Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Ключевые идеи концепции
1. Утверждение национального воспитательного идеала в его исторической преемственности.
Национальный воспитательный идеал – это образ человека, имеющий приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Ключевые идеи концепции
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Ключевые идеи концепции
Национальный воспитательный идеал задает вертикальное измерение всем педагогическим и общественным усилиям на ниве воспитания, скрепляет прошлое, настоящее и будущее российской школы.
Идеал фактом своего существования напоминает, что во все времена узкий прагматизм, увлеченность сиюминутным, преходящим в ущерб вечному, непреходящему, пагубны для воспитания человека.
Педагог – всегда пограничник на рубеже Современности и Вечности.
Ключевые идеи концепции
2. Объявление базовых национальных ценностей и источников нравственности.
Если мы всерьез нацелены на сбережение народа и человека в процессе модернизации страны, о чем говорят сегодня наши национальные лидеры, то нам нужно народное, то есть человечное образование.
А в нем ценности определяют цели, и никогда – наоборот. У нас же есть пагубная склонность ставить цели из необъявленных ценностей.
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей «малой Родине», служение Отечеству
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Социальная солидарность – свобода личностная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, доброта, честь, честность, достоинство
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания.
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Семья – любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Здоровье – духовно-нравственное, социальное и психологическое здоровье, физическое здоровье человека, здоровый образ жизни.
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира.
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Требования к результатам образования:
формирование российской идентичности
Ценности российского общества:
- Человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество
Ключевые идеи концепции
3. Возведение в принцип положений о социальной востребованности воспитания и социально-педагогическом партнёрстве.
Воспитание – это принципиально общественная, а не ведомственная (образовательная) задача.
Тезис о приоритете воспитания в системе образования работает только в том смысле, что образование должно быть локомотивом развития общественного внимания и интереса к воспитанию детей и подростков, устроителем и лидером воспитательного партнёрства всех конструктивных сил и институтов.
Ключевые идеи концепции
Во всех других смыслах приоритет воспитания в образовании – это уловка, попытка переложить ответственность за воспитание на школу и уйти от реального объема и масштаба задачи.
Сродни тому, как учреждение телеканала «Культура» развязало руки руководству других телевизионных каналов в сворачивании собственного культурного вещания.
Ключевые идеи концепции
4. Утверждение духовно-нравственного измерения воспитательной деятельности.
Духовно-нравственное воспитание – это не еще один вид воспитания среди других: эстетического, физического, трудового, экологического, экономического и т.д.
Духовно-нравственное воспитание – это углубление (и одновременно возвышение) воспитательных практик до уровня работы с предельными, самыми глубокими (высокими) ценностями.
Это не вид, а тип воспитания.
Ключевые идеи концепции
Можно воспитывать на уровне хороших привычек (этикет, дисциплина и т.п.)
Можно воспитывать на уровне организации социального опыта детей (воспитание лидерских качеств, коммуникативности, мотивации к действию и т.д.)
А можно воспитывать совестливость, стремление к смысложизненному поиску, самоосвобождению, способность к ценностному самоопределению. Это и есть уровень духовно-нравственного воспитания.
Движение к этому уровню нельзя форсировать. Чтобы «нырнуть» на самую большую глубину, нужно уверенно «плавать» на меньших глубинах.
Д уховно-нравственное развитие российских школьников
- процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов.
- педагогически организованный процесс социализации личности посредством осознанного и последовательного принятия ею ценностей семейной жизни, культуры своего народа, ценностей российского общества и мировой культуры.