к рабочей программе учебного предмета Русский язык начального общего образования (базовый уровень), реализуемые при выполнении адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Корректировка содержания учебного материала связана с психофизиологическими и когнитивными особенностями обучающихся и направлена на снижение доли теоретического материала в пользу прикладного и практического наполнения программы.
№ п/п | Раздел (тема) | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Психические процессы, подлежащие коррекции |
1. | Обучение грамоте. (Добукварный период) | ЗНАТЬ: - знать гигиенические правила письма. - УМЕТЬ: - определять место ударения в слове; - вычленять слова из предложений; - делить слова на слоги, - обводить элементы букв, соблюдая указанное в прописи направление движения, - писать графические элементы по заданному в прописи образцу: правильно располагать на рабочей строке элементы букв, соблюдать интервал между графическими элементами, наклон.
| Развитие способности к организации собственной целенаправленной деятельности. Развитие механической памяти посредством разучивания скороговорок. Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. |
2. | Обучение грамоте. (Букварный период) | УМЕТЬ: - показывать все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем), - сравнивать печатную и письменную буквы; - четко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах.
| Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи. Развитие мелкой моторики рук, механической памяти, устной речи посредством пальчиковой гимнастики (инсценировки). |
3. | Обучение грамоте. (Послебукварный период. Обучение письму.) | ЗНАТЬ: - правила оформления предложения на письме ( заглавная буква в начале предложения, точка в конце предложения). УМЕТЬ: -правильно списывать слова и предложения грамотно (без пропусков, искажений букв), писать под диктовку слова, предложения из 3—5 слов, написание которых не расходится с произношением. | Развивать мышление (конкретно – действенное, словесно – логическое). Развитие способности устанавливать причинно – следственные связи. |
4. | Виды речевой деятельности (Наша речь) | УМЕТЬ: -высказываться о значении языка и речи в жизни людей, о великом достоянии русского народа — русском языке, проявлять уважение к языкам других народов, - приобретать опыт в различении устной и письменной речи. -выделять предложения из речи. | Развивать мышление (конкретно – действенное, словесно – логическое) |
5. | Виды речевой деятельности (Текст, предложение, диалог) | ЗНАТЬ: - правила оформления предложения на письме. УМЕТЬ: - сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение, -приобретать опыт в составлении предложения по рисунку и заданной схеме, -сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога, -употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, -писать слова в предложении раздельно. | Развитие способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза полученной информации. |
6. | Систематический курс. (Слова, слова, слова…) | ЗНАТЬ: -«вежливые слова». УМЕТЬ: -приобретать опыт в различении слов-названий предметов, признаков предметов, действий предметов по лексическому значению и вопросу и объединять слова по значению (люди, животные, растения и др.) в тематические группы, - использовать в речи «вежливые слова», -отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. | Развитие процессов анализа, развитие навыка межличностного общения |
7. | Систематический курс. (Слово и слог. Ударение.) | УМЕТЬ: -сравнивать схемы предложений, соотносить схему и предложение, -приобретать опыт в составлении предложений, -работать со словарями учебника: толковым и близких и противоположных по значению слов, находить в них нужную информацию о слове, -различать слово и слог, -наблюдать над слоговой структурой различных слов, -определять количество в слове слогов. | Формирование способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза, обучение навыкам самоконтроля.
|
8. | Систематический курс. (Звуки и буквы) | УМЕТЬ: -классифицировать слова по количеству в них слогов, -составлять слова из слогов, -самостоятельно подбирать примеры слов с заданным количеством слогов, -осуществлять знаково-символические действия при моделировании звуков, -распознавать условные обозначения звуков речи. | Развитие процессов анализа, развитие навыка межличностного общения |
9. | Повторение | УМЕТЬ: - различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки, - различать согласные звуки и буквы. -находить незнакомые слова и определять их значение по толковому словарю, -оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. | Формирование способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза, обучение навыкам самоконтроля. |
№ п/п | Раздел (тема) | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Психические процессы, подлежащие коррекции |
1. | Виды речевой деятельности (Наша речь) | УМЕТЬ: -рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении, -наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её, -различать устную, письменную речь и речь про себя, -участвовать в учебном диалоге, -соблюдать в речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. | Развитие способности к организации собственной целенаправленной деятельности |
2. | Виды речевой деятельности (Текст) | УМЕТЬ: -отличать текст от других записей по его признакам, -осмысленно читать текст, -создавать устный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. | Развивать мышление (конкретно – действенное, словесно – логическое), развитие способности устанавливать причинно – следственные связи |
3. | Виды речевой деятельности (Предложение) | УМЕТЬ: -отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, -употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения, - писать слова в предложении раздельно, - обозначать графически грамматическую основу.
| Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи |
4. | Систематический курс. ( Слова, слова, слова) | УМЕТЬ: -определять значение слова по толковому словарю, -работать со словарями синонимов и антонимов учебника и находить нужную информацию о слове в этих словарях, -находить однокоренные слова в тексте и среди других слов, -работать со словарём однокоренных слов учебника, -делить слова на слоги, -определять количество в слове слогов, - наблюдать за ролью словесного ударения, -оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношения слов. | Развивать предвосхищающие представления, способность к организованному наблюдению
Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи |
5. | Систематический курс. (Звуки и буквы) | УМЕТЬ: -распознавать условные обозначения звуков речи, -определять положение заданной буквы в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной, - использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении, -находить в слове гласные звуки, - приобретать опыт в правописании слов с безударными гласными в корне, с парной согласной в конце слова и с мягким знаком, -различать твёрдые и мягкие согласные звуки , -подбирать примеры слов с мягким знаком (ь). | Развитие целостности восприятия, способности к дифференциации Мыслительные операции: сравнение, обобщение |
6. | Систематический курс. (Правописание буквосочетаний с шипящими звуками) | УМЕТЬ: -находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч, подбирать примеры слов с такими сочетаниями, -работать с орфоэпическим словарём, -находить в словах буквосочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу, подбирать примеры слов с такими буквосочетаниями. | Развитие способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза полученной информации |
7. | Систематический курс. ( Части речи) | УМЕТЬ: -соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи, -находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой, -составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдений и по вопросам учителя. | Мыслительные операции: сравнение, обобщение Развитие процессов анализа, развитие навыка межличностного общения |
8. | Повторение | УМЕТЬ: -оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки), -употреблять прописную букву в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, названиях городов, рек и т. д., -оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике и по электронному приложению. | Развивать предвосхищающие представления, способность к организованному наблюдению Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи |
№ п/п | Раздел (тема) | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Психические процессы, подлежащие коррекции |
1. | Виды речевой деятельности (Язык и речь.) | УМЕТЬ: - наблюдать, в каких случаях жизни мы пользуемся разными видами речи и что такое хорошая речь, - рассказывать о сферах употребления в России русского языка и национальных языков, -анализировать высказывания о русском языке. | Развитие способности к организации собственной целенаправленной деятельности. Развитие устной речи через умение составлять предложения по картинкам. Развитие устной речи посредством правильного построения ответа на вопрос учителя. |
2. | Виды речевой деятельности (Текст. Предложение. Словосочетание.) | УМЕТЬ: -различать текст и предложение, текст и набор предложений, -определять тему и главную мысль текста, -подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста, - отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, - работать с памяткой «Как разобрать предложение по членам», планировать свои действия при разборе предложения по членам на основе заданного алгоритма, - различать словосочетание и предложение. | Развитие устойчивости внимания через нахождение и выделение границ предложения, способности к рефлексии. |
3. | Систематический курс. (Слово в языке и речи.) | УМЕТЬ: -работать с толковым словарём, словарями синонимов и антонимов, омонимов, словарем фразеологизмов, находить в них необходимую информацию о слове. | Развитие умения дифференцировать слова и предметы. Развитие навыка самоконтроля через проверку выполненной работы. |
4. | Систематический курс. (Состав слова) | УМЕТЬ: -различать однокоренные слова, группировать однокоренные слова (с общим корнем), выделять в них корень, подбирать примеры однокоренных слов, - работать со словарём однокоренных слов, находить в нём нужную информацию о слове, - выделять в словах корень, окончание, приставку, суффикс, основу слова. | Развивать предвосхищающие представления, способность к организованному наблюдению. Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи. |
5. | Систематический курс. (Правописание частей слова) | УМЕТЬ: -определять наличие в слове изученных и изучаемых орфограмм, -находить и отмечать в словах орфограммы, -обсуждать алгоритм действий для решения орфографических задач и использовать алгоритм в практической деятельности, - приводить примеры слов с заданной орфограммой, - контролировать правильность записи текста, находить неправильно написанные слова и исправлять ошибки. | Развитие целостности восприятия, способности к дифференциации. Развитие способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза полученной информации. |
