СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"концептуальная основа "4К" компетенций и их место в современных образовательных стандартах"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инструменты для оценки уровня сформированности "4К" позволяют оценить метапредметные результаты образовательного стандарта.

Просмотр содержимого документа
«"концептуальная основа "4К" компетенций и их место в современных образовательных стандартах"»

«Концептуальная основа «4К» компетенций и их место в современных образовательных стандартах»


Начать свою статью хочу с небольшого теоретического экскурса, чтобы конструктивно разобраться с основными понятиями.

Итак, что такое же такое гибкие навыки?

Современные исследователи выделяют Жесткие (Hard skills) навыки и Гибкие (Soft skills) навыки.

Hard skills – умения и навыки, которые необходимы для конкретной работы, например, знание математического счета, исторические познания. Иначе, мы называем такие навыки «предметными». Также, такие навыки часто называют профессиональными.

Soft skills – не связаны с определенной предметной направленностью, а скорее пронизывают всю деятельность человека. Это универсальные навыки, не связанные с определенной профессией или специальностью. Они отражают личные качества человека: его умение общаться с людьми, эффективно организовывать свое время, творчески мыслить, принимать решения и брать на себя ответственность.

Почему в современной школе необходимо развивать гибкие навыки? Школа является первой ступенью подготовки детей к будущему, к профессиональному самоопределению, и согласно последним исследованиям, рынок труда меняется: снижается потребность в профессиях, связанных с рутинными операциями, которые может выполнять вместо человека компьютер, даже если речь идет об аналитических операциях, а набирают популярность те умения, в которых нужна человеческая сообразительность, умение ориентироваться в некотором информационном пространстве. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предлагает следующие перспективные навыки и компетенции, которые будут необходимы для работника будущего к уже не такому далекому 2030 году:

1) Когнитивные и метакогнитивные навыки: критическое мышление, креативность, саморегуляция, умение учиться.

2) Социальные и эмоциональные навыки: сопереживание, самоэффективность, ответственность, сотрудничество.

3) Практические и физические способности: умения работать с различными материалами, физическая сила, ловкость, и т.д.

На основе данной классификации особняком выделяют 4 столпа навыков будущего, навыки высокого порядка, или иначе их называют компетенции «4К»: коммуникация, критическое мышление, кооперация, креативность.

Предлагаю немного поразмышлять над возможными вариантами этих навыков? Какие компетенции, по-вашему, могут входить в состав компетенций высокого порядка? Иллюстрации помогут вам.

Правильный ответ: в компетенции «4К» входят: коммуникация, критическое мышление, кооперация, креативность.

Рассмотрим каждую компетенцию в отдельности.

Существует несколько понятий критического мышления. Давайте познакомимся со следующими двумя:

Критическое мышление – целенаправленное, саморегулируемое суждение, результатом которого является интерпретация, анализ, оценка и выводы, а также объяснение тех фактических, концептуальных, методологических, критериальных оснований или контекстных факторов, на которых основано суждение.

Критическое мышление – активное, настойчивое и тщательное рассмотрение любых убеждений или знаний в свете тех оснований, на которые они опираются, и дальнейших выводов, к которым они приводят.

Роль критического мышления стала ключевой в период цифровой революции, когда человек столкнулся с большим объемом информации, и именно способность критически оценивать этот поток информации позволяет людям принимать правильные решения во всех сферах нашей жизни.

Наилучшим условием для критического мышления является социальная ситуация общения, предполагающая взаимодействие коммуникантов, которые совместными усилиями могут приблизиться к истине.

Основными элементами критического мышления можно выделить несколько умений:

  1. Анализ. (Умение находить связи между утверждениями, вопросами, аргументами).

  2. Оценка. (Умение оценивать надежность утверждений, убедительность доводов)

  3. Объяснение (аргументация). Умение объяснять ход своих мыслей/метод, защищать свои выводы.

  4. Выведение гипотез (планирование решений). Умение формировать гипотезы и самим делать выводы, обнаруживать нехватку информации.

  5. Саморегуляция (контроль). Рефлексия, самопроверка и коррекция.

Теперь перейдем к следующему элементу «4К-компетенций» - креативности.

Креативность – способность представить и разработать принципиально новые подходы к решению проблем, давать ответ на вопросы, стоящие перед субъектом, или выражать идеи, применяя, синтезируя и видоизменяя знания.

Очень часто креативность связывают исключительно с дивергентным типом мышления, т.е. такой тип мышления, который обладает способностью порождать большое количество идей. Но понятие креативности гораздо глобальнее и включается в себя в том числе и определенные личностные характеристики субъекта. В структуре креативности можно выделить следующие элементы:

  1. Любознательность:

  • интерес к окружающему миру и желание узнать больше;

  • самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы; активный поиск новой информации;

  1. Создание и продуцирование идей (воображение).

