СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Коррекция психических процессов обучающихся с ЗПР с 1 по 4 класс, реализуемые при изучении учебного предмета Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнения к рабочей программе учебного предмета Русский язык начального общего образования (базовый уровень), реализуемые при выполнении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Просмотр содержимого документа
«Коррекция психических процессов обучающихся с ЗПР с 1 по 4 класс, реализуемые при изучении учебного предмета Русский язык»

ДОПОЛНЕНИЯ

к рабочей программе учебного предмета Русский язык начального общего образования (базовый уровень), реализуемые при выполнении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

1. Корректировка содержания учебного материала

Корректировка содержания учебного материала связана с психофизиологическими и когнитивными особенностями обучающихся и направлена на снижение доли теоретического материала в пользу прикладного и практического наполнения программы.

2. Коррекционно-развивающие компоненты

Коррекция психических процессов обучающихся

1 класс

п/п

Раздел (тема)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Психические процессы, подлежащие коррекции

1.

Обучение грамоте.
(Добукварный период)


ЗНАТЬ:
- знать гигиенические правила письма.

- УМЕТЬ:

- определять место ударения в слове;
- вычленять слова из предложений;
- делить слова на слоги,
- обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения,

- писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон.




Развитие способности к организации собственной целенаправленной деятельности.
Развитие механической памяти посредством разучивания скороговорок.
Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

2.

Обучение грамоте.
(Букварный период)


УМЕТЬ:
- показывать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем),
- сравнивать печатную и письменную буквы;
- четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах.








Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи.
Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки).


3.

Обучение грамоте.
(Послебукварный период. Обучение письму.)


ЗНАТЬ:

- правила оформления предложения на письме ( заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения).

УМЕТЬ:

-правильно списывать слова и предложения грамотно (без пропусков, искажений букв), писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением.


Развивать мышление (конкретно – действенное, словесно – логическое).

Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи.

4.

Виды речевой деятельности
(Наша речь)

УМЕТЬ:

-высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов,

- приобретать опыт в различении устной и письменной речи.

-выделять предложения из речи.


Развивать мышление (конкретно – действенное, словесно – логическое)


5.

Виды речевой деятельности
(Текст, предложение, диалог)

ЗНАТЬ:

- правила оформления предложения на письме.
УМЕТЬ:

- сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение,

-приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме,

-сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога,

-употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения,

-писать слова в предложении раздельно.


Развитие способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза полученной информации.

6.

Систематический курс.
(Слова, слова, слова…)


ЗНАТЬ:

-«вежливые слова».
УМЕТЬ:
-приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу

 и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы,
- использовать в речи «вежливые слова»,

-отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.


Развитие процессов анализа, развитие навыка межличностного общения

7.

Систематический курс.
(Слово и слог. Ударение.)


УМЕТЬ:

-сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение,

-приобретать опыт в составлении предложений,

-работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове,

-различать слово и слог,

-наблюдать над слоговой структурой различных слов,

-определять количество в слове слогов.


Формирование способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза, обучение навыкам самоконтроля.

8.

Систематический курс.
(Звуки и буквы)


УМЕТЬ:

-классифицировать слова по количеству в них слогов,

-составлять слова из слогов,

-самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов,

-осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков,

-распознавать условные обозначения звуков речи.


Развитие процессов анализа, развитие навыка межличностного общения

9.

Повторение

УМЕТЬ:

-  различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки,
- различать согласные звуки и буквы.

-находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю,

-оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику.


Формирование способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза, обучение навыкам самоконтроля.









2 класс

п/п

Раздел (тема)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Психические процессы, подлежащие коррекции

1.

Виды речевой деятельности
(Наша речь)

УМЕТЬ:
-рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении,
-наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её,
-различать устную, письменную речь и речь про себя,
-участвовать в учебном диалоге,
-соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Развитие способности к организации собственной целенаправленной деятельности

2.

