Просмотр содержимого документа
«Контурная карта "Раздробленность Руси"»
НОВГОРОДСКАЯ ЗЕМЛЯ в XII - начале XIII в.
Задания
1. Организуйте в классе ролевую игру «Путешествие в древний Новгород». Для этого придумайте задания на основе имеющейся у вас карты атласа и контурной карты.
2. В процессе игры нанесите на карту границу Новгородской земли в XII в., границы «пятин» Новгородской республики и основные торговые пути. Придумайте знак и покажите на карте и в легенде города, в которых немецкая Ганза имела свои конторы.
3. Обозначьте штриховкой территории, осваиваемые новгородцами в XII — начале XIII в.
4. Как при составлении заданий вам помогла легенда карты, представленной в атласе, и заполненная вами карта?
ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ЗЕМЛЯ в XII - начале XIII в.
Задания
Обозначьте границу Владимиро-Суздальской земли в начале XIII в.
Придумайте собственные условные знаки и обозначьте на карте и в легенде:
а) центры земель; б) центры удельных княжеств. Объясните, почему вы выбрали именно такие символы.
Выясните по материалам учебника, как складывались отношения между владимиро-суздальскими князьями и Волжской Булгарией в XII — начале XIII в. На карте отметьте различными цветами направления походов владимиро суздальских князей в Волжскую Булгарию и направления набегов волжских булгар на Русь. Выделите штриховкой территорию, осваиваемую русскими в XII — начале XIII в.
Отметьте на карте годы основания или первого упоминания в летописи крупнейших городов Владимиро-Суздальской земли.
РАЗДРОБЛЕННОСТЬ РУСИ. РУССКИЕ ЗЕМЛИ во второй половине XII в.
Задания
1. Выделите одним цветом общую границу русских земель в XII в.
2. Подпишите названия соседних с Русью государств и народов (половцы, мордва, мари, литва и др.).
3. Обозначьте разными цветами и подпишите земли, на которые распалась Русь во второй половинеXII в., подпишите их названия.
4. Используя дополнительную информацию, определите центры формирующихся удельных княжеств, нанесите их на карту.
5. Определите, где располагались укреплённые населённые пункты, построенные для защиты от набегов кочевников. Придумайте собственный условный знак и обозначьте их на карте и в легенде. Подпишите названия.
https://vk.com/club213997290 (Сундучок идей для творческих учителей)
6. Предложите одноклассникам обсудить вопрос о том, можно ли было избежать раздробленности Руси. Используйте в своих ответах получившуюся у вас карту.