Здесь выделяются два аспекта:

  • оригинальность предложенных идей;

  • гибкость или подвижность, способность продуцировать большое количество идей.

  1. Развитие предложенных идей:

  • оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;

  • умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Коммуникацию и кооперацию, или сотрудничество, при выполнении каких-либо действий в команде описать легче, чем другие составляющие «4К», поскольку эти навыки больше проявляются на внешнем плане, за ними проще наблюдать.

Эффективная коммуникация связана с развитием у человека коммуникативной компетентности – «способности выражать и интерпретировать мысли, чувства и факты в устной и письменной форме, а также эффективно коммуницировать в различных социальных культурных контекстах (образование, работа, дом, отдых)».

Структура коммуникации может быть представлена следующим образом:

  1. Готовность к коммуникации:

  • отсутствие страха при вступлении в коммуникацию, инициирование коммуникации, готовность ответить на чужой вопрос, готовность задать вопрос.

  1. Адаптация к цели и контексту коммуникации и к партнеру:

  • в различных ситуациях общения умение выбрать разные вербальные и невербальные средства коммуникации, ориентируясь на эмоциональный статус партнера.

  1. Убеждающая коммуникация:

  • использование вербальных (словарного запаса и знания правил языка) и невербальных средств (жесты, мимика, интонация) для достижения цели коммуникации.

В рамках различных компетентностных моделей под кооперацией понимается эффективное взаимодействие с другими людьми и эффективная работа в различных командах.

Структура данного навыка состоит из:

  1. Принятия общих целей:

  • умение разделять цели команды и ставить их выше собственных целей, работать в команде, встраивать результат своей работы в коллективное решение, управлять своими эмоциями в командной работе.

  1. Социального взаимодействия:

  • участие в обсуждении, умение договариваться, взаимодействовать уважительно, выслушивать и принимать чужие мнения, координация своих действий с действиями других членов команды, готовность помочь им;

  • готовность взять на себя ответственность за общий результат.

  1. Выполнения взятых на себя обязательств:

  • готовность занять такую позицию и принять такую роль, которая эффективна для работы в команде;

  • ответственное выполнение своей части работы, достижение качественного результата.

  1. Самостоятельность и инициативность:

  • способность работать самостоятельно и проявлять инициативу в рамках поставленной задачи;

  • умение вовлекать всех членов команды в решение задачи, оказывать им психологическую поддержку, мотивировать.

Как компетенции «4К» соотносятся с ФГОС?

Главным документом, регламентирующим работу педагога с методической точки зрения, несомненно, считается Федеральный государственный образовательный стандарт, который с 2022 году имеет новую модификацию. В качестве важных учебных результатов во ФГОС заявлено развитие у учащихся способности самостоятельно мыслить, решать проблемные и творческие задачи, что невозможно без развития креативности и формирования критического мышления. Данные компетенции являются навыками высокого порядка и стимулируют укрепление аналитического потенциала страны. Однако их формальная оценка отсутствует. В массовой школьной практике нет таких педагогических технологий и оценочных инструментов, которые позволяют формировать и оценивать эти компетенции в рамках традиционного урока и в соотнесении с конкретным предметным содержанием. Кроме того, данные компетенции не имеют четкого описания в рамках образовательных стандартов. Соотнесение метапредметных результатов обучения, заданных ФГОС, и характеристик навыков «4К» позволяет сделать вывод о том, что они близки и настолько пересекаются, что инструменты для оценки уровня сформированности «4К» позволяют оценить метапредметные результаты образовательного стандарта.

Предлагаю небольшую практическую работу на закрепление теоретической информации о «4К» компетенциях.

Перед Вами таблица (с подсказками), в которой указаны метапредметные результаты ФГОС. Назовите, какая компетенция соответствует данным результатам.

ФГОС НОО (2021 г.)

ФГОС ООО (2021 г.)

Сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии (критическое мышление)

С учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречии в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях (критическое мышление)

Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работников алгоритма (критическое мышление)

Предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий (креативность)

Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии (коммуникация)

Умение обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться (кооперация)

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой ситуации) на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков (кооперация)

Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах (коммуникация)

Самостоятельно создавать схемы для визуализации информации (креативность)

Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых ситуациях и контекстах (критическое мышление, креативность)

Анализировать текстовую, графическую, видео, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей (критическое мышление)

Формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение (критическое мышление, креативность)