АННОТАЦИЯ
В основу концепции воспитательной работы положена идея деятельностно-ролевого подхода. Данная концептуальная идея представляет собой целенаправленный процесс подготовки учащейся молодежи к разнообразным видам социальной деятельности посредством освоения ими системы социальных ролей.
Структура воспитательной работы, базирующаяся на данной концептуальной идее, представлена в виде последовательно связанных компонентов:
Концептуальные основы создания системы воспитательной работы, включающие:
основные сферы жизнедеятельности личности, выполняемые в них личностью социальные роли;
систему усваиваемых ценностных идей;
совокупность признаков организации воспитательной работы.
Содержательное наполнение всех структурных компонентов воспитательного процесса:
цель и совокупность воспитательных задач определяемых в связи с необходимостью приобретения воспитанниками опыта, связанного с освоением соответствующей социальной роли;
основные направления воспитательной работы, обусловленные подготовкой воспитанников к выполнению функций семьянина, труженика, гражданина, субъекта саморазвития;
содержательное наполнение каждого из направлений воспитательной работы.
Взаимосвязь педагогического и ученического коллективов, основанная на субъект- субъектном взаимодействии.
Реализация концептуальной идеи осуществляется через блоки воспитательной работы, содержание которых соответствует основным направлениям воспитательной работы УО «Минский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения» и рассчитана на три года обучения с сентября 2018 по июнь 2021 года.
Концепция ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ работы разработана с учетом СЛЕДУЮЩИХ документов:
Кодекс Республики Беларусь об образовании от 13 января 2011 г. (в ред. от 18.07.2016 № 404-З)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://world_of_law.pravo.by/text.asp?RN=Hk1100243. – Дата доступа: 30.08.2018.
Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 - 2020 годы (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2016 г. № 250) (в ред. от 31.12.2017 № 1054).
Постановление Министерства Образования Республики Беларусь от 22 февраля 2016 г. № 9 «Об утверждении Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 годы». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://edu.gov.by/page-14301. – Дата доступа: 30.08.2018.
Методические рекомендации «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях профессионального образования в 2018/2019 учебном году».
План воспитательной работы УО «Минский государственный профессионально-технический колледж легкой промышленности и бытового обслуживания населения» на 2018 - 2019 учебный год.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Сфера жизнедеятельности личности:
- "Я - сфера"
- семья
- коллектив
- общество
Социальные роли
личности:
- "Я - личность"
- "Я - семьянин"
- "Я - труженик"
- "Я - гражданин"
Система
ценностных идей:
- духовно-нравственные
- социально-экономические
- политико-правовые
- гражданско-патриотические
Цель: создание условий для воспитания социально и профессионально зрелой и творческой личности, способной и готовой к жизни в обществе
Воспитательные задачи:
воспитание самосознания гражданина суверенной Республики Беларусь, готовности к выполнению функций гражданина и патриота;
воспитание ответственного отношения к овладению профессией, готовности к продолжению образования и добросовестному труду в обществе;
воспитание чувства долга перед семьей, родными и окружающими, ответственности за выполнение функций заботливого семьянина;
содействие всестороннему творческому развитию индивидуальности каждого воспитанника, неповторимости его личности, стимулирование к саморазвитию, самореализации, самоопределению
Блоки воспитательной работы:
Блок 1. Воспитание гражданина - патриота
Блок 2. Воспитание ответственного отношения к самосозиданию своего «Я»
Блок 3. Воспитание профессионала - труженика
Блок 4. Содействие становлению заботливого семьянина
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Актив группы,
учащиеся
Родительский комитет, родители
СППС, психолог,
библиотека,
преподаватели, медработник
Общественные организации:
БРСМ, ОСВОД, ИДН
Основные блоки воспитательной работы:
Блок 1. Воспитание гражданина - патриота:
идеологическое воспитание;
гражданско-патриотическое воспитание;
национальное и поликультурное воспитание;
воспитание информационной культуры.
Блок 2. Воспитание ответственного отношения к самосозиданию
своего «Я»:
воспитание ценностного отношения к жизни;
воспитание правовой культуры, ценностного отношения к социуму, коллективу;
формирование культуры досуга.
Блок 3. Воспитание профессионала - труженика:
воспитание профессионально значимых качеств будущих специалистов;
развитие профессиональной мобильности и ключевых компетенций учащихся;
воспитание культуры труда будущих специалистов;
развитие творчества в профессиональной деятельности.
