СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция воспитательной системы класса: "Становление личности ребенка в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Концепция воспитательной системы класса: "Становление личности ребенка в начальной школе"

Просмотр содержимого документа
«Концепция воспитательной системы класса: "Становление личности ребенка в начальной школе"»

Концепция воспитательной системы класса: "Становление личности ребенка в начальной школе"

Введение.

Развивающемуся обществу нужны современно - образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание.

Воспитать такого человека нелегко. Н.И. Лобачевский говорил: « Чему должны мы учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Главное мы должны научиться - ничего не уничтожать и все совершенствовать». А что такое воспитание?

Воспитание – это сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

2. Актуальность.

Воспитательная тема, над которой я работаю – «Концепция становления личности ребенка в начальной школе».

Вот уже третий год начальная школа работает по ФГОС.

Стандарт ориентирован на становление личностных ха­рактеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

  • владеющий основами умения учиться, способный к ор­ганизации собственной деятельности;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собесед­ника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Исходя из того, каким должен быть выпускник начальной школы , я поставила перед собой цели:

  1. организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка,

  2. создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.

Чтобы данные цели превратились в жизнь, необходимо решить задачи:

  1. Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.

  2. Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.

  3. Создавать условия для самовыражения каждого ученика.

  4. Воспитывать толерантность.

В каждом ребенке, прежде всего, пытаюсь увидеть личность, и уже исходя из этого, устанавливаю контакты с учениками, моя задача, чтобы ребенок раскрыл свой внутренний мир. Такой стиль общения дает возможность для изучения личности, а следовательно, и для выявления ее наклонностей и потенциальных возможностей.

Мои ученики свободно высказывают свои мысли, они чувствуют мою поддержку, не ощущают страха и одиночества, чувствуют доверие к себе и уважение к своей личности.

За годы работы классным руководителем пришло понимание, что набором воспитательных мероприятий многого не добьешься, нужна воспитательная система класса, обеспечивающая создание максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, учитывающая интересы, способности, потребности учащихся, их возможности и творческий потенциал.

У современных школьников значительно расширен кругозор, им доступна любая информация, в том числе и та, которая нарушает покой и психическое равновесие. Как сохранить детство здоровым, полноценным, радостным? Как направить их познавательную активность в нужное русло?

Успехи класса не возникают на пустом месте, они становятся итогом постоянных усилий и целенаправленной работы всех: педагогов, учащихся, родителей.

3. Цели и задачи воспитательной системы.

Воспитательная система построена на следующих принципах:

  1. Ориентация на общечеловеческие ценности: Человек, Добро, Семья, Культура, Отечество, Знания, Труд, Мир, как на основу здорового образа жизни.

  2. Субъективность (содействие классного руководителя развитию способностей ребенка как субъекта собственного поведения, а в итоге и жизни).

  3. Принятие ребенка как данности (то есть признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).

Основное внимание в воспитательной системе направлено на нравственное воспитание, охватывающее все стороны нашей жизни.

Цель моей воспитательной системы - формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека, гражданина своей Родины.

  • Задачами воспитательной деятельности являются:

  • Изучение личности ребенка, принятие его и оказание ему поддержки.

  • Изучение и воспитание ценностных отношений, культуры поведения, общения и дисциплинированности.

  • Приобщение ребенка к здоровому образу жизни.

  • Организация работы по профилактике и предупреждению асоциального поведения учащихся.

  • Воспитание у детей гражданской позиции: патриотических чувств, нравственно-правовой позиции, толерантности, трудовой активности.

  • Обучение самоуправлению, введение коллективных форм жизнедеятельности в классе и школе.

  • Проведение индивидуальной воспитательной работы с учащимися.

  • Взаимодействие с семьей.

4. Направления воспитательной деятельности

Как обеспечить успешную социализацию младших школьников? Как прийти к тому, чтобы дети учились не рядом, а вместе? Как достичь того, чтобы учитель был не только учителем, но и наставником, другом?

"Мир моего Я" (чувства и мысли человека по отношению к самому себе - самооценка, самоуважение, самосознание, способы самовыражения).

"Я и другие" (взаимоотношения с людьми: сверстниками, родителями, учителями; способы и культура общения, ценностные ориентации в коммуникативной сфере).

"Я и школа" (традиции в школе и в классе, правила, нормы, социальная роль ученика, мера и способы участия в жизни класса).

"Я и мир" (изучение истории своей семьи, приобщение к истории и традициям школы, города, края).

В систему работы включены следующие программы:

"Здоровье" (формирование культуры сохранения и совершенствования здоровья детей).

