СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень слова. Стихотворение "Корень слова" для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок разработан для открытых уроков. На уроке применены картинки и заданий из учебника 5 класса с туркменским языком обучения.

Просмотр содержимого документа
«Корень слова. Стихотворение "Корень слова" для 5 класса»

Урок №4 Тема урока: Корень слова.  Стихотворение «Корень слова» Так же , как и у кустов,  Корень слова есть у слов.  Будь внимателен к словам,  Отыщи в них корень сам:  Лес, лесок, лесной, лесник.  Цвет, цветок, цветной, цветник.  Летчик, самолет, полет.  Ледяной , ледовый, лёд.  Сад, посадка, посадил.  Род родители, родил.  Ходит, выходка, ходы.  Трудовой , трудись, труды.

Урок №4

Тема урока: Корень слова. Стихотворение «Корень слова»

Так же , как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной , ледовый, лёд. Сад, посадка, посадил. Род родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой , трудись, труды.

Корень слова Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными или родственными .  Корень – это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов.  Например: сад, посадка, садовник.  Однокоренными называются слова с общим корнем , но разным лексическим значением.  Например: лес, лесной, лесок, лесник .  Однокоренными могут быть слова как одной, так и разных частей речи.  Например: пить- допить, зима – зимний – зимовать,  зелень- зеленый – зеленеть.

Корень слова

  • Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными или родственными . Корень – это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов. Например: сад, посадка, садовник. Однокоренными называются слова с общим корнем , но разным лексическим значением. Например: лес, лесной, лесок, лесник . Однокоренными могут быть слова как одной, так и разных частей речи. Например: пить- допить, зима – зимний – зимовать, зелень- зеленый – зеленеть.
Задание 2. Прочитайте сказку. Запомните, что корень объединяет родственные слова. Встретились однажды корень куста и корень слова.  -Здравствуй , я корень , а ты кто?  - Я тоже корень.  - Я в земле живу. А ты где живёшь?  - А я в словах живу.  -Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень!  Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст шиповника или винограда, а то и целое дерево. А от тебя что растёт?  - Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я , тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов.  Посмотри-ка , сколько разных слов выросло только из одного корня: ход, переход, восход, заходить, походы, ходики, переходящий, ходули, выход.  - Не спорьте , друзья ! Оба вы нам необходимы.

Задание 2. Прочитайте сказку. Запомните, что корень объединяет родственные слова.

  • Встретились однажды корень куста и корень слова. -Здравствуй , я корень , а ты кто? - Я тоже корень. - Я в земле живу. А ты где живёшь? - А я в словах живу. -Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст шиповника или винограда, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? - Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я , тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка , сколько разных слов выросло только из одного корня: ход, переход, восход, заходить, походы, ходики, переходящий, ходули, выход. - Не спорьте , друзья ! Оба вы нам необходимы.
Как найти корень слова? Чтобы найти в слове корень , нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в общую часть . Родственные слова должны быть близкими по смыслу – однокоренные. Осен ь – осен ний- осен ью  Весн а – весен ний – весн ой  Лет о – лет ний – лет ом  Зим а – зим ний - зим ой

Как найти корень слова?

  • Чтобы найти в слове корень , нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в общую часть . Родственные слова должны быть близкими по смыслу – однокоренные.

Осен ь – осен ний- осен ью Весн а – весен ний – весн ой Лет о – лет ний – лет ом Зим а – зим ний - зим ой

Задание 3. Прочитайте .Выпишите однокоренные слова и обозначьте в них корень . Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев.  Посадка – это посаженные растения.  Садовник –это человек, ухаживающий за растениями в саду.  Рассада – это молодые растения

Задание 3. Прочитайте .Выпишите однокоренные слова и обозначьте в них корень .

  • Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев. Посадка – это посаженные растения. Садовник –это человек, ухаживающий за растениями в саду. Рассада – это молодые растения
Задание 4. Прочитайте и назовите однокоренные слова. Саша шустро сушит сушки,  Саша высушил штук шесть  И смешно спешат старушки  Сушек Сашиных поесть.

Задание 4. Прочитайте и назовите однокоренные слова.

  • Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть.
Задание 5. Прочитайте пословицы. Объясните из смысл. Родина у коней там, где кормились.  Родина у людей там, где родились.   Хоть у муравья немного сил,  Рой муравьиный гору своротил.

Задание 5. Прочитайте пословицы. Объясните из смысл.

  • Родина у коней там, где кормились. Родина у людей там, где родились. Хоть у муравья немного сил, Рой муравьиный гору своротил.
Задание 6. Отгадайте загадку, разделяя слово для переноса.  Обозначьте ударение. Без работы , хоть убей,  Жить не может … . муравей

Задание 6. Отгадайте загадку, разделяя слово для переноса. Обозначьте ударение.

  • Без работы , хоть убей, Жить не может … .

муравей

Задание на дом Задание 7. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните однокоренные слова, выделите в них корень. Дв…рняжка охраняет двор.  С…довник вырастил сад.  В к…рмушке был корм.  В с…лонку насыпали соль.

Задание на дом

  • Задание 7. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните однокоренные слова, выделите в них корень.
  • Дв…рняжка охраняет двор. С…довник вырастил сад. В к…рмушке был корм. В с…лонку насыпали соль.