Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Пелевинская основная общеобразовательная школа
Д. Пелевина
1.Регулятивные:
- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления
- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
2.Коммуникативные:
- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем
- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.
3.Познавательные:
- осуществлять поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики.
- формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям.
Этап урока, время | Задачи | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1. Организационный | Создать мотивационную установку на предстоящую деятельность | Словесный метод (художественное слово) | -Здравствуйте, ребята! Вот звонок нам дал сигнал Поработать час настал. Так, что время не теряем И работать начинаем. - Что необходимо вам для успешной работы на уроке?. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать -Приготовьте свои ушки и глазки, чтобы на уроке они могли все слышать, видеть и запоминать | Учащиеся приветствуют учителя стоя, друг друга, настраиваются на работу. Отвечают на вопросы учителя (внимательно слушать учителя, думать, правильно отвечать на вопросы) | Фронтальная | Слово педагога | - | Р -самоконтроль К - слушать учителя и других учащихся. | Возникновение учебной мотивации. |
2. Актуализация знаний. Словарный диктант | Упражнять в применении знаний о правописании имён существительных (словарных слов) | Словесный метод (объяснение), метод языкового анализа (устное проговаривание); практический метод (упражнение); взаимоанализ и взаимооценка | - Ребята, прежде чем узнать тему нашего урока, мы с вами проведём небольшой словарный диктант. Откроем тетради, запишем число, «Классная работа». Я вам диктую слова, а вы их пишите в тетради . (Прощай, ветерок, рисунок, яблоня, берёза, лопата.) – Все закончили. А теперь поменялись тетрадями. И проверяем друг у друга слова (слова на доска на карточках)– У кого всё правильно, ставьте на полях «+». У кого есть ошибки, поставьте «+ -». | Дети открывают тетради, записывают число, «Классная работа». Записывают слова в тетрадь. Проверяют друг у друга правильное написание слов, сверяя с эталоном. Ставят на полях «+» или «+ -» | Фронтальная, парная. | карточки со словами для словарного диктанта | Закрепление знаний о правилах правописания словарных слов | К-взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем | Л- положительное отношение к предмету; -умение оценивать успехи; -умение признавать ошибки. -оценка результатов учебной деятельности |
3. Формулирование темы урока и постановка целей деятельности | Закрепить знания правила «ча – ща пиши с буквой А», правила правописания слов с разделительным мягким знаком и знание понятия «антонимы». | Словесный (объяснение), метод языкового анализа(устное проговаривание), метод зрительного запоминания (выделение орфограмм) | - На доске вы видите группы слов. В каждой группе найдите «лишнее» слово и объясните, почему оно лишнее. 1.Чайка, дача, чулан, чайник 2. Воробьи, семья, птицы, соловьи. 3. Огонь, песок, вода. 4. Гора, горка, горный, гореть – Со всеми заданиями вы смогли справиться? | - В 1 группе лишнее слово «чулан», потому что ко всем остальным словам подходит правило «Ча,ща – пиши с буквой А». - Лишнее слово «птицы», потому что все остальные слова – пишутся ч разделительным мягким знаком - Лишнее слово «песок», потому что все остальные слова – антонимы. - Да. Мы уже знаем лишнее слово в 4 группе слов «Гореть», остальные слова однокоренные | Фронтальная | Записи на доске | - овладение первоначальными представлениями о грамматических нормах русского языка | П - осознанное построение речевого высказывания - поиск и анализ информации по заданным правилам грамматики -постановка проблемы | Л-- учебная мотивация. - положительное отношение к предмету; - умение оценивать собственную деятельность; |
4. Разработка проекта по выходу из создавшегося затруднения | Совместное целеполагание и планирование Формировать понятие «корень слова» | Словесный (объяснение, беседа) метод | - А что вы можете сказать про слово «Корень»? А где вы слышали такое слово «корень»? Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова. _Наше слово «корень» имеет несколько значений. -А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные) Слово «Корень» - многозначное . Оно хранит тайну русского языка Хотите раскрыть тайну. Послушайте сказку. Давным давно это было . На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался появились новые слова – веточки и называли их однокоренными. А так как они все были дети одного корня ,то их называли родственными. Корень что это общая часть родственных( однокоренных слов) слова. И тема нашего урока : «Корень как основа слова» Сегодня будем продолжать говорить о корне слова и учиться находить в словах корень - Так и в словах есть часть, без которой они не могут обойтись. -Как называется главная часть слова. - Какова Роль корня в слове? - Как выделить корень в слове? Как называются слова с одинаковым корнем ? | - Корень: -подземная часть растения -Часть волоса, зуба, ногтя -часть слова Отвечают на вопросы учителя Отвечают на вопросы - Корень слов Корень – имеет главную роль в слове, в ней заключается лексическое значение слова - Дугой -Однокоренные | Фронтальная | Тема урока на доске (запись) | Овладение понятием «корень слова» | К -взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и преподавателем в процессе решения учебной задачи, Р-принятие и сохранение учебной цели, планирование собственной деятельности по ее достижению | Л-- положительное отношение к предмету; |
