Тема урока. Корень n-ой степени.
Цель урока: актуализировать знания по теме «Квадратные корни»;
формировать понятие корня n-ой степени;
изучение его свойств, развитие практических навыков.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Структура урока:
Организационный момент
Устный счет
Изучение нового материала
Закрепление новых знаний и умений учащихся
Задание на дом
Итог урока
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и цели урока.
II. Устный счет
Для устного счета задания взяты из банка заданий ОГЭ.
Индивидуальная работа у доски.
Задание 1. Найдите корни уравнения
Задание 2. Найдите значение выражения
Задание 3. Между какими соседними числами находится
?
Работа с классом.
По графику квадратичной функции сравнить с нулем коэффициенты а и с.
а)
Ответ: а
Ответ: а0.
в)
Ответ: а0, в0. г)
Ответ: а0, в
III. Изучение нового материала
Определение. Корнем n-ой степени из числа a называют такое число, n-ая степень которого равна a. Этот корень обозначают символом
.
Пример 1
а)
, т.к.
б)
; т.к.
; в)
, т.к.
.
Принято корень второй степени называть квадратным корнем, корень третьей степени - кубическим корнем.
Уточним понятие корня. Сначала рассмотрим степенную функцию xn = a с нечетным показателем n. Например х3 = a, х5 = a и т.д.
Нечетное
xn = a имеет единственное решение х =
.
xn = a с четным показателем n. Например х2 = a, х4 = a и т.д.
Четное
Тогда уравнение xn = a при a 0 имеет два противоположных по знаку решения. В этом случае положительное решение обозначают символом
.
Пример 2
х4 = 81.:
х1 = 3 и х2 = -3, т.к. при подставленные этих чисел в уравнение получаем верное равенство.
Итак, выражение
при a 0 имеет смысл при четном и нечетном n, и значение этого выражения является неотрицательным числом. Его называют арифметическим корнем n-й степени из a. Арифметическим корнем n-й степени из неотрицательного числа a называют такое неотрицательное число, n-я степень которого равна a.
Корень нечетной степени из отрицательного числа можно выразить через арифметический корень из положительного числа.
Пример 3
Получаем
, т. к.
и
. (Презентация: слайд 11, 12)
Свойства корня n-й степени:
1. (
)n = a
2.
m = (
)m
3.
=
4.
=
5.
2m = |a|
В равенствах 1-5 числа m и n – натуральные, в равенствах 1-4 числа a, b
и в равенстве 4 число
. (Презентация: слайд 13)
Пример 4
Вычислим, используя приведенные свойства.
а)
;
б)
;
в)
;
г)
;
д)
;
IV. Закрепление новых знаний и умений учащихся
Решение упражнений
1)а)
= 19, т.к. 192 = 19 19 = 361
г)
=
, т.к.(
)5 =
ж)
= 2 -
, т.к. (2 -
)2 = 4 - 4
+ 3 = 7 -
.
2)
г)
= -
= -
д)
=
=
е)
=
=
3)
у =
Е (81; 3), 3 =
принадлежит
F (81; - 3), - 3 =
принадлежит
К (- 16; - 2), - 2
не принадлежит
L (0,0001; 0,1), 0,1 =
принадлежит
4)
а)
+
= 2 – 2 = 0
б)
-
= 5 + 5 = 10
в) (-
)4 = 12
г) (2
)5 = 32 (-2) = - 64
д) (3
)3 = 27 8 = 216
V. Задание на дом
Учебник, знать определение и свойства арифметического корня n-й степени.
Задание учителя
VI. Итог урока