СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Концертная работа в классе специальности»

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческое развитие учащихся, в том числе и развитие творческой самореализации, является актуальной проблемой. Самосовершенствованию способствует участие детей в творческих коллективах: оркестр струнных инструментов, ансамбль, хор  и т.д...

Просмотр содержимого документа
««Концертная работа в классе специальности»»

Тема: «Концертная работа в классе специальности»



Особенности концертной деятельности, как общения между слушателем и исполнителем, раскрываются в работах Ю. В. Капустина. Специфика концертной деятельности различных музыкальных коллективов выявляется в работах В. Н. Ковалева. Различные направления концертной деятельности для младших школьников и детей дошкольного возраста рассматриваются в методических рекомендациях С. Тимофеевой, Е. Мельниковой, О. Колобашкиной.

И все же творческое развитие учащихся, в том числе и развитие творческой самореализации, является актуальной проблемой. Однако, в психолого-педагогической литературе, в практике подготовки учащихся пока не достаточно полно рассмотрены теоретические основы творческой самореализации учеников, не определены составляющие системы концертной деятельности, способствующей как профессиональному становлению будущих музыкантов, так и их творческой самореализации. Все это позволило выделить ряд противоречий: – социально-педагогического характера – между возросшими потребностями общества в разносторонней, творческой личности ребенка, самореализации учащегося ДМШ и ДШИ как одной из задач образовательно-воспитательного процесса в школе и недостаточной ее теоретической разработанностью учреждениях дополнительного образования.

  1. Концертная деятельность учащихся определяется как демонстрация ими своих творческих продуктов, подготовленных в процессе обучения при поддержке педагога и самостоятельно во внеучебной деятельности, имеющая целью художественно-эстетическое воспитание публики.

  2. Система концертной деятельности учащихся школ искусств включает взаимосвязанные подсистемы – организационную и практическую. Формы осуществления данного вида деятельности позволяют ученикам с разным уровнем исполнительской подготовки, обучающимся по разным специальностям и направлениям участвовать в ее реализации (разножанровые концерты, лекции-концерты, концерты-беседы, конкурсы и фестивали различного уровня и др.).

  3. Самореализация учащегося понимается как наиболее полное проявление индивидуальных возможностей личности, направленных на создание творческого продукта, имеющая такие компоненты, как когнитивный, ценностный и художественно-творческий.

  4. Технология самореализации учащегося школ искусств в концертной деятельности базируется на акмеологическом, креативном и технологическом подходах. Она включает следующие этапы: подготовительный, когда компоненты самореализации формируются в процессе концертов в учебной работе под руководством преподавателя; начальный, когда ученики под руководством преподавателя осваивают элементы концертной деятельности в учебной и внеучебной работе; основной, когда проектирование концертной деятельности происходит во взаимодействии «педагог – ученик», а реализация в самостоятельной внеучебной работе. На данных этапах реализуются: принципы концентрации в формировании компонентов самореализации; самостоятельности и активности в планировании и реализации творческих концертных проектов. Концертная деятельность будет пониматься как демонстрация учащимися школ искусств своих творческих продуктов, подготовленных в процессе обучения при поддержке педагога и самостоятельно во внеучебной деятельности, имеющая целью художественно-эстетическое воспитание публики.

Анализ государственных образовательных стандартов для учащихся ДМШ и ДШИ позволил определить, что концертная деятельность является как формой подготовки, так и формой контроля в процессе общеразвивающего и предпрофессионального музыкального образования (например, подготовка и демонстрация концертной программы на академических концертах или при итоговой государственной аттестации). Анализ содержания учебных планов учащихся школ искусств различных специальностей позволил определить, что концертная деятельность является необходимым компонентом их учебной и внеучебной работы.

Исходя из теоретического анализа различных работ, касающихся обоснования различных педагогических систем, были выделены такие подсистемы концертной деятельности, как организационная, методическая и практическая. Организационная подсистема включала концертную деятельность учащихся школ искусств двух видов – учебную и внеучебную. В процессе учебной работы ученики готовили под руководством педагога определенную концертную программу и исполняли ее на различных концертах – академических, отчетных, государственных. Однако, сам концерт, как правило, готовился педагогом, определявшим концепцию концертного выступления, последовательность исполняемых номеров и т. д.

Система концертной деятельности, во-первых, целостная, так как базируется на единстве разных форм концертной работы в единстве двух ее видов – учебной и внеучебной; во-вторых, отличается последовательностью введения тех или иных форм работы с учащимися; в-третьих, строится на неразрывном единстве организационного и практического компонентов. Концертная деятельность, построенная как определенная система творческой деятельности учащихся, открывает более широкие возможности для самореализации каждого из учеников и как будущего исполнителя.

Под самореализацией в энциклопедической литературе понимается наиболее полное раскрытие способностей, талантов, потенций и возможностей человека, осуществляемое путем включения его в социально-значимую деятельность.