"Интеллект" (определение "зоны ближайшего развития" обучающихся, создание условий для развития их интеллектуально-творческого потенциала, обучение детей способам работы с информационными ресурсами).

"Общение" (формирование классного коллектива, формирование культуры социального поведения, обучение способам преодоления коммуникативных проблем, проблем передачи социального опыта).

"Нравственность" (формирование у обучающихся нравственной культуры и миропонимания).

"Досуг и Семья" (создание условий для проявления учащимися своих индивидуальных способностей в равной степени посредством включения в активные и нестандартные формы деятельности, для развития умения адекватной оценки своих и чужих ошибок и достижений, для организации социализирующего досуга).

В целом реализация воспитательной системы способствует максимальному сближению интересов родителей, детей и педагога в развитии личности. И тогда выполняется одно из самых главных моих правил: "Что бы ни случилось сегодня между учителем и учеником, между учащимися класса, ребенок должен уйти домой из школы с хорошим настроением! Без обиды и досады!".

Одним из главных принципов моей работы является уважительное отношение к детям, терпимость к их мнению и недостаткам. Создание психологической комфортной атмосферы.

5. Ученическое самоуправление в воспитательной системе класса.

В классе организована самоуправление под назвнием «Лучики».

Класс разделён на группы, отвечающие за определённые КТД (коллетивно-творческое дело): «Друзья Самоделкина»- хозяева класса, «Знайки» — дружина порядка, «Друзья Неболита» - санитары, поворята, «Румяные щечки» - физкультурники, «Медуницы» — цветоводы. Каждая группа отвечает за определенное дело в течение недели. В конце недели заслушиваем отчёты командиров пятёрок. Такая форма работы помогает устанавливать дружеские связи в коллективе, учит ребят проявлять инициативу, творчество, свои способности.

6. «Здоровье свыше нам дано, учись, малыш, беречь его».

Общеизвестно, что здоровье нации является одним из главнейших показателей ее благополучия. От здоровья подрастающего поколения зависит будущее России. Однако ученые констатируют, что проблема сохранения здоровья детей не теряет своей актуальности. Что проводится в этом направлении: организация физминуток на каждом уроке, в основном это беседы, классные часы, устные журналы, проведение дней «Здоровья», встречи и беседы с медицинским работником ,

-«О чистоте и гигиене» ,«О правильном питании», «О причинах желудочно- кишечных заболеваний».

Различные соревнования совместно с родителями, лыжные прогулки, катание на велосипедах и т.д.

7. Внеурочная деятельность занимает особе место и значение в воспитательном процессе.

Учащиеся занимаются в кружках по 6 направлениям: интеллектуальное, социальное, общекультурное, художественно- эстетическое, духовно-нравственное, спортивное. Какие интересные занятия проводят мои коллеги.

Несколько слов хотелось сказать о проектной деятельности духовно-нравственного направления « С чего начинается Родина». Проводится раз в неделю. Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности, знакомство с историей, культурным и духовным наследием предков, углубление знаний о природе родного края.

Содержание программы:

Моя семья.

Мои сверстники.

Мой дом, моя улица, моя школа,

Мой Башкортостан,

Моё родноё село

Москва – столица Российской Федерации

Путешествия по России

На этих занятиях мы делаем краткосрочные проекты: презентации, рассказы, газеты, рисунки, фотографии, родословные и т.д

Эти занятия дополняют классные часы, мы больше общаемся, дети узнают друг о друге, о семьях. Проводится огромная работа по воспитанию личности. Вот некоторые занятия: проект «Моя улица», « Выставка творческих работ учащихся и членов их семей», «Моя родословная», «Фотографии из семейного альбома», экскурсии в районный музей, экскурсия на предприятия и др.

Проводится в классе годовой круг традиционных дел: День знаний, «Праздник осени», «Новогодний калейдоскоп», «День рыцарей», «Мисс Золушка», «Праздник успеха», «День птиц»и др.

В классе были проведены много интересных классных часов: «Я - ученик. Моё отношение к школе», «Уважая себя, уважай других», «Волшебный день» (о правилах вежливости), « Поговорим о том, как мы выглядим», «Уроки Мойдодыра» (о правилах личной гигиены) и др.

Стало традицией класса отмечать день именинника.

Работа по программе «Интеллект»

Реализуется на внеурочных занятиях « Весёлый математик», «Занимательная грамматика» , «Город мастеров», «Волшебная кисть». Интересно проходят предметные внеклассные мероприятия по русскому языку, по литературному чтению, математике: « В стране словария», «В гостях у сказки», «Считай, смекай,отгадывай». Перед праздниками проводится подготовительная работа, способствующая расширению знаний учеников, которая создает атмосферу творчества, проявления активности, самостоятельности, фантазии.

