Тема урока | Корень, его строение и значение. |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Образовательные цели урока | Организовать деятельность учащихся по формированию представлений о внешнем и внутреннем строении корня, корневых системах, формированию умений устанавливать взаимосвязи между строением и функциями корня. |
Технология построения урока | Мотивация к учебной деятельности Актуализация необходимых знаний и умений. Пробное учебное действие, выявление причины затруднения Постановка и формулирование учебной проблемы, планирование деятельности Открытие нового знания Первичное закрепление во внешней речи (Применение нового знания в типовом задании) Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу Границы применимости нового знания (Включение в систему знаний и повторение) Рефлексия учебной деятельности Домашнее задание |
Основные понятия, термины | корень, корневые системы (стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня, функции корня. |
Планируемые результаты | Предметные - формирование систематизированных представлений о строении корня и функциях его частей, о зонах корня, о взаимосвязи строения и функций зон корня, -освоение навыков использования методов биологического исследования- наблюдения и описания типов корневых систем, постановки биологических экспериментов, объяснения и фиксирования их результатов, -соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием Метапредметные : Познавательные -поиск и выделение необходимых сведений для ответов, используя различные источники информации; -преобразование информации из одного вида в другой; - проведение сравнений, наблюдений, формулирование выводов Регулятивные - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, -выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, -изучение материала через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества, - умение правильно оценивать свою деятельность Личностные - формирование личностного смысла учения; - освоение норм и правил поведения; -умение применять полученные знания в практической деятельности Коммуникативные -умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях; -владение устной формой речи; -строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем |
Ресурсы | |
Этапы урока Время | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые умения |
| | | | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Мотивация к учебной деятельности (2мин) | Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Учитель приветствует учащихся. Предмет нашего сегодняшнего разговора находится в черном ящике. Я буду выдвигать утверждения, которые его описывают, если информации для определения предмета достаточно, поднимите зеленую карточку, если нет – красную. Итак… - В ящике располагается орган цветкового растения. - Это вегетативный орган. - Воздействуя на этот орган человек, может улучшить рост растения и повлиять на его урожайность. - Этот орган первым появляется при прорастании семени Так что же является предметом нашего изучения сегодня? (Корень) Из черного ящика достается корень растения. Действительно, это корень. | Самоорганизация на учебную деятельность Отвечают на вопросы учителя | | Регулятивные: - умение организовывать себя, настраиваться на работу. Коммуникативные: -умение точно и с достаточной полнотой выражать свои мысли | Формирование интереса к познавательной деятельности на уроке |
Актуализация знаний и фиксирование затруднения пробным действием (5 мин) | Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий | Обоснуйте, почему корень можно считать якорем, насосом и кладовой? Как строение корня помогает ему выполнять функции якоря, насоса и хранилища?
- организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения. | Обсуждают в парах, высказывают свое мнение | | Познавательные: - определять границу знания-незнания; - устанавливать закономерности. Коммуникативные:- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, аргументация своего мнения, учет разных мнений | |
Выявление места и причины затруднения (2 мин.) | Организация учащихся для анализа возникшей ситуации | У кого нет ответа? Что вы делали? Что вы не смогли сделать? Какие знания применяли? Где возникло затруднение? Почему возникло затруднение? | выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднения; Пытаются ответить на вопросы учителя | | | |
Построение проекта выхода из затруднения 5 мин | Постановка цели учебной деятельности. выбор способа и средств ее реализации | Что нужно знать о корне, чтобы ответить на этот вопрос? Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения) Предположите тему урока. Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. | Формулируют цель урока: изучить функции и строение корня Формулируют тему урока, записывают тему в тетради. Составляют план действий: 1.Определить функции корня. 2.Выявить особенности строения корня, связанные с выполняемыми функциями. 3. Определить типы корней и корневых систем | | Коммуникативные: -планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: -умение точно и с достаточной полнотой выражать свои мысли Регулятивные: -умение определять и формулировать цель своих действий | |
Реализация построенного проекта 7 мин | получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета. | Организует работу в группах | Работая в группах, Знакомятся с заданиями, выполняют их, анализируют информацию, делают выводы 1-я группа: работают с текстом учебника на стр.37-38, с таблицами, рисунками учебника, гербариями 1. Корневые системы растений. Происхождение главного и придаточных корней. Корни, образующие корневую систему: главный, боковые и придаточные. Понятие о стержневой и мочковатой корневых системах. 2-я группа: находят зоны корня, выясняют их различия, особенности и значение для растения. работают с текстом учебника на стр.38-39, рисунком учебника, таблицами . Заполняют таблицу. 3-я группа: работают с текстом учебника на стр.41, рисунком учебника, муляжами корнеплодов Видоизменения корней: корнеплоды и корневые шишки. Многообразие видоизменений корней как результат перехода растений в новые условия окружающей среды. | --освоение навыков использования методов биологического исследования –наблюдения и описания типов корневых систем | Познавательные: -анализировать информацию, представленную на рисунках учебника. Коммуникативные: Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом. Регулятивные: -умение обобщать и делать выводы развитие способности преобразования информации из одной знаковой системы в другую. | Личностные: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач; |
Физкультминутка 2 мин | Формирование ценностного отношения к своему здоровью | организует проведение физминутки. | - выполняют упражнения | | | Формирование понимания ценности здорового образа жизни |
Первичное закрепление знаний во внешней речи 5 мин | Применение нового знания в типовых заданиях
. | Ответьте на вопросы, поставленные вначале урока: почему корень можно считать якорем, насосом и хранилищем. Анализирует ответы учащихся, корректирует ошибки и недочёты.
| Отвечают по результатам работы групп, делают выводы о связи строения с функциями.
|
-формирование систематизированных представлений о строении корня и функциях, о зонах корня, о взаимосвязи строения и функций зон корня. | | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4 мин | Применение нового знания в типовых условиях | Предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по образцу. С какой целью вы ее будете выполнять? | Определяют для себя цель выполнения самостоятельной работы Самостоятельно выполняют задание, сверяют с эталоном. (слайд выводится на экран) | Умение выполнять задание на новое знание | Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем Познавательные: -умение переносить знания на выполнение нового задания Регулятивные: коррекция ошибок | Ситуация успеха |
Включение нового знания в систему знаний 8 мин | Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Объясняет смысл задания, контролирует работу.
Выполните лабораторную работу Сделайте вывод Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища Где можно применить знания, полученные на данном уроке? | Выполняют лабораторную работу "Строение корня проростка". стр. 14 учебника, оформляют результаты в тетрадь. Сделайте вывод | -соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием Развитие способности использования теоретических знаний на практике, извлечение необходимой информации. | | |
Рефлексия 3мин | Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке | сделайте вывод по всему уроку в виде резюме. На доске есть начало фразы, выберите и допишите индивидуально. Я понял, что… Оказывается… Меня удивило то, что… Мне понравилось то, что… Я задумался над тем…. | ребята выбирают фразы и дописывают индивидуально | | | |
Домашнее задание(2мин) | | Изучить текст § 7, вопр. после параграфа, | Записывают домашнее задание в дневники | Умение осуществлять поисковую работу с текстом учебника, дополнительными источниками информации | | |