СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень как основа слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

создание условий для организации деятельности учащихся по усвоению и закреплению знания: корня как части слова

Просмотр содержимого документа
«Корень как основа слова»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Пелевинская основная общеобразовательная школа










Название работы:

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме «Корень как основа слова»


Составитель:

Захарова Людмила Геннадьевна

Учитель начальных классов



















Д. Пелевина

2023



Технологическая карта урока русского языка

  1. Класс: 2 Дата 25.10.2023 Предмет: русский язык

Место предлагаемой темы в системе обучения русскому языку: согласно УМК «Школа России» тема «Корень как часть слова.» входит в раздел «Состав слова». На изучение раздела отводится 14 часов, а 5 часов из них отводится на изучение данной темы.

  1. Ресурсы учителя: учебник русского языка 2 класс «Школа России», дидактические карточки с заданиями, карточки со словарными словами, карточки с орфограммами,

  2. Ресурсы для обучающихся: учебник русского языка 2 класс УМК «Школа России» , дидактические карточки с заданиями

  3. Оборудование урока: доска карточки для работы в группах, рисунок дерева, карточки со словарными словами, толковые словари, материалы для рефлексии («светофор»).

  4. Межпредметные связи: русский язык – окружающий мир- литературное чтение

Тема урока: «Корень как часть слова»

Тип урока: урок рефлексии (обсуждения и закрепления пройденного материала)

Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по усвоению и закреплению знания: корня как части слова.

Задачи:

Образовательные:

  • закрепить знания понятия «антоним», правил: правописания имён существительных (словарных слов); «ЧА – ЩА» пиши с буквой «А», правописания слов с разделительным мягким знаком;

  • познакомить и обобщить знания детей с понятием «корень слова», «однокоренные слова»; понимать лексическое значение однокоренных слов и корня в них;

  • формировать умения: находить корень в словах, однокоренные слова при выполнении упражнений;

  • закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова и включить их в общую систему знаний и умений;

  • формировать умение планировать свою деятельность.

Развивающие: развивать устную и письменную речь, внимание, умение устанавливать причинно - следственные связи, контроль и самоконтроль.

Воспитательные: воспитывать ценностное отношение к письму как виду речевой деятельности, уважительное отношение друг к другу; стремление к познанию нового.

Основное содержание темы:

Основные термины и понятия, их определения: орфограмма, предложение, текст, корень слова, однокоренные(родственные) слова, антонимы.

Планируемые результаты:

Предметные :

  1. Сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах

  2. Подбирать группу родственных слов

  3. Расширить словарный запас учащихся


Метапредметные

1.Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

2.Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем

- принимать на себя ответственность за результат своих действий

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

3.Познавательные:

- осуществлять поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики.

- ориентироваться в различных источниках информации (словарь)

- освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень

- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.

Личностные: самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности, осознание алгоритма учебного действия


Ход этапов урока



Этап урока, время

Задачи

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1. Организационный



Создать мотивационную установку на предстоящую деятельность

Словесный метод (художественное слово)

-Здравствуйте, ребята! Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так, что время не теряем

И работать начинаем.

- Что необходимо вам для успешной работы на уроке?.

Покажите своей посадкой, что вы готовы работать

-Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли все слышать, видеть и запоминать

Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу.

Отвечают на вопросы учителя

(внимательно слушать учителя, думать, правильно отвечать на вопросы)

Фронтальная

Слово педагога

-

Р -самоконтроль

К - слушать учителя и других учащихся.


Возникновение

учебной мотивации.

2. Актуализация знаний.

Словарный диктант



Упражнять в применении знаний о правописании имён существительных (словарных слов)

Словесный метод (объяснение), метод языкового анализа (устное проговаривание); практический метод (упражнение); взаимоанализ и взаимооценка

- Ребята, прежде чем узнать тему нашего урока, мы с вами проведём небольшой словарный диктант. Откроем тетради, запишем число, «Классная работа».

Я вам диктую слова, а вы их пишите в тетради .

