СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Коррекция нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в процессе занятий детским игровым стретчингом»

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сталья на тему : " Коррекция нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в процессе занятий детским игровым стретчингом"

Просмотр содержимого документа
««Коррекция нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в процессе занятий детским игровым стретчингом»»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №6 ГОРОДА ВОЛГОГРАДА»







Статья на тему

«Коррекция нарушений осанки у детей младшего школьного возраста в процессе занятий детским игровым стретчингом»

























Учитель физической культуры

Севастьянова Валерия Сергеевна.





Волгоград 2016

Одними из самых распространённых заболеваний у детей и подростков являются нарушение осанки. Количество детей с данными отклонениями за последние 30 лет увеличилось в 10 раз. В среднем, четыре ребёнка из пяти имеют нарушения осанки. Кроме того у школьников увеличилась частота тяжёлых форм сколиоза, интенсивно нарастают проявления дистрофических изменений опорно-двигательного аппарата, в том числе и ранний остеохондроз.

Осанка во многом определяет нормальное функционирование важнейших органов и систем организма и является одним из главных слагаемых здоровья ребёнка. Её нарушение отрицательно сказывается на работе сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем организма.

Сдавленные грудной клеткой лёгкие не могут функционировать в полном объёме. В результате нарушаются окислительные процессы, а ткани и клетки не получают достаточного количества кислорода, что ведёт к понижению общей сопротивляемости организма. Различные деформации позвоночника становятся причиной нарушений обменных процессов, отражаются на функционировании внутренних органов, что может привести к заболеваниям желудочно-кишечного тракта, органов малого таза и др. А.А. Потапчук, (2001), Н.Л. Черная, (2007) квалифицируют позвоночник как наиболее слабое звено в опорно-двигательном аппарате, в частности, у детей в период костного роста. Костно-мышечная система у младших школьников сформирована еще недостаточно: в костной системе присутствует много хрящевой ткани, а мышцы и связки еще не обладают достаточной прочностью и силой. Именно из-за этой слабости и незаконченности развития при неумеренной и неравномерной статической нагрузке у ребенка может сформироваться неправильная осанка.

Одним из эффективных средств формирования правильной осанки и профилактики ее нарушений у детей являются физические упражнения. При этом эффективными из них являются упражнения из разделов корригирующей гимнастики, игрового стретчинга, лечебного плавания, фитбол–гимнастики, общеразвивающие упражнения, лечебно-профилактические танцы и многое другое. В то же время для получения положительного эффекта необходимо очень длительное и целенаправленное их воздействие .

В этой связи актуальность проблемы поиска эффективных средств формирования правильной осанки, профилактики и коррекции её нарушений, увеличение двигательной активности как значимого фактора интеллектуального, эмоционального и физического развития ребёнка, является несомненной .

Осанка – характеристика опорно-двигательного аппарата, уровня физического развития и сформированности поведенческих навыков, отражающих способность человека поддерживать оптимальное эстетическое и физиологическое положение тела и его частей при удержании статических поз, и обеспечивающая рациональное и адекватное выполнение основных естественных и профессиональных движений.

Основные виды нарушений осанки у школьников

Нарушение осанки в сагиттальной плоскости

Сутуловатость - увеличение грудного кифоза и уменьшение поясничного лордоза; плечи опущены и сведены вперед, лопатки не прилегают к спине (крыловидные лопатки) .

Круглая спина - (тотальный, или сплошной, кифоз) увеличение грудного кифоза при полном отсутствии поясничного лордоза (для компенсации отклонения центра тяжести от средней линии человек с такой осанкой стоит, как правило, с чуть согнутыми в коленях ногами)

Плоская спина - уплощение поясничного лордоза, при котором наклон таза уменьшен, грудной кифоз выражен плохо, грудная клетка смещена вперед, нижняя часть живота выпячена, лопатки крыловидные углы и внутренние их края отстают от спины; плоская спина представляет собой наиболее слабый тип осанки.

Плоско- вогнутая спина - грудной кифоз уменьшен, поясничный лордоз немножко увеличен. Таз как бы сдвинут назад и опрокинут вперед, из-за чего ягодицы отставлены назад, а живот выступает вперед и отвисает книзу.

Кругло-вогнутая спина - увеличение всех изгибов позвоночника, а также угла наклона таза.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости

Нарушения осанки во фронтальной плоскости называется ассиметричной осанкой.

Сколиоз (сколиотическая болезнь) - тяжелое прогрессирующее заболевание позвоночника, характеризующееся боко­вым искривлением и скручиванием позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).