6. | Систематический курс. (Части речи) | УМЕТЬ: -наблюдать изменение имен существительных по числам и падежам, -изменять имена существительные по падежам, запоминать названия падежей, - работать с памяткой «Порядок разбора имени существительного», распознавать, пользуясь памяткой, изученные признаки имени существительного по заданному алгоритму, -распознавать имена прилагательные среди других частей речи, - подбирать к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, а к именам прилагательным — имена существительные, -наблюдать зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного, -работать с памяткой «Порядок разбора имени прилагательного», разбирать имя прилагательное как часть речи в том порядке, какой указан в памятке, - распознавать личные местоимения среди других частей речи, - распознавать глаголы среди других частей речи, - наблюдать изменение глаголов по временам, - работать с памяткой «Порядок разбора глагола», пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи. | Развивать предвосхищающие представления, способность к организованному наблюдению Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи. Развитие памяти через воспроизведение словесного материала, услышанного на уроке. |
7. | Повторение | УМЕТЬ: -оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, - применить свои знания для выполнения заданий, -находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания. | Развитие мышления через умение применять изученные правила орфографии правописания слов на практике. Развитие целостности восприятия, способности к дифференциации. |
№ п/п | Раздел (тема) | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) | Психические процессы, подлежащие коррекции |
1. | Виды речевой деятельности (Наша речь) | УМЕТЬ: -высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи, - устно составлять текст по рисунку с включением в него диалога, - соотносить заголовок и текст, - различать главные и второстепенные члены предложения | Развитие способности к организации собственной целенаправленной деятельности Развитие зрительного восприятия посредством рассматривания серии связанных единым сюжетом картинок и составления связного текста. |
2. | Виды речевой деятельности (Предложение) | УМЕТЬ: -распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте, - соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами, - продолжать ряд однородных членов | Развитие способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза полученной информации |
3. | Систематический курс. (Слово в языке и речи) | УМЕТЬ: - выявлять слова, значение которых требует уточнения, - распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, - подбирать к слову синонимы, антонимы, - работать с памяткой «Разбор слова по составу», с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова», - моделировать слова, - контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки, - списывать текст с расстановкой знаков препинания в конце предложения, вставлять пропущенные буквы. | Развитие долговременной памяти посредством воспроизведения изученных правил русского языка. Развитие навыка самоконтроля через проверку выполненной работы. Развитие устойчивости внимания через нахождение и выделение границ предложения.
|
4. | Систематический курс. (Имя существительное) | УМЕТЬ: -различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному, - изменять имена существительные по падежам, - определять падеж имени существительного, пользуясь памяткой, - определять принадлежность имѐн существительных к склонению с опорой на таблицу, - работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи», -выполнять разбор имени существительного как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. | Развивать к организованному наблюдению. Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи. |
5. | Систематический курс. (Имя прилагательное) | УМЕТЬ: -находить имена прилагательные среди других слов и в тексте, -подбирать к данному имени существительному максимальное количество имѐн прилагательных, - определять род и число имѐн прилагательных, - изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на –ий, -ья, -ов, -ин), - контролировать правильность записи в тексте имѐн прилагательных с безударными окончаниями, - работать с памяткой «Разбор имени прилагательного», -выполнять разбор имени прилагательного как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. | Развитие логического мышления посредством исправления ошибок в словах, предложениях, через умение рассуждать, правильно отвечать на вопросы. Развитие способности выделить главное в изученном материале, развитие процессов анализа и синтеза полученной информации |
6. | Систематический курс. (Личные местоимения) | УМЕТЬ: -находить местоимения среди других частей речи, -определять наличие в тексте местоимений, -называть лицо, число, род у личных местоимений 3-го лица с опорой на таблицу, - работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи», - выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. | Развитие процессов анализа, развитие навыка межличностного общения |
7. | Систематический курс. (Глагол) | УМЕТЬ: - различать глаголы среди других слов в тексте, -определять изученные грамматические признаки глаголов (число, время, роль в предложении), - наблюдать над образованием от глаголов в неопределѐнной форме временных форм глагола, - моделировать в процессе коллективной работы алгоритм определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями, - работать с памяткой «Разбор глагола как части речи», пользуясь памяткой, разбирать глагол как часть речи.
| Развитие представления, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи. Развитие памяти через воспроизведение словесного материала, услышанного на уроке. Развитие навыка межличностного общения. |
8. | Повторение | УМЕТЬ: -оценить результаты освоения тем, проявить личностную заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, - применить свои знания для выполнения заданий, -находить ошибки; выяснять, что явилось причиной ошибочного написания, -работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль. | Развитие мышления через умение применять изученные правила орфографии и правописания слов на практике. Развитие представления, воображения, наглядно – образного мышления; развитие способности устанавливать причинно – следственные связи. |