СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция педагогической деятельности заведующей школьной библиотекой Кабачок М.Н.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель библиотеки - приобщить учащихся к культуре, представленной в форме текста, изображения или звука. При этом отмечается, что следует пробуждать у детей, подростков и старшеклассников желание создавать и собственную культуру.

 

Просмотр содержимого документа
«Концепция педагогической деятельности заведующей школьной библиотекой Кабачок М.Н.»










Концепция педагогической деятельности заведующей школьной библиотекой Кабачок М.Н. Тема: «Формирование читательского интереса у умственно отсталых школьников»












2021г.

«И зачем тебе аптека, если есть библиотека?

Она душу исцелит, словно Доктор Айболит».

/Е.И.Тюшина. «Лечение книгой». \

Еще древние греки и римляне считали библиотеки «лекарством для души». Человек, читая книги, получает от них «заряд» добра, радости и положительные эмоции. Ведь хорошая книга способна лечить душу!

Однако в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Недавние исследования социологов "Левада-центра" свидетельствуют о том, что в России развиваются процессы "кризиса чтения".

Результаты международного педагогического исследования PISA -2000 и PISA -2003 (ПИЗА-2000, ПИЗА-2003) говорят о сравнительно низком уровне читательской грамотности школьников, а также о постепенном понижении этого уровня в стране.

Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Проще посмотреть фильм по телевизору, найти информацию в интернете или прочитать книгу в электронном виде. Но лучше, когда ребенок читает книгу «живьем», он более глубоко погружается в те события, которые описывает автор произведения, переживает вместе с героями, сострадает или радуется, смеется или огорчается. Ведь отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В настоящее время библиотекари говорят о снижении читательского интереса среди школьников. Эта проблема не обошла и нашу школьную библиотеку. Так как в нашей школе обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и в основном это дети с умственной отсталостью, то хочется отметить, что формирование читательского интереса у умственно отсталых школьников характеризуется значительными трудностями. В связи с тем, что умственно отсталые школьники неполно осознают или не понимают прочитанные ими книги, у них не формируется устойчивый интерес к чтению книги, следовательно, нет мотива обращения к книге. И поэтому основной целью моей работы на ближайшее время будет создание условий для формирования читательского интереса к чтению умственно отсталых школьников через разнообразные формы, методы и средства.

Задачи, которые я ставлю, для достижения этой цели, будут следующие:

  1. Разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;

  2. Формирование умений сопереживать, раскрывать личностное отношение к описываемым фактам; критически их осмысливать, выражать собственное понимание событий, характеров персонажей;

  3. Формирование индивидуально-личностного эстетического восприятия текста, интереса к чтению, к творческой читательской деятельности, формирование эстетического вкуса;

  4. Обогащение учащихся знаниями о литературе;

  5. Уточнение и расширение знаний учащихся об объектах окружающего мира, жизни людей, животных, растений, о человеке и его духовном мире. Сообщение сведений о писателе, эпохе, отраженной в произведении;

  6. Использование информационно-коммуникативных средств в различных видах деятельности работы библиотеки.

Для достижения поставленной цели и реализации задач я буду использовать различные формы, методы и средства, чтобы как можно больше детей заинтересовать в чтении книг.

Буду продолжать организовывать книжные выставки, посвященные памятным датам, новинкам литературы, профориентации старших школьников и т.д. Ведь книжная выставка – это не просто стеллаж с красиво оформленным названием и рядами книг по темам. Продуманная, сознательно выстроенная концепция книжно-иллюстрированной выставки предполагает, что каждый элемент работает на поставленную задачу – от подбора и расстановки книг до шрифта, формы заголовка и цветового решения. Название выставки должно эмоционально воздействовать на читателя, пробуждать любопытство, удивление, а иногда и недоумение, быть экспрессивным, выразительным, чтобы привлечь внимание и заинтересовать в прочтении произведения. Важно правильно подбирать цвета, цветовое решение должно быть связано с темой выставки, а также с возрастом учащихся, которым она адресована. По данным цветопсихологии младшие школьники предпочитают теплые насыщенные тона, среднее и старшее звено школьников – контрастные сочетания, а взрослые люди (сотрудники школы, педагоги, родители) спокойную гамму приглушенных теплых тонов. Оформленная таким образом книжные выставки или тематические экспозиции, несомненно, вызывает читательский интерес у учащихся.

