Ход урока
Оргмомент
Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех.
Мотивация. Речевая разминка
Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение: (Слайд 2 )
нас, всё, у, сегодня, получится!
щелк
Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса.
- У нас сегодня всё получится!
3.
-Начинаем наш урок с минутки чистописания.
Приготовьте рабочее место, откройте тетради, отступите вниз 2 рабочие строки, запишите число с красной строки, классная работа.
-Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите сами, отгадав загадку: (Слайд 3)
Кошка, миленькая кошка,
Поиграем с ней немножко,
С кошкой мы, наверняка,
Не забудем букву ...
-Какие звуки обозначает буква К?
- дайте характеристику звукам?
-Пропишите заглавную и строчную букву К к до конца рабочей строки. (Слайд 4)
-В каком слове есть орфограмма безударная гласная?( наверняка) (Слайд 5)
- Вспомните короткое стихотворение о правиле (Если буква гласная Вызвала сомнение, Ты немедленно её Ставь под ударение) (Слайд 6) (Слайд 7)
-Запишите сл. слова на букву к, поставьте ударения, подчеркните опасные места.
Поменяйтесь тетрадями, возьмите красный карандаш, проверьте соседа.
На доску сл.слова
-Допишите по 2 слова начинающиеся на буква к, не из словарного словаря
слово прозвучало –КОРЕНЬ (Слайд 8)
- Что такое корень? Какие они бывают? (Слайд 9) ( Корень растения, корень зуба, корень слова.)
- Сколько значений у слова корень? (много)
-Значит это какое слово? (многозначное)
-Ч то такое многозначные слова (слова у которых имеется 2 или несколько значений.)
- Что такое корень слова?( Корень – это главная часть слова.) (Слайд 10)
- Как вы считаете, почему учёные назвали часть слова «корень»? (Наверное, он тоже главный в слове.)
- Как называют слова, имеющие одинаковый корень? (Однокоренные или родственные)
-Попробуйте сформулировать тему урока. (Тема урока: «Корень-главная часть слова, однокоренные – родственные слова») (Слайд 11)
-Какую цель мы поставим перед собой? (Цель: Закрепить умение выделять корень, находить родственные слова.)
Первичное закрепление изученного.
Сейчас я прочитаю вам стихотворение. Вы его внимательно послушайте и найдите однокоренные слова к слову САД. (Слайд 12)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
А был садик - словом.
Это слово,
Слово - корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадка рядом,
И садовый вот цветок,
Садовник посадил в горшок.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Какие однокоренные слова к слову сад есть в стихотворении?
( С красной строки записываем слова: рассада, посадка, садовый, садовник)
- Выделим в них корень На доску таблицу с выделенным корнем)
(самостоятельно, после 1 ученик у доски)
- Проверьте.
- Что такое однокоренные слова?( Однокоренные слова — это близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем)
- Как еще мы можем их назвать? (Родственные)
Посмотрите на дерево с корнем сад, от него «выросли» не только слова из стихотворения, но и другие. (Слайд 13)
-Какие еще есть однокоренные слова к слову сад? ( ).
Физминутка.
-У вас на парте, на каждую группу, лежит карточка № 1 с заданием. Ваша задача вместе с товарищами составить цепочку родственных слов, исключив лишнее. Записать данную цепочку однокоренных слов в тетрадь с красной строки и выделите корень.
1 гр. По рядам.
Желток, железо, желтый, желтеть.
Носильщик, нос, носовой, носатый.
2 гр.
Часовщик, часть, час, часики.
Печурка, печать, печка, выпечка.
3 гр.
Циркуль, циркач, цирк, цирковой.
Гусь, гусыня, гусёнок, гусеница.
Приступаем к проверке, 1 говорит, остальные проверяют и сверяют с эталоном на экране.
1 группа, слушаем вас: (Слайд 14)
2 группа: (Слайд 15)
- и осталась 3 группа: (слайд16)
Закрепим наши умения с помощью учебника. Открываем Стр. 47, упр 62 (слайд17)
Самостоятельно читаем задание и выполняем его ( первые два человека на оценку)
Проверяем: (слайд18)
Подведём итог урока:
- Как называются слова, имеющие общую часть и близкие по значению? Как называется главная часть слова?
Наше дерево из сада принесло нам в конце урока плоды. (слайд19)
Какие труды, такие и плоды.
На полях нарисуйте: (слайд20)
-яблоко красного цвета, если вы считаете, что очень хорошо поработали;
-яблоко оранжевое, если думаете, что могли поработать лучше;
-яблоко зеленое, если есть такие ребята, которые не довольны своей работой.
Посмотрите на стр. 46 упр 61, Дома, вам нужно будет придумать заголовок, списать тектс, выделить корни в однокоренных словах.
Открываем дневники записываем дз.: стр. 46 упр. 61, сл.слова, на о,р.
Оценки за урок:
Я очень довольна вашей работой. Урок окончен.