Тестовые задания МХК
8 КЛАСС «Дизайн и архитектура в жизни человека»
1. Рисунок в книге:
а) набросок; б) плакат;
в) иллюстрация; г) репродукция.
2. Текст, который передаётся буквами определённого рисунка:
а) шрифт; б) иллюстрация;
в) архиграфика; г) каллиграфия.
3. Стиль европейской архитектуры XVI-XVIII вв., характеризуемый пышностью, грандиозностью, динамичностью линий
а) классицизм; б) барокко;
в) модерн; г) рационализм.
4. Страница книги, на которой помешаются заглавие издания, фамилии авторов, наименование издательства, место и год издания:
а) заставка; б) фронтиспис;
в) титул; г) концовка.
5. Что не является произведением графики?
а) репродукция; б) плакат;
в) иллюстрация; г) лубок.
6. Разновидность художественной графики, сопровождающая и образно поясняющая текст:
а) репродукция; б) иллюстрация;
в) рисунок; г) миниатюра.
7. Основным видом печатной графики является:
а) гравюра; б) иллюстрация; в) плакат; г) миниатюра.
8. Вставленный в оконный проём орнамент или картина из цветных стёкол:
а) мозаика; б) витраж;
г) панно; г) фреска.
9. Организация и изображение внутреннего пространства:
а) дизайн; б) планировка;
в) интерьер; г) экстерьер.
10. Капитель - это:
а) подножие колонны;
б) верхняя выступающая часть антаблемента, предохраняющая стены здания от стекающей воды;
в) верхняя часть колонны, на которую опирается антаблемент;
г) вертикальные желобки в стволе колонны.
Ответы:
1 - в; 2 - а; 3 - б; 4 - в; 5 - а; 6 - б; 7 - а; 8 - б; 9 - в; 10 - в.
Для проведения диагностирования предлагается учитывать следующие рекомендации:
При тестировании обучающиеся должны иметь ручку с синими чернилами (красные используются для проверки результатов) и лист бумаги для черновых записей.
Перед тестированием ученикам нужно напомнить о правилах проведения тестирования:
а) во время тестирования не разрешается переговариваться, пользоваться учебником и т.п. Нарушителю дисциплины результат тестирования не засчитывается;
б) тестовые задания лучше выполнять по порядку. Если какое-либо задание вызывает затруднения, то нужно переходить к следующему. При наличии времени к пропущенному заданию можно будет вернуться;
в) все необходимые для выполнения заданий записи должны вестись на черновике, а на странице с тестовыми заданиями обучающиеся ничего не заполняют. Номера правильных ответов с номером задания пишутся на специальном бланке или чистовике.
Ученики должны сидеть за отдельными столами, а если нет такой возможности, необходимо ввести вариативность тестовых заданий.
Учитель указывает время, отведенное на выполнение теста. Ученики приступают к работе одновременно.
За две-три минуты до окончания тестирования учитель напоминает о необходимости заполнить таблицу результатов тестирования. Если ребёнок не может выполнить какое-либо задание, то в соответствующей клетке таблицы он должен поставить прочерк.
6. По истечении времени тестирования учитель объявляет об окончании работы. Каждый ученик должен положить выполненную работу и черновик на угол стола.
Данные материалы прошли апробацию в школах Курганской области, в результате этого были получены сведения, свидетельствующие о том, что их применение эффективно сказывается на повышении уровня достижений обучающихся.
Каждый тест 5 класса имеет 10 вопросов и три варианта ответа. Задача обучающегося - выбрать один правильный ответ. В 6 - 8 классах задача для обучающихся усложняется тем, что вариантов ответа предлагается четыре.
При подведении итогов выявляются две позиции:
неточность ответа, которая оценивается как ноль баллов;
точность ответа оценивается в один балл.
Уровень знаний выявляется подсчётом правильных ответов в процентном соотношении:
Высокий уровень - 70%-100%; Средний уровень - 30%-70%; Низкий уровень - менее 30%.
«5» - «отлично» -8-10 баллов;
«4» - «хорошо» - 5-7 баллов;
«3» - «удовлетворительно» - 3-4 балла;
«2» - «неудовлетворительно» - 1-2 балла;
«1» - «крайне неудовлетворительно» - 0 баллов
ТЕСТИРОВАНИЕ УМЕНИИ И НАВЫКОВ
Принципы оценивания работ обучающихся
Объективная фиксация уровня знаний, умений и навыков, выраженная в оценках по 5-балльной шкале, часто влечёт снижение или потерю мотивации обучающимися, а искусственное завышение оценок затрудняет педагогический анализ. Поэтому анализ работы должен вестись по расширенной шкале, скрытой от обучающегося.
Во многих методических пособиях по изобразительному искусству уделено внимание оцениванию детских рисунков. Справедливо перечислены важные требования к учёту успеваемости: регулярность и своевременность оценки, аналитический подход к оцениванию рисунка с привлечением мнения учеников, критериальность.
Среди критериев оценки называют:
композиционную организацию рисунка;
характер формы и передачу пропорций предметов;
качество конструктивного построения;
правильность перспективы;
достоверную передачу объёма;
владение техникой;
общее впечатление от работы.
