СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концертные бригады и фронтовые театры во время Великой Отечественной войны

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с работой театров и музыкальных коллективов во время Великой Отечественной Войны

Просмотр содержимого документа
«Концертные бригады и фронтовые театры во время Великой Отечественной войны»

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ЕГОРЛЫКСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ















Занятие : Концертные бригады и фронтовые театры во время
Великой Отечественной войны








педагог дополнительного

образования Шевченко О.А.















Ст.Егорлыкская



Концертные бригады и фронтовые театры во время
Великой Отечественной войны






Цель: познакомить обучающихся с работой театров, музыкальных коллективов во время Великой Отечественной Войны;


Задачи:


Образовательная: дать представление о искусстве периода Великой Отечественной войны. Познакомиться, совместно с обучающимися с культурой нашей родины в годы ВОВ.


Воспитательная: Вызвать у обучающихся чувство гордости за свою Родину, за свой народ, отстоявший мир от фашизма, чувство признательности и вечной благодарности тем, кто не вернулся с полей сражений, кто ценой своей жизни завоевал для будущих поколений мир и свободу, расширить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;


Развивающая: Развивать умение формировать и выражать собственное мнение об увиденном.





В годы Великой Отечественной войны не ослабевал интерес к настоящему искусству. Артисты драматических и музыкальных театров, филармоний и концертных групп вносили свой вклад в общее дело борьбы с врагом. Огромной популярностью пользовались фронтовые театры и концертные бригады. Рискуя жизнью, эти люди своими выступлениями доказывали, что красота искусства жива, что убить ее невозможно.



Только в Москве за годы войны было создано более семисот концертных бригад, но они не могли полностью обслуживать всю Красную Армию, поэтому в конце 1941 – в 1942 году начали активно создаваться фронтовые театры. Потребность солдат в искусстве требовала постановок целых спектаклей, а не отрывков или коротких сцен, с этой задачей могли справиться только полноценные театры. В их состав входили актеры, уже познавшие все сложности фронтовых выступлений в бригадах.

Первый фронтовой театр был создан из группы актеров театра имени Ленинского комсомола, добровольно ушедшей в народное ополчение и сформировавшейся в красноармейский художественный ансамбль. Большой творческий успех ансамбля у красноармейского зрителя определил дальнейшую его судьбу. С сентября 1941 года ансамбль был реорганизован во фронтовой театр, получивший название “Искра”, и работавший вплоть до Дня Победы.

















Народный артист СССР П.А. Константинов рассказал, как в составе бригады Центрального театра Красной Армии он выступал в Жмеринке, откуда они уезжали на последнем санитарном поезде. Так как медицинского персонала не хватало, мужчин брали санитарами, женщин – сиделками. Несколько часов актеры не выпускали из рук носилки, помогая ухаживать за ранеными, подносили медикаменты, мыли операционную, кормили раненых, мыли вагоны, а в остальное время успевали давать концерты.













“Состав шел медленно. Пройдет километров пять – шесть – остановится. Открывают двери на правую сторону, левую держат на запоре. Баянист бригады становится на подножку правой стороны и начинает играть. Из окон, из дверей высовываются раненые, а в это время с другой стороны санитары выносят в простынях умерших в пути, тут же, у полотна, хоронят и ставят дощечку на холмике. Поезд трогается, потом снова остановка”.





Иван Антонович Горцев рассказал журналу “Советская эстрада и цирк”, как он наблюдал выступление фронтового театр “Огонек”: артисты приехали часа в два дня. Передний край находился метрах в восьмистах от места концерта, солдат частично послали в бытовое охранение охранять позиции и артистов. Горцев расстроился, что он не увидит выступления, однако по возвращении обнаружил, что артисты их дождались и специально для отсутствовавших заново покажут представление, которое только что давали для остальных солдат.



Конечно, условия, в которых приходилось выступать фронтовым артистам, с трудом можно назвать театральными. В большинстве случаев это были выступления прямо с грузовика, в окопах, в землянках, в госпиталях, либо на открытых полянах, прямо на улице при дневном свете (что исключало использование грима), без занавеса, без костюмов. Как-то бригада театра миниатюр “Огонек” решила, что надо бы приодеться на выступление, “по специальным эскизам сшили полуопереточную униформу. Но стоило артистам появиться в ней в прифронтовой зоне в сопровождении красноармейского патруля, как жители недавно освобожденного села забросали их комьями земли, приняв не то за итальянских, не то за румынских военнопленных. Пришлось тотчас же отказаться от униформы”.



На фронте каждый спектакль был индивидуален, каждый раз была маленькая премьера. Зачастую актеры, двигаясь вместе с войсками, сами до последнего не представляли, где будет следующее выступление. Артисты театров сыграли сверх плана 5275 спектаклей и собрали 98 миллионов рублей, которые и были переданы государству, как помощь фронту от работников искусств. В фонд помощи детям погибших воинов было сыграно 2183 спектакля и собрано 25,5 миллионов рублей. В выступлениях в действующей армии приняло участие 3685 бригад, в которых было свыше 42 000 работников искусств. Только артисты Москвы создали свыше 700 бригад, артисты Ленинграда – 500 бригад. В помощь военной художественной самодеятельности действующих частей Красной Армии и Флота было послано 435 режиссерско-инструкторских бригад.



Для солдат передовой выступали танцоры, готовые демонстрировать свои номера на импровизированной деревянной сцене-кузове автомобиля в самых опасных точках сражений, драматические артисты с представлениями на фронте, и, конечно же, певцы, песни которых по сей день способны передать то, что испытывали советские люди как в тылу, так и на передовой.



Клавдия Шульженко

В январе 1940 года Клавдия Шульженко совместно с Владимиром Коралли создают собственный ленинградский джаз-оркестр. Во время Великой Отечественной войны ансамбль становится фронтовым, музыканты дают концерты для бойцов на передовой. Текст самой популярной песни в то время "Синий платочек", которую исполняла Клавдия Шульженко, после войны был переделан. Но это была не единственная композиция, за которую джаз-ансамбль под управлением Шульженко и Коралли полюбили, среди песен были и полюбившаяся своей искренностью "Давай закурим" и "Друзья-однополчане".













Леонид Утесов.

В годы войны Леонид Утесов часто бывал на фронте с концертами. Случалось, что артист попадал под бомбежки. Репертуар певца огромен: от старинных одесских блатных песен и саркастических куплетов про Гитлера до лирических и серьезных военных песен ("Одессит Мишка", "В землянке" и т.п.) Популярная песня "Темная Ночь" более известна в исполнении Марка Бернеса, но на фронте ее исполнял Утесов.













Лидия Русланова.

Концертная бригада Лидии Руслановой была одной из лучших на фронте. Самая известная композиция, звучащая на фронте в исполнении Руслановой, "Валенки". Она появилась в репертуаре артистки в самом начале войны, и во время первого выступления артистов в "Берлине" 2 мая 1945 года у рейхстага певица объявит: "А сейчас "Валенки", не подшиты, стареньки, которые дошли до самого Берлина.