СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Координация деятельности педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетентностей

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В новом веке технологий, педагог рассматривается как главный ресурс организаций, к которому применяется широкий спектр требований. Другими словами, педагог должен обладать профессиональной компетентностью.

Профессиональная педагогическая компетентность – совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, позволяющих решать задачи в какой-либо области. Но важно не только обладать набором всех этих качеств, а уметь применять свои навыки, пользоваться ими, получать удовольствие, испытывать радость от сделанного – в этом секрет успешности педагога.

Просмотр содержимого документа
«Координация деятельности педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетентностей»

Координация деятельности педагогов на саморазвитие и самосовершенствование профессиональных компетентностей


Алешина О.А. методист ЦДЮТиЭ г. Амурска


В новом веке технологий, педагог рассматривается как главный ресурс организаций, к которому применяется широкий спектр требований. Другими словами, педагог должен обладать профессиональной компетентностью.

Профессиональная педагогическая компетентность – совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, позволяющих решать задачи в какой-либо области. Но важно не только обладать набором всех этих качеств, а уметь применять свои навыки, пользоваться ими, получать удовольствие, испытывать радость от сделанного – в этом секрет успешности педагога.

Упражнение «Салфетки»

Участники сидят в общем кругу. Докладчик передает по кругу пачку бумажных салфеток со словами: «На случай, если потребуется, возьмите себе немного салфеток» После того как все участники возьмут салфетки, докладчик просит каждого сообщить о себе столько фактов, компетентностей, сколько взял салфеток.

(мудрость, надёжность, настойчивость, активность, бескорыстие, вежливость, сила воли, скромность, смелость, самозабвенность, тактичность, терпеливость, невозмутимость, обаяние, общительность)

Компетенция – это круг полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа или должностного лица; круг вопросов, в котором данное должностное лицо обладает познаниями и опытом; способность устанавливать соответствие между знанием и ситуацией.

Компетентность – степень выраженности, проявления профессионального опыта в рамках компетенции конкретной деятельности.

Компетентный педагог должен обладать следующими компетентностями:

- Когнитивной (профессионально-педагогическая эрудиция, фантазия, гибкость, критичность мышления);

- Психологическая (эмоциональная культура и педагогическая зоркость, умение управлять собственным поведением, планировать, мобилизация, устойчивая активность, рефлексия, стрессоустойчивость);

- Коммуникативной (культура общения и педагогический такт, деликатность, эмоциональная устойчивость, умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей);

- Риторической (профессиональная культура речи, выступать на публике);

- Профессионально – технической (технологии и методики);

- Профессионально – информационной (мониторинг и диагностика).

- Таким образом, по нашему мнению, для повышения образовательных результатов обучающихся необходимо повышать качество профессиональной деятельности педагогов, уровня профессиональной компетентности, при этом главные условия развития это

- способность осознавать недостатки, трудности своей профессиональной деятельности,

- владение передовыми педагогическими технологиями,

- мотивация к совершенствованию своей профессиональной практики.

Определение профессиональных недостатков, трудностей каждого педагога через упражнение «Коллаж». Выбрав профессию педагога, вы наверняка столкнулись с различными трудностями. Я предлагаю вам выразить их на листах, лежащих перед вами. Выберете цветные листы. Обратите внимание, какой цвет у вас доминирует. Это важно так как каждый цвет имеет свое значение. Красный – трудности в аффективной сфере, желтый – в поведенческой, синий – в когнитивной, зеленый в физиологической сферах. В результате доминирующего цвета определяется проблемная зона.

Часто возникающие трудности в профессиональной компетенции педагога обозначены в таблице № 1.

Табл. 1

Трудности в развитии профессиональных компетентностей


Трудности

Пути их преодоления


Отсутствие мотивации


Инертность педагогического мышления


Давление стереотипов


Недостаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности


Отсутствие практики работы с нормативными документами


Слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности


Неумение устанавливать субъект- субъектные отношения


Недостаточно развиты рефлексивные навыки


Неумение организовать работу в режиме деятельностного подхода



С помощью, каких механизмов можно организовать деятельность педагогов, направленную на развитие профессиональной компетентности?

Механизмы развития профессиональной компетентности педагога:

  • Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.

  • Работа в творческих группах, педмастерских, мастер-классы, предметные декады.

  • Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

  • Участие в различных конкурсах.

  • Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

  • Обобщение и распространение опыта.

  • Аттестация.

  • Творческий отчет.

  • Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий

  • Самообразование. Ведение папок для самообразования.

  • Разработка системы стимулирования деятельности учителя

Участие педагогов в семинарах-тренингах, игровых тренингах, в педсоветах с элементами командообразования и т.д. (Слайд 6). Помогает педагогам МБУ ЦДЮТиЭ повышать свою профессиональную компетенцию. Методическая служба может выявить проблемы в области профессиональной компетенции, оказать консультативную помощь в данной проблемной области, провести методическое мероприятие в педагогическом коллективе. В целом же все в руках самого педагога.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность формировать свою профессиональную компетентность, тем самым формировать ученика как личность:

  • любознательную, интересующуюся, активно познающую мир;

  • умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности;

  • уважающую и принимающую ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;

  • доброжелательную, умеющую слушать и слышать партнёра, уважающую своё и чужое мнение;

  • готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

Профессиональные компетенции не передаются «из рук в руки», не формируются в режиме информирования и просвещения. Они должны быть «выращены», практически поставлены «на себе» при непосредственном участии всех субъектов педагогического процесса.

Литература

5. Жук А.И. Активные методы обучения в системе повышения квалификации педагогов: учеб. - метод. пособие / А.И. Жук., Н.Н. Кошель. - 2-е изд. - Минск: Аверсэв, 2014. - 335 с.

6. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: ИНФРА, 2011. - 160 с.

10. Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый. 2011. С.30-39.

11. Кокоткина О.А. Как организовать работу по самообразованию / О.А. Кокоткина // Дошкольное воспитание. 2012. № 8. С.36.

12. Коломинский Я.Л. Диагностика педагогического взаимодействия / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - М.: Мир, 2013. - 319 с.