ГАРМОНИЯ ОГНЯ
КОНЦЕРТ-БЕСЕДА
О ТВОРЧЕСТВЕ ЛЮДВИГА ВАН БЕТХОВЕНА
2019 год
Бетховен родился в семье музыкантов. Его дед и отец были разносторонне образованными людьми и овладели разными музыкальными специальностями. Служба при дворе курфюста давала неплохой доход и это позволило обучать детей музыке, но это обучение было бессистемным и нерегулярным, и несмотря на это, оно позволило Людвигу получить неплохие музыкальные знания. Отец Людвига мечтал сделать из сына «вундеркинда», подобно юному Моцарту, но эта идея не получила достойного развития, хотя многочисленные педагоги, с которыми приходилось иметь дело, научили мальчика игре на органе, клавесине, флейте и скрипке. Музыкальное развитие мальчика шло быстро, и он уже в восьмилетнем возрасте выступал в концертах. Его импровизаторские и композиторские способности проявились в 12-летнем возрасте.
Новый этап жизни связан с работой в национальном театре при дворе курфюста в должности помощника органиста. Это был период активного накопления знаний в области философии, литературы и музыки. Несмотря на устойчивое материальное положение, он постоянно озабочен семейными невзгодами, на лице его часто хмурое и неприветливое выражение. Его известность в Бонне растёт, его импровизации заслуживают высокой оценки, как и композиторские опыты.
Он высоко почитал произведения великого немецкого поэта Гёте. На стихи Гёте написана одна из самых известных песен «Сурок». Она существует в переложении для многих инструментов и прозвучит в исп. анс. скрипачей, под рук. Кузюбердиной Г.Н., конц. Мышалова Л.Э.
Соната №20 написана в ранний период творчества и полна юношеского задора и стремительного увлечения жизнью. В ней образы не только стремительного движения, но и радости жизнью. Полная света и радостного восприятия жизни, она светится светлыми надеждами и ожиданием счастья. Исп. Романченко Вероника, кл. пр. Кузнецовой О.Г.
Есть ряд произведений, которые приписываются авторству Бетховена. Это делалось малоизвестными авторами с целью продвинуть свои сочинения, воспользовавшись известным именем. Это ряд сочинений как крупных, так и небольших. В частности есть несколько сонатин, которые очень известны и часто исполняемы, но авторы их неизвестны. Таково рондо из сонатины фа мажор. Исп. Аванесян Д., конц. Гладушин Б., кл. пр. Пылёвой Т.А.
Революция во Франции произвела огромное впечатление на юного Бетховена. Мысли о свободе и равенстве были одними из главных в его мировоззрении. Величие Бетховена в том, что он ввёл в музыку новые образы и темы, которых до сих пор не было. Это образы, которые пришли с французской революцией. И это были образы братства, свободы и единения людей свободной воли. Он был очень увлечён этими идеями, потому что считал их самыми правильными и справедливыми. Сам он страдал от своего социального положения, ибо он не был принят на равных правах в высшем обществе. И это положение он считал оскорбительным для себя. Французская революция выдвинула те лозунги, которые он поддержал всей душой. Но скоро пришло разочарование, потому что эти лозунги оказались фальшивыми и были нужны только для достижения личных целей тем, кто стремился к власти любой ценой. И потребность осуществить эти идеи он решил с помощью музыки. Так в музыку пришли сильные и мощные идеи борьбы за справедливость, за равенство и свободу. Он сумел так наполнить музыку энергией, силой, мощью своих чувств, что она стала образцом и примером как человек должен бороться за своё счастье и волю. Обретение силы воли стало главной задачей в жизни. Именно воля способна стать руководящей и направляющей силой в трудных жизненных обстоятельствах. Это энергия огня, как её понимал Бетховен, и её необходимо взять под контроль и тогда она будет главной опорой в жизни. Огонь следует понимать как силу внутреннего чувства, способного достигать высоких целей. Если он неуправляем, он может быть разрушительным. Только подчинённый воле и направляемый к достижению значимых целей, таких как свобода, равенство и братство, он может быть созидательным. Образ свободного человечества стал для него самым значимым.
Преодоление трудностей судьбы стало и для него насущной проблемой. Ещё в молодости он начал терять слух, что для музыканта было равносильно катастрофе. Приходили мысли о самоубийстве, но он сумел преодолеть эти испытания, поняв, что не имеет права проявить слабость и должен преодолеть все превратности судьбы. Он стал искать те образы, которые примирят его с жизнью, дадут опору в жизни и сделают полноправным членом общества. Опорой в жизни стала тема силы воли, силы духа, с помощью которых можно преодолеть все препятствия. Симфония №5 сочинена в ранний период творчества, когда увлечение идеями революции было в самом разгаре. Но, несмотря на это увлечение, её содержание значительно шире. Оно включает образы любви как образы совершенной необходимости, как образы жизненной важности и образы силы духа и обретения уверенности в жизни. Эта симфония послужила примером мужества и стойкости в борьбе с начинавшимся недугом. Пройдя через страдания разъединения с близкими людьми и друзьями, он понял что нужно жить, трудиться и радовать людей красотой окружающего мира. В нём заложены скрытые силы, которые могут помочь преодолеть страдания и достичь освобождения от мнимой закрытости. Обращаясь к людям посредством музыкальных образов, он хотел помочь им найти силы для созидания, для любви и радости. (Фрагмент).
