СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концепция духовно-нравственного воспитания школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»...

Просмотр содержимого документа
«Концепция духовно-нравственного воспитания школьников.»


Концепция духовно-нравственного воспитания школьников.

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь»...


Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у молодых людей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

А ведь духовность, нравственность — базовая характеристика личности, проявляющаяся в деятельности и поведении.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей, школой и обществом в целом.

В соответствии с требованиями Закона «Об образовании» и Федеральным государственным образовательным стандартом разработана Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников, которая определяет основные ориентиры духовно-нравственного развития ребенка. В Концепции определен современный национальный воспитательный идеал — высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России - это, по сути дела, весь уклад школьной жизни в единстве учебной и внеучебной деятельности «Система образования, — подчеркивает Д.А. Медведев, — в прямом смысле слова образует личность, формирует сам образ жизни народа, передает новым поколениям ценности нации».

Одной из целей работы нашей школы является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебно-воспитательной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования.

 Духовно-нравственное  воспитание школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. На самом деле  урок  – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

На каждом уроке по каждому предмету наши учителя ведут целенаправленную работу над духовно-нравственными понятиями и темами, над закреплением нравственных норм и правил.

Духовно-нравственное воспитание представляет собой процесс организованного, целенаправленного как внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей ее внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определённую систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. Осуществление духовно-нравственного воспитания в условиях общеобразовательной школы возможно на основе гуманистических ценностей содержания образования, внеклассной работы, системы дополнительного образования.

Воспитатель должен обладать особыми личностными качествами, позволяющими обеспечить воспитывающий характер его деятельности с классом и сформировать гуманные отношения между ним и воспитанниками. Эта деятельность представляет собой систему диагностических, проектирующих, контрольно-аналитических действий, направленных на решение задач духовно-нравственного воспитания школьников.

Воспитатель должен работать над решением следующих стратегических задач:

- воспитывать духовность, гражданственность, патриотизм, трудолюбие через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

- организовать и развивать ученический коллектив на принципах духовности и нравственности;

- организовать внеурочную интеллектуально-познавательную деятельность, работу по профориентации;

- изучать профессиональные интересы и склонности;

- создать условия для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

- укреплять взаимодействие семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

Организации целостного процесса духовно-нравственного воспитания способствует, на наш взгляд, осуществление классным воспитателем следующих основных функций:

- создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);

- стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

- организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

- корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

Цель программы: содействие духовно-нравственному становлению ученика, его подготовке к самостоятельной жизни, раскрытию подлинно человеческих качеств личности ребёнка, приобщению к высшим духовно-нравственным ценностям.

Задачи программы: создать условия для:

- формирования ценностного отношения к обществу, понимания смысла человеческого существования и ценности существования других людей;

- формирования у учащихся понимания, осознания исторического прошлого и будущего России, гражданской позиции россиянина;

- развития способности жить на высоком культурном уровне, созидать новые материальные ценности;

- реализации креативных способностей учащихся;

- развития потребности в реализации учащихся в учебной, досуговой деятельности и готовности к полноценному, свободному самоопределению;

- формирования понимания значимости личностных и деловых качеств во взаимоотношениях классного коллектива с сотрудниками учебного заведения.

Основные направления программы

Нравственность и интеллект

Целью этого направления является обучение учащихся пониманию смысла существования на основе общечеловеческих ценностей, формирование понимания исторического прошлого и будущего родной страны и осознания своей непосредственной роли в её судьбе; создание оптимальных условий для развития и реализации интеллектуальных способностей и развития навыков рационального мышления.

Семья

Цель данного направления – формирование у учащихся устойчиво положительного отношения к институту семьи как к одной из основных составляющих успешной самореализации личности в обществе.

Здоровый образ жизни

Цель направления – формирование и развитие у учащихся потребности в здоровом образе жизни как важнейшего компонента гармонично развитой личности.

Условия реализации программы

Реализация программы предполагает сотрудничество с педагогическим коллективом школы, учреждениями дополнительного образования города, храмом Рождества Иоанна Предтечи и другими социальными институтами. Для создания оптимального психологического пространства особое значение в рамках реализации программы имеет активное взаимодействие с родителями.

Важным элементом программы являются относительно небольшие и финансовые материальные затраты. С целью реализации программы духовно-нравственного воспитания старшеклассников необходимо наличие методической базы: методической и психологической литературы по теме, аудио- и видеотеки, репродукции и т.д.

Результаты реализации программы

Одним из важнейших результатов реализации данной программы является гармонично развитая, высоко духовная личность школьника, способного к самоадаптации и самореализации собственных способностей.

Ученик ощущает себя полноценной личностью, востребованной социумом, и обладает такими личностно значимыми качествами, как развитая политическая и правовая культура, высокий интеллектуальный уровень, способность к самореализации и самоопределению, потребность в здоровом образе жизни коммуникативные умения, культура поведения. Содержание каждого из обозначенных направлений раскрывается в разнообразных формах работы с классом, родителями обучающихся, объединённых определённой тематикой.







Заключение

В настоящее время особенно важно помочь подрастающему поколению выбрать незыблемые жизненные ориентиры, сформировать чёткое мировоззрение, основанное на высоком нравственном идеале. В представленной программе и методических рекомендациях сделана попытка выполнить эту задачу.

Реализация Программы деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию обучающихся предъявляет сегодня целый комплекс высоких профессиональных требований. На наш взгляд, воспитатель – профессионал должен:

  1. Способствовать интеллектуальному развитию учащихся через рациональную организацию учебной и внеурочной деятельности.

  2. Создавать благоприятные условия для самореализации учащихся, для развития их креативности через организацию разнообразных форм жизнедеятельности детского коллектива.

  3. Способствовать созданию эмоционально комфортной психологической атмосферы через организацию индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, а также через создание ситуации успеха.

  4. Способствовать пробуждению и укреплению стремления к жизненному самоопределению через организацию самоуправления и различные формы общественно-значимой деятельности.

  5. Предложенный вариант Программы “Духовно-нравственное воспитание старшеклассников во внеурочное время” отнюдь не догма, а канва, на которой каждый, работающий с подростками, может создать свой рисунок, свою модель, главное – всегда есть с чего начать, а что делать каждому воспитателю – практику подскажет желание помочь нашим детям стать чище, добрее, честнее, совестливее.