СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Концептуальная модель предметной области

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный методический материал содержит презентацию к уроку "Концептуальная модель предметной области или модель " Сущность - связь"". Полезен при изучении  дисциплины МДК.03.02 " Системы управления базами данных"  специальности 09.02.01 СПО углубленной подготовки. 

Просмотр содержимого документа
«Концептуальная модель предметной области»

Концептуальная модель предметной области или модель «Сущность - связь»

Концептуальная модель предметной области

или модель «Сущность - связь»

В основе ER-модели лежат следующие базовые понятия: Сущность ,с помощью которой моделируется класс однотипных объектов. Сущность имеет имя, уникальное в пределах моделируемой системы.  Так как сущность соответствует некоторому классу однотипных объектов, то предполагается, что в системе существует множество экземпляров данной сущности. Объект , которому соответствует понятие сущности, имеет свой набор  атрибутов —  характеристик, определяющих свойства данного представителя класса. Например , у сущности Сотрудник может быть следующий набор атрибутов: Табельный номер, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Количество детей, Наличие родственников за границей. Набор атрибутов, однозначно идентифицирующий конкретный  экземпляр сущности , называют ключевым .

В основе ER-модели лежат следующие базовые понятия:

  • Сущность ,с помощью которой моделируется класс однотипных объектов. Сущность имеет имя, уникальное в пределах моделируемой системы.

Так как сущность соответствует некоторому классу однотипных объектов, то предполагается, что в системе существует множество экземпляров данной сущности.

  • Объект , которому соответствует понятие сущности, имеет свой набор  атрибутов —  характеристик, определяющих свойства данного представителя класса.
  • Например , у сущности Сотрудник может быть следующий набор атрибутов: Табельный номер, Фамилия, Имя, Отчество, Дата рождения, Количество детей, Наличие родственников за границей.
  • Набор атрибутов, однозначно идентифицирующий конкретный  экземпляр сущности , называют ключевым .
Для сущности Сотрудник ключевым будет атрибут Табельный номер, поскольку для всех сотрудников данного предприятия табельные номера будут различны. Экземпляром сущности Сотрудник будет описание конкретного сотрудника предприятия.  Одно из общепринятых графических обозначений сущности — прямоугольник, в верхней части которого записано имя сущности, а ниже перечисляются атрибуты, причем ключевые атрибуты помечаются, например, подчеркиванием или специальным шрифтом.
  • Для сущности Сотрудник ключевым будет атрибут Табельный номер, поскольку для всех сотрудников данного предприятия табельные номера будут различны. Экземпляром сущности Сотрудник будет описание конкретного сотрудника предприятия.
  • Одно из общепринятых графических обозначений сущности — прямоугольник, в верхней части которого записано имя сущности, а ниже перечисляются атрибуты, причем ключевые атрибуты помечаются, например, подчеркиванием или специальным шрифтом.
Между сущностями могут быть установлены  связи , показывающие, каким образом сущности соотносятся или взаимодействуют между собой. Связь может существовать между двумя разными сущностями или между сущностью и ей же самой  ( рекурсивная связь ) .Она показывает, как связаны экземпляры сущностей между собой.  Если связь устанавливается между двумя сущностями, то она определяет взаимосвязь между экземплярами одной и другой сущности.  Например , если у нас есть связь между сущностью
  • Между сущностями могут быть установлены  связи , показывающие, каким образом сущности соотносятся или взаимодействуют между собой.
  • Связь может существовать между двумя разными сущностями или между сущностью и ей же самой  ( рекурсивная связь ) .Она показывает, как связаны экземпляры сущностей между собой.
  • Если связь устанавливается между двумя сущностями, то она определяет взаимосвязь между экземплярами одной и другой сущности.
  • Например , если у нас есть связь между сущностью "Студент" и сущностью "Преподаватель" и эта связь — руководство дипломными проектами, то каждый студент имеет только одного руководителя, но один и тот же преподаватель может руководить множеством студентов-дипломников. Поэтому это будет связь "один-ко-многим" (1:М), один со стороны "Преподаватель" и многие со стороны "Студент" 
 В разных нотациях  мощность связи  изображается по-разному.  В нашем примере мы используем нотацию CASE, здесь множественность изображается путем разделения линии связи на 3. Связь имеет общее имя

В разных нотациях  мощность связи  изображается по-разному.

В нашем примере мы используем нотацию CASE, здесь множественность изображается путем разделения линии связи на 3. Связь имеет общее имя "Дипломное проектирование" и имеет имена ролей со стороны обеих сущностей.

Со стороны студента эта роль называется "Пишет диплом под руководством", со стороны преподавателя эта связь называется " Руководит "

Связи делятся на три типа по множественности:  один-к-одному  (1:1),  один-ко-многим  (1:M),  многие-ко-многим  (M:M).

Связь один-к-одному означает, что экземпляр одной сущности связан только с одним экземпляром другой сущности.

Связь 1: M означает, что один  экземпляр сущности , расположенный слева по связи, может быть связан с несколькими экземплярами сущности, расположенными справа по связи.

 Связь

Связь "один-к-одному" (1:1) означает, что один экземпляр одной сущности связан только с одним экземпляром другой сущности.

Связь "многие-ко-многим" (M:M) означает, что один экземпляр первой сущности может быть связан с несколькими экземплярами второй сущности, и наоборот, один экземпляр второй сущности может быть связан с несколькими экземплярами первой сущности.