Багатели – новый жанр в музыке, который Бетховен развил до совершенства. Это совсем небольшие пьесы, в каждой из которых развивается образ совершенно непохожий на предыдущий. В каждой миниатюре заключён концентрированный образ, и его познание требует точного определения для каждой малой части этих произведений. Багатель требует от исполнителя точного владения штрихом, точного распределения динамики и точного соответствия образу, созданному автором. В багатели нет проходных моментов, там всё подчинено раскрытию содержания. Поэтому так важно с первой ноты сосредоточиться на передаче необходимого содержания. Багатель Ре мажор сначала пытается закружить нас в танце, но потом в среднем эпизоде начинается неукротимый подъём, который свидетельствует о развитии воли в преодолении трудностей жизни. Исп. Мотрий София, кл. пр.Ивашкевич Е.С. Багатель соль минор отличается другим характером. Она предлагает достичь тонкости в понимании сути жизни, её беспрерывном потоке, уклекающем к свету, к надежде и к радости. Исп. Маньшина Ксения, кл.пр. Паранич Т.А.
Молодая девушка Элизабет Рёкель приехала в Вену учиться пению, поступила в театр и жила там же. Вскоре она познакомилась с уже известным композитором Бетховеном. Через некоторое время она получила первый ангажемент на роль донны Анны в опере Моцарта «Дон Жуан» в оперном театре города Бамберга. Перед отъездом Бетховен подарил ей пьесу «На память Элизе», которая стала самым известным произведением Бетховена. Исп. Зиньковская Анна, кл. пр. Демченко А.П.
.
Соната №14, которую знают как «Лунную», уже показывает поиск новых тем и образов. Здесь созерцание есть главный образ, который настолько поглотил человека, что он, преодолевая страдания своей неустроенной судьбы, учится жить по-новому. И здесь он достигает высшей гармонии созерцания и единства со своим внутренним миром. Красота внешнего мира сочетается с гармонией чувств и переживаний. Единство достигается с помощью укрощения внутреннего огня и достижения полной свободы от власти страданий. Роль страданий нужно понять как необходимость концентрации силы воли и признания судьбы. В конечном счёте судьба есть тот объём жизни, который дан от Бога. И Бетховен погрузился в созерцание природы, её вечной красоты и гармонии. Он понял, что нужно быть в единении с природой и знать, что ничто в жизни не может повлиять на чувство единения с ней. Исп. Липовая Е.А.
Образы покоя и единения с природой становятся главенствующими в его творчестве. Такова песня «Гондолетта». Исп. Батарчукова Настя, кл.пр. Автархановой И.А., конц. Никитенко И.А.
Ещё одна новая тема открылась уже в конце жизни: он понял, что только в единении всего человечества возможно достижение свободы, правды и гармонии отношений. Тема «Обнимитесь, миллионы!» стала главной в его творчестве.
Симфония №9 написана в последние годы жизни, когда был пройден большой путь и было многое понято о смысле жизни. Пришло понимание, что жизнь дана человеку для счастья, для радости, которые можно достичь только в единении и сплочении в борьбе с тёмными силами. Зло – это разрушение, это измена и это насилие во всех формах. Зло не есть неизбежность, оно порождается самими людьми от их бесконтрольного отношения к энергиям огня. Огонь имеет две формы существования: разрушительную и созидатель-ную. Он созидает тогда, когда укрощён силой воли и направлен на строительство добрых дел. Силой духа человек способен на многие творения. Главное при этом помнить, что добро не может искать личных выгод, стремиться к корысти и к насилию. Добро есть форма существования для тех, кто не мыслит свою жизнь без оказания помощи, без поддержки. Добрый не значит всепрощающий, это человек долга, ответственности и точности в исполнении любого дела. Несмотря на всякие препятствия, добрый человек старается принести пользу в самом малом деле и не старается преподнести это как какое-то достижение. И для доброго человека характерно бескорыстное исполнение долга. Поэтому он не обижается, не ждёт наград и поощрений. Для него главное поделиться тем, что он накопил и чем может поделиться. И любое доброе дело, сделанное другими вызывает у него поддержку. Главное – это соответствие тем принципам, которые стали для него образом жизни и стимулом для исполнения долга. (Фрагмент).