КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ 8 Б класса МАОУ СОШ №31
Е.А. Бельская
Начало XXI отмечено усилением воспитательных мотивов на всех уровнях общества. В педагогический лексикон возвращаются понятия: «нравственность», «духовность», «патриотизм», «гражданственность». 1 слайд
Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.
Стратегически приоритетным в сфере образования является воспитание поистине нового Человека, способного жить и трудиться в условиях открытости общества, демократии и свободы.
Воспитать такого человека не легко.
Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями. 2 слайд
Воспитание - это многократное питание души и духа посредством взаимодействия, взаимоуважения, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимопринятия классного руководителя и ученика.
Для меня работа в должности классного руководителя – это одновременно объективная школьная необходимость и моё добровольное согласие на выполнение сложной, ответственной, но и интересной работы. Взяв классное руководство, необходимо решить первоочередную проблему: как включить каждого своего ученика в жизнедеятельность класса, а весь класс - включить в школьный образовательный процесс; как сделать так, чтобы школьная деятельность для каждого ребенка была посильной и полезной для него самого. Разовыми мерами, без системы целей, задач и реализующих их каждодневных мероприятий такой проблемы не разрешить.
На собственной практике я поняла, что воспитательная система, разработанная и описанная, заложенная в программу, мне просто необходима, так как только она позволит мне, как классному руководителю, не только быть статистом и контролером, а направлять процесс личностного формирования моих учеников, обогащения их знаниями и навыками, необходимыми в жизни.
сроки реализации – 8-9 классы
Цель моей воспитательной системы: формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины, умеющего решать проблемы и адаптироваться в современных социальных условиях.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи воспитательной деятельности:
Создание оптимальных условий, способствующих развитию личности учащихся и повышению на основе этого уровня их воспитанности;
Воспитание в детях толерантного отношения к происходящим событиям и окружающим людям;
Создание в классе благоприятной психологической атмосферы, способствующей раскрытию потенциала каждого ребенка;
Формирование здорового образа жизни учащихся;
Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.
Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.
Создание и развитие дружного классного коллектива. Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.
Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.
Взаимодействие с семьей 3 слайд
Моя квалификация – учитель английского языка – возможно повлияла на выбор приоритетов при определении принципов в моей работе классного руководителя. Таковыми являются: 4 слайд
принцип природосообразности – надо принимать ребенка таким, каков он есть; нужно уметь признавать права ученика на уважение его личности, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, признавать права ребенка на данное поведение и производимый им выбор (принцип гуманизма)
принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;
принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнерства, уважения, доверия;
принцип успешности - оптимистический настрой жизни ребенка должен опираться не только на коллективные успехи класса, но и на собственные достижения.
принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками, прежде всего, нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры).
Следование этим принципам обеспечивает право каждого ученика моего класса на необходимую и возможную долю внимания и педагогической поддержки с моей стороны; право проявлять «свое Я» со стороны ребенка. Но не забывать, что Мы за сотрудничество.
Сотрудничество ведется по следующим основным направлениям воспитательной системы
«Зеленый десант» Экологическое 5 слайд
Цель направления: воспитание бережного и уважительного отношения к природе и ее обитателям.
Задачи:
Развивать творческие способности.
Развивать интерес к окружающему миру.
Способствовать расширению кругозора учащихся.
Формировать стремление оберегать животных, проявлять заботу.
Реализация
Деятельность школьного объединения «Зеленый десант», в который входит почти половина учащихся моего класса направлена на сохранение и бережное отношение к природе (дважды в год проводится очистка берега реки Уда от мусора); проводятся дни природы, экологические недели, и месячники; Участие и помощь в организации таких общешкольных мероприятий как праздник осени и урожая, день птиц.
Ожидаемый результат
Любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других.
Гражданско-патриотическое, правовое, нравственное 6 СЛАЙД
Цель: воспитание гражданских чувств через формирование интереса к истории своего народа, его традициям и культуре, формирование правовой культуры учащихся.
Задачи:
воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
способствование формированию у учащихся чувства сопричастности к истории, ответственности за будущее российской культуры.
воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
воспитание гордости за свою страну, город, школу и уважение к его истории.
