МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ « САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
Классный час, посвященный Всероссийскому Дню Органа.
Преподаватель Мазурова Любовь Васильевна
Сафоново
2021
Ребята! 28 ноября отмечался Всероссийский День Органа. А первый раз он проводился в Москве, 24 ноября 2019года. Организатором его стала Всероссийская академия музыки им. Гнесиных, где есть класс органа. 24ноября все Московские органы звучали с 10 часов утра до 12 часов ночи.
Орган – совершенно удивительный и уникальный инструмент. Это «король инструментов», «инструмент инструментов», «инструмент – оркестр» .Об истории этого инструмента мне и хотелось бы сегодня вам рассказать. Но вначале должна прозвучать музыка.
И. С. Бах. «Токката и фуга ре минор»,
Я думаю, что все вы узнали музыку великого немецкого композитора И.С. Баха и совершенно потрясающее, величественное, грандиозное звучание органа. Орган был любимым инструментом композитора, для которого он написал огромное количество произведений. Бах был знаменитым органистом и совершенно непревзойденным импровизатором на органе. «Токката и фуга» является ярчайшим примером этого мастерства и вершиной органного творчества композитора.
Орган – латинское слово, переводится как «орудие», «инструмент». История органа насчитывает более 2000 лет. Предшественниками органа являются: древняя вавилонская волынка, китайская флейта и флейта Пана. В IIIвеке до нашей эры древнегреческий механик Ктесибий, испытывая водяной насос, обнаружил, что насос поёт. И тогда Ктесибий объединил несколько насосов и получился инструмент, который назвали гидравлос. В нем было 18 трубок – насосов. Музыка была одноголосной, звук резким. Этот инструмент сопровождал бои гладиаторов, праздненства и пиры. К сожалению, секрет устройства этого инструмента бесследно утерян, но на римских монетах времён императора Нерона есть изображение гидравлоса.
Возрождаться орган стал через много сотен лет, в VII веке уже нашей эры. И, конечно, в новых органах звучала уже не вода, а воздух в трубах. Это был клавишно- духовой инструмент. Старинные органы были грубой работы, с широкими, очень тугими клавишами. Органисту приходилось изо всей силы ударять по клавишам кулаками и локтями, чтобы извлечь звук. А внизу, под органом, трудилось несколько человек, которые нагнетали мехами воздух, который передавался от клавиш к органным трубам. И именно в VII веке орган становится одной из главных принадлежностей богослужения в католических храмах.
На протяжении многих столетий орган совершенствовался. Своего подлинного расцвета органное искусство достигло в средние века, в эпоху Барокко. Именно тогда появляются мастера по изготовлению органов и школы игры на органе.
Органы были разных типов: от небольших переносных до гигантских. Количество труб в органе было от 800 до 45 тысяч. Трубы были деревянные и металлические. Высота труб была от нескольких миллиметров до 10 – 11 метров. Орган не зря называют инструментом – оркестром. Когда звучит орган, слышны практически все инструменты симфонического оркестра: струнные смычковые, деревянные духовые и медные духовые инструменты. Трубы одного тембра объединяются в регистры. В органе от 10 до нескольких сот регистров. Органист находится на кафедре. Перед ним ступеньками располагаются клавиатурами, которые называются «мануалами». Их может быть от 1 до 7. Слева и справа от органиста располагаются переключатели регистров. А внизу – педальная клавиатура для ног. В ней 32 клавиши для игры носком ноги и каблуком. Ноты для органа пишутся на 3 строчках. Очень часто рядом с органистом находится ассистент, который помогает переворачивать ноты и переключать регистры. Орган – сложнейший инструмент!
На протяжении всего времени существования органа композиторы писали музыку для этого инструмента и очень часто сами были прекрасными органистами, сопровождая церковные богослужения. Среди композиторов эпохи Барокко, которые написали замечательную музыку для органа итальянский композитор Дж.Фрескобальди, французские композиторы Л.К. Дакен, Ж. Рамо, Ф. Куперен, английские композиторы Г.Персел, Г.Гендель, немецкие композиторы И. Пахельбель, Д.Букстехуде, великий И.С.Бах и многие другие. Они сделали огромный вклад в органную музыку. Свой вклад в органную музыку внесли и композиторы – классики: Й, Гайдн, В.А.Моцарт, Л.Бетховен. Й. Гайдн почти до 18 лет пел в церковном хоре, а В.А.Моцарт и Л.Бетховен были прекрасными органистами и писали замечательную духовную музыку, сохраняя в ней традиции баховской полифонии.
