СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция системы воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель - воспитание гармонически развитой личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Концепция системы воспитательной работы»

Концепция системы воспитательной работы


«Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли,

каждый человек, с которым формирующаяся личность

соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом»

В.А. Сухомлинский


Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Доброта, милосердие, искренность, чувствительность… Как не достает этих качеств в обществе и, несомненно, в образовании. Поэтому считаю важнейшей задачей и проблемой школы перед обществом научить ученика "думать хорошо", поступать хорошо, т.е. нравственно.

В отношении между людьми всегда высоко ценились нравственные чувства, умение правильно вести себя в обществе, семье, быту, в коллективе. Это и многое другое входит в содержание нравственной культуры. Она не передается по наследству, не возникает сама по себе, а требует специального нравственного воспитания.

В младшем школьном возрасте складываются наиболее благоприятные возможности для формирования нравственных, социальных качеств, положительных черт личности.

В своей работе я, как классный руководитель, стремлюсь

решать задачи, которые создают целостную систему, т.е. концепцию, направленную на развитие личности ученика. "От гармонии воспитания к осознанной нравственности к гармонически развитой личности".

Цель - воспитание гармонически развитой личности, умеющей самостоятельно действовать, с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

  1. Развитие нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению.

  2. Повышение гражданского самосознания, воспитание патриотизма у учащихся.

  3. Совершенствование работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование навыков здорового образа жизни.

  4. Совершенствование воспитательной системы работы классного руководителя.

  5. Усовершенствование системы работы с родителями.

Способы достижения:

1. Организация разнообразной творческой деятельности детей

- в процессе обучения (на уроках);

- вне процесса обучения (участие в коллективных творческих делах, кружках, секциях, утренниках, беседах и т.д.)

2. Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника

- различные формы коллективной и групповой работы со школьниками (игры, игровые программы, дискуссии, состязания, конкурсы и т.д.).

3. Создание условий для участия детей в управлении собственной учебной деятельностью.

4. Создание возможностей для проявления творчества детей в школе (выставки, конкурсы, рефераты, индивидуальные выступления). »,


Как же я строю свою воспитательную работу, исходя из целей и задач. Она рассчитана на 4 года (1-4 классы).

За основу я взяла три приоритетных направления:

- направление «Общение»;

- направление «Здоровье»;

- направление «Гражданин».

Возраст участников: 7-11 лет

В классе 25 человек. Из них: 10 девочек, 15 мальчиков.


Направление I. «Общение»

Снижение культуры поведения и общения, культуры речи в стране, тенденции к распространению жаргона и противоречия во всех сферах общества, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения - все это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения и общения детей является важнейшей педагогической задачей.

Целью моей деятельности является обучение детей умению общаться, взаимодействовать друг с другом, воспитывать терпимость по отношению к людям, помочь адаптироваться детям не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

Задачи в направлении «Общение».

1. Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений, с принципами уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.

2. Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок».

3. Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса.

4. Обучать пониманию того, что требуется уважать различия между людьми, что различия выступают как дополняющие друг друга элементы.

5. Учить учащихся приемам преодоления проблем в общении, разделения труда при выполнении заданий.

6. Формировать культуру толерантных отношений

Основные моменты деятельности классного руководителя

в направлении «Общение»: - Изучение способности к общению каждого ученика в детском коллективе.

- На материале диагностики определение проблем в общении учащихся и организация коррекционной работы.

- Организация просвещения и консультирования родителей по проблеме общения.

- Изучение положения отдельных учащихся и всего класса в целом детском коллективе.

- Обучение родителей активным формам общения с детьми с использованием таких форм взаимодействия, как тренинги, дискуссии, часы общения.

Форма работы классного руководителя в направлении «Общение»:

- интерактивные игры, тематические классные часы;

- тренинг общения детей и родителей;

- праздники, конкурсы, ролевые игры.

1 этап (1 класс) На этом этапе происходит изучение детей, их диагностирование. Формирование классного коллектива как единого целого. Учитывая возрастные особенности первоклассников, я стараюсь в течение учебного года проводить коллективные мероприятия, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях, может быть, найти новых друзей. Поскольку для детей 7-10 лет очень важно признание и одобрение со стороны значимо взрослых людей, необходимо опираться на доверительные отношения, которые складываются у ребенка в семье, и активно привлекать родителей к делам класса.

Цель воспитательного процесса в первом классе: помочь каждому ребенку осознать неповторимость своей личности, а также личность каждого одноклассника.

Задачи воспитательного процесса:

1. изучать интересы, потребности и личностные характеристики членов классного коллектива;

2. воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам и старшим;

3. активно привлекать родителей к внеклассным мероприятиям;

4. помогать первоклассникам легче переносить адаптационный период.

Предлагаемые формы работы:

Сентябрь- диагностика учащихся; проведение игр на знакомство.

Октябрь-. Утренник «Моя мама лучшая на свете».

Ноябрь - классный час «Моя семья».

Декабрь - праздничный концерт «Новогодняя карусель», конкурс на лучшую новогоднюю игрушку «Мастерская Деда Мороза».

Январь - классный час «Мы в театре и в кино». Поездка в цирк.

