Координация деятельности педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетентностей
Алешина О.А. методист ЦДЮТиЭ г. Амурска
В новом веке технологий, педагог рассматривается как главный ресурс организаций, к которому применяется широкий спектр требований. Другими словами, педагог должен обладать профессиональной компетентностью.
Профессиональная педагогическая компетентность – совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, позволяющих решать задачи в какой-либо области. Но важно не только обладать набором всех этих качеств, а уметь применять свои навыки, пользоваться ими, получать удовольствие, испытывать радость от сделанного – в этом секрет успешности педагога.
Упражнение «Салфетки»
Участники сидят в общем кругу. Докладчик передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите себе немного салфеток» После того как все участники возьмут салфетки, докладчик просит каждого сообщить о себе столько фактов, компетентностей, сколько взял салфеток.
(мудрость, надёжность, настойчивость, активность, бескорыстие, вежливость, сила воли, скромность, смелость, самозабвенность, тактичность, терпеливость, невозмутимость, обаяние, общительность)
Компетенция – это круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями и опытом; способность устанавливать соответствие между знанием и ситуацией.
Компетентность – степень выраженности, проявления профессионального опыта в рамках компетенции конкретной деятельности.
Компетентный педагог должен обладать следующими компетентностями:
- Когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция, фантазия, гибкость, критичность мышления);
- Психологическая (эмоциональная культура и педагогическая зоркость, умение управлять собственным поведением, планировать, мобилизация, устойчивая активность, рефлексия, стрессоустойчивость);
- Коммуникативной (культура общения и педагогический такт, деликатность, эмоциональная устойчивость, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей);
- Риторической (профессиональная культура речи, выступать на публике);
- Профессионально – технической (технологии и методики);
- Профессионально – информационной (мониторинг и диагностика).
- Таким образом, по нашему мнению, для повышения образовательных результатов обучающихся необходимо повышать качество профессиональной деятельности педагогов, уровня профессиональной компетентности, при этом главные условия развития это
- способность осознавать недостатки, трудности своей профессиональной деятельности,
- владение передовыми педагогическими технологиями,
- мотивация к совершенствованию своей профессиональной практики.
Определение профессиональных недостатков, трудностей каждого педагога через упражнение «Коллаж». Выбрав профессию педагога, вы наверняка столкнулись с различными трудностями. Я предлагаю вам выразить их на листах, лежащих перед вами. Выберете цветные листы. Обратите внимание, какой цвет у вас доминирует. Это важно так как каждый цвет имеет свое значение. Красный – трудности в аффективной сфере, желтый – в поведенческой, синий – в когнитивной, зеленый в физиологической сферах. В результате доминирующего цвета определяется проблемная зона.
Часто возникающие трудности в профессиональной компетенции педагога обозначены в таблице № 1.
Табл. 1
Трудности в развитии профессиональных компетентностей
Трудности | Пути их преодоления |
Отсутствие мотивации | |
Инертность педагогического мышления | |
Давление стереотипов | |
Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности | |
Отсутствие практики работы с нормативными документами | |
Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности | |
Неумение устанавливать субъект- субъектные отношения | |
Недостаточно развиты рефлексивные навыки | |
Неумение организовать работу в режиме деятельностного подхода | |
С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?
Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:
Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.
Работа в творческих группах, педмастерских, мастер-классы, предметные декады.
Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.
Участие в различных конкурсах.
Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.
Обобщение и распространение опыта.
Аттестация.
Творческий отчет.
Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий
Самообразование. Ведение папок для самообразования.
Разработка системы стимулирования деятельности учителя
Участие педагогов в семинарах-тренингах, игровых тренингах, в педсоветах с элементами командообразования и т.д. (Слайд 6). Помогает педагогам МБУ ЦДЮТиЭ повышать свою профессиональную компетенцию. Методическая служба может выявить проблемы в области профессиональной компетенции, оказать консультативную помощь в данной проблемной области, провести методическое мероприятие в педагогическом коллективе. В целом же все в руках самого педагога.
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность формировать свою профессиональную компетентность, тем самым формировать ученика как личность:
любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;
умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;
уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;
готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Профессиональные компетенции не передаются «из рук в руки», не формируются в режиме информирования и просвещения. Они должны быть «выращены», практически поставлены «на себе» при непосредственном участии всех субъектов педагогического процесса.
Литература
5. Жук А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб. - метод. пособие / А.И. Жук., Н.Н. Кошель. - 2-е изд. - Минск: Аверсэв, 2014. - 335 с.
6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: ИНФРА, 2011. - 160 с.
10. Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый. 2011. С.30-39.
11. Кокоткина О.А. Как организовать работу по самообразованию / О.А. Кокоткина // Дошкольное воспитание. 2012. № 8. С.36.
12. Коломинский Я.Л. Диагностика педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Мир, 2013. - 319 с.