(Реализация школьной программы «Человек. Гражданин. Патриот»)
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения культуры, изучения истории своего края, детского движения, восстановления духовности. По данному направлению ведется плодотворная работа, тк в школе имеются музеи: музей боевой и трудовой славы и музей Моя Бурятия, где собран большой материал краеведческого и исторический характера, который служит хорошей базой для организации разных по форме и содержанию воспитательных дел, что способствует изучению военной и трудовой истории Отечества, родного края, школы;
Привлечение детей к поисковой и исследовательской работе ведется через вовлечение ребят в такие проекты как «Исторические памятники г. Улан-Удэ» по собранным материалам была организована выставка в школьном музее (где пригодилось мое увлечение фотографией); Социальный проект «Патриотов растим с детства» - заключается в проведений экскурсий по школьным музеям для младших учащихся школы и жителей микрорайона.
В данное время ведется работа по созданию постоянной экспозиции «Культура пос. Мясокомбинат» в отделе музея «Моя Бурятия», приуроченная к Году Культуры. В результате учащиеся 8 б, посещающие клуб «Поиск», ведут работу над проектом «Народные таланты Бурятии» о деятельности основателя народного ансамбля «Багульник» Полозовой Тамары Александровны – заслуженного работника культуры РФ и РБ, кавалера ордена знак почета, орден за заслуги перед отечеством II степени, лауреата республиканской премии в области литературы и искусства (встреча с бывшими и настоящими участниками ансамбля, перенимают опыт, 6 учащихся являются активными участницами современного Багульника).
Очень радует, что отмечается заинтересованность к данному направлению у самих ребят.
Ожидаемый результат
Учащийся интересуется и гордиться историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим.
Организация учебно-познавательной деятельности «Ученье-свет»
7 СЛАЙД
Цель: развитие всесторонних интересов, повышение умственной культуры труда, формирование ценностного отношения к знаниям.
Задачи:
Формирование у учащихся потребности к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Содействие развитию личности, способной к самопознанию, самовыражению, самоконтролю и самореализации.
Развитие творческие способности учащихся, стимулировать самовоспитание.
Знакомство с современными технологиями общения, определить собственные возможности, помочь выработке индивидуальной стратегии общения.
Содержание этой деятельности включает в себя создание более благоприятных условий для личностного развития каждого ученика, повышение интеллектуального, духовного и общекультурного уровня воспитания и обучения. Традиционно проводятся предметные недели, интеллектуальные и деловые игры, праздники знаний, выставки детского творчества. Все это демонстрирует творческий потенциал школьников, активизирует их познавательные интересы, дает возможность самоутвердиться интеллектуалам и дает возможность выделить группу «Одаренных детей», работа с которыми ведется по отдельно разработанной программе.
Ожидаемые результаты реализации данного направления:
самодисциплина, понимание учащимися ценности милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения человеческого достоинства, уметь вести деловую беседу, готовить публичное выступление, цивилизованно решать конфликтные ситуации, эффективно работать в группе, вести дискуссию, быть лидером.
информационный кругозор
потребность применять знания на практике
Художественно-эстетическое «Красота спасет мир» 8СЛАЙД
Цель: развитие потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей.
Задачи:
Воспитание у учащихся понимания сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности.
Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие их творческого мышления, формирование эстетических вкусов.
Реализация
Приобщение учащихся к творчеству через:
участие в выставках рисунков и фото, изящных поделок, конкурсах, фестивалях искусства, которые стали в школе традиционными;
изучение культурного наследия Республики Бурятия, России, стран мира;
посещение театров, музеев, выставок;
проведение классных часов эстетического цикла, вечеров, концертов;
привлечение учащихся в кружки и факультативы (занятость в доп образовании)
Ожидаемые результаты:
дисциплинированная, ответственная и креативная личность, участвующая в общественной жизни, умеющая видеть прекрасное в природе и жизни.
Спортивно-физическое и ЗОЖ «Здоровое поколение» 9 СЛАЙД
Цель: сохранение и укрепление здоровья учащихся, и формирование здорового образа жизни.
Задачи:
Способствование сохранению и укреплению здоровья школьников.
Приобщение к здоровому образу жизни.
Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми заинтересованными службами.
Целенаправленная работа по физическому воспитанию позволяет мне охватить по существу весь контингент учащихся различными видами спортивно-оздоровительной работы. Совместно с учителями физкультуры разработана систем мониторинга здоровья и физической подготовленности.
Понимая растущую взаимосвязь между здоровьем и успехами школьников в учении, в моей работе стали традиционными классные часы по профилактике Детского Дорожно-Транспортного Травматизма и пропаганде здорового образа жизни, на школьном уровне был дан открытый классный час «Молодежь за ЗОЖ», который получил положительные отзывы.
Серьезное внимание уделяется постановке спортивно-массовой и оздоровительной работы. Особое место среди спортивных праздников, проводимых в школе, занимают Дни здоровья, когда все учащиеся участвуют в различных соревнованиях, однодневных походах. Стали традиционными турслеты, походы, спартакиады. (На базе нашей школы работает секция по спортивной гимнастике, секция футбола в ДК Савва)
Ожидаемые результаты
осознание учащимися ценности здорового образа жизни, осознанный отказ от вредных привычек; личность, заботящаяся о собственном здоровье и здоровье других людей.
отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
любовь и интерес к спорту
отсутствие вредных привычек
знание способов поддержания здоровья;
Профессиональное самоопределение «Новые горизонты» 10 слайд
(трудовое сменила предпрофильная подготовка)
Цель: формирование интереса учащихся к предметам будущего профиля и последующем развитии способностей в выбранных предметных областях.
Задачи:
· адаптация к образовательному пространству школы, интеграция в ее специфику, уклад;
· развитие коммуникативной включенности ученика, подготовка к обучению в старшей школе;
· формирование компетенции выбора в практико-ориентированной образовательной среде
· информированность учащихся в различных направлениях профильного обучения - гуманитарном, математическом, химико-биологическом, экономико-правовом и др.
Образовательная программа в 8-х классах основана на двух основных компонентах: предметах Базисного учебного плана и модульных элективных курсах. Учащиеся выбирают из предложенного перечня 3 модуля на весь учебный год. Элективные курсы интегрированы в общее расписание во второй половине дня. Назначение элективных курсов по выбору заключается в том, чтобы сформировать или закрепить интерес учащихся к тому или иному предмету, который станет ядром будущего профиля обучения, дать ему возможность глубже познакомиться с различными областями знаний, расширить его кругозор, приобрести или совершенствовать метапредметные умения и навыки.
Особое внимание уделяется навигации в мире профессий и проектной деятельности. В качестве одной из основных задач ставится ранняя профилизация и подготовка к осознанному выбору предметов по выбору в 9-х классах и профилю в старшей школе. Проектная деятельность реализовывается в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов старшей школы, согласно которым выпускник должен быть готовым к сотрудничеству, способным осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность.
Агрохолдинг Техносферная безопасность Дизайн 11 слайд
Индивидуальная работа с учащимися 12 слайд
В повседневной жизни классного коллектива возникает множество ситуаций, которые выходят за рамки коллективного обсуждения. Очень важно правильно классифицировать создавшееся положение и определить степень замкнутости диалога. При этом важно помнить, что хвалить ребенка лучше прилюдно, а порицать целесообразно наедине. В первом случае, это поможет поднять авторитет учащегося среди одноклассников и будет способствовать формированию чувства собственного достоинства, во втором окажет благотворное влияние на взаимоотношения классного руководителя и конкретного ребенка, что поможет ему принять правильное решение или задуматься над поставленной проблемой. Таким образом, роль индивидуальной работы очень велика.
План работы в соответствии с индивидуальными особенностями детей
Анализ внеурочной деятельности детей (занятость в кружках, секциях)
Работа по коррекции поведения учащихся
Оказание помощи в выполнении обязанностей школьника
Индивидуальные беседы с учащимися (по необходимости)
План индивидуальной работы с учащимися
№ п/п | Содержание | сроки |
1. | Вовлечение детей во внеурочную кружковую деятельность. | сентябрь |
2. | Привлечение учащихся к участию в олимпиадах. | декабрь |
3. | Занятия по интересам. | в течение года |
4. | Организация дополнительных занятий по предметам. | в течение года |
Работа с родителями 13 слайд
Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности.