(Прощай, ветерок, рисунок, яблоня, берёза, лопата.)

– Все закончили. А теперь поменялись тетрадями. И проверяем друг у друга слова (слова на доска на карточках)– У кого всё правильно, ставьте на полях «+». У кого есть ошибки, поставьте «+ -».

Дети открывают тетради, записывают число, «Классная работа».



Записывают слова в тетрадь.
Проверяют друг у друга правильное написание слов, сверяя с эталоном.

Ставят на полях «+» или «+ -»

Фронтальная, парная.

карточки со словами для словарного диктанта

Закрепление знаний о правилах

правописания словарных слов

К-взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем

Л- положительное отношение к предмету;

-умение оценивать успехи;

-умение признавать ошибки.


-оценка результатов учебной деятельности


3. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности



Закрепить знания правила «ча – ща пиши с буквой А», правила правописания слов с разделительным мягким знаком и знание понятия «антонимы».

Словесный (объяснение), метод языкового анализа(устное проговаривание), метод зрительного запоминания (выделение орфограмм)

- На доске вы видите группы слов. В каждой группе найдите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее.

1.Чайка, дача, чулан, чайник

 


2. Воробьи, семья, птицы, соловьи.

3. Огонь, песок, вода.


4. Гора, горка, горный, гореть


– Со всеми заданиями вы смогли справиться?






- В 1 группе лишнее слово «чулан», потому что ко всем остальным словам подходит правило «Ча,ща – пиши с буквой А».

- Лишнее слово «птицы», потому что все остальные слова – пишутся ч разделительным мягким знаком

- Лишнее слово «песок», потому что все остальные слова – антонимы.

- Да. Мы уже знаем лишнее слово в 4 группе слов «Гореть», остальные слова однокоренные

Фронтальная

Записи на доске

- овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка

П - осознанное построение речевого высказывания


- поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики



-постановка проблемы


Л-- учебная мотивация.

- положительное отношение к предмету;


- умение оценивать собственную деятельность;


4. Разработка проекта по выходу из создавшегося затруднения



Совместное целеполагание и планирование


Формировать понятие «корень слова»

Словесный (объяснение, беседа) метод

- А что вы можете сказать про слово «Корень»?

А где вы слышали такое слово «корень»?

Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова.

_Наше слово «корень» имеет несколько значений.

-А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные)

Слово «Корень» - многозначное . Оно хранит тайну русского языка Хотите раскрыть тайну. Послушайте сказку. Давным давно это было . На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался появились новые слова – веточки и называли их однокоренными. А так как они все были дети одного корня ,то их называли родственными.

Корень что это общая часть родственных( однокоренных слов) слова. И тема нашего урока : «Корень как основа слова»

Сегодня будем продолжать говорить о корне слова и учиться находить в словах корень - Так и в словах есть часть, без которой они не могут обойтись.

-Как называется главная часть слова.

- Какова Роль корня в слове?





- Как выделить корень в слове?

Как называются слова с одинаковым корнем ?

- Корень:

-подземная часть растения

-Часть волоса, зуба, ногтя

-часть слова



Отвечают на вопросы учителя
























Отвечают на вопросы

- Корень слов


Корень – имеет главную роль в слове, в ней заключается лексическое значение слова

- Дугой

-Однокоренные

Фронтальная

Тема урока на доске (запись)

Овладение понятием «корень слова»

К -взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебной задачи,

Р-принятие и сохранение учебной цели, планирование собственной деятельности по ее достижению

Л-- положительное отношение к предмету;

5 Физкультминутка



Раз-подняться, потянуться,

Два –согнуться, разогнуться,

Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать

Шесть – за парту снова сесть

Выполняют движения






6. Первичное закрепление нового знания.


.

Формировать у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова

Словесный (объяснение, беседа), практический метод

(упражнение), самооценка.

- На доске вы видите волшебные деревья, в корнях которых записаны слова «лес», «Осень», «гриб», Рядом – слова. Прикрепите те слова, которые являются однокоренными к данным словам. Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница., гриб, грибочек, грибной, груздь, грибник, осенний, осенины, сентябрь.