Блок 4. Содействие становлению заботливого семьянина:
формирование ценностного образа семьи, высоконравственных взглядов на семью и брак;
развитие качеств личности, позитивных для брачно-семейных отношений с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа, принципов гендерного равенства;
воспитание бытовой культуры.
БЛОК 1. Воспитание гражданина - патриота
Сфера жизнедеятельности личности - общество.
Социальная роль личности - «Я -гражданин».
Система ценностных идей - гражданско-патриотические.
Цель: воспитание самосознания гражданина суверенной Республики Беларусь, готовности к выполнению функций гражданина и патриота.
Задачи:
создание условий для формирования у учащихся основополагающих ценностей и убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентиров, мотивации поведения через социально значимую деятельность;
развитие национального самосознания и патриотических чувств
учащихся;
формирование гражданских качеств учащихся через познание ими своих прав и обязанностей, осмысление гражданского долга и значимости своего участия в экономических и социокультурных преобразованиях в стране;
формирование информационной культуры и развитие способности учащихся использовать информационные ресурсы с целью совершенствования профессиональных и личностных качеств.
Таблица 1 - Содержание воспитательной работы по направлению "Воспитание гражданина - патриота ".
Содержание работы | Взаимодействие | Курс |
1 | 2 | 3 |
Диагностическая работа |
Мониторинг эффективности воспитательной деятельности и динамики личностного развития учащихся учебной группы | Куратор Мастера п/о СППС, психолог | + | + | + |
Мониторинг уровня воспитанности учащихся учебной группы по направлению "Формирование мировоззренческих основ личности" | Куратор Мастера п/о СППС, психолог | + | + | + |
Анализ текущей и итоговой успеваемости по предметам общеобразовательного и профессионального компонентов | Куратор Мастера п/о | + | + | + |
Анализ выполнения общественных поручений | Куратор Мастера п/о | + | + | - |
Анализ участия учащихся в воспитательных мероприятиях гражданской и патриотической направленности | Куратор Мастера п/о | + | + | + |
Анализ использования учащимися группы различных средств массовой информации, сети Интернет | Куратор Мастера п/о | + | - | - |
Анализ уровня информированности учащихся учебной группы о процессах, происходящих в политической, социально-экономической и культурной жизни в стране и за рубежом | Куратор Мастера п/о | - | + | - |
Изучение отношения к трудовой и профессиональной деятельности | Куратор Мастера п/о | + | + | + |
Педагогическое наблюдение в ситуациях учебной и внеучебной деятельности | Куратор Мастера п/о | + | + | + |
Методическая работа |
Участие в заседаниях методической комиссии кураторов | МО кураторов | + | + | + |
Планирование работы по формированию мировоззренческих основ личности с учетом индивидуальных особенностей учащихся группы | Куратор | + | + | + |
Взаимодействие с субъектами воспитательного процесса в направлении идеологического и гражданско-патриотического воспитания | Куратор Мастера п/о СППС, психолог, БРСМ | + | + | + |
Разработка сценариев информационных часов, воспитательных мероприятий, направленных на приобщение учащихся к ценностям белорусского государства, на формирование у учащихся информационной культуры | Куратор | + | + | + |
Изучение и адаптация методических материалов и практических разработок по формированию активной гражданской позиции и национального самосознания учащихся | Куратор | + | + | + |
Разработка мультимедийных проектов, презентаций в направлении идеологического и гражданско-патриотического воспитания учащихся | Куратор | - | + | - |
Самообразование и повышение уровня профессиональной компетенции посредством посещения дней информирования, изучение передового опыта и соответствующей литературы по проблемам организации идеологического и гражданско-патриотического воспитания молодежи | Куратор | + | + | + |
Организационно-воспитательная работа |
Создание благоприятного микроклимата в учебной группе как одного из факторов для формирования мировоззренческих основ личности | Куратор, мастера п/о | + | - | - |
Создание условий для социальной адаптации учащихся | Куратор, мастера п/о | + | - | - |
Формирование актива учебной группы | Куратор Мастера п/о | + | - | - |
Развитие лидерских качеств учащихся, навыков межличностного общения, активной жизненной позиции, стимулирование самовоспитания и саморазвития учащихся | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Формирование ответственного поведения, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям | Куратор, мастера п/о | + | + | - |
Проведение информационных и воспитательных часов, направленных на идеологическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Проведение экскурсий по местам боевой славы белорусского народа, встреч с людьми своей профессии с целью приобщения к идеологии белорусского государства | Куратор, мастера п/о | - | + | - |
Организация посещения выставок, спектаклей, кинолекториев, музейных экспозиций | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Формирование информационной культуры | Куратор, мастера п/о | + | + | - |
Взаимодействие с законными представителями учащихся, привлечение их к участию в идеологической работе учебной группы | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Использование элементов народного творчества при оформлении интерьера кабинета и других помещений колледжа | Куратор, мастера п/о | + | - | - |
Оформление информационных стендов, выпуск тематических газет и плакатов направленных на идеологическое и гражданско-патриотическое воспитание учащихся | Куратор, мастера п/о, актив группы | + | + | + |
Создание информационного пространства воспитательной работы в учебной группе с использованием средств наглядной агитации, стенной печати, компьютеров, Интернета | Куратор мастера п/о актив группы | + | + | + |
БЛОК 2. Воспитание ответственного отношения к самосозиданию своего «Я»
Сфера жизнедеятельности личности - «Я -сфера».