Включаются и такие критерии оценки, как оригинальность, степень завершённости, сохранение традиции.
Методики оценивания работ предполагают многосторонность. Например, считается целесообразным оценивать изобразительную деятельность ребёнка не только по сумме усвоенных знаний, умений и навыков, но и по их целевому применению.
Выделяются две позиции оценки художественных способностей ученика:
по художественной грамотности (владение формой, цветом, передачей пространства без специального исследования композиции);
по умению применять арсенал изобразительных средств.
Оценка таких способностей обучающегося в этом случае производится на основе следующих критериев:
Помимо художественной грамотности, эти критерии отражают качества личности ребёнка и образ его действий.
Шкалы оценивания
Контроль и проверка учебной работы проводятся в реальном масштабе времени, непосредственно по окончании работы. Оценка ученических работ в классном журнале ведется по 5-балльной шкале. Чтобы иметь представление о реальном приращении мастерства и знаний ученика, учитель может оценивать работу и в присутствии учащегося по традиционной шкале, и без учащегося вести собственный учёт по расширенной 10-балльной шкале по выбранным критериям и показателям. Рассмотрим обе оценочных шкалы.
5-балльная шкала:
«5» — «отлично» — уровень художественной грамотности вполне соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу полностью выполнена;
«4» — «хорошо» — уровень художественной грамотности соответствует этапу обучения (допускаются незначительные отклонения), и учебная задача по методу выполнена;
«3» — «удовлетворительно» — уровень художественной грамотности в основном соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу в основном выполнена (или выполнена не полностью);
«2» — «неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не соответствует этапу обучения, и учебная задача по методу не выполнена;
«1» — «крайне неудовлетворительно» — уровень художественной грамотности не может быть оценен, поскольку учебная задача по методу сознательно не выполнялась.
10-балльная шкала:
10 — по всем критериям и показателям, причастным к данному методу, работа признана исключительной;
9 — по всем критериям и показателям, причастным к данному методу, работа полностью удовлетворяет планируемому результату;
8 — по всем критериям и показателям, причастным к данному методу, работа удовлетворяет планируемому результату (возможны небольшие отклонения);
7 — не по всем критериям и показателям, причастным к данному методу, но по основным — работа удовлетворяет планируемому результату;
6 — в основном, по части критериев, работа удовлетворяет планируемому результату;
5 — работа не состоялась как художественно-логическое произведение, не достигнут планируемый результат;
4 — работа не завершена и не может быть оценена по критериям и показателям, причастным к данному методу;
3 — работа выполнена меньше чем наполовину и не может быть оценена по критериям и показателям, причастным к данному методу;
2 — работа не выполнена по субъективным причинам (например, отсутствие инструментов и материалов);
1 — работа сознательно не выполнена.
Творчество детей надо поощрять, при неудачах помогать или давать возможность сделать другую работу. Некоторые неудачные работы можно вообще не оценивать. Плохая оценка по искусству приведет только к отказу от работы.
Критерии, определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства
На выполнение практической работы обучающимся отводится 20 минут. Художественные материалы подготавливаются заранее. Формат листа, на котором выполняется работа, должен быть размером А-4 (размер стандартного альбомного листа).
Критерии для оценивания рисунков на темы:
К данному типу рисунка относятся следующие задания:
класс (1, 2 варианты);
класс (1, 2 варианты);
класс (1, 2 варианты).
Композиционное решение темы: правильное композиционное решение темы (в рисунке выражена смысловая связь элементов композиции, выявлен сюжетно-композиционный центр, действие компонуется в заданном формате листа бумаги).
Изображение пространства в рисунке: правильное изображение пространства (в рисунке основание более близких предметов изображаются ниже, дальних предметов - выше относительно нижнего края листа бумаги, передние предметы изображаются крупнее равных по размерам, но удаленных предметов).
Передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения: правильная передача в рисунке конструктивного строения объектов изображения (в рисунке выявлены геометрическая основа строения изображаемых объектов).
Передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов: правильная передача в рисунке перспективного сокращения изображаемых объектов (в рисунке правильно определены линия горизонта, точка схода, степень перспективного сокращения плоскостей изображаемых объектов).
Передача в рисунке пропорций изображаемых объектов: правильная передача пропорций (пропорции изображаемых в тематической композиции объектов соответствуют пропорциям этих объектов в действительности).
Передача в рисунке ивета объектов: правильная передача цвета (цветовая окраска изображенных в тематическом рисунке объектов соответствует действительному цвету этих объектов, в композиции наблюдается цветовая гармония, единство и цельность цветовых пятен).
Критерии для оценивания декоративных рисунков:
К данному типу рисунка относится задание 5 класса (1, 2 варианты).
Композиционное решение орнамента (узора): правильное композиционное решение орнамента (в рисунке выражена смысловая связь всех частей композиции, подчеркнуто общее движение элементов узора).
Умение перерабатывать реальные формы растительного и животного мира в декоративные.
Умение стилизовать реальный цвет объектов в декоративный.
Умение использовать в декоративном рисунке необходимые элементы узора - линию симметрии и ритм.
Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы школьника.