Февраль- конкурс «Мама, папа, я – дружная семья»

Март - праздник для мам и девочек «Дорогие и любимые»

Апрель - «Труд красит человека»

Май - игра-марафон «Веселый поезд» - Коллективное творческое дело.

2 этап (2 класс) Создание в классе коллектива единомышленников, включая детей, педагогов и родителей.

Для младших школьников повышенное значение приобретают отношения со сверстниками. В это время открываются дополнительные возможности для активного использования этих отношений в учебно - воспитательных целях. Для психологического комфорта ребенку необходимо чувствовать поддержку и одобрение со стороны товарищей, поэтому необходимо внушать ученикам мысль, что каждый из них играет важную роль в организации, называемой коллективом.

Цель воспитательного процесса: формирование и развитие чувства сплоченности классного коллектива.

Задачи воспитательного процесса:

1) обучать учеников взаимодействию при решении проблем в коллективе;

2) обучать их разделению труда при выполнении заданий;

3) воспитывать у учащихся умение жить в коллективе и считаться с общественным мнением;

4) формировать традиции классного коллектива.

Предлагаемые формы работы:

Сентябрь - диагностика учащихся (социометрия, анкета «Классный коллектив глазами ученика»); классный час «Ты, да я, да мы с тобой»; составление декларации прав и обязанностей учеников II класса.

Октябрь - аукцион «Что я умею».

Ноябрь - диспут «Легко ли быть настоящим другом?».

Декабрь - читательская конференция по сказкам Х.К.Андерсена,

Январь - классный час «Я и мое имя».

Февраль - праздник «Мама, папа, я - спортивная семья».

Март - конкурс «Мисс и мистер класса».

Апрель - классный час «О дружбе».

Май - конкурс «Наш класс».

3 этап (3 класс)

«Вместе лучше»

Цель воспитательного процесса - формирование толерантных отношений между детьми, имеющими какие-либо различия, (национальные, религиозные, половые) развитие желания становиться лучше, самосовершенствоваться.

Задачи воспитательного процесса:

1) воспитывать умение терпимо относиться к особенностям поведения людей, которые вызваны национальными, религиозными, половыми различиями;

2) формировать стремление оказывать помощь и быть готовым ее принимать;

3) воспитывать у учащихся любовь к Родине, желание знать и изучать

ее историю, традиции и обычаи.

Предлагаемые формы работы:

Сентябрь - классный час «Культура мира. Человек среди людей»., «Я - не ты, ты - не я, а вместе мы - друзья»

Октябрь- знакомство с русской национальной культурой, фольклорной праздник «Русские посиделки».

Ноябрь- (познавательная экскурсия в краеведческий музей), осенние игры и состязания.

Декабрь - как встречают Новый год в разных странах (игра-путешествие), новогодний праздник «Рождество».

Январь - классный час «Мы - команда одного корабля».

Февраль - праздник «Масленица».

Март - читательская конференция по сказкам народов мира.

Апрель - классный час «Стремись делать добро».

Май - праздник «Я, ты, он, она - вместе дружная семья».


4 этап (4 класс) Учимся договариваться.

Для младших школьников необычайно важны признание и одобрение и со стороны значимых для них взрослых людей (родителей и учителей), но также важно для ученика, как его оценивают сверстники и старшие товарищи. К сожалению, желание получить одобрение со стороны сверстников нередко приводит к возникновению форм не толерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.

Поэтому целью воспитательного процесса в IV классе становится формирование умения конструктивно вести себя во время конфликта, завершать его справедливо и без насилия.

Задачи воспитательного процесса:

1) создавать условия для формирования в классе атмосферы дружбы, взаимопонимания и поддержки;

2) развивать умение действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

Наряду с этическими беседами, праздниками, походами, помогающими делать коллектив класса более дружным, необходимо проводить психологические тренинги, которые показывают учащимся реальные пути выхода из конфликта. Поэтому программа этого года предусматривает тесное сотрудничество со школьным психологом.

Предлагаемые формы работы

Сентябрь- диагностика (методика «Наши отношения»); классный час «О правах и обязанностях ребенка» (знакомство с Конвенцией о правах ребенка и Уставом школы).

Октябрь психологическая игра «Необитаемый остров»

Ноябрь психологический тренинг «Научись управлять собой»

Декабрь пресс-конференция (с участием родителей) «Однажды в моем классе…»

Январь классный час «Шесть шагов разрешения конфликта»

Февраль встреча с инспектором отдела профилактики правонарушений

Март классный час «Учимся договариваться»

Апрель классный час «Улыбка и смех приятны для всех»

Май игровая программа «Час общения».

Направление II «Здоровье»

Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья подрастающего поколения:

Как я работаю в направлении «Здоровье»:

В классе совместно с родительским комитетом разработана программа «Здоровье», которая позволяет:

- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.

- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.

- Формировать понятие о здоровом образе жизни, который включает в себя физическое совершенство, психическое здоровье, социальную безопасность, основы экономических знаний, правила гигиены и др.

- Обучать родителей сохранению здоровья детей, организации жизни школьника.

