Хорошева Т.А.,
заместитель директора по ВР
МБОУ СОШ № 108
Концепция мероприятия по гражданско-патриотическому направлению, которое можно провести на один класс в условиях ограничения массовых мероприятий в школе.
Урок Памяти «Блокадный Ленинград»
Сроки проведения: 27 января.
Время мероприятия: 30 минут.
Место проведения: актовый зал или кабинет с мультимедийным оборудованием.
Организатор: заместитель директора по УВР, классный руководитель, педагог-организатор, старший вожатый, педагог дополнительного образования.
Ведущие - учащиеся 7-11 классов (2 чел).
Целевая аудитория: один класс (учащиеся с 5 по 11 классы).
Подготовительная работа:
учащиеся, выступающие в роли ведущих, готовят презентацию с иллюстрациями и архивными фотографиями, подбирают музыкальный отрывок из Седьмой симфонии Шостаковича, монтируют видео.
учащиеся - зрители готовят оформление выставки в холле школы или в кабинете, где будет проводиться мероприятие на ключевые темы «Блокадный хлеб», «Дорога жизни», «Невский пятачок», «Эвакуация мирных жителей», «Блокадные дневники».
Сценарный ход мероприятия.
Видеоролик о прорыве блокады Ленинграда с голосом Левитана.
Ведущий 1. Слайд 1
Страна росла, трудилась неустанно,
Сил набиралась мирная страна.
И вдруг... тревожный голос Левитана...
Внимание, товарищи! Война!
Ведущий 2. Слайд 2
Ежегодно в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год 27 января). В этот день закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников.
Ведущий 1. Слайд 3
Историческая справка: Секретная директива немецкого военно-морского штаба «О будущности города Петербурга» от 22 сентября 1941 года:
«После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено тесно блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты… С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города.»
Ведущий 2 слайд 4
Основные бои велись на так называемом «Невском пятачке» – узкой полосе земли шириной 300-500 метров и длиной около 1 км на левом берегу Невы. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска несли тяжелые потери. Всего за 1941-1943 гг. на «Невском пятачке» погибло более 300 тысяч советских солдат.
Ведущий 1 слайд 5
Была война, прошла война,
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне…
…………..Такой легендой стала Дорога Жизни.
Ведущий 2. Слайд 6
Гитлеровцы злорадствовали: Ладожское озеро вот – вот замерзнет, город полностью лишится снабжения, наступит голод, смерть. Однако враг просчитался. Как только Ладожское озеро замерзло, через него была проложена военно-автомобильная дорога, названная ленинградцами «Дорогой жизни». Отважные шоферы вели по ледовой трассе , под обстрелом и бомбежкой, машины с продуктами, оружием и боеприпасами. Обратными рейсами они вывозили женщин, детей, раненых.
Ведущий 1. Слайд 7
О, да, иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
Ведущий 2 слайд 8
Вспоминает Галина Павловна Вишневская, оперная певица, которая пережила блокаду в юности. (Портрет Вишневской на экране)
«Началась блокада… Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. В ноябре 1941 года рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог…»
Ведущий 1 слайд 9
Да,… Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи……
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить!
Ведущий 2. Слайд 10
С того печального времени сохранились упоминания о дневниках, которые вели взрослые и дети. Одним из таких дневников стал блокнот Лены Мухиной.
Ведущий 1. Слайд 11
Не утаю от тебя печали,
Так же как радости не утаю.
Сердце свою раскрываю в начале,
Как достоверную повесть твою.
Ведущий 2. Слайд 12
Кажется, в таких ужасных условиях не было места ничему прекрасному, но жители города не просто выживали, «находясь каждую минуту под угрозой смерти, они жили полноценной человеческой жизнью». В городе работали заводы, школы, библиотеки, театры. Писатели и поэты создавали свои произведения. В осажденном городе выдающийся композитор Д.Д. Шостакович написал свою знаменитую Седьмую «Ленинградскую» симфонию, исполненную гнева и мужества, полную веры в победу.
Звучит отрывок из Седьмой симфонии Шостаковича
Ведущий 1. Слайд 13
Печальным символом блокадного Ленинграда стал звук метронома. Метроном — это прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении.
Ведущий 2. Слайд 14 Минута Памяти
В осаждённом городе, часто не работало радио, тогда в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. В завершении урока памяти предлагаю почтить память погибших Ленинградцев и их защитников минутой молчания.
Звучит метроном, минута памяти.
Ответы на вопросы детей, отзывы зрителей, отзывы ведущих о теме мероприятия.