С учениками провожу индивидуально-групповые занятия, направленные на формирование компетентностей обучающихся, развитие логического мышления, веду подготовку учащихся к олимпиадам.

Мои ученики участвуют в научно-практических конференциях, в различных конкрсах. В школьном туре приняли участия Залилова Тахмина, Марков Евгений, Гулемов Рустам, в районном туре Гулемов Рустам занял II место. В январе Залилова Тахмина участвовала во Всероссийской научно-практической конференции школьников в г. Бирск « Совёнок» и была награждена дипломом II степени. В марте Марков Евгений, Гулемов Рустам стали лауреатами I Республиканской научно-практической конференции младших школьников «Научное PRO движение – 2014» в г Уфа. Попова Арина участвовала в районном конкурсе рисунков «Мир природы - мир красоты» и заняла первое место. Залилова Тахмина участвовала в районном конкурсе «Звёздочки Башкортостана» в номинации - вокал. Зырянова Катерина стала лауреатом республиканского конкурса рисунков «Зимние Международные игры» в номинации «Живопись», награждена почётной грамотой Министерства образования. Залиловой Тахмине и Маркову Евгению вручены сертификаты участников республиканского конкурса рисунков «Зимние Международные игры». В районном конкурсе сочинений, посвященный Дню Республики Башкортостан и Году культуры в Республики Башкортостан

«Пою мою республику Залилова Тахмина заняла I место в районном туре.

В конкурсе рисунков «20 летие Конституции РФ» Зырянова Екатерина – победитель в школьном туре; II место на районном конкурсе детского творчества на тему « Мир безопасности» в 2012/2013 учебном году и I место на республиканском конкурсе.

С первого класса заполняется портфолио (копилка достижений учащихся) и дети видят свой «рост».

Критериями эффективности воспитательной системы класса являются следующие:

- сформированность личности с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявлений индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.

В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно-воспитательного процесса, такие как:

Выявление уровня воспитанности.

Тест «Любят ли вас окружающие».

Занятие-практикум «Как помочь товарищу, если он попал в беду?»

Анкетирование «Межличностные отношения школьников».

Организационно-деятельная игра «Развитие личности младшего школьника».

Опрос «Какой у нас коллектив».

Сочинение – рассуждение «Каким я стал за этот год и почему».

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.

При решении воспитательных задач используем различные формы работы: часы общения, беседы практические занятия, рейды, операции, экскурсий, походы, трудовые десанты, выставки детского творчества, праздники, конкурсы, викторины, игры (КВН « Поле Чудес», «Звездный час», «Стань отличником», «Угадай мелодию»), КТД, игры-путешествия, встречи с интересными людьми.

8. Взаимодействие семьи и школы.

В процессе формирования личности семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного руководителя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.

Стараюсь использовать различные формы работы с учениками и родителями. Среди традиционных форм я использую: родительские собрания, общеклассные собрания учеников и родителей, индивидуальные беседы, посещение на дому. Интересующие вопросы определяются через анкеты. Совместно с родителями составляется план воспитательной работы.

Такая работа помогает мне лучше узнать семьи и их проблемы, родителям – особенности воспитания своих детей, найти правильный подход к своему ребенку, детям – получить правильное ориентирование, становление личности.

Одной из самых важных задач работы с детьми является воспитание культуры поведения, сознательной дисциплины, требовательности к себе и друг к другу, честности, правдивости, доброты, осознанного выполнения правил для учащихся, требований коллектива, что невозможно без деятельного участия родителей. Для этого необходимо единство требований классного руководителя и родителей.

За 23 года работы в школе выпущено 5 классов, в данное время - классный руководитель 3 в класса.



9. Механизм реализации.

Задача педагога - создавать условия для саморазвития учащихся. Цветок растет сам. Его не надо тянуть за верхушку, «пихать» и «пинать». Его надо поливать, обогревать и освещать солнцем. Ему нужно создавать условия, удовлетворяя его внутренние нужды и запросы. И тогда растение будет здоровым, как ему предписано быть природой. Ребенок - росток человеческий. В нем изначально заложено неуемное стремление к развитию. Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. А цель педагога помочь ему в этом.

Слова Гете: «Учатся у тех, кого любят». Чтобы изменять других, их надо любить».

Больше трех веков назад великий педагог Я. Коменский сказал кратко и точно: « Школа – мастерская человечности». Я хочу, чтобы в наших жизненных условиях профессия учителя не теряла своего особого значения и призвания «разжигать огонь в юных душах».









6