Социальная роль личности - субъект саморазвития.
Система ценностных идей - духовно-нравственные.
Цель – содействие всестороннему творческому развитию индивидуальности каждого воспитанника, неповторимости его личности, стимулирование к саморазвитию, самореализации, самоопределению.
Задачи:
создание условий для формирования ценностного отношения к жизни, навыков здорового образа жизни, безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности;
обеспечение нравственного, духовного, интеллектуального, эстетического, культурного развития;
вовлечение учащихся в различные виды досуговой деятельности
с учетом их интересов, способностей и потребностей;
формирование ответственного поведения, самодисциплины, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям;
формирование ценностных ориентаций, определяющих выбор социально приемлемого поведения;
воспитание уважения к правам и свободам человека, к законам государства и сознательной готовности к их исполнению.
Таблица 2 - Содержание воспитательной работы по направлению «Воспитание ответственного отношения к самосозиданию своего «Я».
Содержание работы | Взаимодействие | Курс |
1 | 2 | 3 |
Диагностическая работа |
Мониторинг уровня воспитанности учащихся учебной группы по направлению "Воспитание нравственно-эстетических ценностей личности " | Куратор, мастера п/о, СППС, психолог | + | + | + |
Анализ выполнения учащимися Правил внутреннего распорядка колледжа, анализ посещаемости учебных занятий | Куратор мастера п/о | + | + | + |
Оценка психологического климата в учебной группе | Куратор, психолог | + | - | - |
Анализ отношения к овладению профессией учащихся | Куратор, мастера п/о | + | + | - |
Анализ общественной активности учащихся | Куратор | | | |
Анализ деятельности органов самоуправления в учебной группе | Куратор | + | + | - |
Методическая работа |
Участие в заседаниях методической комиссии кураторов | Куратор | + | + | + |
Планирование работы по формированию духовно-нравственных ценностей личности с учетом индивидуальных особенностей учащихся группы | Куратор, актив группы | + | + | + |
Взаимодействие с субъектами воспитательного процесса по формированию духовно-нравственных ценностей личности | Куратор, мастера п/о, преподаватели | + | + | - |
Разработка сценариев информационных часов, воспитательных мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей личности | Куратор | + | + | + |
Накопление справочного материала о ценностном отношении к жизни | Куратор | + | + | - |
Организационно-воспитательная работа |
Проведение информационных и воспитательных часов, направленных на воспитание духовно-нравственных ценностей личности | Куратор | + | + | + |
Контроль за соблюдением правил и норм охраны труда | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Оказание помощи учащимся в создании органов самоуправления и организации работы секторов | Куратор, мастера п/о, учащиеся | + | - | - |
Содействие формированию сплоченного коллектива учащихся | Куратор, мастера п/о, учащиеся | + | - | - |
Оказание педагогической поддержки самоуправлению учащихся, деятельности ПО ОО БРСМ | Куратор, мастера п/о, БРСМ, актив группы | + | + | - |
Обеспечение выполнения норм санитарно-гигиенического режима закрепленного кабинета | Куратор | + | + | + |
Организация мероприятий по формированию отрицательного отношения учащихся к наркотическим веществам и последствиям их потребления | Куратор, мастера п/о, СППС, психолог | + | + | + |
Вовлечение учащихся в процесс создания материалов по формированию ценностного отношения к жизни, здоровью, физическому совершенствованию, рациональному питанию | Куратор | + | + | - |
Организация полезной занятости учащихся учебной группы во внеучебное время; | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Взаимодействие с социально-педагогической и психологической службой, медработником, инспекцией по делам несовершеннолетних по профилактике противоправного поведения | Куратор, мастера п/о, СППС, медработник | + | + | - |
Создание условий для проявления учащимися собственных умений, способностей, талантов в ходе воспитательных мероприятий | Куратор, мастера п/о, педагог-организатор | + | - | - |
Расширение кругозора, профессиональных потребностей, интересов учащихся посредством проведения выездных мероприятий (экскурсии в музеи, посещение выставок, кинотеатров, спектаклей) | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Вовлечение учащихся в кружки художественной самодеятельности, творческие профессиональные объединения по интересам | Куратор, мастера п/о, педагоги доп. образования | + | + | - |
Участие в смотрах-конкурсах творческих работ | Куратор, мастера п/о | + | + | - |
Организация коллективной досуговой деятельности учебной группы | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
БЛОК 3. Воспитание профессионала - труженика
Сфера жизнедеятельности личности - коллектив.
