СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коренные народы Магаданской области

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использую при работе  с региональным компанентом "География Магаданской области".

Просмотр содержимого документа
«Коренные народы Магаданской области»

Коренные народы  Магаданской области Работу выполнила: учитель географии биологии химии МКОУ «ООШ с. Талон» Белякова Татьяна Юрьевна

Коренные народы Магаданской области

Работу выполнила:

учитель географии биологии химии

МКОУ «ООШ с. Талон»

Белякова Татьяна Юрьевна

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества. Чингиз Айтматов

Каждый народ, даже самый маленький, - неповторимый узор на ковре человечества.

Чингиз Айтматов

Известный современный исследователь истории и культуры народов Северо-Востока России, доктор филологических наук А. А. Бурыкин пишет: «Обращаясь к истокам науки об этих народах, нельзя не увидеть, как поначалу поверхностны наблюдения даже и людей просвещенных, как примитивны, а порой и невежественны оценки, описания и типических национальных черт, и особенностей поведения людей. Слова «дикарь» и «дикари» нередко за- меняют отсутствие знаний и понимания сути происходившего вокруг. Однако от века к веку, по мере накопления, это знание становится все более разнообразным и глубоким».

Известный современный исследователь истории и культуры народов Северо-Востока России, доктор филологических наук А. А. Бурыкин пишет: «Обращаясь к истокам науки

об этих народах, нельзя не увидеть, как поначалу поверхностны наблюдения даже и людей

просвещенных, как примитивны, а порой и невежественны оценки, описания и типических

национальных черт, и особенностей поведения людей. Слова «дикарь» и «дикари» нередко за-

меняют отсутствие знаний и понимания сути происходившего вокруг. Однако от века к

веку, по мере накопления, это знание становится все более разнообразным и глубоким».

Численность населения отдельных национальностей Магаданской области  (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) Алеуты  5  Ительмены 613    Камчадалы 280   Коряки  900  Кумандинцы  6   Манси  1    Нанайцы  7    Ненцы  1    Нивхи  6   Орочи  76  Тазы  1    Тофалары (тофа) 1   Удэгейцы  1   Уйльта (ороки) 1  Ульчи  5    Чуванцы  57   Чукчи  285  Шорцы  7  Эвенки  1   Эвены (ламуты) 2635    Эскимосы  33    Юкагиры  71

Численность населения отдельных национальностей Магаданской области

(по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года)

Алеуты 5

Ительмены 613

Камчадалы 280

Коряки 900

Кумандинцы 6

Манси 1

Нанайцы 7

Ненцы 1

Нивхи 6

Орочи 76

Тазы 1

Тофалары (тофа) 1

Удэгейцы 1

Уйльта (ороки) 1

Ульчи 5

Чуванцы 57

Чукчи 285

Шорцы 7

Эвенки 1

Эвены (ламуты) 2635

Эскимосы 33

Юкагиры 71

В соответствии с Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 г. № 631-р, местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в Магаданской области являются:  Ольский городской округ; Омсукчанский городской округ (пос. Омсукчан, с. Меренга);  Северо-Эвенский городской округ;  Среднеканский городской округ (пос. Сеймчан, с. Колымское);  Тенькинский городской округ (с. Оротук); Хасынский городской округ (пос. Палатка). Сведения о численности коренных малочисленных народов Севера представлены территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Магаданской области.

В соответствии с Перечнем мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и Перечнем видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 мая 2009 г. № 631-р, местами традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации в Магаданской области являются:

  • Ольский городской округ;
  • Омсукчанский городской округ (пос. Омсукчан, с. Меренга);
  • Северо-Эвенский городской округ;
  • Среднеканский городской округ (пос. Сеймчан, с. Колымское);
  • Тенькинский городской округ (с. Оротук);
  • Хасынский городской округ (пос. Палатка).

Сведения о численности коренных малочисленных народов Севера представлены территориальным органом федеральной службы государственной статистики по Магаданской области.

Тунгусоязычные группы (эвены). Пешие тунгусы в XVII в. представляли собой этнографическую группу, условно относимую к позднее выделившимся эвенам, так как в последующих столетиях пешие тунгусы подверглись значительному влиянию со стороны мигрирующих тунгусоязычных оленеводов. Представители пеших тунгусов на территории нашей области проживали до середины XIX в. (частично это были жители селений Тауйск , Армань и Ола), а позднее они растворились в общей массе оседлого старожильческого населения. эвены

Тунгусоязычные группы (эвены).

Пешие тунгусы в XVII в. представляли собой этнографическую группу, условно

относимую к позднее выделившимся эвенам, так как в последующих столетиях пешие тунгусы подверглись значительному влиянию со стороны

мигрирующих тунгусоязычных оленеводов. Представители пеших тунгусов на территории нашей области проживали до середины XIX в. (частично это были жители

селений Тауйск , Армань и Ола), а позднее они растворились в общей массе оседлого старожильческого населения.