В этом мне помогает:

1. Сотрудничество с медицинским работником школы, психологом, физруком с целью изучения состояния физического и психического здоровья учащихся класса.

2. Сотрудничество с родителями в рамках обозначенной проблемы.

3. Сотрудничество с нешкольными организациями, с помощью которых необходимо вести просветительскую работу с учащимися и их родителями.

Направление III «Гражданин»

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависит от гражданских качеств подрастающего поколения.

На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы. Включает: знания о

- государстве

- демократии

- правах человека и ребенка

- об основных нормах морали

- культуре общения.

Цель гражданского образования - создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и себе в нем.

Воспитание направлено на нравственное развитие младших школьников, формирование их духовной сферы и правовой культуры. Оно создает условия для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей, для приобретения ребенком опыта самопознания, для формирования навыков сотрудничества, взаимодействия со сверстниками и взрослыми, для освоения правил культуры поведения в обществе.

Я использую следующие формы работы с классным коллективом:

- празднование памятных дат в жизни учащихся.

- празднование памятных дат календаря.

- посещение, музеев,

- театрализованные представления.

- литературные балы, конкурсы талантов,

Целью деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин» является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.

Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Гражданин»:

- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.

- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.

- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.

- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

В соответствии с этим в гражданском воспитании выделяю несколько направлений:

1. «Пусть всегда будет мама» - воспитание любви к родителям, семейное воспитание как часть патриотического воспитания.

- «Моя семья. Фотографии в семейном альбоме». Час общения.

- «Труд моих родителей» - оформление фотоальбома.

- Семейные праздники: «Вся семья вместе так и душа на месте». «На что клад, если в семье лад».

- Путешествие по морю профессий («Профессии моих родителей»).

2. «С чего начинается Родина?» - воспитание любви в дому, к родному селу, односельчанам, изучение истории.

- «Край, в котором мы живем» - конкурс.

- «Наше село вчера и сегодня» - беседа.

- «О героях-земляках» - КТД.

- «Уважай старость» - беседа.

3. «Природа шепчет мне с любовью свои заветные слова» - воспитание любви к родной природе, экологическое воспитание в ходе экскурсий, на уроках и внеклассных мероприятиях.

- «Земля - мой родной дом» - классный час.

- «Охранять природу, значит охранять Родину» - утренник.

- «По тропинке в лес иду…» - экскурсия по экологической тропе.

- «Эта хрупкая планета» - устный журнал.

- Заочное путешествие по Волге.

- «Сюрпризы лесной полянки» - игра-путешествие.

- Поход по окрестностям села.

4. «Школьные годы чудесные» - воспитание любви к родной школе, к учителю, к товарищам.

- «Ежели вы вежливы».

- «Мое имя»

- «В дружбе - сила»

- «Презентация класса»

- «Звездный час»

5. «Мое село – Кротовка» - воспитание любви к малой родине.

- «Что дает наш край стране?»

- Экскурсии в лес, на луг, на водоем.

6. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» - воспитание интереса к истории России.

- «Посиделки»

- «Пословица - всем углам помощница»

- «Откуда есть земля русская»

- «Они защищали Родину»

7. «Там русский дух, там Русью пахнет» - знакомство с фольклором, обрядами, народными промыслами.

- «Встречаем с любовью птичьи стаи» - КТД.

- «Посеешь привычку - пожнешь характер» - диспут.

8. «Гражданином быть обязан» - воспитание гражданского самосознания.

- «Урок гражданина» - беседа.

- «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики» - классный час.

- «Конституция страны - основной закон»

- «Правила дорожные знать каждому положено».

- «Поговорим об этикете» - классный час.

9. «Живем мы по соседству» - воспитание уважительного отношения к народам других стран, знакомство со странами, соседями России.

- «Мир вокруг нас» - заочное путешествие по городам и странам.

- «Живем мы по соседству» - устный журнал.

- «Путешествие по другим странам».

- «Мы идем в гости» - классный час.

- «По страницам газет и журналов» - коллективное творческое дело.

Предполагаемый результат.

Критерии эффективности воспитательной системы класса.

  • воспитанность учащихся

  • защищенность и комфортность ребенка в классе

  • удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельность в классе

  • сформированность классного коллектива

  • сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника.

  • развитость креативных способностей учащихся.


Реализация намеченных мероприятий по программе повысит уровень развития нравственных представлений учащихся, окажет положительное влияние на личностное развитие школьников (повышается их позитивная активность, развивается их эмоциональная сфера, повышается стремление к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопомощи), на их продвижение в первичной социализации.

При этом сохраняется индивидуальность ребенка, физическое и психическое здоровье, формируется умение взаимодействия с окружающими.



Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!», М.: «Просвещение» 1988 г.

2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания в 1-11 классах», М.Вербум-М, 2001 год.

3. Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы». М.: «ВАКО» 2004 год.

4. Кузнецова Л.В. «Гармоничное развитие личности младшего школьника». М.: «Просвещение» 1988 год.

5. Журнал «Классный руководитель» №4, 2001; №1 1999 год.

6.. Журнал «Начальная школа» №1-2 2001 г, №4, 6, 9 2002 г, №2 2003 г, №2,4 20