МУЗЫКА – ЗВУЧАНИЕ МОЕГО СЕРДЦА
КОНЦЕРТ,
посвящённый творчеству Ф.Мендельсона
(1809-1847)
2021
Роберт Шуман назвал его «Моцартом девятнадцатогот века, самым светлым музыкальным талантом, который лучше всех постигает противоречия эпохи и лучше всех примиряет их».
Во всех областях деятельности есть люди, которые посвятили жизнь любимому делу. Таким был и Феликс Мендельсон. Он открыл новую страницу в музыкальном творчестве, которую посвятил красоте и любви ко всему прекрасному. Его творчество – образец гармонии, света и восхищения перед красотой мира.
Он родился в семье просвещённых и образованных людей. Его дед был известным немецким философом, отец был тонкий ценитель музыки. В их доме, а они жили в Берлине, бывали поэт Гейне, философ Гегель, сказочник Гофман, учёные братья Гумбольдты, композитор Вебер. С 9 лет он выступает в концертах, с 11 лет сочиняет музыку. Любовь к музыке проявилась рано и захватила его чувства полностью. Даже родители не сумели его уговорить заниматься чем-то другим, более практическим. Игру 12-летнего Феликса слушал Гёте, память об этой встрече была самым прекрасным воспоминанием юных лет.
Занимаясь любимым делом, он часто вспоминал детство, путешествия по разным странам. Его главными увлечениями были книги, рисование и музыка. В путешествиях он всегда посещал исторические достопримечательности и был восхищён их красотой и гармонией с природой.
Полностью посвятив себя музыке, не забывал и другие виды искусства. Любил рисовать пейзажи и искал всегда необычные сюжеты. Его акварели поражают тонкостью видения мира и красотой окружающей природы. Она его вдохновляла на многие высокие чувства и образы. Природа не есть нечто отвлечённое, она несёт в себе то очарование, которое присуще одухотворённым образам и Мендельсон чувствовал такой её подтекст. Познавая природу, познавал себя и был очень требователен к выбору образов и настроений. Единение с природой возможно только при тонком её восприятии и почитании её красоты и гармонии. Постижение природы рождало такие образы, которые и сейчас вызывают нежность и трепет при их прослушивании. Гармоничное восприятие природы свойственно гармоничным сознаниям, которые учась у природы, стремятся передать её красоту и гармонию в музыкальных звуках.
Во время путешествий встречался со многими известными музыкантами, был знаком с Шуманом, Шопеном, Берлиозом, исполнял их произведения. Формируя новые образы, больше всего подчёркивал естественность и гармоничность чувств. Ему были чужды стремления поразить публику бравурностью, скоростью и внешними эффектами. Многие его фортепианные и вокальные произведения просты, доступны для домашнего музицирования, их отличает глубина проникновения в человеческие чувства, в них нет ничего преувеличенного. Его музыка проста, сердечна, искренне передаёт светлые чувства, в ней светится любовь и преклонение перед прекрасными образами природы, в которой он находил успокоение и гармонию чувств.
Как музыкант посвятил свою жизнь просветительской деятельности. Он знакомил слушателей с лучшими образцами классической музыки, вернул к жизни музыку И.С.Баха, исполнив после долгого забвенья его «Страсти по Матфею». Концертировал в качестве дирижёра, пианиста и органиста в Англии, Шотландии, Италии, Швейцарии и Франции и получил признание публики. Был патриотом своей страны, исполняя лучшие произведения немецких композиторов, организовал первую в Германии консерваторию в Лейпциге, руководил одним из лучших оркестров Европы – оркестром Гевандхауза, был признан лучшим исполнителем немецкой классической музыки. За годы своего директорства Гевандхауза исполнил большинство лучших классических произведений, был первым, кто исполнил серию исторических концертов и был признан лучшим исполнителем не только немецкой, но и французской музыки. Посетив многие города в Англии, впитав её особенную красоту, написал симфонию, которую назвали «Шотландской». А впечатления от Италии отразились в «Итальянской симфонии».
Начнём концерт с самого известного произведения не только Мендельсона, но и вообще классической музыки, которую исполняют на всех континентах в праздничный день для молодожёнов. Это «Свадебный марш» к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь». Увертюру к этой пьесе он написал в 17 лет, поразив всех своим светлым и радостным творением. Марш написан позже и стал самым популярным классическим произведением. Его отличают светлая возвышенность чувств, торжественность и трепетное ожидание счастья. В своей жизни он испытал счастье семейной жизни, был преданным супругом и ответственным отцом своих детей. Кроме этого помогал многочисленным родственникам, особенно тем, кто посвятил себя музыке. Используя свои многочисленные знакомства, помогал получать уроки у самых известных музыкантов и заслужил всеобщее уважение своей добротворительной деятельностью. Свадебный марш. Исп. Липовая Е.А. и Шматкова Э.К.