Причины нарушений осанки и факторы, влияющие на ее формирование у детей школьного возраста.

Слабость мышечного корсета, неправильные позы, которые ребенок принимает в положении сидя , стоя, лежа, при ходьбе, во время игры, во сне; врожденные аномалии развития ребер, грудной клетки, позвонков, нижних конечностей вызывают нарушение осанки, которое приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится спутником многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата ребенка.

Существуют достаточное количество средств коррекции нарушений осанки, но самыми популярными на сегодняшний день является детский игровой стретчинг.

Игровой стретчинг это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Стретчинг - это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц.

Игровой стретчинг - специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

Растяжки воздействуют на все мышцы и суставы, повышают эластичность связок, снижается опасность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функций мышц. Это позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупреждать многие заболевания, т.к. воздействия на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывается естественная сопротивляемость организма.

Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений.

В ходе проведения занятий решаются следующие задачи:

  • Обучение детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга.

  • Обращать внимание детей на точность выполнения движений, передачу характерных особенностей образов.

  • Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.

  • Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

  • Поддерживать интерес детей к занятиям.

  • Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

  • Создание условий для положительного психо-эмоционального состояния детей.

Занятие состоит из 3 частей

В 1 (вводной) части, занятия дети выполняют упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для принятия правильной оценки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания. В качестве ОРУ использовались музыкально-ритмические композиции. Танцевальные упражнения позволяют повысить интерес к занятию, эмоциональное настроение ребенка.

Во второй (основной) части выполняются упражнения детского игрового стретчинга. На каждом занятии дети делают 9-10 упражнений детского стретчинга на различные группы мышц. Занятия строятся так, чтобы упражнения чередовались, была равномерная нагрузка на все тело ребенка. Включаются упражнения:

- для мышц живота;

- мышц спины;

- упражнение для укрепления позвоночника;

- упражнения для укрепления мышц спины и тазового пояса;

- упражнения для укрепления мышц ног и упражнения для развития стоп;

- упражнение для развития плечевого пояса;

- упражнение на развитие равновесия

Подвижная игра, также составляющая основной части занятия. Подбор п/и осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер. В старшем и подготовительном возрасте целесообразно организовать подвижные игры для развития умственных способностей детей.

В 3 (заключающей) части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Дыхательные упражнения способствую более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включались в каждое занятие; необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствует упражнения на релаксацию, выполняемые в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.

Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с содержанием каждого занятия.










Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с нарушением осанки с элементами детского игрового стретчинга


Инвентарь : гимнастическая скамейка – 2 шт, гимнастическая лестница; набивной мяч, гимнастические коврики.

Задачи урока.

Обучать технике упражнений игрового стретчинга;

Совершенствовать силовые упражнения на гимнастической лестнице и гимнастической скамейке;

Развивать силовые способности

Коррекция нарушений ОДА (осанки)


Части урока

Содержание

дозировка

О.М.У.

Подготовительная часть

Построение .Сообщение задач урока .

20с

Краткость и чёткость в изложении

Ходьба и её разновидности.

а) на носках;

б) на пятках;

в) на внешней стороне стопы;

г) в полуприседе;

д) в приседе;


3-4 мин.

Спина прямая, дыхание не задерживать.

Подниматься выше

Руки за голову

Руки в стороны

Руки на пояс

Руки на колени

Бег и его разновидности

а)Обычный

б)С высоким подниманием бедра

в)С захлёстыванием голени

2 мин.

Дыхание не задерживать


Колени выше

Движения частые

Упражнение на восстановление дыхания

И.п. – о.с. 1- сделать вдох, руки вверх,

2 – и.п. выдох. 3-4 - тоже

5 раз

Вдох глубокий через нос, выдох через рот, руки поднимать и опускать через стороны, спина прямая.

Основная часть

Комплекс упражнений стретчинга выполняется под музыкальное  сопровождение «Голубая вода».



1. «Поза воина»

И.П.- широкая стойка, стопы параллельно, правую стопу развернуть вправо.

1- 2- 3 – медленно поднять руки в стороны;

4 - не опуская рук повернуть голову направо, смотреть на кончики пальцев рук;

5-8 – держать позу.

По 2 раза в каждую сторону

Темп медленный, спину держать прямо.

2. «Солнышко»

И.П. – широкая стойка, правая стопа развёрнута наружу, руки в стороны.

1- 4 - на выдохе наклоняться вправо, пока правая рука не коснётся пола, левая рука вытянута      вверх;

5-8- стоять в наклоне;

9-12- медленно выпрямиться.