Например, если мы рассмотрим связь типа "Изучает" между сущностями "Студент" и "Дисциплина", то это связь типа "многие-ко-многим" (M:M), потому что каждый студент может изучать несколько дисциплин, но и каждая дисциплина изучается множеством студентов.

Между двумя сущностями может быть задано сколько угодно связей с разными смысловыми нагрузками.

Например, между двумя сущностями "Студент" и "Преподаватель" можно установить две смысловые связи, одна —"Дипломное проектирование", а вторая может быть условно названа "Лекции", и она определяет, лекции каких преподавателей слушает данный студент и каким студентам данный преподаватель читает лекции. Это связь типа  многие-ко-многим .

Связь любого из этих типов может быть  обязательной ,если в данной связи должен участвовать каждый  экземпляр сущности и необязательной —  если не каждый  экземпляр сущности  должен участвовать в данной связи.

При этом связь может быть обязательной с одной стороны  и  необязательной с другой стороны .

Обязательность связи тоже по-разному обозначается в разных нотациях. Здесь в примере необязательность связи обозначается пустым кружочком на конце связи, а обязательность перпендикулярной линией, перечеркивающей связь.

Кружочек означает, что ни один экземпляр не может участвовать в этой связи.

А перпендикуляр интерпретируется как то, что по крайней мере один  экземпляр сущности  участвует в этой связи.

Рассмотрим для этого ранее приведенный пример связи "Дипломное проектирование". На нашем рисунке эта связь интерпретируется как необязательная с двух сторон. Но на самом деле каждый студент, который пишет диплом, должен иметь своего руководителя дипломного проектирования, но, с другой стороны, не каждый преподаватель должен вести дипломное проектирование. Поэтому в данной смысловой постановке изображение этой связи изменится и будет выглядеть таким, как представлено на рисунке .

 В ER-модели допускается принцип категоризации сущностей. Это значит, что существует понятие  подтипа сущности , то есть сущность может быть представлена в виде двух или более своих подтипов —  сущностей , каждая из которых может иметь общие атрибуты и отношения и/или атрибуты и отношения, которые определяются однажды на верхнем уровне и наследуются на нижнем уровне. Все подтипы одной сущности рассматриваются как взаимоисключающие, и при разделении сущности на подтипы она должна быть представлена в виде полного набора взаимоисключающих подтипов.  Если на уровне анализа не удается выявить полный перечень подтипов, то вводится специальный подтип , называемый условно ПРОЧИЕ , который в дальнейшем может быть уточнен. В реальных системах бывает достаточно ввести подтипизацию на двух-трех уровнях.

В ER-модели допускается принцип категоризации сущностей. Это значит, что существует понятие  подтипа сущности , то есть сущность может быть представлена в виде двух или более своих подтипов —  сущностей , каждая из которых может иметь общие атрибуты и отношения и/или атрибуты и отношения, которые определяются однажды на верхнем уровне и наследуются на нижнем уровне. Все подтипы одной сущности рассматриваются как взаимоисключающие, и при разделении сущности на подтипы она должна быть представлена в виде полного набора взаимоисключающих подтипов.

Если на уровне анализа не удается выявить полный перечень подтипов, то вводится специальный подтип , называемый условно ПРОЧИЕ , который в дальнейшем может быть уточнен. В реальных системах бывает достаточно ввести подтипизацию на двух-трех уровнях.

Сущность, на основе которой строятся подтипы, называется  супертипом . Любой экземпляр  супертипа  должен относиться к конкретному подтипу. Для графического изображения принципа категоризации или типизации сущности вводится специальный графический элемент, называемый  узел-дискриминатор ,в данной нотации  он изображается в виде полукруга, выпуклой стороной обращенного к суперсущности. Эта сторона соединяется направленной стрелкой с суперсущностью, а к диаметру этого круга стрелками подсоединяются подтипы данной сущности. 
  • Сущность, на основе которой строятся подтипы, называется  супертипом .
  • Любой экземпляр  супертипа  должен относиться к конкретному подтипу.
  • Для графического изображения принципа категоризации или типизации сущности вводится специальный графический элемент, называемый  узел-дискриминатор ,в данной нотации  он изображается в виде полукруга, выпуклой стороной обращенного к суперсущности. Эта сторона соединяется направленной стрелкой с суперсущностью, а к диаметру этого круга стрелками подсоединяются подтипы данной сущности. 
Каждый тест в некоторой системе тестирования является либо тестом проверки знаний языка  SQL , либо некоторой аналитической задачей, которая выполняется с использованием заранее написанных Java-апплетов, либо тестом по некоторой области знаний, состоящим из набора вопросов и набора ответов, предлагаемых к каждому вопросу.  В результате построения модели  предметной области  в виде набора сущностей и связей получаем связный  граф . В полученном графе необходимо избегать циклических связей — они выявляют некорректность модели.
  • Каждый тест в некоторой системе тестирования является либо тестом проверки знаний языка  SQL , либо некоторой аналитической задачей, которая выполняется с использованием заранее написанных Java-апплетов, либо тестом по некоторой области знаний, состоящим из набора вопросов и набора ответов, предлагаемых к каждому вопросу.
  • В результате построения модели  предметной области  в виде набора сущностей и связей получаем связный  граф . В полученном графе необходимо избегать циклических связей — они выявляют некорректность модели.