Концепция преподавания социально - экономической географии на профильном уровне.
Изменение концепций школьного образования, предполагающее возможность выбора профильных предметов, требует новых подходов к формированию учебных программ и курсов.
Согласно федеральному базисному плану, в классах социально – экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объёме 210 часов за 2 года. Одним из блоков федерального компонента стандарта для изучения географии на профильном уровне является блок «Введение в социально-экономическую географию. Специализированная подготовка учащихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главными факторами, учитывавшимися при построении концепции курса.
В основу курса положен деятельностный подход к формированию аналитического взгляда учащихся на окружающий мир. Учитель выступает в большей степени как организатор процесса познания и консультант, нежели передатчик информации, изложенной в тексте учебника. Продолжая закреплять ранее приобретенные навыки, учащиеся развивают новые.
Размещение и развитие общества и отраслей экономики в современном мире показывается как результат человеческой деятельности, преобразующей в неоднородное в природном отношении пространство в соответствии с объективными экономическими законами. Такой подход можно считать гуманизационным, в котором главное внимание уделено человеку; он помогает выстроить знания о современном мире в стройную схему, понять пространственную логику развития экономики, прогнозировать реальные экономические результаты политических решений.
Цели и задачи профильного обучения
Всестороннее развитие личности на примерах связи географии с другими науками.
Формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях развития общества и мирового хозяйства, роли географии в их познании.
Обучение практическим навыкам повседневно необходимым в профессиональной и бытовой деятельности.
Воспитание человека, свободно ориентирующегося в море информации и многообразии стран.
Структура учебно-методического комплекса:
1) учебник, рабочая тетрадь, атлас, методическое пособие для учителя обеспечивают формирование базовых компетенций;
2) справочное пособие « Социально – экономическая география мира"
Авторов Холиной В.Н., Наумова А.С., Родионовой И.А.
3) электронный учебник (без подключения к Интернету) расширяет традиционные возможности изучения статистики и базовых документов.
4) Интернет даёт возможность использовать обновления на сайте поддержки, искать свежую и достоверную статистику.
Таким образом, в формировании учебно-методического комплекса заложена многовариантность его использования, которое зависит от условий технического обеспечения, как школы, так и семьи.
Система домашних и классных заданий предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации. Этому способствует работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, анализ территориальной статистики, поиск необходимой информации в смежных науках (истории, экономике и др.)
Структура курса.
Разделы курса охватывают темы общественной географии, в наибольшей степени связанные с проблемами современной мировой экономики и политики. Учащиеся, уже имеющие знания по физической и экономической географии из предыдущих курсов, откроют для себя подходы к решению проблем современной мировой экономики и политики, проследят эволюцию географических взглядов на мир, познакомятся с методами географического анализа. Большое внимание уделяется теории и практики геополитики, моделям размещения хозяйства, понятиям территориальной справедливости, географии городов и экономическому районированию.
Система уроков направлена на формирование коммуникативной компетенции – уметь излагать свою точку зрения и отстаивать её, а также умения сотрудничать и работать в группе.
В результате изучения данного курса учащийся будет уметь:
позиционировать себя, свой регион и страну в контексте общемирового развития;
понимать взаимосвязи и взаимозависимости в социально – экономическом развитии стран, регионов, территорий, пространственную логику их развития;
осознавать взаимозависимость макроэкономических показателей, уровня и качества жизни.
оценивать степень взаимовлияния экономики, политики, культуры;
пользоваться статистической информацией;
пользоваться современными методами пространственного анализа;
представлять результаты собственных исследований в виде мультимедиапрезентации и защищать свою точку зрения;
критически осмысливать публикации в СМИ и Интернете.