Корней Иванович Чуковский - теоретик и практик детской литературы
Единственный компас для писателей - народная поэзия. Задача писателей - не точная имитация старинного народного творчества. Но не только у народа должны мы учиться, второй учитель - ребенок. Надо знать потребности и вкусы малолетних читателей, воспитывать их, влиять, формировать как личность .
Само появление детской поэзии в России и ее дальнейший расцвет в СССР неразрывно связаны с именем
Корнея Ивановича Чуковского .
Любой из вас с легкостью продолжит такие строки, как: "Ехали медведи -----"; "Как я рад, как я рад, что -----"; "- Кто говорит? - Слон. - Откуда? - -----"; "И подушка, как -----"; "Муха, Муха-Цокотуха -----"; "Маленькие дети, ни за что на свете -----"; "Ох, нелегкая эта работа - ----".
Если же не сможете, то значит вы росли в какое-то другое время в какой-то другой стране .
Первая детская поэма «Крокодил» (1916) родилась случайно. Корней Иванович вместе с маленьким сыном ехали в поезде. Мальчик болел и, чтобы отвлечь его от страданий, Корней Иванович начал рифмовать строки под стук колес.
К. Чуковский:
"Я написал двенадцать книг, и никто на них никакого внимания. Но стоило мне однажды написать шутя "Крокодила", и я сделался знаменитым писателем. Боюсь, что "Крокодила" знает наизусть вся Россия. Боюсь, что на моем памятнике, когда я умру, будет начертано "Автор "Крокодила". А как старательно, с каким трудом писал я другие свои книги, напр., "Некрасов как художник", "Жена поэта", "Уолт Уитмен", "Футуристы" и проч. Сколько забот о стиле, композиции и о многом другом, о чем обычно не заботятся критики! Каждая критическая статья для меня - произведение искусства (может быть, плохого, но искусства!), и когда я писал, напр., свою статью "Нат Пинкертон", мне казалось, что я пишу поэму. Но кто помнит и знает такие статьи! Другое дело - "Крокодил". Miserere".
Действий, приключений, событий, молниеносно следующих одно за другим,- вот чего ждет ребенок в первые шесть-семь лет своей жизни. Герои "Крокодила" то сражаются, то убегают из плена, то ездят верхом на пантерах, то попадают в лапы к осатанелым гориллам, то пляшут вокруг праздничной елки - одно приключение сменяется десятком других. И в "Бармалее" и в "Краденом солнце" такая же непрерывная цепь приключений. И в «Айболите" и "Мухе" тоже .
Неизвестно, были ли прототипы у героев сказок Чуковского. Но существуют довольно правдоподобные версии возникновения ярких и харизматичных персонажей его детских сказок .
В прототипы Айболита годятся сразу два персонажа, один из которых был живым человеком, доктором из Вильнюса. Его звали Цемах Шабад. Доктор Шабад, окончив медицинский факультет Московского университета в 1889 г, добровольно отправился в московские трущобы, чтобы лечить бедняков и бездомных. Добровольно поехал в Поволжье, где рискуя жизнью, боролся с эпидемией холеры. Вернувшись в Вильнюс бесплатно лечил бедняков, кормил детей из бедных семей, не отказывал в помощи, когда к нему приносили домашних животных, лечил даже раненных птиц, которых ему приносили с улицы.
С Шабадом писатель познакомился в 1912 году. Он дважды побывал в гостях у доктора Шабада и сам лично назвал его прототипом доктора Айболита в своей статье в «Пионерской правде».
Одной из особенностей творческой манеры Чуковского является наличие т.н. "сквозных" персонажей, которые переходят из сказки в сказку. При этом они не объединяют произведения в некий последовательный "сериал", а как бы параллельно существуют в нескольких мирах в разных вариациях.
Например, Мойдодыра можно встретить в "Телефоне" и "Бибигоне", а Крокодила Крокодиловича - в "Телефоне", "Мойдодыре" и "Бармалее".
Недаром Чуковский иронично называл свои сказки "крокодилиадами". Еще один излюбленный персонаж - Бегемот - существует в "мифологии" Чуковского аж в двух обличьях - собственно, Бегемота и Гиппопотама, которых автор просит не путать ("Бегемот - аптекарь, а Гиппопотам - царь").
Особой чертой Чуковского было гармоничное сочетание в одном лице вдохновенного творца и критика - скрупулезного аналитика не только чужого, но и своего творчества. Как он сам писал: "Научные выкладки должны претворяться в эмоции". Далеко не каждый критик в состоянии создать произведение искусства, а поэт - объяснить секреты своего мастерства. Однако Чуковский не только писал гениальные сказки, но и зафиксировал принципы своего подхода к творчеству - т.н. заповеди для детских поэтов, изложенные в книге "От 2 до 5".
В 1917 г. М.Горький предложил ему возглавить детский отдел издательства «Парус». Тогда же он стал обращать внимание на речь маленьких детей и записывать их. Из этих наблюдений родилась книга «От двух до пяти» (впервые вышла в 1928), которая представляет собой лингвистическое исследование детского языка и особенностей детского мышления.