эвены

Коряки . Местом формирования предков современных коряков, по-видимому, была Тауйская губа, поэтому коряки являются самым древним этнически идентифицируемым коренным народом нашего региона. Из района Тауйской губы предки коряков, носители токаревской культуры, расселялись на восток вдоль Охотского побережья до Камчатки. Непосредственной причиной миграций являлся демографический взрыв, вызванный обилием морских животных, а затем вытеснение избыточного населения. Так шло освоение побережья. Затем эти же племена, в итоге населившие все побережье (или отдельные наиболее удобные места по нему), также испытывали демографические колебания. Так как двигаться дальше по побережью было нельзя, в периоды сильных этнических давлений ≪лишние≫ люди уходили охотиться на сухопутных животных и, таким образом, присоединялись к предкам оленных групп северо-восточных палеоазиатов, формирование которых произошло вследствие обретения домашнего оленеводства.

Коряки .

Местом формирования предков современных коряков, по-видимому, была Тауйская губа, поэтому коряки являются самым древним этнически идентифицируемым коренным народом нашего региона. Из района Тауйской губы предки коряков, носители токаревской культуры, расселялись на восток вдоль Охотского побережья до Камчатки. Непосредственной причиной миграций являлся демографический взрыв, вызванный обилием морских животных, а затем вытеснение избыточного населения. Так шло освоение побережья. Затем эти же племена, в итоге населившие все побережье (или отдельные наиболее удобные места по нему), также испытывали демографические колебания. Так как двигаться дальше по побережью было нельзя, в периоды сильных этнических давлений ≪лишние≫ люди уходили охотиться на сухопутных животных и, таким образом, присоединялись к предкам оленных групп северо-восточных палеоазиатов, формирование которых произошло вследствие обретения домашнего оленеводства.

Коряки  Одной из причин сокращения численности коряков, прежде всего береговых, была физическая и культурная ассимиляция. К концу XIX – началу ХХ в. коряки, проживавшие в селениях Охотского (селения Ямск и Туманы, 231 чел.) и Гижигинского (селение Наяхан, 42 чел.) округов становятся этнически неразличимыми среди окружающего населения, войдя в состав старожильческого русскоязычного населения – охотских камчадалов. коряки

Коряки

Одной из причин сокращения численности коряков, прежде всего береговых, была физическая и культурная ассимиляция. К концу XIX – началу ХХ в. коряки, проживавшие в селениях Охотского (селения Ямск и Туманы, 231 чел.)

и Гижигинского (селение Наяхан, 42 чел.) округов становятся этнически неразличимыми среди окружающего населения, войдя в состав старожильческого русскоязычного населения – охотских камчадалов.

коряки

Ительмены Это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

Ительмены

Это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.

 Чукчи   Кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского полуострова и в Магаданской области. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.

Чукчи 

Кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского полуострова и в Магаданской области. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.

 Русскоязычные старожилы  (охотские камчадалы). Формирование этнической группы охотских камчадалов шло в селениях Тауйск, Армань, Ола, Ямск, Наяхан и Гижига на основе смешения коренного и пришлого населения. Основание и развитие этих населенных пунктов неразрывно связано с социально-политической и экономической интеграцией северо-восточных территорий в Российское государство. В состав охотских камчадалов вошли представители оседлых коряков, кочевых и пеших тунгусов (эвенов), якутов и русских.

Русскоязычные старожилы

(охотские камчадалы).

Формирование этнической группы охотских камчадалов шло в селениях Тауйск, Армань, Ола, Ямск, Наяхан и Гижига на основе смешения коренного и пришлого населения. Основание и развитие этих населенных пунктов неразрывно связано с социально-политической и экономической интеграцией северо-восточных территорий в Российское государство. В состав охотских камчадалов вошли представители оседлых коряков, кочевых и пеших тунгусов (эвенов), якутов и русских.

Алеуты Митрополит Московский, апостол Америки и Сибири Иннокентий Вениаминов в первой половине XIX в. писал: «В Алеутах, при всем их хладнокровии и равнодушии, видна любовь к детям и детей к родителям…  Отец и мать во время голода заботятся единственно о детях своих…».

Алеуты

Митрополит Московский, апостол Америки и Сибири Иннокентий Вениаминов в первой половине XIX в. писал: «В Алеутах, при всем их хладнокровии и равнодушии, видна любовь к детям и детей к родителям…

Отец и мать во время голода заботятся единственно о детях своих…».

