Коротко о научно-исследовательской деятельности в начальной школе и основных особенностях работы жюри окружных научно-практических конференций.
«Наиболее глубокий след оставляет то, что тебе удалось открыть самому». Слова математика прошлого века Джорджа Пойа я взяла эпиграфом своей статьи потому, что буду говорить о проектно-исследовательской деятельности!
21-й век, 2021год… Как далеко мы с вами ушли от своего рождения! Сколько задач уже решили, а сколько ещё предстоит решить!
Проектно-исследовательская деятельность… В работе педагога это одна из самых удачных возможностей приложить свои творческие усилия и развить научную жилку, спрятанные таланты в любимых учениках! Ведь талант даётся при рождении каждому и развивается в движении!
Современная школа призвана создать условия для такого движения! И проектно-исследовательская деятельность - лучшее из них!
Возникает вопрос: с чего же начать педагогу, который решается всерьёз обратить внимание на эту деятельность?
Что я понимаю под словом всерьёз? Это не только проектно-исследовательская работа на уроках или внеурочных занятиях, но и работа над интересными и важными для ребёнка темами в течение длительного времени, например, учебного года!
В этом году ко мне пришли первоклассники! Как правило, первый класс - это время диагностики. Я узнаю ребят, они знакомятся со мной. В этот период происходит зарождение идей. Любой проект или исследование я намечаю с определённой воспитательной и обучающей целью и для всего класса и для конкретных учеников. Первые работы призваны заинтересовать как можно больше ребят, привлечь их к познавательной деятельности. Это - своеобразная реклама научной работы.
Здесь, в первую очередь, учитывается желание! Я предлагаю проекты активным детям, детям с «огоньком»! И как только получаю согласие, происходит всеобщая мобилизация! Работа учителя, руководителя проекта, ученика, родителей полностью согласована.
Мы приступаем к выбору темы. И вот каким критериям она должна соответствовать:
Во-первых: конечно, быть интересной и посильной для ребёнка.
Во-вторых: быть актуальной.
В-третьих: решать обучающую и воспитательную задачи.
Разнообразие выбора тем огромно: «Освещение рабочего места школьника», «Какой хлеб полезнее», «Шоколад – это вредно или нет?», «Мир анимации», «Легко ли быть президентом?», «Можно ли прожить на бабушкину пенсию?». Список можно продолжать.
Когда тема выбрана, разрабатываем план действий, намечаем цель, задачи, а также методы работы. Подбираем необходимые теоретические материалы, планируем практическую деятельность. Всю работу выстраиваем под главным девизом «найти как можно больше изюминок».
Участвуют все! Степень участия варьирует в зависимости от года обучения. В первом классе, конечно, ведущая роль принадлежит учителю. Но ученик постепенно будет втягиваться в процесс: всё активнее выдвигать идеи, задавать вопросы, высказывать гипотезы. Будет расти его интерес к познанию, а учитель станет мудрым наставником и только скорректирует деятельность своего подопечного! Этого-то нам и надо!
Как только закончен теоретический этап, приступаем к практическим действиям! Здесь ведущую роль уже играет у-че-ник! Это самый интересный этап! Здесь ребята раскрываются в полной мере. Учитель только направляет деятельность! Родители, при необходимости, обеспечивают материально-техническую базу и иногда участвуют в экспериментах как испытуемые!
Приведу примеры такой практической деятельности. В проекте «Освещение рабочего места школьника» ребята с помощью люксметра замеряли освещённость при различных условиях, самостоятельно делали выводы, разрабатывали инструкцию по освещению рабочего места.
А проект «Шоколад» помог выяснить огромную пользу этого продукта. Исследователи измеряли давление до и после приёма шоколада, частоту пульса. Были сделаны косметические маски из шоколада для наших мам. А ученикам рекомендовали перед контрольной работой съедать несколько долек шоколада для улучшения результата. Эти два проекта вошли в десятку лучших проектов Одинцовского района.
Не менее интересным стал проект «Какой хлеб полезнее?». В практической части было проведено исследование хлебной продукции магазинов города, определён срок хранения различных хлебных изделий. Ребята сами пекли хлеб на бездрожжевой закваске, который по вкусовым качествам победил во время дегустации.
Ну, а в проекте «Мир анимации» работали настоящие мастера мультипликации. И вот, что у них получилось. Добавлю, эти проекты стали призёрами окружных научно-практических конференций.
В преддверии выборов президента, мы готовили исследовательскую работу «Легко ли быть президентом?». Первый класс всегда находится на стадии формирования классного коллектива и актива класса! Мы решили попробовать в игровой форме провести настоящие выборы президента класса!
Каждый кандидат подготовил программу личного развития и развития класса! 18 января кандидаты представили свои программы на суд избирателей, затем начались дебаты, а после них выборы. В настоящих избирательных бюллетенях нужно было поставить галочку напротив кандидата. Через неделю сформировали министерства и кабинет министров. Сейчас учимся ответственности за порученное дело!
Когда теоретическая и практическая работа окончена, начинаем аналитический этап. Здесь работаем слажено. Компонуем материал, подводим итоги, делаем выводы.
Затем готовимся к презентации. Презентация преследует две цели: красочно проиллюстрировать содержание исследования, помочь ученику в представлении проекта. Обращаю ваше внимание, на то, что ученик должен свободно владеть материалом и знать последовательность изложения. Важен также эмоциональный настрой говорящего!
Мне посчастливилось в течение нескольких лет быть в составе жюри окружных научно-практических конференций. Это всегда очень интересно и полезно.
Во-первых, ещё раз убеждаешься в замечательных способностях, которые открываются у ребят в процессе проектно-исследовательской деятельности! Порою бывает трудно определить победителя.
Во-вторых: ребята обмениваются опытом, с интересом делятся знаниями, и, я надеюсь, продолжают свои научные исследования. И это колоссальный успех.
В-третьих: мы, взрослые, получаем бесценный опыт. Многообразие интересных тем, удачи и ошибки помогают нам педагогам корректировать свою профессиональную деятельность.
Хочу отметить, что 70% успеха работы в руках всё-таки педагога. Именно от него зависит оформление работы. Важно скрупулёзно придерживаться требований. Ведь зачастую работа на заочном этапе уже выигрывает или проигрывает.
В наших руках, коллеги, великая сила – компьютер, и мы можем легко откорректировать работу в соответствии с пунктами требований к шрифту, интервалам и прочим мелочам, которые нещадно сбрасывают баллы. А цель, задачи, методы, объект, предмет, гипотеза – эти формулировки должны звучать отчётливо!
При оценивании работ наша группа обращает особое внимание на содержательность и логическое построение материала, на то, как раскрыта тема, на грамотность и стилистику.
И, конечно, с большим нетерпением жюри ждёт очного этапа работы. Защита проектов и исследований проходит в торжественной обстановке. Участники очень волнуются. Слушать маленьких учёных всегда интересно. Важно, чтобы выступление было ярким. Чтобы презентация была красочной, лаконичной и ни в коем случае не дублировала текст выступления, а только помогала проиллюстрировать его. На это тоже обращаю ваше внимание.
В заключение отмечу: использование проектно-исследовательской деятельности в работе педагога позволяет выйти за рамки объёма школьных предметов, расширить кругозор наших детей, помочь им научиться грамотно формулировать свои мысли, вселить уверенность в себя, почувствовать радость познания! Мудрые наставники, творческие личности, грамотные руководители, вы сможете раскрыть таланты ваших учеников!
2