СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Копилка рефлексий

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФГОС диктуют требования к результатам обучения выпускников, и перед преподавателем стоит задача постоянного отслеживания развития каждого обучающегося в ходе образовательного процесса с точки зрения формирования общих и профессиональных компетенций. 

Просмотр содержимого документа
«Копилка рефлексий»

Копилка рефлексий.

Копилка рефлексий.

Требования к уровню подготовки преподавательских кадров возрастают с каждым годом. Сегодня, в условиях внедрения ФГОС, профессионализм преподавателя выражается в его компетентности (competens с лат. – соответствующий, способный), которая позволяет ему эффективно осуществлять собственную индивидуальную деятельность. Требуется уже не просто воспроизведение ранее освоенных образцов и способов функционирования, а разработка новых, творческих подходов, а также постоянное саморазвитие, как в профессиональном, так и в личностном плане. Рефлексивная компетентность – необходимое условие повышения профессионализма, педагогического мастерства преподавательских кадров.
  • Требования к уровню подготовки преподавательских кадров возрастают с каждым годом. Сегодня, в условиях внедрения ФГОС, профессионализм преподавателя выражается в его компетентности (competens с лат. – соответствующий, способный), которая позволяет ему эффективно осуществлять собственную индивидуальную деятельность. Требуется уже не просто воспроизведение ранее освоенных образцов и способов функционирования, а разработка новых, творческих подходов, а также постоянное саморазвитие, как в профессиональном, так и в личностном плане. Рефлексивная компетентность – необходимое условие повышения профессионализма, педагогического мастерства преподавательских кадров.
Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. Рефлексия рассматривается как всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то - в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, уровень его самоконтроля и многое другое. Рефлексия, в одном из пониманий, может быть рассмотрена как своеобразный диалог с самим собой.
  • Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.
  • Рефлексия рассматривается как всякое размышление человека, направленное на рассмотрение и анализ самого себя и собственной активности (своеобразный самоанализ), например, собственных состояний, поступков и прошедших событий. При этом глубина такой рефлексии связана, в частности, с заинтересованностью человека в этом процессе, способностью его внимания замечать что-то в большей, а что-то - в меньшей степени, на что может влиять степень его образованности, уровень его самоконтроля и многое другое.
  • Рефлексия, в одном из пониманий, может быть рассмотрена как своеобразный диалог с самим собой.

Подходы к пониманию рефлексии

  • Традиционно выделяются 4 подхода к изучению рефлексии:
  • кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П. и др.) - рассматривается при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации позиций и ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.
  • коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А. и др.) - рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.
  • когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н. и др.) - понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия.
  • личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.) - построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.
  •  
         Педагогическая рефлексия      Рефлексия в педагогике  – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Более того, как это справедливо подчеркивали западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса.

Педагогическая рефлексия  

  • Рефлексия в педагогике  – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Более того, как это справедливо подчеркивали западные психологи Д. Боуд, Р. Кеог и Д. Уокер рефлексия может стать фундаментом для всего образовательного процесса.
Виды рефлексии В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например А. С. Шаров, Ладенко И.С. выделяют следующие её виды: Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом. Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности. Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности.

Виды рефлексии

  • В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях, А. В. Карпов и некоторые другие её исследователи, например А. С. Шаров, Ладенко И.С. выделяют следующие её виды:
  • Ретроспективная – выявление и воссоздание схем, средств и процессов, имевших место в прошлом.
  • Проспективная – выявление и корректировка схем и средств возможной будущей деятельности.
  • Интроспективная – контроль, корректировка или усложнение мыслительных процессов в ходе реализации деятельности.
 Рефлексивные технологии:       «Рефлексивный круг»   Все участники взаимодействия садятся в круг. Педагог задает алгоритм рефлексии: -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце; -что нового вы узнали, чему научились; -каковы причины этого; -как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле). Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом. Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.  

Рефлексивные технологии:  

«Рефлексивный круг»

  •  
  • Все участники взаимодействия садятся в круг.
  • Педагог задает алгоритм рефлексии:
  • -расскажите о своем эмоциональном состоянии по ходу урока и в его конце;
  • -что нового вы узнали, чему научились;
  • -каковы причины этого;
  • -как вы оцениваете свое участие в уроке (внеклассном деле).
  • Участники высказываются по кругу в соответствии с заданным алгоритмом.
  • Педагог своим высказыванием завершает рефлексивный круг.
  •  
«Рефлексивная мишень»   Преподаватель размещает на доске заранее заготовленную мишень, разбитую на четыре сектора (рисунок 1): Деятельность педагога Деятельность обучающихся Формы и методы Содержание Обучающимся предлагается оценить урок (мероприятие) по перечисленным аспектам (их перечень можно корректировать), проставляя условный знак или прикрепляя магнит в соответствующий по близости к центру мишени круг с указанием баллов (10, 5, 0 баллов соответственно при удалении от центра). После заполнения мишени педагог делает краткий анализ. Чем дальше от центра мишени размещены метки, тем больше нуждается в корректировке план урока.   Деятельность Формы и методы педагога           Деятельность Обучающихся Содержание                 

«Рефлексивная мишень»