Социальная роль личности - труженик.
Система ценностных идей - политико-правовые.
Цель – воспитание ответственного отношения к овладению профессией, готовности к продолжению образования и добросовестному труду в обществе.
Задачи:
адаптация к новым условиям обучения, режиму труда и отдыха, системе межличностных отношений;
формирование мотивации к учебно-познавательной и трудовой деятельности;
формирование конкурентоспособной личности, востребованной на рынке труда, способной к самосовершенствованию, саморазвитию;
воспитание трудовой культуры личности, профессионально значимых качеств будущего специалиста, практической и психологической готовности к труду и собственному профессиональному развитию в течение жизни.
Таблица 3 - Содержание воспитательной работы по направлению "Воспитание профессионала - труженика ".
Содержание работы | Взаимодействие | Курс |
1 | 2 | 3 |
Диагностическая работа |
Мониторинг уровня воспитанности учащихся учебной группы по направлению "Формирование профессионально-психологических основ личности" | Куратор, СППС, психолог | + | + | + |
Изучение уровня сформированности профессиональных значимых качеств, отвечающих требованиям данной профессиональной деятельности и являющихся условием ее успешного выполнения | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Изучение мотивации к профессиональной деятельности | Куратор, мастера п/о | + | - | - |
Выявление уровня сформированности общепрофессиональных знаний, умений и навыков, качеств личности, необходимых для выполнения работы по квалификациям "Портной", "Оператор прачечного оборудования" | Куратор, мастера п/о | - | + | + |
Наблюдение, анализ результатов учебно-профессиональной деятельности | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Анализ участия учащихся в мероприятиях профессиональной направленности и выявление степени готовности к самореализации и саморазвитию в процессе осуществления профессионально-трудовой деятельности | Куратор, мастера п/о | - | + | + |
Методическая работа |
Планирование работы по формированию профессионально-психологических основ личности с учетом индивидуальных особенностей учащихся группы | Куратор, актив группы | + | + | + |
Разработка сценариев информационных часов, воспитательных мероприятий, направленных на формирование профессионально-психологических основ личности | Куратор | + | + | + |
Изучение и внедрение инновационных технологий в воспитательную деятельность в области профессиональной подготовки учащихся | Куратор | - | - | + |
Организационно-воспитательная работа |
Проведение информационных и воспитательных часов, направленных на формирование профессионально-психологических основ личности | Куратор | + | + | + |
Организация адаптации учащихся к новым условиям | Куратор, мастера п/о | + | - | - |
Создание условий для обеспечения выполнения учащимися правил внутреннего распорядка, развития организованности, ответственности, пунктуальности, дисциплинированности | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Формирование устойчивого положительного отношением к избранной профессии | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Оказание помощи учащимся в подготовке к учебным занятиям, в развитии их самостоятельности | Куратор, мастера п/о, преподаватели | + | + | + |
Вовлечение учащихся в работу кружков профессиональной направленности | Куратор, мастера п/о | + | + | - |
Организация экскурсий на базовые предприятия | Куратор, мастера п/о | + | - | - |
Организация и проведение конкурсов профессионального мастерства, мастер-классов, интеллектуальных, деловых и познавательных игр | Куратор, мастера п/о | + | + | - |
Посещение республиканских и международных выставок в области современной техники, оборудования, производственных технологий | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Ознакомление учащихся с публикациями в средствах массовой информации, касающимися изучаемой профессии | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Содействие учащимся в получении дополнительных квалификаций по другим специальностям | Куратор, мастера п/о | + | + | - |
Включение учащихся в разнообразные виды коллективного общественно полезного и производительного труда | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Привлечение учащихся к созданию творческих проектов в учебной и внеучебной деятельности (наглядные пособия, дидактические интерактивные игры) | Куратор | - | + | - |
БЛОК 4. Содействие становлению заботливого семьянина
Сфера жизнедеятельности личности - семья.
