Просмотр содержимого документа
«Корень слова. Стихотворение "Корень слова" для 5 класса»
Урок №4
Тема урока: Корень слова. Стихотворение «Корень слова»
Так же , как и у кустов, Корень слова есть у слов. Будь внимателен к словам, Отыщи в них корень сам: Лес, лесок, лесной, лесник. Цвет, цветок, цветной, цветник. Летчик, самолет, полет. Ледяной , ледовый, лёд. Сад, посадка, посадил. Род родители, родил. Ходит, выходка, ходы. Трудовой , трудись, труды.
Корень слова
- Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными или родственными . Корень – это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение данного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов. Например: сад, посадка, садовник. Однокоренными называются слова с общим корнем , но разным лексическим значением. Например: лес, лесной, лесок, лесник . Однокоренными могут быть слова как одной, так и разных частей речи. Например: пить- допить, зима – зимний – зимовать, зелень- зеленый – зеленеть.
Задание 2. Прочитайте сказку. Запомните, что корень объединяет родственные слова.
- Встретились однажды корень куста и корень слова. -Здравствуй , я корень , а ты кто? - Я тоже корень. - Я в земле живу. А ты где живёшь? - А я в словах живу. -Ну, какой же корень может жить в словах? Вот я корень как корень! Посмотри: от меня в земле берут начало ростки и вырастает целый куст шиповника или винограда, а то и целое дерево. А от тебя что растёт? - Не хвастайся. От меня и от других таких же корней, как я , тоже вырастают целые кусты, только не растений, а новых слов. Посмотри-ка , сколько разных слов выросло только из одного корня: ход, переход, восход, заходить, походы, ходики, переходящий, ходули, выход. - Не спорьте , друзья ! Оба вы нам необходимы.
Как найти корень слова?
- Чтобы найти в слове корень , нужно сравнить несколько родственных слов по смыслу и выделить в общую часть . Родственные слова должны быть близкими по смыслу – однокоренные.
Осен ь – осен ний- осен ью Весн а – весен ний – весн ой Лет о – лет ний – лет ом Зим а – зим ний - зим ой
Задание 3. Прочитайте .Выпишите однокоренные слова и обозначьте в них корень .
- Сад – это группа посаженных фруктовых деревьев. Посадка – это посаженные растения. Садовник –это человек, ухаживающий за растениями в саду. Рассада – это молодые растения
Задание 4. Прочитайте и назовите однокоренные слова.
- Саша шустро сушит сушки, Саша высушил штук шесть И смешно спешат старушки Сушек Сашиных поесть.
Задание 5. Прочитайте пословицы. Объясните из смысл.
- Родина у коней там, где кормились. Родина у людей там, где родились. Хоть у муравья немного сил, Рой муравьиный гору своротил.
Задание 6. Отгадайте загадку, разделяя слово для переноса. Обозначьте ударение.
- Без работы , хоть убей, Жить не может … .
муравей
Задание на дом
- Задание 7. Спишите предложения. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните однокоренные слова, выделите в них корень.
- Дв…рняжка охраняет двор. С…довник вырастил сад. В к…рмушке был корм. В с…лонку насыпали соль.