Коренные жители Верхней Колымы - юкагиры  Юкагиры, в середине XVII в. занимавшие значительную территорию – бассейны рек Колыма и Омолон, уже к концу столетия сильно сокращаются в численности вследствие военных столкновений, смешений с соседними народами, а также эпидемий, которые периодически вспыхивали среди них. Еще в начале XVI в. верхнеколымские юкагиры по численности превосходили эвенов, а во второй половине столетия ситуация меняется: эвены становятся самой многочисленной группой коренного населения Верхней Колымы, и их число постоянно увеличивается, а юкагиров, напротив, уменьшается.  Жилище юкагиров

Коренные жители Верхней Колымы - юкагиры

Юкагиры, в середине XVII в. занимавшие значительную территорию – бассейны рек Колыма и Омолон, уже к концу столетия

сильно сокращаются в численности вследствие военных столкновений, смешений

с соседними народами, а также эпидемий, которые периодически вспыхивали

среди них. Еще в начале XVI в. верхнеколымские юкагиры по численности превосходили эвенов, а во второй половине столетия ситуация меняется: эвены становятся самой многочисленной

группой коренного населения Верхней Колымы, и их число постоянно увеличивается, а юкагиров, напротив, уменьшается.

Жилище юкагиров

Юкагирский национальный праздник

Юкагирский национальный праздник

Орочи Год делился на месяцы, соответствовавшие фенологическим (природным) явлениям и промысловым занятиям: гуси биани — «месяц прилёта орла»; туа — «месяц ворона»; зонка — «месяц, когда течёт с крыши»; илакта биани — «месяц цветов»; нада биани — «жаркий месяц» (7-ой); омо хукканку ини — «первый месяц охоты с петлями»; амукин хукканкини — «последний период охоты с петлями»; мийэ — «месяц плеча»; ичэ — «новый месяц»- январь. Занятия : Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская (морским звериным промыслом), а также рыболовство. Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в XIX веке. Рыбачили круглый год, летом — в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу — колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой.

Орочи

Год делился на месяцы, соответствовавшие фенологическим (природным) явлениям и промысловым занятиям: гуси биани — «месяц прилёта орла»;

туа — «месяц ворона»;

зонка — «месяц, когда течёт с крыши»;

илакта биани — «месяц цветов»;

нада биани — «жаркий месяц» (7-ой);

омо хукканку ини — «первый месяц охоты с петлями»;

амукин хукканкини — «последний период охоты с петлями»;

мийэ — «месяц плеча»;

ичэ — «новый месяц»- январь.

Занятия : Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская (морским звериным промыслом), а также рыболовство.

Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в XIX веке.

Рыбачили круглый год, летом — в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу — колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой.

Орочи В постоянных поселениях проживали в основном в зимнее время. Они стояли на одном месте в распадке сопок, удобном для добычи копытных и пушных зверей в течение многих лет, иногда даже более сотни. Наиболее распространенными летними жилищами орочей являлись двускатные шалаши . Такие шалаши походили на двускатную крышу, поставленную на землю. Покрывались они берестой, либо корой кедра. Строили летние жилища прямоугольного типа с вертикальными стенками и двускатной крышей, жили летом в шалашах полуцилиндрической формы. Рядом с жилыми постройками, на местах пушного промысла и у реки, месте заготовки и разделки рыба сооружали хозяйственные постройки. В основном это свайные амбары и помосты, вешала для вяления рыбы. На месте промысла охотники и рыбаки строили зимовья, шалаши, вешала, временные навесы и заслоны от ветра и дождя

Орочи

В постоянных поселениях проживали в основном в зимнее время. Они стояли на одном месте в распадке сопок, удобном для добычи копытных и пушных зверей в течение многих лет, иногда даже более сотни.

Наиболее распространенными летними жилищами орочей являлись двускатные шалаши . Такие шалаши походили на двускатную крышу, поставленную на землю. Покрывались они берестой, либо корой кедра. Строили летние жилища прямоугольного типа с вертикальными стенками и двускатной крышей, жили летом в шалашах полуцилиндрической формы.

Рядом с жилыми постройками, на местах пушного промысла и у реки, месте заготовки и разделки рыба сооружали хозяйственные постройки. В основном это свайные амбары и помосты, вешала для вяления рыбы.

На месте промысла охотники и рыбаки строили зимовья, шалаши, вешала, временные навесы и заслоны от ветра и дождя

Нивхи Предполагают, что Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время.

Нивхи

Предполагают, что Нивхи - прямые потомки древнейшего населения Сахалина и низовьев Амура, расселённого в прошлом значительно шире, чем в настоящее время.

Эскимосы В России эскимосы — малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. 1356 человек, по данным переписи 2002 г. 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с  чукчами  в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля и Магаданской области . Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя — юк — «человек», юит, югыт, или юпик — «настоящий человек». Жилище эскимосов

Эскимосы

В России эскимосы — малочисленная этническая группа (по данным переписи 1970 г. 1356 человек, по данным переписи 2002 г. 1750 человек), живущая смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде населенных пунктов восточного побережья Чукотки и на острове Врангеля и Магаданской области . Их традиционные занятия — морской зверобойный промысел, оленеводство, охота. Эскимосы Чукотки называют себя — юк — «человек», юит, югыт, или юпик — «настоящий человек».