Организуется целенаправленное взаимодействие с ней с учетом индивидуальных особенностей детей:
- изучение семей через анкетирование, посещение;
- родительские лектории, собрания, заседания родительского комитета;
- привлечение к классным и общешкольным мероприятиям;
- совместные поездки в театры, кинотеатры, музеи, поездки за город и на Байкал,...
- индивидуальные встречи;
- беседы;
- консультации по предметам;
- организация классных праздников с приглашением родителей.
Самоуправление 14 слайд
В центре управления системой находится не просто ребенок, а процесс развития его личности.
А это значит, что приоритет в работе отдается приемам опосредованного педагогического воздействия, выдвигается на первый план совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразной творческой деятельности всеми участниками воспитательного процесса.
Самоуправление играет роль системообразующего фактора в жизнедеятельности классного сообщества и построения воспитательной системы. Основа его организации - разработанная система поручений, благодаря которой каждый ученик в соответствии со своими желаниями и индивидуальными возможностями может избрать и выполнить какую-либо деятельность, полезную для него, класса и школы. Высший орган коллектива - классное собрание, которое проводится один раз в четверти и подводит итоги, планирует жизнедеятельность, решает проблемы, проводит выборы.
СТРУКТУРА КЛАССНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
УПРАВЛЯЮЩИЙ ОРГАН: Совет класса
Староста класса
Замещает классного руководителя в его отсутствие.
Отвечает за состояние дисциплины на уроке.
Обеспечивает связь класса с учителями и администрацией.
Является представителем класса в школьных органах.
Координирует работу органов ученического самоуправления в классе.
Совместно с классным руководителем составляет план работы на четверть (на основе предложений учащихся);
Формирует коллективы для подготовки и проведения классных мероприятий.
Помощник старосты
Помощник старосты выполняет функции старосты в его отсутствие, а также является представителем класса в системе школьного самоуправления.
Секторы классного самоуправления:
Сектор «Учебный»
1. Осуществляет контроль за наличием у учеников формы, соответствующей официально-деловому стилю.
2. Ведет контроль за успеваемостью.
3. Отвечает за дневник порядка класса
4. Отвечает за своевременную сдачу учебников и их получение в школьной библиотеке
5. Следит за наличием и проверкой дневников
6. Организует работу по развитию познавательных интересов.
7. Занимается подготовкой одноклассников к интеллектуальным конкурсам, олимпиадам и предметным неделям.
8. Занимается формированием команд для участия в викторинах, интеллектуальных марафонах.
9. Готовит интересные тематические классные часы, викторины.
10. Знакомит с современными достижениями науки и культуры
Сектор «Патриот»
Организует и проводит мероприятия по гражданско-патриотической тематике (День согласия и примирения, вывод советских войск из Афганистана, День защитника Отечества, День Победы и другие памятные даты),
Организует участие класса в ежегодном смотре песни и строя
Несет ответственность за подготовку команды класса к военно-патриотической игре «Зарница»
Организует шефскую помощь ветеранам
Несет ответственность за поздравление ветеранов
Сектор «Порядок»
1.Организует дежурство по классу: составляет график дежурства, своевременно сообщает одноклассникам о предстоящем дежурстве и напоминает о нем.
2. Отвечает перед учителями за подготовку кабинета к каждому уроку: проветривание, расстановку мебели, чистоту подоконников, доски.
3. Несет ответственность за состояние мебели и озеленение в классной комнате.
4. Отвечает за участие класса в трудовых акциях.
5. Организует проверку результатов дежурства в конце дня
6. Организует класс на субботники, генеральные уборки.
7. Организует уборку территории, закрепленной за классом.
8. Ведет беседы о чистоте
Сектор «Спорт»
1. Занимается организацией спортивно-оздоровительной работы: обеспечивает участие класса в спортивно-оздоровительных мероприятиях, формированием команд.
2. Поддерживает связь с учителями физкультуры, сообщает классу обо всех планируемых в школе спортивных мероприятиях.
3. Принимает участие в разработке и подготовке сценариев спортивных праздников, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе
4. Составляет заявки и списки класса для участия в спортивных соревнованиях
5. Занимается подготовкой снаряжения и определением маршрута походов класса.
6. Ведет анализ работы учащихся на уроках физического воспитания (посещаемость, форма, нагрузка, группа здоровья, успеваемость).
7. Несет ответственность за проведение физкультминуток на уроках.
Сектор «Досуг»
1. Занимается подбором необходимого материала для разработки и подготовки сценариев школьных праздников, номеров художественной самодеятельности, подбором музыкального материала;
2. Организует музыкальные конкурсы и вечера в школе и классе
3. Сценарная группа участвует в жюри различных конкурсов в школе и классе
4. Организует экскурсии в музеи, театры, выставки (совместно с классным руководителем).
5. Знакомит с творчеством певцов и музыкантов, музыкальных групп
Сектор «Редактор»
Занимается сбором информации и несет ответственность за выпуск поздравительных, тематических стенгазет или по результатам классных дел;
Занимается оформлением классного кабинета;
Несет ответственность за оформление классного уголка;
Готовят фотосюжеты и видеосюжеты при подготовке празднования дней рождения, юморин, встреч с родителями, смотрах знаний, экскурсий и поездок.
Занимается подбором материала (фото-, видео-, аудио праздников, поездок, выступлений) для папки-летописи класса.
Отвечает за организацию и проведение конкурсов рисунков, плакатов в классе;
Во всей моей работе реализуется идея развития индивидуальных качеств личности ученика, его творческих способностей, а главное - формируется активная жизненная позиция и гражданственность.
Реализация идеи сотрудничества способствует обогащению детей, содействию благоприятного морально-психологического климата в коллективе, укрепляет и развивает взаимоотношения «Педагог-ученик», «Ученик-родитель», «Педагог-родитель». Такая работа способствует достижению положительных результатов в учебно-воспитательном процессе: в классе преобладает атмосфера доброжелательности, взаимопонимания; большинство учащихся выполняют определенные общественные поручения; по итогам работы в течение учебного года 2011 – 2012 (6) класс получил звание «Класс года», в прошлом году коллектив был награждён Грамотой за активное участие в жизни школы - это говорит о самоорганизации учащихся.
В классе мы совместно с ребятами разработали и утвердили правила поведения ученика нашего класса. Эти классные законы мы после обсуждения и принятия не только наглядно оформили, но и довели до сведения учителей, работающих в классе и родителей.
15 слайд
Правила жизни в классном коллективе:
Настойчивость в учёбе, труде, спорте.
Относиться к окружающим, помня золотое правило: не делай людям того, чего не желаешь себе.
Относиться к людским недостаткам терпимо.
Хочешь иметь успех – выгляди так, как будто ты его имеешь.
Добросовестно относиться к учёбе.
Не опаздывать в школу и не пропускать занятия!
Добросовестно относиться к своим поручениям.
Не отказывать в помощи одноклассникам.
Соблюдать порядок и чистоту в классе и школе.
Нужно жить весело, содержательно, быть активным, творчески подходить к любому делу.
Дорожите дружбой, помните - мы коллектив!
Критерии эффективности воспитательной системы класса
уровень воспитанности учащихся;
уровень успеваемости и качества знаний;
отношение ребёнка к своему « Я»;
уровень сформированности классного коллектива;
нравственная направленность личности;
степень удовлетворенности учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе и школе;
заинтересованность и активность в общешкольных мероприятиях и делах.
В соответствии с существующими критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие как: 17, 18 слайды
Выявление уровня воспитанности.
Тест «Любят ли вас окружающие».
Занятие-практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду?»
Анкетирование «Межличностные отношения школьников».
Опрос «Какой у нас коллектив».
Сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».
Оформление летописи класса « Это – мы» (итоги года).
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности классного коллектива, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
Уверена, что путь от сердца к сердцу можно проложить на основе искренности, взаимопонимания, взаимодоверия. Любая педагогическая концепция может быть воплощена в жизнь при одном главном условии: необходимо любить детей и принимать их такими, какие они есть, защищать их любовью просто за то, что они - дети!
Идут дни, месяцы, годы, но дети всегда остаются детьми, и моя задача - быть им другом, раскрыть их души.