Виды речевой деятельности
(Текст)

УМЕТЬ:
-отличать текст от других записей по его признакам,
-осмысленно читать текст,

-создавать устный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Развивать мышление (конкретно – действенное, словесно – логическое), развитие способности устанавливать причинно – следственные связи

3.

 Виды речевой деятельности
(Предложение)


УМЕТЬ:
-отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение,
-употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения,
- писать слова в предложении раздельно,
- обозначать графически грамматическую основу.




Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи

4.

Систематический курс.
( Слова, слова, слова)


УМЕТЬ:
-определять значение слова по толковому словарю,

-работать со словарями синонимов и антонимов учебника и находить нужную информацию о слове в этих словарях,
-находить однокоренные слова в тексте и среди других слов,

-работать со словарём однокоренных слов учебника,
-делить слова на слоги,
-определять количество в слове слогов,

- наблюдать за ролью словесного ударения,
-оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов.

Развивать предвосхищающие представления, способность к организованному наблюдению



Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи

5.

Систематический курс.
(Звуки и буквы)

УМЕТЬ:
-распознавать условные обозначения звуков речи,
-определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной,
- использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении,
-находить в слове гласные звуки,
- приобретать опыт в правописании слов с безударными гласными в корне, с парной согласной в конце слова и с мягким знаком,
-различать твёрдые и мягкие согласные звуки ,
-подбирать примеры слов с мягким знаком (ь).

Развитие целостности восприятия, способности к дифференциации

Мыслительные операции: сравнение, обобщение


6.

Систематический курс.

(Правописание буквосочетаний с шипящими звуками)

УМЕТЬ:
-находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями,
-работать с орфоэпическим словарём,

-находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями.

Развитие способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза полученной информации


7.

Систематический курс.
( Части речи)

УМЕТЬ:
-соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи,
-находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой,

-составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя.





Мыслительные операции: сравнение, обобщение

Развитие процессов анализа, развитие навыка межличностного общения

8.

Повторение

УМЕТЬ:
-оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки),
-употреблять прописную букву в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных,

названиях городов, рек и т. д.,
-оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению.

Развивать предвосхищающие представления, способность к организованному наблюдению

Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи

3 класс

п/п

Раздел (тема)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Психические процессы, подлежащие коррекции

1.

Виды речевой деятельности
(Язык и речь.)

УМЕТЬ:
- наблюдать, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь,
- рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков,
-анализировать высказывания о русском языке.

Развитие способности к организации собственной целенаправленной деятельности.
Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам.

Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя.

2.

Виды речевой деятельности
(Текст.

 Предложение.

 Словосочетание.)


УМЕТЬ:
-различать текст и предложение, текст и набор предложений,

-определять тему и главную мысль текста,

-подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста,
- отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение,
- работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам», планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма,
- различать словосочетание и предложение.

Развитие устойчивости внимания через нахождение и выделение границ предложения,
способности к рефлексии.

3.

 Систематический курс.
(Слово в языке и речи.)

УМЕТЬ:
-работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов, омонимов, словарем фразеологизмов, находить в них необходимую информацию о слове.

Развитие умения дифференцировать слова и предметы.
Развитие навыка самоконтроля через проверку выполненной работы.

4.

Систематический курс.
(Состав слова)

УМЕТЬ:
-различать однокоренные слова,

группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов,
- работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове,
- выделять в словах корень, окончание, приставку, суффикс, основу слова.

Развивать предвосхищающие представления, способность к организованному наблюдению.

Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи.

5.

Систематический курс.
(Правописание частей слова)

УМЕТЬ:

-определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм,
-находить и отмечать в словах орфограммы,
-обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности,
- приводить примеры слов с заданной орфограммой,
- контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки.

Развитие целостности восприятия, способности к дифференциации.

Развитие способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза полученной информации.

6.