Первый этап, подготовительный, осуществляется в процессе обучения учащихся в первом классе. У них формируется когнитивный, методический и художественно-творческий компоненты самореализации. Процесс формирования проходит в учебной деятельности, под руководством преподавателя. Обучение на этом этапе ведется с учетом тесного взаимодействия «педагог – ученик». Второй этап, начальный, проводится во втором классе. Его содержанием является закрепление сформированных компонентов самореализации в процессе учебной и внеучебной работы.

Самосовершенствованию способствует участие детей в творческих коллективах: оркестр струнных инструментов, и т.д.анс, хор…

Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и создания собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности творческой деятельности музыканта-исполнителя определяется нормами музыкальной жизни каждой эпохи, закрепившимися в соответствующих музыкально-эстетических теориях.

Концертная жизнь школы очень интересна, насыщена и многообразна, что проявляется не только на уровне количества концертов, но и на уровне профессионального их проведения.

В стенах школы проходят около 15 мероприятий в год в форме тематических, шефских, плановых и отчетных концертов, в том числе концерты преподавателей. Кроме того, преподаватели и ученики детской школы искусств ежегодно участвуют в более чем 10 концертах за пределами школы на самых различных концертных площадках села.

Лекции-концерты для учащихся средней образовательной школы проводятся в нашей школе каждый месяц на разнообразные темы: «Мир искусства», «Экологический кодекс земли», «Я помню вальса звук прелестный…», «Конкурс патриотической песни», «Весенняя капель», «Детство – волшебная страна» и др.

Эти концерты имеют большое значение для его слушателей – учеников общеобразовательных школ и их родителей: им предоставляется возможность каждый месяц слушать музыку в живом исполнении, «сопереживать» исполнителям (зачастую своим одноклассникам), узнавать много нового (интересного и познавательного) не только о музыке, но и о других видах искусства. Этому способствует форма ведения таких концертов, адаптированная для слушателя – диалог ведущих со школьниками, активное участие в нем учеников. В концертах исполняются произведения различных стилей и жанров, а также представлено многообразие музыкальных тембров. В заключение концертов не раз мы слышим слова благодарности от классного руководителя и видим радостные глаза детей, которые учатся особому искусству «Слушания музыки».

Ярко и интересно проходят тематические концерты. Среди них традиционные концерты, посвященные Дню музыки, Дню знаний, Праздник первоклассника, концерт преподавателей «Новогодний фейерверк!», а также литературно-музыкальные композиции, посвященные знаменательным событиям в истории музыкальной культуры.

Ежегодно в апреле, на высоком уровне проводятся отчетные концерты всех отделений нашей школы искусств: фортепианного, народного, театрального и художественного.

Крайне редко (в связи с отдаленностью) нас посещают исполнители из других учебных заведений. В 2017г. Квартет народных инструментов «Камчатка» (преподаватели Камчатского колледжа искусств)

В заключение школьного концертного сезона ежегодно проходит концерт выпускников, где воспитанники нашей школы искусств демонстрируют свое мастерство, которым они овладели за время обучения

Населенный пункт маленький, школа искусств одна, в классе 17 учеников и во всех без исключения концертах принимают участие учащиеся класса гитары. Сформировался ансамбль гитаристов «Аччелерандо». Каждую четверть проходят родительские собрания с концертом учащихся класса.

Концертные навыки формируются с первого класса. Академический концерт – это основная форма контроля выполнения учениками музыкальной школы учебной программы по специальности. На академическом концерте учащиеся демонстрируют свои успехи и достижения в освоении игры на музыкальном инструменте. Он же является первой концертной практикой учащегося. Академический концерт воспитывает волю учащегося, вырабатывает собранность и целеустремленность, развивает артистичность. Дети, прошедшие серьезную школу выступлений на академических концертах, не боятся публики, комфортно и свободно чувствуют себя в коллективе, не боятся быть на виду, они более уверенные, чем сверстники, не занимавшиеся в музыкальной школе.

Главное, чтобы вся работа преподавателя и ученика не сводилась только к подготовке программы академического концерта, что привело бы к одностороннему воспитанию – воспитанию исполнительскому. Исполнительские качества должны базироваться на практических навыках, приобретаемых благодаря разнообразным формам музицирования, о которых нельзя забывать. А это: гаммы, упражнения, аккомпанемент, чтение с листа, ансамблевое исполнение, игра по слуху... Показать свои умения и достижения ученик может при правильном подборе программы. Произведения должны быть разноплановыми, яркими, интересными для исполнения.

Задача преподавателя – дать возможность демонстрации учеником своего профессионального роста, а для этого необходимо разнообразить программу, воспитывать интерес ко всем формам музыкальных произведений.

По концертной деятельности учащегося можно определить динамику профессионального роста учащегося, совершенствуются ли его исполнительские навыки.















Любая деятельность отмечается и поощряется. Так и в нашей школе: активным участникам по итогам года вручаются подарки.

Отчетный концерт(2016г.) Конкурс военно-патриотической Юбилей-50 (2016г) песни (2917г)



Ансамбль гитаристов «Аччелерандо»

Учащиеся 2-3 классов

Похожие файлы