Жилище эскимосов

Тазы Жили тазы небольшими родовыми стойбищами. У каждого родового стойбища были свои промысловые угодья.  В зависимости от специфики хозяйственной деятельности и географических условий их поселения разделялись на временные и постоянные (йохо). Весной, летом и осенью временные поселения всегда устраивались на берегу реки или в лесной пади (жилища были: дву- или односкатные балаганы и постройки типа чумов) жили отдельными семьями на местах промыслов. В постоянных поселениях проживали в основном в зимнее время. Они стояли на одном месте в распадке сопок, удобном для добычи копытных и пушных зверей в течение многих лет, иногда даже более сотни. В начале XX в. у тазов преобладали хуторские поселения. Основным видом традиционного жилища были каркасные дома-фанзы с отапливаемыми лежанками — канама. Позднее появились срубные одно- или двухкамерные дома. До 1930-х гг. вместо оконных стекол использовалась промасленная бума­га. Дверные проемы завешивались циновками.  Большая часть из них сейчас проживает в Ольгинском районе Приморского края.

Тазы

Жили тазы небольшими родовыми стойбищами. У каждого родового стойбища были свои промысловые угодья.

В зависимости от специфики хозяйственной деятельности и географических условий их поселения разделялись на временные и постоянные (йохо). Весной, летом и осенью временные поселения всегда устраивались на берегу реки или в лесной пади (жилища были: дву- или односкатные балаганы и постройки типа чумов) жили отдельными семьями на местах промыслов. В постоянных поселениях проживали в основном в зимнее время. Они стояли на одном месте в распадке сопок, удобном для добычи копытных и пушных зверей в течение многих лет, иногда даже более сотни. В начале XX в. у тазов преобладали хуторские поселения. Основным видом традиционного жилища были каркасные дома-фанзы с отапливаемыми лежанками — канама. Позднее появились срубные одно- или двухкамерные дома. До 1930-х гг. вместо оконных стекол использовалась промасленная бума­га. Дверные проемы завешивались циновками.

Большая часть из них сейчас проживает в Ольгинском районе Приморского края.

Якуты. К концу XIX в. численность якутов, сохранивших этническую идентичность, составляла не более 150 человек, проживали они в основном в с. Тауйск и составляли около 80 % его жителей. В 1909–1910 гг. около 50 якутов переселились из Якутской области в село Ола для обслуживания незадолго перед тем открытого Ольско-Колымского тракта. Но здесь, в отличие от Тауйска, якуты составляли меньшинство.

Якуты.

К концу XIX в. численность якутов, сохранивших этническую идентичность, составляла не более 150 человек, проживали они в основном в с. Тауйск и составляли около 80 % его жителей.

В 1909–1910 гг. около 50 якутов переселились из Якутской области в село Ола для обслуживания незадолго перед тем открытого Ольско-Колымского тракта. Но здесь, в отличие от Тауйска, якуты составляли меньшинство.

Ульчи Ульчи являются представителями байкальского антропологического типа североазиатской расы , с небольшой долей примеси амуро-сахалинского типа , что объясняется их длительными контактами с нивхами .

Ульчи

Ульчи являются представителями байкальского антропологического типа североазиатской расы , с небольшой долей примеси амуро-сахалинского типа , что объясняется их длительными контактами с нивхами .

Ульчи Писатель А. Л. Вальдю

Ульчи

Писатель А. Л. Вальдю

ПОВТОРИМ Какие малочисленные коренные народы заселяют территорию Магаданской области? Назвать виды жилища коренных народов нашей области. Перечислить традиционные виды хозяйственной деятельности коренных народов Магаданской области. Из каких материалов изготавливались кухонные принадлежности коренных народов? 5. Перечислите традиционные места проживания коренных малочисленных народов Магаданской области ?

ПОВТОРИМ

  • Какие малочисленные коренные народы заселяют территорию Магаданской области?
  • Назвать виды жилища коренных народов нашей области.
  • Перечислить традиционные виды хозяйственной деятельности коренных народов Магаданской области.
  • Из каких материалов изготавливались кухонные принадлежности коренных народов?

5. Перечислите традиционные места проживания коренных малочисленных народов Магаданской области ?

Рефлексия Я узнала… Мне было интересно увидеть … Я запомнила … Я научилась различать … Теперь я смогу рассказать о …

Рефлексия

Я узнала…

Мне было интересно увидеть …

Я запомнила …

Я научилась различать …

Теперь я смогу рассказать о …

 спасибо за внимание.

спасибо за внимание.