Павловский филиал государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Воронежской области «Губернский педагогический колледж» Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Выполнила преподаватель Кравченко Л. Е.
Концепция определяет
- характер современного национального воспитательного идеала
- цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи
- систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации
- основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
- нация
- национальное государство
- национальное самосознание (идентичность)
- формирование национальной идентичности
- патриотизм
- гражданское общество
- многообразие народов и культур
- межэтнический мир и согласие
- социализация
- развитие
- воспитание
- национальный воспитательный идеал
- базовые национальные ценности
- духовно-нравственное развитие личности
- духовно-нравственное воспитание личности гражданина России
Структура концепции
- Национальный воспитательный идеал
- Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
- Духовно-нравственное развитие и воспитание
- Базовые национальные ценности
- Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
Национальный воспитательный идеал
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Национальный воспитательный идеал – высшая цель образования!
Духовно-нравственное развитие и воспитание
Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
- семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.
- семейной жизни; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; российской гражданской нации; мирового сообщества.
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания
формирование нравственности на основе
общечеловеческих ценностей:
- добросовестность, честность, коллективизм, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине, соблюдение правил поведения;
- воспитание уважения к семейным традициям;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, неприятие асоциальных явлений.
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить
- готовность и способность к духовному развитию, самооценке, пониманию смысла своей жизни;
- готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности;
- укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях;
В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить
- формирование морали как осознанной личностью необходимости определенного поведения;
- развитие совести, способности формулировать собственные нравственные обязательства;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм;
- осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни;
- укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлым.
В сфере общественных отношений
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- осознание безусловной ценности семьи;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода;
- законопослушность;
- духовная, культурная и социальная преемственность поколений.
В сфере государственных отношений
- формирование мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни;
- укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления;
- повышение доверия к государственным институтам;
- повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны;
- укрепление национальной безопасности.
Базовые национальные ценности
- патриотизм
- социальная солидарность
- гражданственность
- семья
- труд и творчество
- наука
- традиционные российские религии
- искусство и литература
- природа
- человечество
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания
- нравственный пример педагога
- социально-педагогическое партнерство
- индивидуально-личностное развитие
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания
- социальная востребованность воспитания
Нравственный пример педагога
- Повысить государственный и социальный статус педагога, уровень его материального обеспечения.
- Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педагогическая профессия должна быть престижной для молодежи.
Социально-педагогическое партнерство
Необходимо выстраивать партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, путем согласования социально-воспитательных программ ОУ и иных субъектов социализации.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности.
Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.