  • Преподаватель размещает на доске заранее заготовленную мишень, разбитую на четыре сектора (рисунок 1):
  • Деятельность педагога
  • Деятельность обучающихся
  • Формы и методы
  • Содержание
  • Обучающимся предлагается оценить урок (мероприятие) по перечисленным аспектам (их перечень можно корректировать), проставляя условный знак или прикрепляя магнит в соответствующий по близости к центру мишени круг с указанием баллов (10, 5, 0 баллов соответственно при удалении от центра).
  • После заполнения мишени педагог делает краткий анализ. Чем дальше от центра мишени размещены метки, тем больше нуждается в корректировке план урока.
  •  
  • Деятельность Формы и методы
  • педагога
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  • Деятельность
  • Обучающихся Содержание
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  Метод незаконченных предложений   Метод незаконченных предложений Обучающимся предлагается устно (письменно) завершить фразы: Во время занятия я научился (почувствовал, приобрел и т.д.)…. Игра заставила меня задуматься…. На занятии мне особенно понравилось… Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… Я почувствовал, что… Я приобрел… У меня получилось … Меня удивило… Урок дал мне для жизни…
  •   Метод незаконченных предложений
  •   Метод незаконченных предложений
  • Обучающимся предлагается устно (письменно) завершить фразы:
  • Во время занятия я научился (почувствовал, приобрел и т.д.)….
  • Игра заставила меня задуматься….
  • На занятии мне особенно понравилось…
  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я почувствовал, что…
  • Я приобрел…
  • У меня получилось …
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
«Цепочка пожеланий»   Предлагается обучающимся по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.  

«Цепочка пожеланий»

  • Предлагается обучающимся по цепочке обратиться с пожеланиями к себе и другим по итогам взаимодействия, или по поводу предстоящей работы. Можно при этом передавать символ.
  •  
       Технология «Острова»    Обучающимся предлагается разместить магнит на плакате (рисунок в том месте, которое соответствует его психологическому состоянию на данный момент ( в ходе урока или по его итогам). Можно применить данный подход и для других целей, изменив названия «островов».

Технология «Острова»  

  • Обучающимся предлагается разместить магнит на плакате (рисунок в том месте, которое соответствует его психологическому состоянию на данный момент ( в ходе урока или по его итогам). Можно применить данный подход и для других целей, изменив названия «островов».
Анкетирование обучающихся Обучающимся предлагается по итогам выполнения какой-либо работы ответить на вопросы заранее разработанной анкеты .Обработка результатов позволяет разобраться в причинах неудач. Текст анкеты можно варьировать в зависимости от целей проведения рефлексии.

Анкетирование обучающихся

Обучающимся предлагается по итогам выполнения какой-либо работы ответить на вопросы заранее разработанной анкеты .Обработка результатов позволяет разобраться в причинах неудач. Текст анкеты можно варьировать в зависимости от целей проведения рефлексии.

Лестница успеха     Необходимо выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.

Лестница успеха

 

  • Необходимо выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
         Синквейн       Синквейн -это пятистрочная строфа, напоминающая белый стих.  Это стихотворение придумали французы. В «вольном» переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач». Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк: 1 строка состоит из одного слова – существительного, идентифицирующего тему. 2 строка состоит из двух слов – прилагательных, уточняющих и поясняющих тему. 3 строка образована тремя словами – глаголами, причастиями, которые описывают действия в рамках выбранной темы или качество действий. 4 строка – фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора к теме. 5 строка – это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы. Пример 1 Учитель. Добрый, мудрый. Учит, переживает, надеется. Понимает проблемы своих учеников. Наставник.

Синквейн  

  • Синквейн
  • -это пятистрочная строфа, напоминающая белый стих. 
  • Это стихотворение придумали французы. В «вольном» переводе это означает «пять вдохновений» или «пять удач».
  • Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк:
  • 1 строка состоит из одного слова – существительного, идентифицирующего тему.
  • 2 строка состоит из двух слов – прилагательных, уточняющих и поясняющих тему.
  • 3 строка образована тремя словами – глаголами, причастиями, которые описывают действия в рамках выбранной темы или качество действий.
  • 4 строка – фраза из четырех слов, иллюстрирующая отношение автора к теме.
  • 5 строка – это синоним или метафора, состоящая из одного слова, которое отражает смысл темы.
  • Пример 1
  • Учитель.
  • Добрый, мудрый.
  • Учит, переживает, надеется.
  • Понимает проблемы своих учеников.
  • Наставник.
Плюс – Минус – Интересно      Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления предлагает осуществлять рефлексию путем заполнения таблицы, в которой обучающиеся анализируют достоинства и недостатки проведенного мероприятия (урока), отмечают то, что им хотелось бы узнать дополнительно по данной теме (таблица 1).   Таблица 1 – Форма для рефлексивного анализа Плюс Минус Интересно

Плюс – Минус – Интересно  

Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления предлагает осуществлять рефлексию путем заполнения таблицы, в которой обучающиеся анализируют достоинства и недостатки проведенного мероприятия (урока), отмечают то, что им хотелось бы узнать дополнительно по данной теме (таблица 1).

 

Таблица 1 – Форма для рефлексивного анализа

Плюс

Минус

Интересно