- Что объединяет эти слова?(нам каждом дереве?

- Можно ли сказать, что они близки по значению?

- Какие слова вы не прикрепили к дереву и почему?

- Правильно. А теперь я предлагаю вам выполнить такое задание. Запишите в тетрадь одну из групп родственных слов (по желанию) Выделите в них корень



- Проверяем и оцениваем себя. Эталон правильных ответов вы видите на доске. У кого результаты совпали с эталоном, поставьте плюс. У кого есть недочеты + -

Прикрепляют слова лес, лесник, лесовичок, лесок, лесная, перелесок.


Гриб, грибной, грибочек, грибник


Осень, осенний, осенины.






- Корень «лес". «гриб», «осен»


- Все они близки по значению.

- Лесть и лестница - слова не однокоренные (груздь) (Сентябрь)

Дети выполняют задание, затем озвучивают результаты:

Сверяют с эталоном (слова на дереве)

Фронтальная, индивидуальная

На доске: изображение дерева, на котором написано слово «лес», слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница, учебник русского языка, УМК «Школа России»

- овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова

- рефлексия процесса и результатов деятельности.

Самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности.

- осознанность учения.

-самооценка


8. Самостоятельная работа и проверка по эталону.



Закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова

Словесный (объяснение, беседа),

Практический метод

(упражнение)

Временная работа в малых группах.

- Молодцы. А теперь выполним с вами задание на тему «Копилка русского языка». Для этого мы с вами разделимся на три группы. Выберем капитана Вы должны подобрать как можно больше родственных слов к корням, которые я вам скажу, Капитан результаты озвучат. 1 группа - вод-, 2 группа - сад-, 3 группа - рыб-. Не забывайте выделять корень. (капитаны записывают ответы на листочках) – Теперь проверим по эталону на доске.


- Молодцы. Все справились с этим заданием. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове?


Учащиеся записывают слова с данным корнем. Выигрывает та группа, которая записала больше слов.

Примерные ответы:

1 группа – вода, водный, водолаз, водолей, водопад; водянистый

2 группа – сады, садовый, садик, садовод, посадка,

3 группа – рыба, рыбный, рыболов, рыбалка







- Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть, которая не изменяется и будет корнем слова.

Фронтальная, групповая

Группа слов на доске

- овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова

П -извлечение информации, представленной в разных формах;

-анализ и обобщение учебной информации К - оформляение своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-высказывание и обоснование своей точки зрения;

Р-

-использование новых знаний при выполнении упражнений

Л - осуществление анализа результатов учебной деятельности -


9. Подведение итога урока



Включить полученные знания о корне слова и однокоренных словах в общую систему знаний и умений

Словесный (объяснение) метод

- Итак, ребята, вот наш урок подходит к концу. Как вы думаете, мы выполнили те задачи, которые ставили в начале урока?

- Что мы узнали сегодня нового?


- Да, выполнили.




- Мы узнали и повторили, что такое корень слова и однокоренные слова, какова роль корня в слове, как выделить корень в слове.

Фронтальная


-

П - рефлексия процесса и результатов деятельности.

- самооценка

- осознание важности изучения данной темы



10. Рефлексия



Анализ и оценка образовательных результатов, учебной деятельности

Словесный (объяснение)

Самооценка

- Продолжите фразу, которая на карточке.

- Я узнал… - Я научился… - Мне понравилось… - Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу. – Зеленый цвет – если вы довольны своей работой, вам было интересно. - Желтый цвет – если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным. - Красный цвет – если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий.

Продолжают фразы

Оценивают собственную деятельность

Фронтальная

Презентация

-

Р- самоконтроль

П - рефлексия процесса и результатов деятельности.


самооценка;

- осознанность учения.


11. Домашнее задание




Словесный (объяснение)метод

- Повторить правило с. 61. Упр. 92. - Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо!

Учащиеся записывают домашнее задание

Фронтальная

Запись на доске

-

Р

- самоконтроль