сам отклонился от своей мысли, как совершенно ещё преждевременной и невозможной в исполнении…
Но нельзя скрывать от себя, что теперь мысли уже не те, какие бывали прежде, и всякому благоразумному наблюдателю ясно, что нынешнее положение не может продолжиться навсегда. Причины этой перемены мыслей и чаще повторяющихся в последнее время беспокойств я не могу не отнести больше всего… к собственной неосторожности помещиков, которые дают своим крепостным несвойственное состоянию последних высшее воспитание, а через то, развивая в них новый круг понятий, делают их положение ещё более тягостным; к тому, что некоторые помещики – хотя благодаря Богу самое меньшее их число, – забывая благородный труд, употребляют свою власть во зло, а дворянские предводители, как многие из них сами мне отзывались, к пресечению таких злоупотреблений не находят средств в законе, ничем почти не ограничивающем помещичьей власти. Но если нынешнее положение таково, что оно не может продолжиться, и если вместе с тем и решительные к прекращению его способы также невозможны без общего потрясения, то необходимо, по крайней мере, приготовить пути для постепенного перехода к другому порядку вещей и, не устрашаясь перед всякою переменою, хладнокровно обсудить её пользу и последствия. Не должно давать вольности, но должно проложить дорогу к переходному состоянию, а с ним связать ненарушимое охранение вотчинной собственности на землю. Я считаю это священною моею обязанностью и обязанностью тех, кто будет после меня, а средства, по моему мнению, вполне представляются в предложенном теперь Совету проекте указа. Он не есть закон новый, а только последствие и, так сказать, развитие существующего сорок лет закона о свободных хлебопашцах».
12. Назовите императора, которому принадлежит эта речь. Назовите упоминаемого в тексте предыдущего императора.
13. Какие причины «перемены мыслей» и «беспокойств» называет император в своей речи? Укажите две причины. Какие цели намечены императором в данном отрывке? Укажите одну любую цель.
14. Как назывались временные высшие совещательные органы для подготовки мероприятий по решению крестьянского вопроса, создаваемые в период царствования императора, которому принадлежит данная речь? Укажите любые два мероприятия, подготовленные этими органами.
Контрольный тест: «Россия в первой половине XIX века». Вариант 2.
1. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
События | Годы |
А) Битва при Аустерлице | 1) 1801 |
Б) Введение министерств | 2) 1805 |
В) Восстание декабристов | 3) 1802 |
| 4) 1825 |
| 5) 1810 |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
2. Расположите в хронологическом порядке следующие события XIX в. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов:
Расположите в хронологической последовательности исторические события.
1) присоединение России к Континентальной блокаде Англии
2) битва при Аустерлице
3) Венский конгресс
4) изгнание войск Наполеона из России
Ответ:
3. Запишите термин, о котором идёт речь.
Неофициальный совещательный орган, круг личных друзей императора, работавший в начале правления Александра I и помогавший ему проводить реформы
Ответ:
4. Какие из перечисленных сражений произошли во время Отечественной войны 1812 г.? Найдите в приведённом списке два сражения и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) битва при Аустерлице
2) битва при Лесной
3) штурм Измаила
4) сражение под Малоярославцем
5) Бородинское сражение
Ответ:
5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют социально-экономическое развитие Российской империи
в первой половине XIX в.
1) промышленный переворот; 2) отходничество; 3) ярмарочная торговля;
4) крепостное право; 5) отработки.
Ответ:
6. Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.
1) Подписание Парижского мирного договора создавало угрозу юго- западным границам России.
2) Россия утратила право иметь военный флот на Чёрном море и крепости на его побережье.
3) Внешняя политика России в годы правления Николая I соответствовала принципам Священного союза.
4) Российские войска подавили революцию в Венгрии.
Номер предложение, содержащего |
тезис 1 | факт 1 | | тезис 2 | факт 1 |
| | | |
7. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.
Число текстильных предприятий в России в 1825 и 1850 гг.
Название предприятий | 1825 г. | 1850 г. |
| Предприятий | рабочих | Предприятий | рабочих |
Суконные | 324 | 63603 | 492 | 81359 |
Бумаготкацкие | 484 | 47021 | 480 | 79038 |
Полотняные | 196 | 26832 | 122 | 14440 |
Начала суждений | Варианты завершения суждений |
А) В период 1825–1850 гг. увеличилось количество Б) В период 1825–1850 гг. в наибольшей степени сократилось количество В) Численность рабочих на бумаготкацких предприятиях | 1) суконных предприятий 2) бумаготкацких предприятий 3) полотняных предприятий 4) выросла более значительно, чем на суконных предприятиях 5) выросла менее значительно, чем на суконных предприятиях |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
Ответ:
8. Рассмотрите изображение.