Вспоминая детство, он считал, что для детей специально мало написано произведений. Поэтому он поощрял такое творчество. Его детские пьесы понятны, они увлекают бодрым настроением и активной заряженностью чувств. Для детей писали музыку его ближайшие родственники. Это были его сестра Фанни и племянник Людвиг. Его пьеса «Польский танец» прозвучит в исполнении Муквич Киры, кл. преп. Кузюбердиной Г.Н. и Шубиной Маши, кл. преп. Морозовой Г.К.
Сестра Фанни была разносторонним музыкантом, сочиняла вокальную, фортепианную музыку, но её творчество не было признано, потому что существовало мнение, что женщина не может быть хорошим композитором. Для того, чтобы её поддержать, Феликс включал её произведения в свои сборники, и они печатались под его именем. Сейчас прозвучит вокальное сочинение Фанни Мендельсон «Италия» в исп. Батарчуковой Насти, кл. преп. Автархановой И.А., конц. Никитенко И.А.
Мендельсон тоже писал специально для детей. Сейчас прозвучит «Детская пьеса» в ансамблевом переложении. Исполнят Площик Кирилл и Исмаилов Дамир кл. преп. Паранич Т.А. Эта пьеса полна энергии, упругого движения и светлых настроений.
Следующий номер – это переложение вокального произведения «На крыльях песни». Его отличает текучее движение, плавная мелодия и глубокое чувство очарования перед красотой природы. Исп. Владыкина Ульяна, кл. преп. Шаповаловой А.Н., конц. Баранова Маша, кл. преп. Паранич Т.А.
На протяжении всей жизни Мендельсон вёл музыкальный дневник. Свои впечатления во время путешествий и концертных гастролей он запечатлевал в небольших фортепианных пьесах, которые возникли как развитие идеи Шуберта. Но у Шуберта это вокальные произведения, а Мендельсон создал новый музыкальный жанр «Песни без слов». Им написано 4 тетради по 12 песен, всего их 48.
Некоторые имеют названия, как например песня венецианского гондольера. Плавное покачивание составляет ритмическую основу, на фоне которого звучит нежная и пленительная мелодия. Исп. Кожеурова Маргарита, кл. преп. Михлик В.В.
Но большинство песен названий не имеет. Исполнителю предоставляется право самому наполнить своим воображением эти музыкальные зарисовки. Главное их отличие – чарующая красота мелодии, которая привольно развивается и дарит слушателям наслаждение от своих изящных и изысканных мелодических оборотов. Мелодия имеет тонкий и нежный поэтический смысл, и у слушателей возникает впечатление, что эта музыка родилась только что в его душе. Прозвучит «Песня без слов» в исполнении Ворониной Т.В. и Зиньковской Ани, кл. преп. Демченко А.П.
В его вокальных произведениях цветы разговаривают друг с другом, ласково вздыхают, смеются, тихо шепчут сказки и посылают приветы друг другу. «Привет», исп. Перевязко Л.С., конц. Еремчук А.С.
Сейчас прозвучит знакомое произведение, но в другом исполнении и нужно вспомнить как оно называется. «Песня венецианского гондольера» в исп. фортепианного ансамбля Сукоян Амалии и Щёголевой Оксаны, кл. преп. Ведуты Н.И.
И ещё одно приятное напоминание о прозвучавшей сегодня музыке. «Песня без слов». исп. Долбня Алина, кл. преп. Дихтяренко О.М., конц. Морозова Г.К
Каждая его песня – это поток тонких чувств, нежных образов и стремления погрузиться в мечту. «Песня без слов» в исп. Липовой Е.А.
Нежные чувства к близким, с которыми пришлось расстаться, говорит о сердечном единении и о вечной преданности. «Вечерняя песня» прозвучит в исп. Темник А.В., Куцел Д.А. и Мышаловой Л.Э.
Стремительный полёт сказочных существ напоминает о полёте мысли, которая летит с такой скоростью, что невозможно угнаться за её движением, но она есть, она рядом пульсирует своим трепетным желанием помочь, поддержать, укрепить и соединить с лучшими чувствами и образами. «Скерцо» из музыки, написанной к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», исп. Берещенко А.А.
Лёгкая и стремительная пульсация наполняет многие его произведения, передавая живые чувства его сердца, его активное биение и стремление наполнить этим пульсом сердца других людей, передать им свою любовь, чуткость, тонкость и сострадание. Вибрации нежного сердца уметь услышать – тонкий труд, который пробуждает в человеке его родство с высокими мыслями и образами, помогая преодолеть невзгоды, освобождая от уныния и забвения. Сердечное единение есть соединение с теми образами, которые хранятся в душе у каждого человека, помогая ему жить, любить, трудиться и общаться светлыми чувствами, образами и делиться добрыми намерениями. Каждый, кто готов помочь, участвовать в общем деле, может рассчитывать на поддержку и любовь. Оказывая помощь, не думать о себе, а думать о соединении с другими, готовыми помочь и содействовать. Оставляя на потом добрые намерения, помнить о возможности опоздать это сделать. Торопитесь делать добро и участвовать в едином труде создания светлого будущего.
8