Социальная роль личности - семьянин.
Система ценностных идей - социально-экономические.
Цель – воспитание чувства долга перед семьей, родными и окружающими, ответственности за выполнение функций заботливого семьянина.
Задачи:
формирование ценностного образа семьи, высоконравственных взглядов на семью и брак;
развитие качеств личности, позитивных для брачно-семейных отношений с учетом культурных и национальных традиций белорусского народа, принципов гендерного равенства;
формирование ответственного поведения, самодисциплины, умения противостоять чуждым идеям и асоциальным проявлениям;
воспитание бытовой культуры;
привитие навыков культурного проведения досуга.
Таблица 4 - Содержание воспитательной работы по направлению "Содействие становлению заботливого семьянина ".
Содержание работы | Взаимодействие | Курс |
1 | 2 | 3 |
Диагностическая работа |
Изучение режима, условий быта, материального положения, окружения, отношения к учебе, личностных особенностей учащихся | Куратор, мастера п/о | + | - | - |
Изучение личных дел учащихся, ознакомление с результатами диагностики и общественной активности учащихся | Куратор, мастера п/о | + | - | - |
Мониторинг уровня воспитанности учащихся учебной группы по направлению "Формирование культурно-бытовых ценностей " | Куратор | + | + | + |
Изучение интересов и потребностей учащихся в творческой внеучебной деятельности, организации свободного времени | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Анализ уровня участия в информационных часах, массовых мероприятиях, акциях | Куратор | + | - | - |
Педагогическое наблюдение | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Методическая работа |
Участие в заседаниях методической комиссии кураторов | МО кураторов | + | + | + |
Планирование работы по формированию ценностного образа семьи и культурно-бытовых ценностей с учетом индивидуальных особенностей учащихся группы | Куратор | + | + | + |
Разработка сценариев информационных часов, воспитательных мероприятий, направленных на формирование ценностного образа семьи и культурно-бытовых ценностей | Куратор | + | + | + |
Подбор материалов и рекомендаций для педагогов и законных представителей учащихся по формированию культуры семейных отношений | Куратор, СППС, психолог | + | + | + |
Оказание консультативной помощи законным представителям учащихся по развитию индивидуальных способностей учащихся | Куратор, мастера п/о, | + | + | + |
Организация проведение родительских собраний | Куратор, мастера п/о, администрация | + | + | + |
Организационно-воспитательная работа |
Проведение информационных и воспитательных часов, направленных на формирование ценностного образа семьи и культурно-бытовых ценностей | Куратор | + | + | + |
Вовлечение учащихся в различные виды деятельности с целью укрепления физического, морального здоровья учащихся и их семей | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Организация работы по формированию навыков здорового образа жизни, активизации спортивно-оздоровительной деятельности учащихся | Куратор, мастера п/о | + | + | + |
Формирование у законных представителей учащихся понимания педагогической значимости разумной организации свободного времени их детей | Куратор | + | - | - |
Осуществление индивидуальной работы по выявлению семей, находящихся в социально опасном положении | Куратор, мастера п/о | + | - | - |
Подготовка учащихся-сирот к самостоятельной жизни и трудовой деятельности для успешной социализации | Куратор, мастера п/о, СППС, психолог | + | + | + |
Организация воспитательных мероприятий по формированию ценностей семьи, личностных качеств, определяющих устойчивость семейных отношений | Куратор, мастера п/о, | + | + | + |
Гендерное развитие молодежи и организация практики взаимодействия | Куратор, мастера п/о, СППС, психолог | + | + | + |
Педагогические средства
Диагностические : наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ.
Организационные: организация органов самоуправления, регулирование ответственности.
Коммуникативные: взаимопонимание, доверие, согласие.
Формирующие: формирование сознания, проектирование и создание проблемных ситуаций.
Координирующие и коррекционные: выработка единых требований, правил, корректирование действий.
Совершенствование: повышения собственной компетентности.
Принципы жизнедеятельности группы
Принцип открытости. Учащиеся совместно с куратором планируют работу группы, вносят коррективы и предложения с учетом своих интересов и потребностей.
Принцип соуправления. Каждый учащийся отвечает за работу одного из секторов, координирует и направляет работу которых актив группы.
Принцип свободы выбора. Учащимся предоставляется возможность выбора дел с учетом их потенциала и личных качеств.
Принцип обратной связи. Изучение мнения, настроения, степени участия обучающихся в общеколледжных и групповых мероприятиях.
67