Что из перечисленного относится к тому же десятилетию, когда погиб изображённый на медали исторический деятель?
1) разгром кружка петрашевцев
2) издание указа об обязанных крестьянах
3) создание Свода законов Российской империи
4) завершение строительства Николаевской железной дороги
Ответ:
9. Запишите слово, пропущенное в схеме.
Ответ:
Прочитайте текст и выполните задания.
1) «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»;
2) Таврический дворец в Санкт-Петербурге;
3) повесть «Бедная Лиза»
4)
5)
10. Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
11. Создателем какого из приведённых памятников культуры является О.А. Кипренский? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.
Прочтите отрывок из речи российского императора.
«Наполеон, не усматривая впереди ничего другого, как продолжение ужасной народной войны, способной в краткое время уничтожить всю его армию, видя в каждом жителе воина, общую непреклонность на все его обольщения, решимость всех сословий грудью стоять за любезное Отечество, достигнув, наконец всю суетность дерзкой мысли: одним занятием Москвы поколебать Россию, предпринял поспешное отступление вспять. Теперь мы преследуем силы его, когда в то же время другие наши армии снова заняли край Литовский и будут содействовать нам к конечному истреблению врага, дерзнувшего угрожать России. В бегстве своём оставляет он обозы, взрывает ящики со снарядами и покидает сокровища, из храмов Божиих похищенные. Уже Наполеон слышит ропот в рядах своего воинства, уже начались там побеги, голод и беспорядки всякого рода. Уже слышен нам глас всеавгустейшего монарха, который взывает: "Потушите кровию неприятельскою пожар московский". Воины! Потщимся выполнить сие, и Россия будет нами довольна, и прочный мир водворится в неизмеримых её пределах. Бог поможет нам в том, добрые солдаты русские!»
12. Укажите год, когда был написан данный приказ. Укажите главнокомандующего, написавшего его.
13. Укажите одну причину, вынудившую, по мнению главнокомандующего, Наполеона к отступлению. Укажите одно любое явление в армии Наполеона, осложнившее, по мнению автора, её положение.
14. Укажите одну любую причину войны, в ходе которой был издан данный приказ. Укажите одно из крупных сражений данной войны.
Ключ «Россия в первой половине XIX века»
№ | Вариант 1 | Вариант 2 | Баллы |
1 | 135 | 234 | 2 |
2 | 4132. | 2143 | 2 |
3 | министерства. | Негласный Комитет | 1 |
4 | 34. | 45 | 2 |
5 | 2. | 5 | 1 |
6 | 1243. | 1234 | 1 |
7 | 534 | 134 | 2 |
8 | 4 | 4 | 1 |
9 | Бородино | Сперанский | 1 |
10 | 14 | 23 | 2 |
11 | 1 | 5 | 1 |
12 | 1) император - Николай I; 2) пред. император — Александр I | 1) год – 1812 г.; 2) главнокомандующий – М.И. Кутузов | 2 |
13 | 1) причины: · «несвойственное» крепостным крестьянам высшее воспитание, которое дают им помещики; · злоупотребление помещиков своей властью; · отсутствие законов, ограничивающих произвол помещиков; 2) цели: · подготовка пути для постепенного изменения положения крестьян; · обсуждение последствий изменения состояния крестьян | 1) причина, например: – «продолжение ужасной народной войны, способной в краткое время уничтожить всю его (Наполеона) армию»; – Наполеон понял несбыточность плана захватом Москвы поколебать Россию; 2) явление, например: – ропот; – побеги; – голод; – беспорядки | 2 |
14 | 1) временные высшие совещательные органы – Секретные комитеты по крестьянскому вопросу; 2) мероприятия, например: · реформа государственной деревни; · инвентарная реформа в Литве, Белоруссии и Правобережной Украине; · издание закона об обязанных крестьянах; · разрешение крестьянам с согласия помещиков приобретать недвижимость в собственность. | 1) причина, например: – стремление Наполеона к мировому господству, препятствием на пути к которому была Россия; – обострение противоречий между Россией и Францией, усилившихся в результате как несоблюдения Россией условий Континентальной блокады Англии, так и создания на границе России герцогства Варшавского; – утрата Россией в результате завоеваний Франции прежнего влияния в Центральной Европе; 2) сражение, например: Смоленское сражение; Бородинское сражение; сражение под Малоярославцем сражение на реке Березине. | 2 |
«5» - 20 - 22 балла «4» - 16 - 19баллов «3» - 8 - 15 баллов «2» - 0-7 баллов