5 Физкультминутка | | | Раз-подняться, потянуться, Два –согнуться, разогнуться, Три- в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать Шесть – за парту снова сесть | Выполняют движения | | | | | |
6. Первичное закрепление нового знания. . | Формировать у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова | Словесный (объяснение, беседа), практический метод (упражнение), самооценка. | - На доске вы видите волшебные деревья, в корнях которых записаны слова «лес», «Осень», «гриб», Рядом – слова. Прикрепите те слова, которые являются однокоренными к данным словам. Слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница., гриб, грибочек, грибной, груздь, грибник, осенний, осенины, сентябрь. - Что объединяет эти слова?(нам каждом дереве? - Можно ли сказать, что они близки по значению? - Какие слова вы не прикрепили к дереву и почему? - Правильно. А теперь я предлагаю вам выполнить такое задание. Запишите в тетрадь одну из групп родственных слов (по желанию) Выделите в них корень - Проверяем и оцениваем себя. Эталон правильных ответов вы видите на доске. У кого результаты совпали с эталоном, поставьте плюс. У кого есть недочеты + - | Прикрепляют слова лес, лесник, лесовичок, лесок, лесная, перелесок. Гриб, грибной, грибочек, грибник Осень, осенний, осенины. - Корень «лес". «гриб», «осен» - Все они близки по значению. - Лесть и лестница - слова не однокоренные (груздь) (Сентябрь) Дети выполняют задание, затем озвучивают результаты: Сверяют с эталоном (слова на дереве) | Фронтальная, индивидуальная | На доске: изображение дерева, на котором написано слово «лес», слова на карточках: лес, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница, учебник русского языка, УМК «Школа России» | - овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова | - рефлексия процесса и результатов деятельности. | Самостоятельно оценивать и принимать решения, оценивать результаты учебной деятельности. - осознанность учения. -самооценка |
8. Самостоятельная работа и проверка по эталону. | Закрепить у детей умение находить корень в словах, умение находить однокоренные слова | Словесный (объяснение, беседа), Практический метод (упражнение) Временная работа в малых группах. | - Молодцы. А теперь выполним с вами задание на тему «Копилка русского языка». Для этого мы с вами разделимся на три группы. Выберем капитана Вы должны подобрать как можно больше родственных слов к корням, которые я вам скажу, Капитан результаты озвучат. 1 группа - вод-, 2 группа - сад-, 3 группа - рыб-. Не забывайте выделять корень. (капитаны записывают ответы на листочках) – Теперь проверим по эталону на доске. - Молодцы. Все справились с этим заданием. Что нужно сделать, чтобы правильно определить корень в слове? | Учащиеся записывают слова с данным корнем. Выигрывает та группа, которая записала больше слов. Примерные ответы: 1 группа – вода, водный, водолаз, водолей, водопад; водянистый 2 группа – сады, садовый, садик, садовод, посадка, 3 группа – рыба, рыбный, рыболов, рыбалка - Чтобы правильно определить в слове корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов, та часть, которая не изменяется и будет корнем слова. | Фронтальная, групповая | Группа слов на доске | - овладение умением находить корень в словах, умением находить однокоренные слова | П -извлечение информации, представленной в разных формах; -анализ и обобщение учебной информации К - оформляение своих мыслей в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; -высказывание и обоснование своей точки зрения; Р- -использование новых знаний при выполнении упражнений | Л - осуществление анализа результатов учебной деятельности - |
9. Подведение итога урока | Включить полученные знания о корне слова и однокоренных словах в общую систему знаний и умений | Словесный (объяснение) метод | - Итак, ребята, вот наш урок подходит к концу. Как вы думаете, мы выполнили те задачи, которые ставили в начале урока? - Что мы узнали сегодня нового? | - Да, выполнили. - Мы узнали и повторили, что такое корень слова и однокоренные слова, какова роль корня в слове, как выделить корень в слове. | Фронтальная | | - | П - рефлексия процесса и результатов деятельности. | - самооценка - осознание важности изучения данной темы |
10. Рефлексия | Анализ и оценка образовательных результатов, учебной деятельности | Словесный (объяснение) Самооценка | - Продолжите фразу, которая на карточке. - Я узнал… - Я научился… - Мне понравилось… - Покажите, пользуясь светофориками, как бы вы оценили свою работу. – Зеленый цвет – если вы довольны своей работой, вам было интересно. - Желтый цвет – если вы затруднялись в выполнении заданий, что-то осталось непонятным. - Красный цвет – если вам на уроке многое не удавалось, затруднения возникли при выполнении многих заданий. | Продолжают фразы Оценивают собственную деятельность | Фронтальная | Презентация | - | Р- самоконтроль П - рефлексия процесса и результатов деятельности. | самооценка; - осознанность учения. |
11. Домашнее задание | | Словесный (объяснение)метод | - Повторить правило с. 61. Упр. 92. - Вы хорошо работали на уроке. Молодцы! Спасибо! | Учащиеся записывают домашнее задание | Фронтальная | Запись на доске | - | Р - самоконтроль | |