Так же на формирование читательского интереса оказывают влияние и библиотечные плакаты различной направленности, например,

  • Пропагандистские, агитационные: «Ты записался в библиотеку?»; «Сколько книг прочитал в этом году?» и т.д.

  • Рекламные плакаты: «Что ребята делают в библиотеке»; «Книга поможет вашей учебе и работе» и т.д.

  • Рекомендательно - библиографические: «Родителям о воспитании детей»; «Человек и природа» и т.д.

  • Методико-педагогический: «Как выбрать книгу»; «Как читать книгу» и т.д.

  • Информационные: «Читайте последние новинки»; «Новые поступления» и т.д.

Можно, для младших школьников, использовать книжки-игрушки: «Почитай и поиграй», изготовленные на библиотечном часе старшими школьниками. Это силуэты сказочных персонажей, вырезанные из картона, где с обратной стороны написан отрывок из произведения.

Также можно заинтересовать учащихся с помощью картотеки в виде игрушек: «Про животных», «Про ребят», «О машинах» и т.д. Дети проявляют повышенный интерес к тем произведениям, которые прочитали другие учащиеся и рекомендуют прочитать им. Это иллюстрированная библиотечка: «Советую прочитать», где дети рисуют на прочитанные произведения и пишут небольшой отзыв или аннотацию.

Постоянно пополняется библиотечный «Музей сказок» - выставка детских поделок, выполненных по прочитанным книгам.

Для выявления читательского интереса можно проводить анкету: «Библиотека глазами детей», на основе которой можно увидеть, какие книги хотят читать дети и что нового они могут предложить в работе библиотеки.

Проводимая викторина: «Что мы читали и что мы узнали» дает возможность закрепить прочитанные произведения.

Детям сложно усвоить биографию писателя или поэта. Для этого на кружке: «Литературная гостиная» делается небольшой обзор о жизни и творчестве писателя или поэта, анализируются их произведения. Затем можно предложить учащимся просмотреть учебный видео фильм о жизни и творчестве писателя или поэта с комментарием библиотекаря и последующим обсуждением. Так же можно подготовить презентацию совместно с учащимися.

Хорошо работает прием индивидуальной рекомендации книг, а также индивидуальная или коллективная беседа о прочитанном произведении. Во время таких бесед или рекомендаций другие дети, которые, находятся в библиотеке, тоже заинтересовываются этими книгами и хотят их прочитать.

Большое значение на формирование читательского интереса оказывают библиотечные часы или уроки. Формы и методы здесь могут быть различными:

  • Беседы у книжных выставок на заранее запланированные темы;

  • Обзор новинок литературы;

  • Чтение и обсуждение отзывов учащихся о прочитанных книгах;

  • Викторины, кроссворды по прочитанным произведениям (можно использовать компьютер);

  • Обыгрывание прочитанного произведения;

  • Создание книжек-малышек для младших школьников;

  • Проведение общешкольных мероприятий: «Неделя сказок», «Неделя детской книги» и т.д. (сюда входят - рисунки по прочитанным книгам, викторины, инсценировки и т.д.)

Можно совместно с детьми создавать презентации о произведениях, писателях, поэтах – это вызывает у них интерес, и они с удовольствием это делают.

Многие дети проводят в библиотеке много времени – они читают (делятся о прочитанном с библиотекарем и с другими ребятами), рисуют, вырезают, делают поделки. Есть дети, которые приходят, в библиотеку, просто посидеть в тишине и почитать, для этого в библиотеке есть уголок уединения, а кто приходит рассказать о чем-то личном. Еще раз убеждаешься, что недаром древние греки называли библиотеку «лекарством для души».

Я надеюсь, что, продолжая работать в этом направлении и внедряя что-то новое в свою работу, я буду продолжать формировать читательский интерес у учащихся нашей школы.

О читательском интересе учащихся нашей школы можно судить по статистическим отчетам, проводимых библиотекой, каждую четверть и в конце учебного года. В эти отчеты входят следующие показатели:

Количество

учащихся

Количество

читателей

% охвата библиотечного обслуживания

Количество посещений библиотеки

Книговыдача

Читаемость

Количество учащихся, посещающих библиотечный час.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к чтению книг и научить их правильно читать – задача взрослых (будь то родитель, библиотекарь, воспитатель, учитель), задача всех, кто верит в силу чтения, болеет душой за возрождение культуры чтения.