СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Корень, его строение и значение.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по биологии в 6 классе. Урок по учебнику И.Н. Пономарева, О,А. Корнилова, В.С.    Кучменко.

Просмотр содержимого документа
«Корень, его строение и значение.»

Глухова Светлана Константиновна, учитель биологии МБОУ СОШ №2 г. Нижний Ломов

Урок биологии в 6 классе


Тема урока


Корень, его строение и значение.


Тип урока

Урок открытия нового знания

Образовательные цели урока

Организовать деятельность учащихся по формированию представлений о внешнем и внутреннем строении корня, корневых системах, формированию умений устанавливать взаимосвязи между строением и функциями корня.


Технология построения урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

  2. Актуализация необходимых знаний и умений.

  3. Пробное учебное действие, выявление причины затруднения

  4. Постановка и формулирование учебной проблемы, планирование деятельности

  5. Открытие нового знания

  6. Первичное закрепление во внешней речи (Применение нового знания в типовом задании)

  7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

  8. Границы применимости нового знания (Включение в систему знаний и повторение)

  9. Рефлексия учебной деятельности

  10. Домашнее задание

Основные понятия, термины

корень, корневые системы (стержневая, мочковатая), корневой чехлик, корневые волоски, зоны корня, функции корня.



Планируемые результаты

Предметные

- формирование систематизированных представлений о строении корня и функциях его частей, о зонах корня, о взаимосвязи строения и функций зон корня,

-освоение навыков использования методов биологического исследования- наблюдения и описания типов корневых систем, постановки биологических экспериментов, объяснения и фиксирования их результатов,

-соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием

Метапредметные :

Познавательные

-поиск и выделение необходимых сведений для ответов, используя различные источники информации;

-преобразование информации из одного вида в другой;

- проведение сравнений, наблюдений, формулирование выводов


Регулятивные

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности,

-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат,

-изучение материала через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества,

- умение правильно оценивать свою деятельность

Личностные

- формирование личностного смысла учения;

- освоение норм и правил поведения;

-умение применять полученные знания в практической деятельности

Коммуникативные

-умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

-владение устной формой речи;

-строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и учителем


Ресурсы














Этапы урока

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые умения





Предметные

Метапредметные

Личностные

Мотивация к учебной деятельности

(2мин)

Включение учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

Учитель приветствует учащихся.

Предмет нашего сегодняшнего разговора находится в черном ящике. Я буду выдвигать утверждения, которые его описывают, если информации для определения предмета достаточно, поднимите зеленую карточку, если нет – красную. Итак…

- В ящике располагается орган цветкового растения.

- Это вегетативный орган.

- Воздействуя на этот орган человек, может улучшить рост растения и повлиять на его урожайность.

- Этот орган первым появляется при прорастании семени

Так что же является предметом нашего изучения сегодня? (Корень)

Из черного ящика достается корень растения.

Действительно, это корень.


Самоорганизация на учебную деятельность

Отвечают на вопросы учителя


Регулятивные: - умение организовывать себя, настраиваться на работу.

Коммуникативные:

-умение точно и с достаточной полнотой выражать свои мысли

Формирование интереса к познавательной деятельности на уроке

Актуализация знаний и фиксирование затруднения пробным действием

(5 мин)

Готовность и осознание потребности к построению нового способа действий

Обоснуйте, почему корень можно считать якорем, насосом и кладовой?

Как строение корня помогает ему выполнять функции якоря, насоса и хранилища?



- организует деятельность по выполнению пробного учебного действия и фиксирует индивидуальные затруднения.


Обсуждают в парах, высказывают свое мнение


Познавательные:

- определять границу знания-незнания;

- устанавливать закономерности.

Коммуникативные:- формировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре, аргументация своего мнения, учет разных мнений



Выявление места и причины затруднения (2 мин.)

Организация учащихся для анализа возникшей ситуации

У кого нет ответа?

Что вы делали?

Что вы не смогли сделать? Какие знания применяли?

Где возникло затруднение?

Почему возникло затруднение?

выполняют пробное учебное действие, фиксируют затруднения;

Пытаются ответить на вопросы учителя




Построение проекта выхода из затруднения

5 мин

Постановка цели учебной деятельности. выбор способа и средств ее реализации

Что нужно знать о корне, чтобы ответить на этот вопрос?