Звучит «Хорал» Й.Гайдна.
А вот знаменитый хор В.А.Моцарта «Ave Verum».
Невозможно не вспомнить композиторов – романтиков. Ведь именно Ф.Мендельсон возродил забытую музыку И.С.Баха. Композитору было всего 20 лет, когда под его управлением прозвучала потрясающая музыка Баха, находившееся в забвении почти 100 лет «Страсти по Матфею». А сейчас мы услышим музыку Франца Шуберта – 1-го композитора – романтика, автора более 600 песен. Композитор писал и духовную музыку.
Ф.Шуберт. «Хорал».
В России орган появился очень давно и был всегда только светским инструментом. В традиции православной церкви музыкальные инструменты никогда не использовались. Из старинных книг известно, что московские князья любили слушать орган. В XV веке во дворце великого князя Василия III был орган. В XVII веке Петр I заказал в Германии специально для России два органа. Устанавливали их немецкие мастера. Как известно, Россия была всегда многонациональной и много конфессиональной страной. В России всегда жили и живут католики, протестанты, лютеране. Для них строили кафедральные соборы, католические церкви, костелы. И в них всегда был орган, для того чтобы прихожане могли молиться по своим канонам, в своей традиционной форме. Кстати, в Смоленске есть старинный польский костел, который находится в плачевном состоянии, а ведь это мог бы быть прекрасный концертный зал с органом! Уже много лет говорят об этом.
В XX веке орган внешне практически не изменился. Изменилось лишь управление органом. Уже с середины IX века нагнетать воздух в органные трубы перестали вручную. Теперь это делает электронное устройство или компьютер. Композиторы и сегодня продолжают писать музыку для органа. Среди русских композиторов это С.И.Танеев, А.К.Глазунов, А.Гедике, Д. Д. Шостакович и другие. Мне хотелось бы назвать имя выдающегося композитора XX века М. Таривердиева. Совсем недавно отмечалось 90-летие со дня рождения. Мы знаем этого композитора прежде всего как автора музыки к кинофильмам. «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» и т.д. Композитор написал музыку к 132 фильмам. Но Таривердиев писал и замечательную органную музыку.
В 1984 году Таривердиев пишет 1-й концерт для органа «Кассандра». Музыка концерта написана на мифологический сюжет о гибели древней и прекрасной Трои. Воинственность и жестокость соединяются в ней с мольбами о пощаде и мужеством сражающихся жителей Трои.
Звучит фрагмент «Концерта для органа «Кассандра».
В 1986 году Таривердиев написал симфонию для органа «Чернобыль» .Потрясающее звучание органа поведало о страшной катастрофе на Чернобыльской АЭС. В 1999 году в Калининграде (бывший немецкий город Кёнигсберг с католическими соборами) состоялся 1-ый международный конкурс органной музыки им.М. Таривердиева. Это единственный в России конкурс. С тех пор он проводится постоянно 1 раз в 2 года. Конкурс собирает лучших органистов мира, которые исполняют и классическую органную музыку и современную. Обязательным является исполнение произведений М. Таривердиева.
На протяжении всего времени существования органа делались переложения для этого инструмента. В свое время И. С. Бах сделал переложение для органа концертов А. Вивальди. В наше время делаются переложение произведений классической музыки для органа. Сейчас мы послушаем 2 пьесы П. И. Чайковского из «Детского альбома». В этих пьесах необыкновенно ярко звучит тембральная окраска регистров, которая делает звучание этих пьес особенно выразительным.
«Марш деревянных солдатиков». «Вальс». Из «Детского альбома»
Проходит время, один век сменяется другим веком, одна эпоха сменяется другой эпохой, но по-прежнему звучит великая музыка, по-прежнему потрясает нас величественное , могучее и прекрасное звучание органа!