То  же в другую сторону

По 2 раза в каждую сторону

Темп медленный, спину держать прямо, выдох через рот.

3. «Дуб»

И.П. – широкая стойка, стопы параллельно, руки опущены вдоль туловища.

1- 2 - поднять руки вверх ладонями друг к другу;

3-4 -  полуприсед, ноги крепко упираются в пол;

5-8- стоять в полуприседе;

9-12 -  И.П.

4 раза

Дыхание не задерживать, спину держать прямо, темп медленный.

4. «Самолёт взлетает»

И.П. - сидя на коленях, руки вдоль туловища.

1- выпрямить назад правую ногу, сесть на левую пятку - вдох;

2- руки поднять в стороны, позвоночник вытянуть вверх - выдох;

3-4 - руки поднять вверх, спина прямая, позвоночник вытянуть вверх - вдох;

По 2 раза в каждую ногу

Темп медленный, спина прямая, вдох через нос, выдох через рот.

6. «Сорванный цветок»

И.П. – сидя на полу, правая нога прямая, вытянута вперёд, левую ногу согнуть назад, колено отвести в сторону.

1- медленно поднять руки вверх, вытянуть позвоночник;

2– 4 - наклониться к прямой ноге, коснуться лбом колена, тянуться руками к пальцам ног, нога прямая;

5- 6- выпрямиться, вытянув позвоночник вверх, потянуться;

По 4 раза в каждую ногу

Темп медленный, спину держать ровно, дыхание не задерживать.

7. «Морская звезда»

И.П. – стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища.

1- сесть на пол между стоп, руки в упоре сзади;

2- передвигая руки назад лечь на спину;

3-4 - колени развести в стороны, руки в стороны.

10 сек.

Темп медленный, дыхание не задерживать, по окончанию упражнения медленно встать, выпрямить одну ногу, затем другую, расслабить.

Круговая тренировка.



1 станция – на гимнастической скамейке.

Ходьба в приседе с набивным мячом в руках.

2 раза

Спину держать прямо, дыхание не задерживать, руки прямые.

2 станция – на гимнастической лестнице. Вис с подъёмом прямых ног до угла 90 градусов

5 раз

Темп средний, дыхание не задерживать.

3 станция – прыжки через скамейку на 2 ногах, стоя лицом к скамейке  (усложнение: прыжки, стоя боком к скамейке).

10 раз

Темп средний, спина прямая, дыхание не задерживать.

Игра « Невод»

3 минуты

Выбираются 2 водящих, остальные расходятся по залу. По сигналу водящие пытаются поймать тех кто бегает, поймав одного, он становится водящим. Побеждает тот кого не поймали.

Упражнение на восстановление дыхания

4х4

И.п. – о.с. –1 сделать глубокий вдох через нос, руки в стороны; 2- выдох через рот, «обнять себя»; 3-4 – т.ж.

Заключительная часть

Упражнение на расслабление всего организма «Снежная баба» выполняется под релакс – музыку «Мечты о лете».



Инструктор: Ребята, представьте, что каждый из вас превратился в снежную бабу. Огромную красивую, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. (Далее дети изображают, как тает снежная баба). Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

Дети ложатся на пол, отдыхают, расслабляются.

Построение. Подведение итогов.

3 мин.

Разбор ошибок. Выявление лучших.




Список используемой литературы


  1. Дробышева, С.А., Салазникова, Л.В. Теоретические основы преподавания дисциплины «Адаптивное физическое воспитание»: Учебное пособие. – Волгоград: ФГОУВПО «ВГАФК», 2009. – 153с.

  2. Дробышева, С.А., Коровина, И.А., Вербина, В.В. Адаптивное физическое воспитание в системе дошкольного и школьного образования лиц с отклонениями в состоянии здоровья (учебное пособие). - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2012. – 196 с.

  3. Потапчук, А.А., Дидур, М.Д. Осанка и физическое развитие детей: программы диагностики и коррекции нарушений. – СПб.: Речь. 2001. – 166 с.

  4. Потапчук, А.А., Матвеев, С.В., Дидур, М.Д. Лечебная физическая культура в детском возрасте [Текст]. – СПб.: «Речь», 2007. -  464с.

  5. Фирилева, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. «Са-фи-дансе» Танцевально-игровая гимнастика для детей. Из-во: «Детство-пресс» Санкт-Петербург 2001. – 163с.

  6. Черная, Н.Л. Нарушение опорно-двигательного аппарата у детей. Учебное пособие /Н.Л. Черная. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.

  7. Логвина, Т.Ю. Физкультура, которая лечит / Т.Ю. Логвина. Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2003. – 172 с.