Определите цель урока (для устранения возникшего затруднения)

Предположите тему урока.

Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели.


Формулируют цель урока: изучить функции и строение корня

Формулируют тему урока, записывают тему в тетради.

Составляют план действий:

1.Определить функции корня.

2.Выявить особенности строения корня, связанные с выполняемыми функциями.

3. Определить типы корней и корневых систем



Коммуникативные:

-планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками:

-умение точно и с достаточной полнотой выражать свои мысли

Регулятивные:

-умение определять и формулировать цель своих действий


Реализация построенного проекта

7 мин

получение новых знаний, необходимых для дальнейшего изучения предмета.


Организует работу в группах

Работая в группах, Знакомятся с заданиями, выполняют их, анализируют информацию, делают выводы

1-я группа: работают с текстом учебника на стр.37-38, с таблицами, рисунками учебника, гербариями

1. Корневые системы растений. Происхождение главного и придаточных корней. Корни, образующие корневую систему: главный, боковые и придаточные. Понятие о стержневой и мочковатой корневых системах.

2-я группа: находят зоны корня, выясняют их различия, особенности и значение для растения.

работают с текстом учебника на стр.38-39, рисунком учебника, таблицами

.

Заполняют таблицу.

3-я группа:

работают с текстом учебника на стр.41, рисунком учебника, муляжами корнеплодов

Видоизменения корней: корнеплоды и корневые шишки. Многообразие видоизменений корней как результат перехода растений в новые условия окружающей среды.


--освоение навыков использования методов биологического исследования –наблюдения и описания типов корневых систем

Познавательные:

-анализировать информацию, представленную на рисунках учебника.

Коммуникативные:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе(определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом.

Регулятивные:

-умение обобщать и делать выводы

развитие способности преобразования информации из одной знаковой системы в другую.

Личностные: понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач;


Физкультминутка 2 мин

Формирование ценностного отношения к своему здоровью

организует проведение физминутки.

- выполняют упражнения



Формирование понимания ценности здорового образа жизни

Первичное закрепление знаний во внешней речи

5 мин

Применение нового знания в типовых заданиях





.


Ответьте на вопросы, поставленные вначале урока: почему корень можно считать якорем, насосом и хранилищем.

Анализирует ответы учащихся, корректирует ошибки и недочёты.




Отвечают по результатам работы групп, делают выводы о связи строения с функциями.





-формирование систематизированных представлений о строении корня и функциях, о зонах корня, о взаимосвязи строения и функций зон корня.



Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4 мин

Применение нового знания в типовых условиях

Предлагает выполнить самостоятельную работу с самопроверкой по образцу.

С какой целью вы ее будете выполнять?

Определяют для себя цель выполнения самостоятельной работы

Самостоятельно выполняют задание, сверяют с эталоном. (слайд выводится на экран)

Умение выполнять задание на новое знание

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества с учителем

Познавательные:

-умение переносить знания на выполнение нового задания

Регулятивные: коррекция ошибок

Ситуация успеха

Включение нового знания в систему знаний

8 мин

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Объясняет смысл задания, контролирует работу.



Выполните лабораторную работу

Сделайте вывод

Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Оцените работу товарища

Где можно применить знания, полученные на данном уроке?

Выполняют лабораторную работу "Строение корня проростка". стр. 14 учебника, оформляют результаты в тетрадь.

Сделайте вывод


-соблюдение правил работы в кабинете биологии, обращения с лабораторным оборудованием Развитие способности использования теоретических знаний на практике, извлечение необходимой информации.



Рефлексия

3мин

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

сделайте вывод по всему уроку в виде резюме.

На доске есть начало фразы, выберите и допишите

индивидуально.

  • Я понял, что…

  • Оказывается…

  • Меня удивило то, что…

  • Мне понравилось то, что…

  • Я задумался над тем….


ребята выбирают фразы и дописывают индивидуально




Домашнее задание(2мин)


Изучить текст § 7, вопр. после параграфа,

Записывают домашнее задание в дневники

Умение осуществлять поисковую работу с текстом учебника, дополнительными источниками информации