Название: «Коррекция нарушения речи у детей школьного возраста на уроках развития речи с использование дидактических игр»
ФИО: Горина Вероника Николаевна
Место работы: МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12», г. Тобольск, Тюменская область
Должность: учитель начальных классов, стаж 5 месяцев.
Электронная почта: nikagorina15@gmail.com
Что такое «Тяжелые нарушения речи»?
Дети с тяжелым нарушением речи (ТНР) – это категория детей, имеющих резко выраженную ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Нарушения речи у школьников связаны с разними причинами, имеют различный характер и по-разному сказываются на общем развитии и успешности обучения обучающихся. Задача учителя на уроках развития речи заключается в том, чтобы помочь детям устранить недостатки из речи, повысить уровень владения ими языком, научить школьников пользоваться речью как средством общения и обобщения Никуленко, с.189-190.
Что отмечается у школьника с ТНР?
Это бедность словарного запаса, нарушение грамматического строя и связной речи, неполноценность фонематического восприятия.
Поступление в школу ребенка, с плохо подготовленной речью, имеет неблагоприятные последствия для дальнейшего его развития, если не будут приняты необходимые меры не только со стороны логопеда, психолога, но и учителяНикуленко, с.195.
Учителя проводят коррекционно-воспитательную работу, осуществляя единый речевой режим и обеспечивая реализацию целой системы внеурочных мероприятий.
Какие же игры наиболее эффективны при работе со школьниками, имеющие нарушения речи?
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у младших школьников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.
Как правило основная масса игр направлена на автоматизацию звуков и развитие связной речи. Далее представлены игры апробированные на практике и имеющие результат.
«У белочки в гостях»
Цель: Расширение словарного запаса, развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, знакомство с разными способами словообразования, развитие зрительного внимания.
«Найди нужную комнату»
Цель: Развивать зрительное внимание, учить правильному употреблению в активной речи предлога В, наречий справа, слева.
Описание игры: У Буратино новоселье. Он построил для себя новый дом. В этом доме много комнат. Предложите назвать каждую комнату (гостиная, кухня, спальня, зал). Рассмотрите картинки, находящиеся в левой части картины. Попросите назвать предметы мебели, стоящие в кузове машины. Предложите назвать комнату, где эта мебель может находиться. Помогите Буратино завезти мебель в дом. Машина должна ехать по дорожке такого же цвета, что и кузов машины. Попросите назвать цвет каждой машины. После того как машина подъедет к дому, предложите рассказать Буратино о том, какой предмет мебели он должен поставить в каждую комнату (кровать – в спальню, диван – в зал и т.д.)
«Вставь нужную картинку»
Цель: Развивать связную речь, учить правильно подбирать и употреблять в речи обобщающие слова (кухонная, столовая мебель), закрепить в речи имена существительные в винительном падеже.
Описание игры: Прикрыть листом бумаги нижний ряд картинок. Предложить ребёнку рассмотреть и назвать картинки, расположенные по горизонтали. Затем предлагаем рассмотреть картинки в нижней части листа. Предложить назвать предметы мебели изображённые к каждой части картинки. Чего не хватает в первом ряду? (не хватает прикроватной тумбы, она должна находиться в первом ряду, потому что это мебель для спальни)
Мебель для спальни: кровать, платяной шкаф (потерянная картинка – тумба)
Мебель для гостиной: буфет, круглый стол (потерянная картинка – кресло)
«Угадай по описанию»
Цель: Развивать связную речь, расширять, активизировать словарь, учить составлению сравнительных рассказов о предмете.
Описание игры: Взрослый показывает детям снеговиков. На первый взгляд они как –будто одинаковые, но есть и различия. Поучимся находить сходства и различия. Посмотрите на лица снеговиков, они? (одинаковые, у каждого 2 глаза, оранжевый нос). На головах? (у одних вёдра, у других кастрюли, головные уборы разного цвета). В рукавах? (мётлы, лопаты, веточка). Количество пуговиц? (где две, где три). Давая описание, взрослый вначале называет признак, общий для всех, потом указывает на признак, имеющийся только у трёх снеговиков (синее ведро), далее отмечаем при знак, присущий только двум снеговикам (палка красного цвета) и последний отличительный признак (две пуговицы). Аналогично проходит описание петрушек, матрёшек.
«Кто что услышит»
Цель: развитие слухового внимания, накопление словаря, развитие фразовой речи
Описание игры: Взрослый за ширмой стучит молочком, гремит погремушкой, играет на металлофоне и т.д. , а дети должны угадать, каким предметом произведён звук. Звуки должны быть контрастными.
Игры подобраны с учетом возрастных особенностей школьников начальной школы. Считаю их очень эффективными, так как вижу результат использования данных игр в своей работе. Можно использовать как данном варианте, так и добавлять что-нибудь свое.
Ссылки на источники:
Коррекционная педагогика: учебное пособие/ Т.Г. Никуленко. Ростов на Дону. Феникс,2006. 381 с.
Сборник игр для детей с ТНР http://mdou19.uoura.ru/images/Игры_с_детьми_с_ТНР.pdf