Концептуальные основы
диалогизации учебно-воспитательного процесса
(материал для педсовета)
Гуманную личность может воспитать только гуманная личность - это аксиома. Учитель должен быть гуманистом-профессионалом, потому что ему отводится миссия создателя такого социально-культурного пространства, в котором через привлечение учащихся к определенной системы знаний, нормам общения и ценностям взаимодействия и формируется личность с диалогическим сознанием.
Одна из перспективных проблем современной науки - обучение конкретному предмету на основе общения в процессе совместной деятельности учителя и ученика.
Предпочтение поискового диалога по сравнению с иллюстративно-монологическими формами сообщение учебных знаний отмечал еще А.Дистервег: «... знание в собственном смысле слова сообщить невозможно.
Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности ... Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переделать» (Дистервег А. Обучение .. М., 1956, с. 118).
Здесь, несомненно, является «ведущий» и «ведомый», но чем быстрее будет заявлено и реализовано их равенство с позиций общения, тем значительнее может быть результат.
Вместе с тем диалог - это основная форма познания.
Диалогичность - особенность мышления вообще, тем более современного (М. М. Бахтин).
Диалог-познание соответствует характеру современного мышления, является главной школой формирования мышления и речи обучающегося.
Методологической основой диалогизации учебно-воспитательного процесса является творческий сплав идей русского теоретика искусства, литературоведа Бахтина (1895-1975) о «культуре как диалоге»,
о «внутренней речи» выдающегося российского психолога-гуманиста Л.Выготского (1896-1934 ),
а также положений «философской логики культуры» В.Библера, положение о том, что мышление формирующейся личности должно вступать в диалогическое общение с предыдущими формами культуры (античности, средневековья, Нового времени), а также с представителями разных поколений, взаимодействующих в едином временном пространстве. Это обусловлено тем, что понять любые понятия, явления можно, только поместив их в пространство различных культурных соображений (от прошлого к настоящему), а также рассмотрев в плоскости настоящего (в дискуссии и взаимодополнении современных культур).
При таком подходе процесс становления личности рассматривается как диалог различных исторических эпох, как свободное общение воспитанников и педагогов, младших и старших товарищей. В процессе такого общения участники высказывают свои взгляды на мир и на себя в нем. Этот диалог достигает цели лишь тогда, когда столкновение разных точек зрения, споры и единство взглядов, мнений, оценок постоянно опираются на внутренний диалог личности. Эти два вида диалога и являются источником творческого саморазвития личности.
По мнению теоретиков «Школы диалога культур», психология и педагогика должны исходить из глобальных особенностей современного мышления и актуальных форм деятельности, способствовать переориентации от «человека образованного» к «человеку культуры». Это требует соответствующих форм организации учебного процесса, методов преподавания, типа школы, содержания образования. Не только по методам, но и по содержанию образование должно стать диалогическим.
По утверждению В. Библера, диалог является не только эвристическим приемом усвоения монологического по своему содержанию знания, а определением сути и смысла знания, диалогом культур, которые общаются между собой вокруг основных проблем бытия, основных «точек удивления» человеческого ума. Кроме того, это постоянное общение в сознании ученика голосов поэта (художника) и теоретика. Такой диалог составляет основу развития творческого мышления, в том числе и в научной сфере.
Согласно технологии «Школы диалога культур», диалог предстает как форма организации обучения и как принцип организации содержания науки. Школа должна способствовать не только передаче знаний, приобщению к культуре, формированию определенного видения мира, но и развитию и сохранению личностной логики, творческого воображения воспитанника и педагога.
Содержание образования при диалогизации предусматривает совсем другие, по сравнению с традиционными, педагогические принципы. В первую очередь это касается позиции учителя на уроке. Наиболее характерной особенностью такого урока является диалог педагога и ребенка, во время которого ребенок проявляет свою неповторимую и ответственную позицию, а не просто усваивает предлагаемые ему знания, а педагог не является «транслятором» независимого от него и учащихся знания, не решает он и проблемы «выравнивания» детей. Каждый ребенок с присущими только ему особенностями мышления, способами видение мира реализует собственную культурную позицию.
Роль учителя - в диалоге помочь ученику сформировать свою точку зрения, свое видение проблемы, свой путь решения задачи. Процесс обучения и воспитания в диалоге выступает не как влияние учителя на ученика, а как вид деятельности, в которой школьник работает над своим собственным развитием в направленной среде и с помощью педагога, выступающего в роли консультанта. Другими словами, учитель - только помощник и руководитель в работе самого ученика.
Технология создания ситуаций, которые обусловливают диалогическое общение, предусматривает определенные шаги, последовательность которых оказывается на основе обобщения таких вариантов диалога, как: общее ориентирование в личностно значимой предметной области; выявление проблемы, интересующей субъектов; рассмотрение проблемы в контексте значимых для ученика жизненных ценностей как одного из аспектов его личностной картины мира; использование усвоенных знаний и способов как средства межсубъектного общения и инструмента самоутверждения в глазах партнера; самопознания через актуализацию и обоснование собственных мыслей (В.В.Сериков).
Эффективность диалогического общения зависит от включения в содержание занятия проблем, отобранных с учетом того, что самой жизнью поставлен подвопрос, вовлеченный в контекст вопросительно-ответных смысловых отношений. Она также зависит от равноправного сотрудничества субъектов диалога, от соотношения содержания, способа, ритма, характера общения с разными психофизиологическими и социальными особенностями восприятия и реагирования участников диалога; от готовности учителя к диалогу; выбора тем, оптимального варианта проблемно-поискового стиля педагогического общения; от готовности учащихся к диалогу, умения актуализировать накопленный ими жизненный и познавательный опыт. Положительные факторы диалогизации учебно-воспитательного процесса: 1. Обеспечение активной позиции каждого ученика на уроке.
2. Использование педагогом широкого спектра прямых и косвенных воздействий, адекватных ситуации.
3. Владение учителем рефлексивной техникой, то есть способность адекватно анализировать учебный процесс, свою деятельность. Такой рефлексивный самоанализ, осуществляемый в значимых педагогических ситуациях, принципиально отличает учителя авторитарного стиля от учителя демократического стиля, активность которого направлена на интересы и потребности ребенка.
4. Использование на уроке групповых форм работы.
5. Обеспечение внутренних и внешних условий для успешного осуществления диалога.
В школе должны быть созданы объективные условия для диалогизации учебно-воспитательного процесса. Что здесь имеется в виду?
Во-первых, оптимальное количество учеников в классе, чтобы наставник мог распределить свое внимание, душевные силы на всех школьников.
Во-вторых, заинтересованность общества в высоких результатах труда учителя.
В-третьих, значительно лучшие материальные условия жизни учителя. Работа над собственной духовностью требует больших душевных сил и материальных затрат.
В-четвертых, психологическая подготовленность педагога и тому подобное.
Диалогизация учебно-воспитательного процесса - один из конкретных путей гуманизации и демократизации школы.