Систематический курс.
(Части речи)

УМЕТЬ:

-наблюдать изменение имен существительных по числам и падежам,
-изменять имена существительные по падежам, запоминать названия падежей,
- работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного», распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму,
-распознавать имена прилагательные среди других частей речи,
- подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные,
-наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного,
-работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного», разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке,
- распознавать личные местоимения среди других частей речи,
- распознавать глаголы среди других частей речи,
- наблюдать изменение глаголов по временам,
- работать с памяткой «Порядок разбора глагола», пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Развивать предвосхищающие представления, способность к организованному наблюдению

Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи.
Развитие памяти через воспроизведение словесного материала, услышанного на уроке.

7.

Повторение

УМЕТЬ:
-оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
- применить свои знания для выполнения заданий,
-находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания.

Развитие мышления через умение применять изученные правила орфографии правописания слов на практике.
Развитие целостности восприятия, способности к дифференциации.






4 класс

п/п

Раздел (тема)

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Психические процессы, подлежащие коррекции

1.

Виды речевой деятельности
(Наша речь)

УМЕТЬ:
-высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи,
- устно составлять текст по рисунку с включением в него диалога,
- соотносить заголовок и текст,
- различать главные и второстепенные члены предложения

Развитие способности к организации собственной целенаправленной деятельности
Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым

сюжетом картинок и составления связного текста.

2.

Виды речевой деятельности
(Предложение)

УМЕТЬ:
-распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте,
- соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами,
- продолжать ряд однородных членов

Развитие способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза полученной информации

3.

Систематический курс.
(Слово в языке и

речи)

УМЕТЬ:
- выявлять слова, значение которых требует уточнения,
- распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях,
- подбирать к слову синонимы, антонимы,
- работать с памяткой «Разбор слова по составу», с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова»,
- моделировать слова,
- контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки,
- списывать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения, вставлять пропущенные буквы.

Развитие долговременной памяти посредством воспроизведения изученных правил русского

языка.
Развитие навыка самоконтроля через проверку выполненной работы.
Развитие устойчивости внимания через нахождение и выделение границ предложения.


4.

Систематический курс.
(Имя

существительное)

УМЕТЬ:
-различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному,
- изменять имена существительные по падежам,
- определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой,
- определять принадлежность имѐн существительных к склонению с опорой на таблицу,
- работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи»,
-выполнять разбор имени существительного как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Развивать к организованному наблюдению.


Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи.

5.

Систематический курс.
(Имя

прилагательное)

УМЕТЬ:
-находить имена прилагательные среди других слов и в тексте,
-подбирать к данному имени существительному максимальное количество имѐн прилагательных,
- определять род и число имѐн прилагательных,
- изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин),
- контролировать правильность записи в тексте имѐн прилагательных с безударными окончаниями,
- работать с памяткой «Разбор имени прилагательного»,
-выполнять разбор имени прилагательного как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Развитие логического

мышления посредством

исправления ошибок в

словах, предложениях,
через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы.
Развитие способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза полученной информации


6.

Систематический курс.
(Личные

местоимения)

УМЕТЬ:
-находить местоимения среди других частей речи,
-определять наличие в тексте местоимений,
-называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица с опорой на таблицу,
- работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи»,
- выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике.

Развитие процессов анализа, развитие навыка межличностного общения

7.

Систематический курс.
(Глагол)

УМЕТЬ:
- различать глаголы среди других слов в тексте,
-определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении),
- наблюдать над образованием от глаголов в неопределѐнной форме временных форм глагола,
- моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями,
- работать с памяткой «Разбор глагола как части речи», пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.

Развитие представления, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи.
Развитие памяти через воспроизведение словесного материала, услышанного на уроке.
Развитие навыка межличностного общения.

8.

Повторение

УМЕТЬ:

-оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,
- применить свои знания для выполнения заданий,

-находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания,

-работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль.

Развитие мышления

через умение применять

изученные правила

орфографии и правописания слов на практике.
Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи.